Современные системы ПВО, обеспечивающие высокую эффективность обнаружения и перехвата воздушных целей, уязвимы для различного рода организованных помех. Использование авиационных средств радиоэлектронного подавления (РЭП) снижает вероятность обнаружения и поражения воздушных целей, что позволяет авиации выполнять боевые задачи в зоне огня активных средств ПВО. Поэтому за рубежом уделяется большое внимание разработке авиационных средств РЭП. Ими оснащают практически все боевые самолеты и вертолеты. Создаются и специализированные самолеты и вертолеты — постановщики помех. Самолеты РЭП планируют использовать для барражирования в зонах вдоль линии боевого соприкосновения войск, а также при полете в боевых порядках ударных групп.
Средства радиоэлектронного противодействия подразделяют на средства разведки (информационная подсистема) и устройства, обеспечивающие создание помех. Первые могут включать аппаратуру радиотехнической разведки, инфракрасные приемники предупреждения экипажа о пуске ракет, приемники предупреждения об облучении лазерными средствами, РЛС обнаружения атакующих ракет со стороны задней полусферы и др.
Основу средств помех (исполнительной подсистемы) составляют станции активных радиопомех. Дополнительно могут использоваться станции ИК-противодействия, устройства постановки пассивных помех, выброса ИК-ловушек и передатчиков помех одноразового действия, а также ракет — ложных целей. Обе подсистемы объединяются в единый комплекс, который управляется устройством, построенным на базе ЦВМ.
К летно-техническим характеристикам самолетов, предназначенных для постановки помех в зонах, как правило, не предъявляются высокие требования. В США для этой цели на основе двухместного палубного штурмовика A-6 создан самолет РЭП EA-6B. Экипаж его состоит из летчика и трех операторов РЭП.
Постановщик помех EA-6B предназначен для прикрытия ударных самолетов флота путем постановки помех наземным и корабельным РЛС обнаружения и сопровождения и станциям радиосвязи, а также для защиты надводных кораблей путем создания помех самолетным РЛС и радиолокационным системам наведения противокорабельных ракет.
Обнаружение РЛС противника, их пеленгация и определение основных параметров сигналов осуществляются приемником РТР AN/ALR-67, размещенным в обтекателе на киле. Он работает в диапазоне 0,5—16 ГГц. Преобразованные в цифровую форму параметры обнаруженных сигналов поступают в ЦВМ устройства управления комплексом РЭП для опознавания типа РЛС и формирования команд управления станцией помех.
В качестве станции помех используется специально разработанная тактическая система РЭП AN/ALQ-99. Одна из модификаций системы РЭП для самолета ЕА-6В — AN/ALQ-99D — работает в диапазоне 64—10 500 МГц, разбитом на 8 поддиапазонов. Ее передатчики размещены в 5 подвесных контейнерах (по два в каждом) и способны развивать мощность до 1000 Вт/МГц. Там же установлены приемники слежения за обнаруженными сигналами, подлежащими подавлению. Сигналы помех формируются в соответствии с измеренными параметрами сигналов подавляемых РЛС и излучаются антеннами с шириной диаграммы направленности 30°.
Бортовая ЦВМ, управляющая комплексом РЭП самолета, осуществляет обработку принятых сигналов, опознавание типов РЛС и оценку степени их опасности, выбор режимов работы и выходной мощности передатчиков, а также ориентацию излучающих антенн в требуемых направлениях. Выбор оптимального режима противодействия основывается на сопоставлении данных радиотехнической разведки (РТР), полученных в реальном масштабе времени, с параметрами РЛС, содержащимися в запоминающем устройстве.
В дополнение к этому самолету в ВВС США с 1982 года поступил самолет EC-130H. Установленная на нем система РЭП «Компасс колл» предназначена для подавления средств радиосвязи (телефонных и передачи данных), радионавигации и опознавания ПВО противника. Экипаж самолета состоит из 16 человек, в том числе восьми операторов: офицер РЭП, три оператора разведки и помех, три лингвиста и специалист по техническому обслуживанию.
К самолетам такого же назначения относятся постановщик помех HFB-320 (ФРГ) и самолеты РЭП С.222 и PD-808CE, созданные в Италии.
Для постановки помех за рубежом используются также дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Американский ДПЛА AQM-34V обеспечивает выброс дипольных отражателей для создания пассивных помех, а также осуществляет постановку заградительных помех РЛС при сопровождении ударных групп самолетов. На замену ему в США принят на вооружение в 1979 году многоцелевой аппарат BGM-34C с дальностью полета 1300 км. В варианте РЭП в съемном носовом отсеке ДПЛА размещается станция помех, работающая в диапазонах частот 250, 500—1000 и 2000—3000 МГц. На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться контейнеры с противора-диолокационными отражателями. Пуск аппарата производится с самолета-носителя DC-130H или с земли.
Для постановки помех из боевых порядков ударных групп используются самолеты РЭП, созданные на базе самолетов, имеющих высокие летно-технические характеристики. Наиболее совершенным самолетом такого класса за рубежом считают американский постановщик помех EF-111A, разработанный на базе тактического истребителя F-111A. В состав комплекса РЭП самолета входят станция РТР, тактическая система РЭП и устройство управления.
Станция РТР AN/ALR-62 обеспечивает ведение разведки в диапазоне 30—15000 МГц с определением координат РЛС, ее типа, режима работы и тактической принадлежности.
Тактическая система РЭП AN/ALQ-99E работает в диапазоне 2—470 см, который перекрывается десятью передатчиками помех мощностью 1—2 кВт. Передатчики размещаются в нижней части фюзеляжа, под обтекателем (длина 4,9 м), и в отсеке вооружения. Управляемые по азимуту в пределах 360L антенны с шириной диаграммы направленности 30° обеспечивают прицельное по направлению излучение помех. При необходимости могут формироваться также всенаправленные помехи.
Устройство управления AN/AYA-6, построенное на базе ЦВМ, обеспечивает автоматизированное управление системой РЭП и контроль за реакцией подавляемых РЛС на выбранный способ создания помех. Управление осуществляется одним оператором с помощью панорамного индикатора, на котором отображаются данные о разведываемых радиоэлектронных средствах и их пеленг.
Созданы также бортовые комплексы РЭП индивидуальной защиты. Наиболее современными из них оснащаются самолеты F-15, F-16, F/A-18 (США) и «Мираж-2000» (Франция).
В США в дополнение к внутрифюзеляжным комплексам РЭП используются контейнерные станции, в частности AN/ALQ-131. На самолетах А-7, А-10, F-4, F-15, F-16, F-111 могут подвешиваться одновременно два контейнера. Станция формирует сигналы подавления обзорных и стрельбовых РЛС и систем наведения ракет в сантиметровом и дециметровом диапазонах и осуществляет излучение одновременно в передней и задней полусферах самолета.
Стратегический самолет-бомбардировщик ВВС США В-1В оснащается комплексом РЭП индивидуальной защиты AN/ALQ-161. Комплекс формирует помехи в диапазоне 0,75—18 ГГц. Приемные и передающие антенны в верхней части диапазона частот выполнены на фазированных решетках. Управление комплексом осуществляется несколькими ЦВМ. Мощность излучения может изменяться до требуемого соотношения помеха — сигнал на входе подавляемой РЛС (с учетом величины эффективной отражающей поверхности защищаемого самолета и измеренных параметров РЛС противника). Комплекс функционально связан с другим бортовым оборудованием с помощью мультиплексной системы обмена данными. Масса его 2360 кг, потребляемая мощность в полису* режиме постановки помех 120 кВт. В состав комплекса входит также устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Для индивидуальной защиты вновь создаваемых самолетов тактической авиации типа ATF в США с 1984 года ведется разработка нового многофункционального комплекса РЭП INEWS. По расчетам специалистов, он сможет обеспечить защиту самолетов от оружия с радиолокационными, ИК-, лазерными и телевизионными системами наведения. Но, как отмечают зарубежные специалисты, сложность заключается в том, что при создании комплекса необходимо обеспечить эффективное сопряжение его практически со всеми бортовыми электронными подсистемами самолета — с бортовыми РЛС, системой опознавания, системами связи и навигации, тактической системой связи и распределения данных ITIDS, бортовыми системами оружия и др.
Комплексами РЭП оснащаются также армейские вертолеты. В основном они предназначены для защиты от атак зенитных средств войсковой ПВО и вертолетов противника. Например, на вертолетах огневой поддержки армии США АН-IS и АН-64А в комплекс РЭП включают станцию РТР, устройство предупреждения о лазерном облучении, станцию радиопомех, станцию ИК-помех и устройство выброса дипольных отражателей.