С целью повышения боеспособности сухопутных войск в Великобритании разработана боевая машина пехоты MCV-80 Warrior, которой предусматривалось заменить устаревшие бронетранспортеры FV432 «Троуджен», состоящие на вооружении уже более 20 лет. Вопрос о создании новой БМП был выдвинут еще в 1969 году. В начале 70-х годов фирма «ГКН - Сэики» по заказу министерства обороны спроектировала, изготовила и провела ходовые испытания опытного образца. В 1976 году требования к машине были уточнены, и с 1977-го началась доработка ее конструкции. Основные боевые качества БМП по степени их важности были установлены английскими специалистами в такой последовательности: подвижность, броневая защита, огневая мощь. Первый ходовой макет машины был изготовлен в 1979 году, а уже в 1981-м первый предсерийный образец был готов к испытаниям. К середине 1984 года их прошли 12 опытных БМП (суммарный пробег составил 140 тыс. км). Одна из машин в 1983 году испытывалась на Ближнем Востоке.
При разработке MCV-80 Warrior английские специалисты учитывали опыт создания БМП в США, ФРГ и Франции. По своей компоновке английская машина подобна американской БМП М2 «Брэдли». Для моторно-трансмиссионного отделения отведена передняя часть, боевого - средняя и десантного - кормовая. Механик-водитель размещается в отделении управления (впереди слева), а командир и наводчик - в двухместной бронированной башне. В десантном отделении располагаются семь полностью экипированных пехотинцев. Посадка и спешивание их осуществляются через двухстворчатую дверь в корме корпуса. Наблюдение за обстановкой пехотинцы ведут с помощью двух перископов (в крыше корпуса) и двух смотровых блоков (в кормовой двери). Амбразуры (для ведения огня из стрелкового оружия) в бортах корпуса отсутствуют.
Корпус кыполнен сварным из броневых листов алюминиевого сплава, а башня — из листов стальной брони, между которыми помещен наполнитель. Алюминиевый сплав соответствует американскому типа 7039, который применен в конструкциях бронетранспортера М113А1 и БМП М2 «Брэдли», а также подобен английскому сплаву, использованному для бронирования легкого разведывательного танка «Скорпион» и других машин, созданных на его базе. Боевой вес MCV-80 Warrior составляет 24 т.
Основным вооружением БМП MCV-80 Warrior является 30-мм автоматическая пушка «Рарден», которая установлена на ранее выпущенных английских боевых разведывательных машинах «Фокс» и «Симитэр». Наведение ее в горизонтальной плоскости осуществляется с помощью электропривода, а в вертикальной — вручную. В боекомплект пушки входят выстрелы в основном с бронебойным подкалиберным (с отделяющимся поддоном) и осколочно-фугасным снарядами. Первый при ведении огня на дальности 1000 м пробивает броню толщиной до 30 мм. Для стрельбы могут использоваться также все боеприпасы швейцарской пушки 831L «Эрликон». С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. По бортам передней части башни смонтированы четырехствольные гранатометы.
Наводчик использует комбинированный (дневной и ночной) перископический прицел, установленный неподвижно перед его люком. Аналогичный прицел имеется и у командира, который при поиске цели может поворачивать его на ограниченный угол. По периметру крыши башни расположены также семь смотровых приборов для наводчика и командира.
БМП MCV-80 Warrior характеризуется достаточно высокой подвижностью, что, по мнению английских специалистов, обеспечит эффективность ее взаимодействия на поле боя с танками «Челленджер». Максимальная скорость движения по шоссе 75 км/ч. Машина с места за 18 с может развить скорость до 48 км/ч. Запас хода около 500 км. Преодолеваемые препятствия: подъем под углом 30°, стенка высотой 0,75 м, ров шириной 2,5 м, брод глубиной 1,3 м.
Двигатель, трансмиссия и вспомогательные системы смонтированы в едином блоке, который может быть заменен силами экипажа за 40 мин. Двигатель (мощность 550 л. с.) представляет собой четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизель CV8 ТСА жидкостного охлаждения фирмы «Роллс-Ройс», входящий в тот же конструктивный ряд, что и 12-цилиндровый двигатель танка «Челленджер». Вентилятор расположен сбоку от двигателя, а радиатор — над ним. Воздух для охлаждения забирается через жалюзи в верхней носовой части корпуса, а отработавшие газы отводятся через решетку в передней верхней части правого борта. Топливный бак емкостью 772 л установлен под поликом боевого отделения. Для уравновешивания массы двигателя и его систем, размещенных справа от продольной оси машины, башня сдвинута влево. Отмечается, что благодаря этому достигнуто равномерное распределение нагрузки на гусеницы.
В MCV-80 Warrior применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х300-4В (четыре передачи переднего хода и две заднего), имеющая блокируемый гидротрансформатор и механизм поворота с двойным дифференциалом, а также бесступенчатый гидростатический привод, который обеспечивает в нейтральном положении поворот на месте. Тормозная система включает два гидравлических многодисковых тормоза, работающих в масле. Имеется также механический привод тормозов. Трансмиссия разработана американской фирмой «Аллисон». От нее силовой поток передается через двухступенчатую цилиндрическую зубчатую бортовую передачу на ведущее колесо.
Ходовая часть машины MCV-80 Warrior имеет по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (диаметр 610 мм) и три поддерживающих на борт. Диски опорных катков выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. С двумя передними и задними опорными катками связаны лопастные гидроамортизаторы, установленные в корпусе БМП. Подвеска индивидуальная торсионная. Торсионы изготовлены из высокопрочной стали и обеспечивают динамический ход опорного катка 350 мм, что особенно важно для плавного движения по неровностям. Гусеница (шириной 460 мм) с резинометаллическим шарниром снабжена съемными резиновыми подушками.
БМП MCV-80 Warrior оснащена фильтровентиляционной установкой для создания избыточного давления очищенного воздуха внутри корпуса машины при преодолении участков зараженной местности. Для действий в темное время суток она оборудована приборами ночного видения. Имеется радиостанция, а связь между членами экипажа осуществляется с помощью переговорного устройства.
Ее серийное производство началось в 1984 году. В 1984 году министерство обороны Великобритании объявило о своем намерении закупить первую партию (250 машин), которая оценивается в 150 млн. фунтов стерлингов. Всего же для английских сухопутных войск планировалось заказать около 1000 единиц.
На базе БМП MCV-80 Warrior разрабатывались семейство машин различного назначения, в том числе боевая разведывательная, командно-штабная, бронированная, ремонтно-эвакуационная и инженерная машины, бронетранспортер, самоходный ПТРК, ЗСУ, самоходный ЗРК, реактивная система залпового огня и грузовой транспортер.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, кг 23 500
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Основные размерения, мм:
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6330 (–)
– Ширина 3200
– Высота 1930...2760
– Клиренс 490
– База х Колея 3820 х нет данных
– Ширина гусеницы (шаг трака) 460 (152)
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,7
Вооружение (боезапас, выстрелов):
– 30-мм пушка L21A1 «Рарден» (228 снфрядов)
– 7,62-мм спаренный пулемет L94A1 (2200 патронов)
– 94-мм РПГ LAW-80 (1)
Углы вертикального наведения, град. 0...+45
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания 2 «Raven» (дневн./ночн.) командира и наводчика
Приборы наблюдения 13
Количество амбразур (из них для пулеметов) нет
Средства постановки дымзавесы 8 дымовых гранатометов
Тип и марка двигателя дизель CV8 ТСА «Condor»
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 550
Количество цилиндров 8
Количество оборотов/мин 2300
Удельная мощность, л.с./т 23,4
Емкость топливных баков, л 772
Трансмиссия DDA Х300-4В «Allison»; гидромеханическая с гидростатическим механизмом поворота дифференциального типа
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 75 (–)
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. 30
– крен, град. нет данных
– ров, м 2,5
– стенка, м 0,75
– брод, м 1,3
Бронирование, мм противоснарядная/противопульная броня