В 1972 году московские заводы «Зенит», «Кулон» и «Скорость» предоставили заказчику доработанные аванпроекты истребителей МиГ-29, Т-10, Як-45И и Як-47, сохранивших схему предшественника. Но в отличие от своих конкурентов специалисты ОКБ Яковлева начали разрабатывать два типа истребителей — лёгкий Як-45И и тяжёлый Як-47. Доработанный Як-45И предназначался для ведения воздушного боя с истребителями противника и уничтожения его ударной авиации в основном на малых и средних высотах в любое время суток и при любых метеоусловиях. Самолёт мог перехватывать воздушные цели и на больших высотах при наведении его с земли.
Як-45И отражал концепцию многоцелевого самолета, поскольку предназначался и для уничтожения наземных целей, в том числе малоразмерных и подвижных. Сравнивая расчетные данные Як-45И и МиГ-29, кстати, выполненного по интегральной схеме, видно, что при большем на 500 кг взлетном весе Як-45И образца 1972 года имел большую тяговооруженность и меньшую удельную нагрузку на крыло. Это обещало лучшие маневренные характеристики, что очень важно в ближнем бою. В проектной документации отмечалось, в частности, что «для обеспечения господства в воздухе на всех высотах и по всей глубине прифронтовой полосы действия истребителей Як-45И должны дополняться всепогодными истребителями со сложными системами вооружения и оборудования». По сути, это был первый шаг на пути к тяжелому истребителю Як-47, проект которого предъявили военным в 1972 г.
На Як-45И предполагалось установить прицельно-навигационный комплекс из БРЛС «Жемчуг», сопряжённый с теплопеленгатором и оптико-телевизионным визиром. Комплекс обеспечивал полуавтоматическое управление самолётом в бою, на маршруте и посадке, а также индикацию пилотажных параметров на приборах ПКП-72, ПНП-72 и на индикаторе на лобовом стекле. БРЛС «Жемчуг» обеспечивала обнаружение и захват цели, выдавала целеуказание теплопеленгатору, оптико-электронному визиру и ГСН ракет. Лётчик также располагал вторым каналом целеуказания системы вооружения от нашлемного визира. Информационный полукомпас, входящий в состав системы директорного управления, вычислял автономную траекторию посадки и обеспечивал полуавтоматический полёт на малой высоте (до 200 м) над местностью с уклоном рельефа до 10-15°. Навигационный комплекс обеспечивал определение местоположения самолёта относительно наземных радиомаяков в полярной системе координат, пилотирование по приводным и широковещательным радиостанциям и радиомаякам, а также выдачу информации в систему УВД. Связное оборудование обеспечивало бесподстроечную связь на УКВ-ДЦВ-диапазонах (радиостанция «Журавль-10») и выдачу ответа в системе опознавания госпринадлежности (ответчик «Озон»).
Комплекс обороны сигнализировал лётчику об облучении наземными и бортовыми РЛС с выдачей пеленга (станция «Береза-Л») и защищал самолёт созданием ответно-уводящих активных и пассивных радиопомех (станция активного радиопротиводействия «Герань-УФК» в контейнерном исполнении), а также ИК-помех (средства выброса дипольных и ИК-помех устанавливали в счёт боевой нагрузки). Встроенная система контроля электронной аппаратуры обеспечивала автоматизированный контроль самолётных систем и регистрацию аварийных параметров (самописец «Тестер-И»). Общая масса оборудования составляла 1460 кг.
Две пушки ГШ-23 калибра 23 мм заменили одной пушкой ТКБ-645 калибра 30 мм. При этом артвооружение «переехало» из носовой части фюзеляжа в закабинный отсек и сместилось на правый борт. Ящик на 200 патронов установили непосредственно перед передним фюзеляжным топливным баком. Кроме того, под крылом можно было подвесить четыре контейнера УПК-23 с пушками ГШ-23. Под крылом предусмотрели четыре точки подвески УР класса «воздух-воздух» ближнего боя К-60 (6 шт.) или К-55 (4 шт.) или К-13 (4 шт.). Для «работы по наземным целям» вооружение истребителя дополнили авиабомбами, НАР и зажигательными баками. Самолёт мог нести до четырёх авиабомб калибром до 500 кг, четыре 20-ствольных орудийных блока 80-мм НАР семейства С-8 (или пятиствольных орудийных блока 122-мм НАР семейства С-13 или четыре НАР семейства С-25).
Всё это, по мнению разработчиков, давало возможность лёгкому фронтовому истребителю Як-45И успешно вести маневренный воздушный визуальный бой с истребителями противника и уничтожать его ударную авиацию на малых и средних высотах в ПМУ и СМУ днём и ночью. В материалах проекта говорилось, что «важнейшим фактором, обеспечивавшим истребителю Як-45И завоевание превосходство в воздухе, является его более высокая манёвренность, которая достигается за счёт большой энерговооружённости, относительно малой нагрузки на крыло и наличия эффективных воздушных тормозов».
Основные характеристики Як-45И
Длина общая, м 18.52
Размах крыла, м 10.3
Высота, м 4.65
Площадь крыла, м 40
Силовая установка 2 ТРДДФ
Марка двигателя Р53Ф-300
Взлётная тяга двигателей, кгс
форсажная — 2-8200
Нормальная взлётная масса, кг 13900
Масса пустого самолёта, кг 8830
Нормальная масса боевой нагрузки, кг 620
Масса топлива, кг 4100
Тяговооружённость 1.18
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1440
на H = 11000 мм 2500
Практический потолок, м 22000
Время набора высоты 18000 м, мин 2
Время разгона на H = 1000 м, с
от 600 до 1100 км/ч 12
от 1100 до 1300 км/ч 6
Практическая дальность, км
на скорости 800-900 км/ч у земли 1000
на высоте, при крейсерской скорости 2500
Радиус виража (H = 1000 м, V = 900 км/ч), м 800
Эксплуатационная перегрузка, ед 9
Длина разбега-пробега, м 500