http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/raketa-voz-voz.jpg

В настоящее время ракеты этого класса, предназначенные для поражения разнообразных наземных целей, состоят на вооружении авиации всех стран НАТО. На вооружении авиации США состоят управляемые ракеты (УР) «Буллпап» AGM-12 и «Маверик» AGM-65. Ракеты «Буллпап» AGM-12 представлены, в основном, тремя модификациями: AGM-12B, AGM-12С и AGM-12E. Все они имеют аэродинамическую схему «утка» и состоят из трех отсеков. В переднем отсеке смонтирован блок командной системы наведения и управления, включающий приемник радиокоманд, усилитель радиосигналов, пневмопривод, гироскоп, батарею электропитания и контактную цепь взрывателя. В центральном отсеке помещается боевая часть и электровзрыватель. В хвостовой части ракеты расположен двигательный отсек, в котором смонтирован жидкостный или твердотопливный двигатель.

Система подачи топлива в жидкостном двигателе - вытеснительная. Окислитель и топливо помещаются в двух алюминиевых баках, расположенных тандемом. Внутри переднего бака с окислителем расположен газогенератор, работающий на двухосновном твердом топливе и предназначающийся для создания давления в баках. В центральной части бака с горючим установлена камера сгорания с соплом, имеющим керамическое покрытие. Оба бака связаны каналами, в которых установлены диафрагмы, разрушающиеся пороховыми газами при запуске двигателя. Твердотопливный двигатель снаряжен двухосновным топливным зарядом, имеет стартовый и маршевый режимы работы.

Модификации ракеты «Буллпап» отличаются стартовой массой, что объясняется, главным образом, использованием различных типов боевых частей: у AGM-12B и AGM-12C - полубронебойная, а у AGM-12E - кассетная. Кассетная боевая часть включает в себя 800 осколочных бомб малого калибра массой около 0,5 кг, а каждая бомба, в свою очередь, содержит несколько сотен стальных шариков.

После обнаружения цели осуществляется первоначальное наведение и пуск ракеты. Летчик визуально следит за ракетой и целью в течение всего времени полета ракеты. Специалисты отмечают это как недостаток, так как самолет-носитель лишен возможности совершать маневр сразу после пуска. К недостаткам ракеты относят и то, что использовать ее можно только в условиях хорошей видимости. Кроме того, система наведения УР не защищена от радиопомех.

Ракеты «Маверик» представлены в настоящее время модификациями AGM-65А и AGM-65B. УР AGM-65A построена по нормальной аэродинамической схеме и разделена на четыре отсека. В головном отсеке находится ГСН, включающая координатор цели с телевизионной камерой на карданном подвесе, оптическую систему и электронную аппаратуру. В следующем - установлены кумулятивная боевая часть и контактный взрыватель, взведение которого происходит после удаления ракеты от самолета на безопасное расстояние. Твердотопливный двигатель, работающий в стартовом и маршевом режимах, размещен в двигательном отсеке. И, наконец, в заднем отсеке расположены пневмоаккумулятор, гидронасос, гидропривод рулей и термобатарея.

Наведение ракеты осуществляется следующим образом. ГСН ракеты включается летчиком после визуального обнаружения цели. Изображение местности, имеющееся в поле зрения ГСН, передается на телевизионный экран в кабине летчика. Прицеливание заключается в наложении центра перекрестия телевизионного экрана на изображение цели, после чего ГСН захватывает цель. Как только самолет достигнет разрешенной дальности стрельбы, летчик производит пуск, после этого наведение УР на цель осуществляется автономно.

Ракета AGM-65B в отличие от AGM-65А имеет усовершенствованную телевизионную ГСН, что обеспечивает лучшее качество изображения на экране, размещенном в кабине летчика. Поле зрения ГСН уменьшено с 5° до 2,5°, она имеет увеличенную дальность действия и обеспечивает захват целей меньшего размера.

По мнению зарубежных специалистов, ракеты AGM-65A и AGM-65B обладают рядом существенных недостатков. Во-первых, их можно применять лишь при хорошей видимости. Во-вторых, их боевая часть недостаточно мощна, чтобы поражать сильнозащищенные цели. Чтобы исключить эти недостатки, ведутся работы по созданию новых вариантов УР. В частности, разрабатывается ракета AGM-65D, которую планируют оснастить осколочно-фугасной боевой частью и тепловизионной ГСН.

Осколочно-фугасная боевая часть будет более массивной и снаряжена более мощным зарядом ВВ. Большая масса боевой части обеспечит пробивание цели, и подрыв ВВ произойдет уже внутри ее, что увеличит поражающий эффект.

Применение тепловизионной ГСН, как полагают, позволит использовать ракеты в сложных метеорологических условиях и ночью. Координатор этой ГСН будет включать в себя оптическую систему и электронную аппаратуру для обработки ИК-сигналов. Принимаемые от цели ИК-сигналы поступают через оптическую систему в сканирующее устройство с 20 зеркальными пластинами на внутренней поверхности. Изображение, отраженное от пластин, направляется на ИК-детекторы, с которых видеосигналы поступают на индикатор в кабине самолета.

Поиск и обнаружение цели производится с помощью самолетной ИК-станции, а при отсутствии ее на самолете - тепловизионной ГСН ракеты. При появлении цели на индикаторе летчик осуществляет прицеливание. После захвата цели ГСН осуществляется пуск ракеты. Наведение ракеты производится двумя способами - путем определения центроиды и автокорреляционным. Первый используют, когда цель занимает до 60% угла поля зрения ГСН. Суть способа заключается в том, что с помощью координатора определяется центр изображения цели по ее силуэту. При подлете ракеты к цели, когда силуэт цели занимает более 60% угла поля зрения, происходит переключение на автокорреляционный режим. Производится покадровое сравнение изображения, в результате чего определяется величина автокорреляционной функции и вырабатывается так называемый сигнал ошибок, отрабатываемый автопилотом.

Для оснащения авиации ВМС в США разрабатывается вариант ракеты AGM-65F. На этой УР будет установлена незначительно модифицированная тепловизионная ГСН и осколочно-фугасная боевая часть. Ведется разработка ракеты AGM-65E, предназначенной для корпуса морской пехоты. Она будет оснащена полуактивной лазерной ГСН и осколочно-фугасной боевой частью. Лазерная ГСН, как утверждают, позволит атаковать цель без визуального ее обнаружения.

По сообщениям зарубежной печати, в США изучается возможность создания единой для ВВС и ВМС УР большой дальности стрельбы. Один из ее вариантов предполагается оснастить комбинированным двигателем, который должен обеспечить ракете сверхзвуковую скорость полета. Наведение ракеты на начальном и среднем участках траектории предполагают осуществлять с помощью инерциальной системы, а на конечном - с помощью радиолокационной ГСН, работающей в миллиметровом диапазоне волн.

В Великобритании на вооружении авиации находится УР «Мартель» AJ-168. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме, на ней используется телевизионная командная система наведения. Ракета оснащается полубронебойной боевой частью, подрыв которой осуществляется контактным взрывателем. Силовая установка включает стартовый и маршевый твердотопливные двигатели, установленные соосно один за другим.

Ракета предназначена для действия в основном с малых высот (до 150 м) за пределами зоны действия активных средств ПВО противника. После пуска ракета набирает высоту около 600 м и летит к цели, а самолет разворачивается и летит обратным курсом, поддерживая связь с ракетой по радиолинии. Линия связи имеет два канала: телевизионный «ракета-самолет» - для передачи телевизионного изображения на самолет и командный «самолет-ракета» - для передачи команд наведения на среднем и конечном участках траектории полета УР. Линия связи начинает действовать после набора ракетой высоты. В это время изображение местности по траектории полета начинает передаваться на борт самолета.

Летчик с помощью командного прибора подает на ракету корректирующие команды «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево», при этом имея возможность изменять высоту полета УР до 120 м и ее отклонение влево и вправо до 360 м. На начальном и среднем участках траектории телевизионная камера арретирована (наклонена вниз на 12°). После появления на экране изображения цели (на расстоянии около 3000 м) летчик разарретирует телевизионную камеру, и на экране устройства появляется перекрестие. Затем с помощью командного прибора летчик наводит УР на цель.

На вооружении ВВС Франции имеются ракеты AS-12, AS-30, AS-30L, AS-20 и завершается разработка УР AS-30AL. Ракета AS-12 является самой легкой из французских УР класса «воздух-земля». Команды системы наведения передаются на ракету по проводам, две катушки с которыми (длина провода примерно 6000 м) устанавливают непосредственно на ракете. Сигналы поступают в бортовое декодирующее устройство и после соответствующего преобразования подаются на газовые рули, которые размещены в сопле двигателя. Подрыв боевой части происходит после проникновения ее в цель (пробивается броня толщиной до 40 мм).

Управляемая ракета AS-30 построена по нормальной аэродинамической схеме и имеет два отсека. В переднем из них находится осколочно-фугасная или бронебойная боевая часть и взрыватель. В заднем размещены стартовый и маршевый двигатели, командная система наведения и система управления. Наведение летчик осуществляет при визуальном слежении за ракетой и целью с помощью командного прибора. Для того чтобы ракета была лучше видна в темное время суток, она оснащена трассерами. Перемещением рукоятки командного прибора летчик дает команды - «Вправо», «Влево», «Вверх», «Вниз» и с помощью радиопередатчика посылает их на ракету.

Для управления ракетой применяется и полуавтоматическая инфракрасная система, повышающая точность наведения ракеты и значительно упрощающая ее: летчик должен лишь удерживать перекрестие прицела на цели, а система при этом следит за пламенем трассера, регистрируя отклонение УР от линии визирования. Пропорционально отклонению вырабатываются сигналы коррекции, которые автоматически передаются на ракету.

На базе ракеты AS-30 создана УР AS-30L, отличающаяся массой боевой части и габаритами. При уменьшенной массе ракеты двигатель остался тот же, и это позволило несколько увеличить дальность стрельбы. По той же аэродинамической схеме, что и AS-30, построена ракета AS-20, но она имеет почти в 4 раза меньшую стартовую массу и в 8 раз меньшую массу боевой части.

Новым вариантом является УР AS-30AL, разработка которой завершена в 1984 году. Эта ракета оснащается полуактивной лазерной ГСН и кумулятивной боевой частью. Она используется на тех же самолетах, что и AS-30, при незначительной доработке пусковой установки и панели управления оружием. ГСН позволяет осуществлять пуск ракеты при азимуте цели до ±20°. После пуска УР самолет-носитель может совершать маневр, однако должен обеспечивать при этом подсвет цели. Кумулятивная боевая часть, как сообщается в печати, способна пробивать бетонную стену толщиной до 2 м.

Ракета ASMP имеет инерциальную систему наведения, ядерную боевую часть и комбинированную силовую установку, включающую твердотопливный ускоритель и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Перед пуском в бортовую цифровую ЭВМ ракеты вводят данные о координатах цели, а также о координатах самолета-носителя и его скорости. После отделения ракеты и удаления ее от самолета на безопасное расстояние включается ускоритель, который обеспечивает ракете сверхзвуковую скорость полета. Затем запускается двигатель, работающий на жидком топливе.

На вооружении ВВС Швеции находятся УР Rb04 и Rb05. Ракета Rb04 сконстру ирована по схеме «утка». Ее наведение осуществляется активной радиолокационной системой. На ракете устанавливается фугасная боевая часть. Ракета Rb05 построена по нормальной схеме. Она оснащается жидкостным реактивным двигателем заводской заправки и осколочно-фугасной боевой частью. Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью радиокомандной системы.