http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/FV432.jpg

История появления бронетранспортёра FV432 восходит к 50-м годам, когда было разработано семейство бронированных машин, получивших первоначальное обозначение FV420. Они так и не пошли в серийное производство, но дальнейшая работа в этом направлении привела к появлению семейства машин FV430. Первым стал бронетранспортер FV431, который предназначался для перевозки грузов. Однако он также не пошел в серийное производство. Относившийся к этому же семейству, бронетранспортер для перевозки пехоты имел обозначение FV432, его прототип был закончен в 1961 г. Непродолжительное время FV432 назывался "Троуджен", но затем от этого названия отказались, чтобы избежать путаницы с одноименной автомобильной фирмой.

В 1962 г фирма "GKN Defence" подписала контракт на производство бронетранспортеров FV432. Первые образцы этих машин были готовы уже в 1963 г. Серийное производство бронетранспортеров FV432 продолжалось до 1971 г. и за это время было их выпущено около 3000 единиц. Первые серийные модели обозначались Mk1, следующие — Mk2, а последние — Mk2/1.

В Рейнской армии бронетранспортёр FV432 заменил колёсный бронетранспортёр "Saracen" (6x6) фирмы "Олвис", а с 1988 г. словно бы в дополнение к нему, в подразделения начали поступать боевые машины пехоты Warrior. Большое количество узлов и агрегатов с FV432 использовалось в 105-мм самоходной гаубице FV433 Abbot, которую производила фирма Vickers.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/FV432-2.jpg

Корпус FV432, сваренный из стальных броневых плит, обеспечивает защиту от огня малокалиберной артиллерии и осколков снарядов. Механик-водитель располагается спереди в правой части корпуса. В машину он попадает через люк, цельная крьшка которого открывается влево. В ней смонтирован широкоугольный перископ AFV №33 Mk1, который при езде в ночное время заменяется пассивным прибором ночного видения MELL 5A1. Командир машины сидит за механиком-водителем. Его рабочее место оборудовано башенкой кругового вращения с ручным приводом. В башенке имеется люк с цельной крышкой, в которой смонтированы три перископа AFV №32 Mk1. В передней части башенки установлен 7,62-мм пулемёт GPMG. В отличие от линейных бронетранспортёров FV432, на машинах управление установлен 7,62-мм пулемет "Вгеп LMG".

В свое время рассматривался вопрос о создании нескольких подразделений, оснащённых бронетранспортерами FV432 с башней от бронемашины Fox, вооружённой 30-мм пушюй RARDEN (такой же, что и на БМП Warrior). Этот проект английские военные отклонили, однако несколько таких машин поступили на вооружение Берлинской бригады. Значительное количество бронетранспортеров FV432 было оборудовано легкой башней кругового вращения производства фирмы "Peak Engineering" с 7,62-мм пулемётом GPMG, угол возвышения которого изменялся в секторе от -15° до +50°. Цельная крышка люка, предусмотренного в крыше башни, открывалась назад. На башне устанавливались три перископа и восемь (2x4) дымовых гранатомётов. Сама башня устанавливалась на месте круглого люка в крыше передней части десантного отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение находится слева от механика-водителя. В крыше его передней части устроены входные жалюзи воздухозаборника, в задней — выходные. Выхлопная труба тянется вдоль левого борта машины к ее корме. Двигатель с топливными баками и масляными фильтрами установлен на цельной платформе. Благодаря использованию удлинительных проводов и трубопроводов, он может извлекаться и запускаться вне корпуса машины для проверки и регулировки. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения с датчиком типа "Файэуаиэ".

На бронетранспортере FV432 установлен двухтактный 6-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель Rolls-Royce K60 №4 Mk4F, развивающий (мощность до 175 кВт при 3750 об/мин. Значение удельной мощности FV432 достигает 11,5 кВтЛ. С двигателем взаимодействует полуавтоматическая трансмиссия "Аллисон дивижн ТХ-200-4А", которая производится фирмой Rolls-Royce по лицензии американской компании "Дженерал моторс". Коробка передач обеспечивает движение вперед на шести передачах и задним ходом — на одной. Для доступа к трансмиссии с целью технического обслуживания или консервации служит люк в передней наклонной плите корпуса, прикрытой волноотражательным щитком.
Бронетранспортер развивает максимальную скорость более 52 км/ч, при движении задним ходом — 8.65 км/ч, а на плаву — 6,5 км/ч. При движении по дорогам с твердым покрытием запас хода составляет 480 км (при использовании бензина запас хода сокращается до 420 км).

Десантное отделение, в котором помещается десять солдат с полной выкладкой, находится в корме машины. Солдаты сидят на откидных скамьях, установленных вдоль бортов. При необходимости скамьи поднимаются, что позволяет загрузить в десантное отделение до 3670 кг груза. Десантники входят и выходят из машины через большую прямоугольную дверь в задней стенке корпса. Дверь оборудована оптическими приборами и открывается в правую сторону. В крыше десантного отделения имеется большой круглый люк, закрытый крышкой, состоящей из двух частей, которые крепятся на торсионных валах и распахиваются в стороны.

В состав независимой подвески, роль упругого эпемента в которой играют торсионы, входят десять двойных опорных катков с резиновыми бандажами, два ведущих колеса переднего расположения, два направляющих колеса заднего расположений и четыре (2x2) ролика, поддерживаюших верхние ветви гусениц. Ведущие колеса имеют по два зубчатых венца, которые входят в зацепление с гусеницами через отверстия в их траках. Направляющие колёса ничем не отличаются от ведущих. Это упрощает конструкцию машины и обеспечивает взаимозаменяемость элементов ходовой части. Подвеска первых и последних опорных катков снабжена амортизаторами. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта защитным металлическим экраном, состоящим из трех частей. Стальные траки гусениц соединяются резинометаллическими шарнирами, а на внешней стороне гусениц крепятся сменные резиновые накладки, которые позволяют ездить по асфальтованным дорогам и увеличивают сцепление с твёрдым дорожным покрытием.

FV432 оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Ее основные элементы смонтированы в передней правой части корпуса.

В отличие от американского бронетранспортёра M113, FV432 способен преодолевать глубокие водные преграды только после предварительной подготовки. Это связано с тем, что боевая масса машины, обусловленная применением стального бронирования, чересчур велика по отношению к ее внутреннему обьему. Перед входом в воду устанавливаются специальные экраны, которые в походном положении крепятся к верхним краям корпуса. В развернутом состоянии экраны поддерживаются десятью стойками. Кроме того, в рабочее положение поднимается волноотражательный щиток, а на выхлопную трубу надевается насадка, при помощи которой выхлопные газы выводятся выше плавсредства. Бронетранспортер не оборудован водомётными движителями, поэтому его движение в воде обеспечивается перематыванием гусениц. Следует отметить, что с большинства бронетранспортёров FV432 плавсредства, как правило снимают, что является обычной практикой в английской армии.

Большинство БТР FV432 оставались в строю и после поступления на вооружение БМП Warrior. Ожидалось, что многие конструктивные решения, использованные в FV432, будут применены в машине с новыми системами управления и торможения, совместно разработанными фирмами "Трэкпауэр трансмишнз" и "Коммершиал хидроликс, ЛТД.».

На базе бронетранспортёра FV432 разработаны большой ряд машин различного назначения. На экспорт FV432 поставлялся ограниченно, лишь после начала его снятия с вооружения в Великобритании, некоторое количество машин получила Индия.

Техническте характеристики

Боевая масса, т 15,1
Компоновочная схема отделение управления и моторно-трансмиссионное спереди, десантное сзади
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 10
Длина корпуса, мм 5250
Ширина корпуса, мм 2790
Высота, мм 2280
Клиренс, мм 405
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 13
Борт корпуса, мм/град. 13
Корма корпуса, мм/град. 13
Пулемёты 7,62-мм L7
Тип двигателя горизонтально-оппозитный
6-цилиндровый многотопливный дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 52
Запас хода по шоссе, км 480
Удельная мощность, л. с./т 15,9
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,78
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,05
Преодолеваемый брод, м 1,05