http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-16p-1.jpg

Как и в случае с разведчиками, развитие постановщиков активных помех Ту-16П разработанных на базе Ту-16 сильно зависело от состояния и совершенствования отечественных средств радиопротиводействия. Первые системы СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., обладали сравнительно невысокими техническими данными (небольшая мощность излучения, большие габариты и масса). Они обеспечивали практически только индивидуальную защиту самолёта, нёсшего эту аппаратуру. В основном эти системы предназначались для борьбы со станциями орудийной наводки зенитной артиллерии, а также наземными, корабельными и самолётными РЛС разработки 1940-х гг СПС-1 и СПС-2 работали в неавтоматизированном режиме, для их эксплуатации необходимо было иметь на борту самолёта дополнительного оператора.

Для создания помех РЛС противника оператор должен был вначале её обнаружить, определить рабочую частоту и после этого навести (настроить) передатчик помех на частоту подавляемой станции. На выполнение этих операций, при условии хорошей профессиональной подготовки оператора, уходило около трёх минут. Это время, особенно при полётах на малых высотах, иногда было соизмеримо с временем пролёта зоны, из которой возможно было при данной мощности аппаратуры «глушение» РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых радиолокаторов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-16p-2.jpg

Выпуск самолётов, оборудованных станциями СПС-1 и СПС-2, начался в 1955 г. Завод №1 выпустил за 1955-1956 гг. 42 Ту-16 с СПС-1, а за 1955-1957 гг. — 102 Ту-16 с СПС-2 (из них четыре в варианте ЗА). На самолётах, нёсших аппаратуру СПС-1 и СПС-2, в грузоотсеке устанавливалась герметичная съёмная кабина оператора с оборудованием управления аппаратурой подавления. Под фюзеляжем, под двумя радиопрозрачными обтекателями находились антенны и генераторы помеховых станций. Машины с СПС-1 и СПС-2 носили обозначение Ту-16СПС или Ту-16П. В 1960-е гг практически все находившиеся в строю Ту-16СПС переоборудовали системой «Букет», разработанной во второй половине 1950-х гг В отличие от СПС-1 и СПС-2 станции этой системы могли работать в автоматическом режиме и создавали помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В «Букет» входили станции СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определённый диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации этих станций: СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н. На одной машине устанавливалась аппаратура одной из них. Самолёты, оборудованные «Букетами», имели обозначение Ту-16П. Аппаратура, находившаяся внутри грузоотсека, практически не меняла аэродинамических характеристик и не ухудшала лётных данных машины. Единственно, чем внешне отличались Ту-16П с аппаратурой «Букет», — наличие длинного, на три четверти длины грузоотсека, радиопрозрачного обтекателя антенной системы аппаратуры подавления. Внутри грузоотсека в изолированном контейнере, отличавшегося по конструкции и компоновке оборудования в зависимости от типа станции (Б-2 — станция СПС-22Н, Б-3 — СПС-33Н, Б-4 — СПС-44Н, Б-5 — СПС-55Н) располагались агрегаты помеховой станции: четыре генератора помех, приёмное устройство, принимавшее и обрабатывавшее сигналы РЛС, четыре дополнительных преобразователя ПО-6000 и один ПТ-6000 для питания аппаратуры переменным током, так как мощности штатных источников переменного тока, установленных на борту Ту-16П, не хватало. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура пассивных помех АСО-2Б.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-16p-3.jpg

Ту-16П с «букетами» предназначались для противодействия работе наземных РЛС дальнего обнаружения и наведения, РЛС целеуказания ЗУР с целью защиты боевых порядков самолётов различных типов при преодолении ими рубежей ПВО противника. С высоты 10000-11000 м один постановщик мог прикрыть радиопомехами группу из нескольких машин, идущих в строю внутри круга диаметром 3000-5000 м, в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Ту-16П переоборудовались «букетами» с 1962 г. Всего за 1960-е гг переделали 34 самолёта под СПС-22Н, девять — под СПС-33Н, 28 — под СПС-44, 50 — под СПС-55. Под систему «Букет» переоборудовали не только Ту-16П (Ту-16СПС), но и Ту-16 «Ёлка», а также некоторые другие модификации. Если на самолёте имелась кабина оператора, то она снималась, так как он для автоматической системы «Букет» был не нужен. Экипаж Ту-16П с «букетами» сокращался до шести человек, как и на обычных бомбардировщиках Ту-16. Оператора пришлось убрать ещё и потому, что при включённых станциях нахождение человека в непосредственой близости от них было равноценно смертному приговору. Во всяком случае, суслика хватало ненадолго, когда любознательный наземный технический состав подносил его к обтекателю антенн «Букета». После этого наземные службы более внимательно относились к мероприятиям по технике безопасности при работах с мощным излучающим оборудованием. С переходом к полётам на малых высотах некоторые самолёты Ту-16П переоснастили помеховой аппаратурой СПС-7, оптимизированной для этих режимов.

Опыт эксплуатации самолётов показал необходимость дальнейшей модернизации помехового оборудования. В течение 1970-х - 1980-х гг. устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты СПС-151, СПС-152, СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций комплекта «Сирень» размещались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо кормовой турели ДК-7. Передающие антенны располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приёмные - в районе первого шпангоута фюзеляжа в носовой части.

Опыт применения самолётов Ту-16П показал, что при плотном построении боевых порядков средств ПВО противника и собственных, что было характерно для европейского ТВД, а также для ТВД ближневосточных военных конфликтов, применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих собственных. Поэтому потребовалось доукомплектовать систему дополнительной аппаратурой, способной вьщавать мощный поток энергии подавляющего сигнала с узкой диаграммой направленности луча. На основании разработки, проведённой в весьма сжатые сроки, начиная с 1972 г 10 Ту-16П с «букетами» (станциями СПС-22Н и СПС-44Н) модернизировали под аппаратуру «Фикус» («заказ 2231»), которая значительно повысила возможности системы подавления. Внешне модернизированные Ту-16П с «фикусами» отличались обтекателем фюзеляжной антенной системы, сдвинутой на бок, по типу антенн РЛБО. В этот же период на самолётах внедрялась новая аппаратура системы подавления «Клюква», по своим параметрам значительно превосходившая применявшуюся ранее. На некоторых машинах ставились помеховые станции СПС-4М «Модуляция» («заказ 2615»).

Следует отметить, что общее количество модификаций Ту-16П, различавшихся множеством комбинаций и типов помеховой аппаратуры, установить крайне тяжело. Например, 226-й отдельный авиационный полк РЭП, базировавшийся под Полтавой, имел в своём составе порядка 30 машин, каждая из которых отличалась от других по комплектации. В 1950-е и в 1960-е гг на самолёты Ту-16П в порядке эксперимента ставили групповую помеховую станцию «Силикат» и серийные станции СПС-5 и СПС-100; в эксплуатации машин с такой аппаратурой не было. Появление на вооружении вероятных противников ракет с тепловыми головками самонаведения, а также опыт локальных послевоенных конфликтов заставили установить на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, аппаратуру инфракрасных помех АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в крыльевых обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ту-16П
Экипаж, чел   9
Размах крыльев, м   33.00
Длина, м   35.20
Высота, м   10.40
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг   
- пустого самолета   37200
- нормальная взлетная   72000
- максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч   1050
Крейсерская скорость, км/ч   780
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3100
Практический потолок, м   12200