Двухместный бронированный армейский боевой вертолёт круглосуточного действия Ми-28Н в 2003 г. был определен командованием ВВС России основным перспективным ударным вертолётом армейской авиации страны, призванным прийти на смену эксплуатируемым в войсках с первой половины 70-х гг. машинам семейства Ми-24. Вскоре после принятия этого решения, активизировались работы но освоению производства вертолетов типа Ми-28 на заводе в Ростове-на-Дону. В результате, уже 35 марта 2004 г. в воздух поднялся первый собранный в Ростове Ми-28Н (бортовой №02, затем №024), ставший второй опытной машиной данного типа: первый прототип Ми-28Н (№014), построенный МВЗ им. Миля совершил первый полёт ещё 14 ноября 1996 г.
Ми-28Н является дальнейшим развитием опытного армейского боевого вертолёта Ми-28 (в 1982-1991 гг. изготовлены четыре такие машины, в т.ч. две — в усовершенствованном варианте Ми-28А) в направлении оснащения его принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим возможность крутлосуточного боевого применения. Для зтого в состав бортового комплекса Ми-28Н включена оптико-электронная обзорно-прицельная станция (ОПС) разработки ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева" с телевизионным и тепловизионным каналами с широким и узким гиростабилизированными полями зрения, совмещенная с лазерным дальномером и системой управления ПТУР. Она служит для обнаружения и сопровождения наземных целей, прицеливания и обеспечения применения оружия. Для облегчения процессов пилотирования на вертолёте применяется турельная оптико-электронная система (ТОЭС) разработки Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) с телевизионным и тепловизионным каналами. Обе системы расположены в носовой части фюзеляжа: первая в поворотном цилиндрическом контейнере с большими плоскими оптическими окнами, вторая — в небольшом поворотном "шарике". Здесь же, под радиопрозрачным обтекателем, размещена командная радиолиния управления ПТУР «Атака».
Для повышения эффективности круглосуточного И всепогодного применения Ми-28Н предусматривается оснащать также бортовой РЛС разработки и производства Государственного Рязанского приборного завода (ГРПЗ) в шаровом обтекателе нал втулкой несущего винта. Этот радиолокатор в настоящее время проходит стадию доводок и испытаний, поэтому первые серийные Ми-28Н им ещё не комплектуются. Лётные испытания экспериментального образца РЛС на опытном Ми-28Н начаты 16 февраля 2007 г. С помощью бортовой РЛС экипаж сможет обнаруживать и измерять координаты неподвижныx и подвижных наземных целей, вести картографирование земной поверхности, обнаруживать воздушные цели, опасные метеообразования, а также препятствия на маршруте маловысотного полёта — опоры и провода ЛЭП и т.п.
Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н строится на базе современных БЦВМ. Отображение всей прицельной, пилотажно-навигационной и другой необходимой экипажу информации осуществляется на четырех цветных многофункциональных жидкокристалических индикаторах — по два в кабинах лётчика и штурмана-оператора (в каждой имеется также по одному многофункциональному пульту управления с ЖКИ), а в кабине лётчика — ещё и на индикаторе на фоне лобового стекла. В распоряжении экипажа имеются также нашлемная система целеуказания и очки ночного видения. Оба члена экипажа размещаются в бронированной кабине в креслах, обеспечиваюших выживание при аварийных посадках с большими перегрузками.
В состав интегрированного комплекса бортового оборудования Ми-28Н входят также современная навигационная система, пилотажный комплекс и высокоэффективный комплекс средств связи, обеспечивающий в частности, обмен информацией в цифровом телекодовом режиме с наземными и воздушными пунктами управления, летательными аппаратами, боевыми комплексами других родов войск и т.п. Для повышения боевой живучести на поле боя, Ми-28Н оснащается системами обороны: станцией обнаружения лазерного облучения и устройствами отстрела ложных тепловых целей, размещаемыми в сьёмных контейнерах на законцовках крыла.
Бронекабина экипажа, так называемая "ванна", выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа одним выстрелом. Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемёта "Вулкан", лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей - 7,62 мм. Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивают: аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасной системой наведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, при этом экипаж оповещается об инфракрасном и радиолокационном облучении с помощью речевой индикации (набор некоторых фраз типа "противник сзади!"), блоком контрольных ламп и сообщений на МФД (многофункциональный дисплей); устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.
Вооружение Ми-28Н включает подвижную пушечную усчановку НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм (такая же применяется на боевых машинах пехоты, а также вертолётах Ка-50 и Ка-52), размещённую вместе с двумя патронными ящиками с общим боезапасом 250 снарядов на поворотной в пределах 110 по азимуту и от +13 до -40' по углу мест турели под носовой частью фюзеляжа, а также ракетное, бомбардировочное и дополнительное артиллерийское вооружение на четырех подкрыльевых пилонах. Привод пушечной установки - электрический. Питание пушки - ленточное, двухстороннее из двух патронных ящиков, закрепленных на турели. Это значительно повышает надежность работы системы (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию экипаж может выбрать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) непосредственно во время боя.
Под крылом могут подвешиваться до 16 противотанковых управляемых ракет «Атака-В» с полуавтоматическим радиокомандным наведением и максимальной дальностью пуска до 6 км (этот ПТРК хорошо известен в войсках, поскольку аналогичные ракеты «Штурм-В» уже давно применяются на вертолётах Ми-24В (ВП), Ми-24П и Ми-35), блоки неуправляемых ракет калибра 80 и 122 мм, авиабомбы калибра 100, 250 и 500 кг, а также пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 калибра 23 мм управляемые ракеты класса «воздух—воздух» типа «Игла-В».
В настоящее время на Ми-28Н планируют поставить новые ПТУР 9М-120Д "Атака-Д" с увеличенной до 8 км дальностью пуска. Применение этой ракеты на Ми-28А было невозможно из-за низкой разрешающей способности ОПС, не позволяющей вести поиск и обнаружение целей на дальностях более 6 км. Новая РЛС "Ротор" вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.
Вооружение вертолёта Ми-28Н может быть дополнено за счет управляемых ракет типа Р-73 класса "воздух-воздух", способных эффективно поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч. и ракет класса "воздух - поверхность". Возможно оснащение противорадиолокационными ракетами типа Х-25Л. Их наведение может осуществляться как с помощью БРЛС самого вертолета, так и с помощью других вертолетов и самолетов фронтовой авиации для достижения большей дальности применения этих ракет. Вертолёт может использоваться и как постановщик минных заграждений, для чего под крыло подвешиваются контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Также необходимо отметить, что помимо новейших образцов вооружения Ми-28Н может нести всю номенклатуру подвесного вооружения Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования в строевых частях.
Тактико-технические характеристики Ми-28Н
Диаметр главного винта, м 17.20
Диаметр хвостового винта, м 3.84
Длина,м 17.01
Высота ,м 3.82
Масса, кг
- пустого 7890
- нормальная взлетная 10500
- максимальная взлетная 11700
Внутренние топливо, л 1500
ПТБ 4 х 500
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность, кВт 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч 324
Крейсерская скорость, км/ч 265
Перегоночная дальность, км 1105
Практическая дальность, км 500
Скороподъемность, м/мин 816
Практический потолок, м 5700
Статический потолок, м 3700
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески:
4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и
2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или
2 ПУ с 130-мм НУР
Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин
По крыльями - 16 ПТУР Вихрь