http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/FV103-Spartan.jpg

Гусеничный бронетранспортер FV103 Spartan предназначен для размещения расчетов с переносными зенитными ракетными комплексами Blowpipe и Javelin, саперного отделения, используется в качестве машины подвоза боеприпасов самоходного противотанкового ракетного комплекса FV102 Striker. Бронетранспортер FV103 Spartan поступил на вооружение армии Великобритании в 1978 году. Следует заметить, что БТР FV103 Spartan не предназначался для замены в войсках бронетранспортера FV432. Бронетранспортер FV103 Spartan выпопнен по следующей компоновочной схеме: в передней части корпуса слева расположено отделение управления, справа от него находится моторно-трансмиссионное отделение, а средняя и кормовая части корпуса отведены под десантное отделение.

Как и у базового танка FV101 Scorpion, корпус бронетранспортёра сварен из плит алюминиевой брони, однако в его конструкцию внесены некоторые изменения. Силовое отделение выполнено на 130 мм короче и несколько выше, что позволило увеличить размеры десантного отделения. Изменена форма кормовой части корпуса, в которой смонтирована большая дверь для посадки и высадки десанта. На внутренней стороне этой двери закреплены ёмкости для воды и размещена часть боекомплекта. Лобовые детали корпуса не пробиваются 14.5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают экипаж от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин малого калибра.

На том месте, где на танке FV101 Scorpion находилась башня кругового вращения с вооружением, на бронетранспортере FV103 Spartan установлена командирская башенка. Это позволило увеличить экипаж машины до семи человек, помимо командира, механика-водителя и стрелка, в кормовой части машины размещаются еще четыре солдата с полной выкладкой. Десантники входят в машину и выходят из нее через дверь в задней стенке корпуса. В крыше десантного отделения имеются люки и оптические приборы, однако общая конструкция бронетранспортера не позволяет солдатам десанта вести огонь изнутри машины.

Бронетранспортер FV103 Spartan вооружён пулеметом калибра 7.62 мм, расположенным на командирской башенке. Стрелок располагается между командиром и мекаником-водителем и может вести огонь изнутри машины, что стало возможным благодаря использованию системы дистанционного наведения пулемета. Для командира в башенке смонтирован монокулярный прибор наблюдения с восьмикратным увеличением, а по окружности башенки - несколько перископических приборов наблюдения для обеспечения кругового обзора. В ночное время командир может пользоваться пассивным прибором ночного видения, обеспечивающим опознавание танка на расстоянии до 600 м. Дальность обнаружения цели в дневное время около 1200 м.

Кроме того, в десантном отделении по бортам корпуса установлены четыре, а в корме два перископических прибора. Необходимые приборы наблюдения имеется и у механика-водителя. В качестве дополнительного оборудования на FV103 Spartan установлены система кондиционирования, радиолокационная станция слежения за полем боя ZB 298, навигационные приборы, дозиметр и дополнительные средства связи.

На бронетранспортёре используется 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Jaguar J60 №1 Mk100B", развивающий мощность 143 кВт при 4750 об/мин. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода.

Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами, траки стальные. С целью уменьшения шумности на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным (полуосевым-полуцентробежным) воздушным потоком.

FV103 Spartan оборудован индивидуальным плавсредством, которое крепится по периметру корпуса и в развернутом положении позволяет бронетранспортёру преодолевать вплавь водные преграды. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц.

На FV103 Spartan возложены обязанности по выполнению разведывательных заданий, транспортировке расчетов ЗРК и доставке боеприпасов для истребителя танков FV102 Striker. К 1995 г общее количество выпущенных бронетранспортёров FV103 Spartan достигло 960 единиц.

В начале 80-х годов на базе БТР FV103 Spartan была создана самоходная пусковая установка ПТУР MILAN. Над десантным отделением установлена специально сконструированная двухместная башня кругового вращения, на которой смонтированы прицельное оборудование оператора и две направляющие с противотанковыми ракетами MILAN. Еще 11 ракет размещаются в боеукладке в корпусе машины. Для стрельбы в ночных условиях может использоваться тепловизионный прицел. На вооружении сухопутный войск Великобритании состоят 75 таких самоходных ПТРК.

БТР FV103 Spartan оборудуется также другими системами вооружения, в том числе ПТУР TOW, башней с четырьмя готовыми к пуску ПТУР HOT или башней с 20-мм автоматической пушкой. В настоящее время БТР FV103 Spartan производится по мере поступления заказа. Машина состоит на вооружении армий Бельгии, Омана и Великобритании.

Технические характеристики FV103 Spartan
Тип APC Экипаж 3 + 4
Длина **, общая 5.1м
Длина, корпуса 5.1м
Ширина, в целом 2,2 м.
Высота в целом 2,3 м.
Вес: 9,0 тонн
Двигатель Jaguar J60 No 1 Mk 100B 6-цилиндровый бензиновый
Мощность двигателя 190л.с. на 4750 оборотов в минуту
Трансмиссия TN15 crossdrive, полуавтоматическая (7 вперед, 7 назад)
Подвеска торсионная
Мощность / Вес Соотношение 23.3 л.с./т.
Ширина гусеничного трэка 43.2 см
Максимальная скорость: 50 миль/час | 80,5 км/час
Максимальный диапазон движения без дозаправки***: 300 км | 483 км Максимальная скорость 7 км/ч по воде.
Топливый бак 386 л
Наземное давление 0.34 кг/см2
Угол преодолеваемого наклона 60%
Расход топлива, не доступно
Вертикальные Препятствие 0.5 м
Радиус поворота 1,8 м
Ширина преодолеваемого рва 2.1м
Рыхлая почва плотность 0,36
Брод глубина 1,1 (2)

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ

Установка для запуска 2 х 4 дымовых гранат
Броня: Весь корпус сделан из сваренной, армированной-алюминиевой брони.
Она обеспечивающие защиту от попадания 14,5мм снарядов по фронтальной дуге и защиты от прямых попаданий 7,62 мм бронебойных патронов, по всей части транспортного средства.

ВООРУЖЕНИЕ:
1 х 7,62 мм пулемет
Установка для 2 х 4 дымовых гранат
Боеприпасы:
3000 х 7,62 мм боеприпасов
Среднее Вооружение стрелковое оружие