http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/tadiopomehi.jpg

В настоящее время самолеты тактической авиации оснащаются станциями радиопомех групповой и индивидуальной защиты. Станции групповой защиты устанавливаются на специальные самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые предназначены для прикрытия радиопомехами групп самолетов. Станциями индивидуальной защиты вооружают самолеты тактической авиации с целью срыва их сопровождения радиолокационными средствами противника и наведения на них управляемого оружия.

Так, для специализированного самолета РЭБ военно-морских сил США ЕА-6B разработана станция групповой защиты AN/ALQ-99. Назначение ее — прикрытие ударных авиационных групп путем создания ответных и шумовых радиопомех радиолокационным станциям (РЛС) обнаружения и наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР), а также бортовыми РЛС истребительной авиации ПВО противника. Ответные помехи, как известно, создают на экранах РЛС перемещающиеся отметки, которые затрудняют выделение реальных целей. Шумовые помехи оказывают маскирующее действие на полезные сигналы и могут применяться для подавления радиоэлектронных средств различного назначения. Станция состоит из 4 приемников предупреждения об облучении, 8 передатчиков помех, цифровой ЭВМ, системы управления и индикации, а также системы электропитания. В станции использован формирователь помеховых сигналов с цифровым управлением, что позволяет обеспечить его непосредственную связь с ЭВМ, вырабатывающей сигналы управления в соответствии либо с командами оператора, либо с данными, которые поступают из приемника предупреждения об облучении РЛС противника или из запоминающего устройства.

В станции используется 3 основных режима работы: автоматический, в котором ЭВМ осуществляет селекцию и анализ сигналов РЛС, а также управление распределением помех; полуавтоматический — ЭВМ определяет лишь приоритет принимаемых сигналов, а решение по организации помех принимает оператор; ручной — все функции управления выполняет оператор.

В соответствии с командами управления от ЭВМ, производящей анализ параметров подавляемых радиоэлектронных средств (РЭС), осуществляется соответствующая модуляция высокочастотного генератора, сигналы с выхода которого усиливаются мощной лампой бегущей волны и излучаются передающей системой. Причем в передатчике используется временное разделение излучаемых сигналов с быстрым переключением несущей частоты.

Станция AN/ALQ-99 размещается в 5 контейнерах, 4 из которых подвешиваются на подкрыльевых пилонах, а один — под фюзеляжем. В каждом контейнере находится 1—2 передатчика помех (в зависимости от перекрываемого поддиапазона). Комплект из 5 контейнеров включает в себя 8 передатчиков и позволяет перекрывать диапазон частот от 64 МГц до 10,5 ГГц. Контроль и управление аппаратурой радиоэлектронного подавления (РЭП) самолета ЕА-6В осуществляют три оператора.

Для оснащения специализированного самолета РЭБ военно-воздушных сил США EF-111A используется вариант станции, получивший обозначение AN/ALQ-99Е.

Эта станция включает в себя 10 передатчиков помех, размещенных внутри фюзеляжа самолета EF-111A. Отмечается, что это позволяет сохранить высокие аэродинамические характеристики самолета, а следовательно, дает возможность использовать его непосредственно для сопровождения ударных групп тактической авиации, в том числе и на сверхзвуковых скоростях. Приемник предупреждения об облучении, входящий в состав станции, размещается в верхней части хвостового стабилизатора, а антенны передатчиков помех — под фюзеляжем в обтекателе (его длина 4,9 м).

Станция AN/ALQ-99fc способна создавать в непрерывном и импульсном режимах шумовые и имитирующие помехи радиоэлектронным средствам, работающим в диапазоне частот от 64 МГц до 18 ГГц. Средняя выходная мощность станции 1—2 кВт.

Перед вылетом вводятся параметры подавляемых РЛС известных типов. Если в ходе полета выявляются РЛС новых типов, то оператор может ввести изменения в математическое обеспечение ЭВМ во время полета. Особенностью приемной части станции AN/ALQ-99E является наличие дополнительных ступенчатых аттенюаторов, используемых при больших уровнях сигналов РЛС противника для предотвращения перегрузки входных цепей. Утверждают, что это позволит применять самолет EF-111A не только в зонах барражирования, но и над территорией противника.

Наряду со станцией групповой защиты на самолете EF-111A для организации радиопомех самоприкрытия используется станция индивидуальной защиты AN/ALQ-137. Она также размещается внутри фюзеляжа и способна создавать помехи РЛС в диапазоне частот от 2 до 10 ГГц. Станция предназначена для того, чтобы нарушить работу РЛС обнаружения и наведения путем создания помех, вводящих в РЛС ошибки по определению дальности и скорости. Она работает в режимах ретрансляции принятых сигналов и излучения импульсных ответных помех, а также способна создавать шумовые помехи в режиме непрерывного излучения. Выходная мощность ее 1 кВт в импульсном режиме и 100 Вт в режиме непрерывного излучения.

Разработано уже несколько десятков разных типов станций помех индивидуальной защиты самолетов тактической авиации. Одна из них — широко применяемая трехдиапазонная станция AN/ALQ-119. Первоначально ею планировалось оснащать самолет F-4, применявшийся в боевых действиях на Ближнем Востоке. В настоящее время эта станция используется также на самолетах А-10, F-15, F-16 и F-111.

Станция способна создавать шумовые и имитирующие помехи радиоэлектронным средствам, работающим как в импульсном, так и в непрерывном режимах излучения в диапазоне частот 1,55—10,9 ГГц. В состав станции AN/ALQ-119 входят разведывательный приемник AN/ALR-69, находящийся внутри фюзеляжа самолета, а также ЭВМ и передатчики помех, размещаемые в подвесном контейнере (его габариты 3930Х X540X320 мм).

ЭВМ производит анализ принимаемых сигналов и обеспечивает автоматическое управление мощностью, частотой и видом модуляции излучаемых помеховых сигналов, что позволяет осуществить наилучшее подавление полезных сигналов.

Станция радиоэлектронного подавления нового поколения AN/ALQ-131 способна создавать в широком диапазоне частот шумовые и имитирующие помехи в непрерывном и импульсном режимах работы РЛС наведения ЗУР и РЛС управления истребителями-перехватчиками. Система имеет в своем составе приемник предупреждения об облучении, ЭВМ, передатчики помех и автономный источник электропитания.

Приемник, управляемый ЭВМ, осуществляет поиск и захват сигналов в заданном диапазоне частот. После захвата сигнала бортовая ЭВМ анализирует его параметры и характер угрозы, а затем организует управление передатчиками с целью оптимальной концентрации мощности помех в пределах полосы пропускания следящих систем РЛС противника. Цифровой задающий генератор способен синтезировать одновременно до 40 модулирующих импульсов различной формы. ЭВМ автоматически управляет ресурсами противодействия в соответствии с конкретной радиоэлектронной обстановкой на основе запрограммированного приоритета угроз. Утверждают, что математическое обеспечение системы позволяет вносить коррективы в программу в ходе полета.

Особенность приемника станции AN/ ALQ-13I состоит в его способности вести непрерывное наблюдение за радиоэлектронной обстановкой, в том числе и во время излучения помеховых сигналов. Это обеспечивается автоматической оптимизацией рабочего процесса передатчиков: поддерживается максимальный коэффициент усиления каналов ретранслятора. Величина его определяется в каждом канале с помощью детектора по моменту критического просачивания сигнала передатчика на вход приемника. При самовозбуждении коэффициент усиления канала уменьшается, в противном же случае — увеличивается.

Контейнеры станции AN/ALQ-131, имеющие модульную конструкцию, выпускаются в нескольких модификациях. Различное сочетание модулей позволяет создать 16 вариантов системы с перекрытием от одного до пяти поддиапазонов частот. Наименьшую массу (136 кг) имеет однодиапазонная модификация. В ней приемник располагается внутри фюзеляжа самолета. Основным вариантом является трехдиапазонная модификация станции (масса 233,5 кг), размещаемая в контейнере длиной 2,8 м. Приемник и процессор размещаются в нижней части контейнера. Приемник и процессор пятидиапазонной модификации (масса 465 кг, габариты 4400X620X300 мм) также находятся в контейнере.
Станция AN/ALQ-131 устанавливается на самолетах F-4, F-15, F-16, А-7 и А-10.

Зарубежные специалисты отмечают, что станции РЭП, размещаемые в контейнерах, ухудшают аэродинамические характеристики самолетов. Кроме того, при этом сложно обеспечить развязку передающих и приемных трактов. Решить эту проблему планируют путем разработки аппаратуры РЭП, предназначенной для размещения внутри фюзеляжа.

Одной из перспективных станций такого типа является полностью автоматизированная станция RAPPORT-2 для индивидуальной защиты самолетов «Мираж-5». В ее состав входят приемник с цифровым процессором, передатчик помех, блок управления и индикации, радиопеленгатор и антенная система. Вся аппаратура выполнена в виде 7 сменных блоков: два двухдиапазонных усилителя мощности, блок с задающим генератором передатчика помех и высокочастотной частью приемника, блок усилителя промежуточной частоты приемника и процессор, блок управления и индикации и 2 двухканальных приемника радиопеленгатора.

Особенность станции RAPPORT-2 состоит в том, что для управления используется центральная ЭВМ. Отдельные микропроцессоры служат для решения частных задач. С применением такой конструкции появилась возможность обрабатывать одновременно несколько сигналов, увеличилась надежность системы, снизилась масса (меньше 100 кг) по сравнению со станцией, управляемой одной большой ЭВМ.

В режиме обнаружения приемники станции RAPPORT-2 автоматически просматривают только тот диапазон частот, в котором с наибольшей вероятностью работает РЛС противника. Измеренные параметры обнаруженных сигналов центральная ЭВМ сравнивает с данными предварительной радиотехнической разведки. После идентификации сигналов радиоэлектронная обстановка в виде отметок со специальными обозначениями для каждого типа РЛС отображается в азимутальной плоскости на индикаторе, расположенном в кабине летчика.

При работе в автоматическом режиме центральная ЭВМ передает информацию об обнаруженных и опознанных сигналах в микропроцессор, управляющий ресурсами противодействия. Он обеспечивает точную настройку задающего генератора на частоты РЛС противника в порядке их приоритета, устанавливает оптимальную программу работы системы, выбирает направление излучения помех. Цифровой задающий генератор формирует сигналы помех, которые затем подаются на усилители мощности. Станция способна создавать маскирующие и имитирующие помехи для большинства типов современных РЛС, работающих в диапазоне частот от 2 до 20 ГГц. Зарубежные специалисты отмечают, что благодаря высокой частоте посылок сигналов, а также способности работать в нескольких режимах станция может создавать помехи одновременно нескольким РЛС противника, причем для каждой из них обеспечивается оптимальный сигнал активной помехи. Приемники при этом продолжают непрерывно просматривать частотный диапазон с целью поиска сигналов других РЛС противника и коррекции ранее обнаруженных сигналов.

Разработан усовершенствованный вариант — станция RAPPORT-3, в которой благодаря использованию дополнительных модулей увеличена мощность излучаемых помех, расширен диапазон в сторону миллиметровых волн и введен режим ретрансляции.

Разработки новых станций РЭП ведутся в направлении создания полностью автоматизированных систем, способных ставить помехи различным типам радиоэлектронных средств противника с минимальным участием оператора. Планируется расширить диапазон их рабочих частот, улучшить селекцию источников сигналов РЛС противника. Ведутся, кроме того, работы по созданию антенн с электронным управлением л\ча. Применение станций радиопомех в комплекте с другими бортовыми средствами РЭБ, централизованного управления ими ЭВМ, а также координация действий между самолетами, оборудованными такой же аппаратурой, по мнению зарубежных специалистов, существенно повысит эффективность преодоления самолетами тактической авиации систем ПВО противника.