http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-35p-01.jpg

Нынешним летом успешно завершились летные испытания очередной версии знаменитого армейского боевого вертолета Ми-24 - модернизированного Ми-35П «Феникс», оснащаемого существенно обновленным комплексом бортового оборудования и расширенной номенклатурой вооружения. В августе утверждена серийная конструкторская документация на модернизированный Ми-35П, и он признан готовым к запуску в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе (ПАО «Роствертол»). Выпуск вертолетов Ми-24, первый из которых поднялся в воздух в сентябре 1969 г., продолжался для отечественных вооруженных сил двумя заводами в течение двух десятилетий - до 1989 г. К тому времени успели изготовить свыше 3000 таких машин, из которых более 700 в экспортных вариантах Ми-25 и Ми-35 были поставлены ростовским предприятием в несколько десятков стран мира. После этого почти десять лет новые вертолеты подобного типа фактически не строились. Но большой интерес к ним, сохранявшийся у зарубежных заказчиков, позволил во второй половине 90-х возобновить их производство на «Роствертоле», и ряд стран получили в 1997-2006 гг. еще более полусотни Ми-35 и Ми-35П.

С конца последнего десятилетия прошлого века разработчик вертолета - МВЗ им. М.Л. Миля (ныне - НЦВ «Миль и Камов») - совместно с заводом «Роствертол» приступил к работам по модернизации серийных Ми-24В и Ми-24П, в результате которых появилось несколько опытных вариантов с различными современными обзорно-прицельными системами, благодаря которым вертолет обрел возможность эффективного круглосуточного боевого применения, в т.ч. с использованием новых комплексов управляемого вооружения. Однако по-настоящему второй жизнью прославленного боевого вертолета стало создание глубоко модернизированного Ми-35М - с силовой установкой из более мощных двигателей ВК-2500-02, несущим винтом с композитными лопастями, Х-образным рулевым винтом, неубирающимся шасси, укороченным крылом, а главное - современным комплексом бортового оборудования с новой обзорно-прицельной системой, электронной индикацией и возможностью применения вооружения в любое время суток. В 2006 г. Ми-35М был запущен в серийное производство на «Роствертоле». Первые партии новых вертолетов пошли на экспорт, а с 2011 г., после более чем двадцатилетнего перерыва, возобновились и поставки отечественным вооруженным силам.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-35p-02.jpg

На военно-техническом форуме «Армия-2018» два года назад были представлены варианты дальнейшей модернизации транспортно-боевых вертолетов семейства Ми-35, причем, наряду с Ми-35М, был впервые представлен и обновленный Ми-35П, называемый «Фениксом»: сохранив «фирменные» черты «классического» Ми-24П, среди которых «длинное» крыло, убирающееся шасси (а, значит, и более высокая максимальная скорость полета, достигающая 335 км/ч), он перенял ряд черт «эмки», например, подвижную установку с 23-мм пушкой вместо прежнего неподвижного орудия калибра 30 мм, одновременно получив новый комплекс управляемого вооружения, современную круглосуточную обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с дальностью обнаружения цели до 10 км, новый цифровой пилотажный комплекс, который улучшает управляемость и повышает устойчивость вертолета, автоматизирует процесс пилотирования, современный комплекс навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями. Новый цифровой пилотажный комплекс КНЭИ-24Э-1 с многофункциональными дисплеями,  на основе автопилота ПКВ-8-35 улучшит управляемость, повысит устойчивость вертолета, а улучшенный прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24-2 повысит точность поражения целей.

От своего предшественника Ми-24 на Ми-35П осталась силовая конструкция, не претерпела значительных изменений и бронезащита, при модернизации основной упор был сделан на комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Таким образом, Ми-35П также, как и Ми-28Н получил качества "ночного охотника". Ми-35П управляется экипажем из трёх человек. Командир располагается в задней кабине, он отвечает за выполнение общих задач полёта. В нижней кабине находится пилот-оператор, в функции которого входит прицеливание и поражение целей. Также он может полноценно управлять машиной. В грузовой кабине располагается борт-инженер. Для защиты лётчиков от стрелкового оружия Ми-35П получил в наследство от Ми-24 бронезащиту кабины пилотов, маслобаков двигателей, главного редуктора и гидробака, а также бронированные лобовые стёкла. Но по-настоящему серьёзная защита экипажа реализована на базе современного бортового комплекса лазерной защиты. Пеленгаторы комплекса располагаются в контейнерах на законцовках консолей крыла. Они обнаруживают пуск ракеты с тепловой головкой самонаведения, а станция лазерной защиты, установленная в хвостовой части вертолёта, уводит ракету в сторону. Однако в базовой комплектации Ми-35П такого оборудования не будет, комплекс лазерной защиты устанавливается по желанию заказчика. В базовой версии Ми-35П имеет в составе оборудования экранно-выхлопное устройство - ЭВУ, которое отсутствует на Ми-24. ЭВУ предназначено для снижения тепловой заметности вертолёта и устанавливается на выхлопной патрубок двигателя. Оно снижает температуру и изменяет направление потока выходящих газов, вследствие чего захват цели ракетой с тепловой головкой самонаведения становится неустойчивым, что повышает возможности самообороны вертолёта и его выживаемость в бою.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-35p-03.jpg

Комплекс вооружения модернизированного Ми-35П «Феникс» в базовой версии включает в себя несъемную подвижную пушечную установку НППУ-23 с двухствольной пушкой калибра 23 мм, неуправляемые ракеты С-8 в 20-ствольных блоках Б8В20-А и универсальные подвесные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. По желанию потенциальных заказчиков для расширения объема решаемых боевых задач предлагается широкий спектр опционного оборудования и вооружения. Модернизированный Ми-35П может оснащаться противотанковыми управляемыми ракетами с лазерным наведением типа 9М120-1 «Атака» или 9М127-1 «Вихрь», управляемыми ракетами класса «воздух-воздух», бомбардировочным вооружением калибра до 500 кг, неуправляемыми ракетами С-13 калибра 122 мм в пятиствольных блоках Б13Л1. В грузовой кабине вертолета возможна установка крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 мм. В качестве опций в состав бортового оборудования вертолета может включаться лазерный комплекс обороны, системы ближней навигации и инструментальной посадки. Так же вертолет может нести комплект аппаратуры управления и пусковых модулей "Стрелец" с УР "Игла".

Силовая установка Ми-35П «Феникс» - два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМА суммарной мощностью на взлетном режиме до 4400 л.с. Винт Ми-35П оснащён алюминиевыми лопастями с защитой от обледенения и разрушения. За борьбу со льдом отвечает токопроводящая нагревающаяся ткань, а следить за нарушениями структуры лопасти помогает азот. Лопасть наполнена этим газом. При малейших трещинах, не видимых для глаза человека, давление внутри лопасти начнёт падать, и техник при регулярном осмотре увидит на специальном индикаторе соответствующий сигнал. Лопасть будет заменена, меняются они на Ми-35П «Феникс» поштучно, в отличие от многих других вертолетов, где замена требуется для всего комплекта лопастей несущего винта.

Если в Ми-35М реализован вариант с неубирающимися шасси для компенсации удара при резкой посадке и укороченным крылом, то Ми-35П «Феникс» больше подходит для поражения крупных бронированных целей. Это скоростная версия, сохранившая черты Ми-24 и созданная для уничтожения площадных целей и живой силы. В данном случае убирающееся шасси позволяет достигать более высоких скоростей. Такой вертолет будет эффективен в локальных конфликтах, проходящих без применения тяжелой техники. Плюсом новой машины также станет то, что она может применяться при высоких температурах и в условиях высокогорья. Ми-35П может использоваться там, где мощности таких штурмовиков, как Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», избыточны. Модернизированный Ми-35П «Феникс» может использоваться как боевой - для уничтожения танков и другой бронетехники, как транспортно-десантный - для перевозки 8 десантников или 1500 кг грузов внутри кабины или 2400 кг на внешней подвеске, как санитарный - для доставки двух раненых в сопровождения медработника.

Технические характеристики Ми-35П «Феникс»
Диаметр главного винта, м  17.30
Диаметр хвостового винта, м  1.50
Длина,м  17.51
Высота ,м  3.90
Масса, кг
- пустого  8200
- нормальная взлетная  11200
- максимальная взлетная  11500
Внутренние топливо, кг  1500 + опционально 1000
ПТБ  1200 (4 х 500 л)
Тип двигателя  2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
Мощность, л.с.  2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч  335
Крейсерская скорость, км/ч  260-280
Практическая дальность, км  1000
Боевая дальность, км  450
Практический потолок, м  4500
Статический потолок, м  1750
Экипаж, чел  2
Полезная нагрузка:  до 8 солдат или 4 носилок или 2400 кг груза
Вооружение:  пушечная установка НППУ-23 с 23-мм пушкой ГШ-23Л
боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески:
4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НУР, или 4х 240-мм НУР C-24Б, или 4 ПУ Б-13Р с 122-мм НУР С-13, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НУР С-5
4 ПУ ПТРК 9М120-1 Атака-ВМ или 9М127-1 Вихрь-1,
РК Стрелец с УР Игла
контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые.
   возможна установка поставщика мин ПФМ-1 (контейнер КМГУ-2)