Двухместный многоцелевой армейский боевой вертолёт Ка-52, обладающий сегодня наиболее совершенным и эффективным комплексом бортового оборудования и вооружения, а также рядом уникальных пилотажных и тактических возможностей, выбран в 2006 г. Министерством обороны для поставки специальным подразделениям российских Вооруженных Сил. Он создан на базе одноместного армейского вертолёта-штурмовика Ка-50, принятого на вооружение Российской Армии Указом Президента России 28 августа 1995 г., но, в силу тяжелейшего положения в экономике страны и практически полного прекращения закупок новой военной техники в 90-е гг., широкого распространения в войсках так и не получившего.
Помимо пяти опытных экземпляров, изготовленных фирмой «Камов» в 1982–1990 гг., авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве в 1991–1998 гг. было построено 12 серийных Ка-50 установочной партии, часть из которых поступила в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а остальные были переданы предприятию-разработчику для дальнейшего совершенствования и создания новых модификаций. Несмотря на выданный в 1996 г. госзаказ на производство партии серийных вертолетов, в течение почти восьми лет программа Ка-50 практически не финансировалась.
Ситуацию удалось переломить только в 2005 г., когда были приняты решения о достройке в Арсеньеве нескольких Ка-50 из оставшегося с конца 90-х гг. задела, а также продолжении государственных совместных испытаний опытного Ка-52 с перспективой включения в гособоронзаказ серийных вертолетов данного типа. После возобновления финансирования в августе 2006 г. на «Прогрессе» смогли доукомплектовать и впервые поднять в воздух последнюю, 12-ю машину из первой установочной партии, а в декабре того же года – еще один серийный Ка-50. В 2008 г. завод изготовил три последних Ка-50, один из которых уже поступил в ЦБП в Торжке. Новых заказов на поставку Ка-50 нет, и производиться теперь будут только Ка-52.
К разработке двухместного варианта Ка-50, который мог бы использоваться не только как всепогодный круглосуточный вертолёт-штурмовик, но и как разведчик-целеуказатель для группы боевых вертолётов – своего рода «командирской» машины армейской авиации, – на фирме «Камов» приступили в 1994 г. В том же году был изготовлен макет и состоялось заседание макетной комиссии, по замечаниям которой головная часть машины была перепроектирована заново, и Ка-52 приобрел свои нынешнее очертания. Опытный экземпляр Ка-52, получивший бортовой №061, был изготовлен осенью 1996 г. на базе одного из первых Ка-50 установочной партии. Первое висение на нем состоялось 25 июня, а первый полет по кругу – 13 августа 1997 г. После проведения испытаний по определению летно-технических характеристик опытный экземпляр Ка-52 использовался для отработки различных вариантов комплектации обзорно-прицельного оборудования. Кроме того, в 1999 г. он участвовал в демонстрационных и ознакомительных полетах в Турции в рамках программы создания вертолета Ка-50-2 «Эрдоган» для турецкой армии, а весной 2001 г. был переоборудован в вариант Ка-52К для участия в тендере на перспективный боевой вертолёт для армии Республики Корея, объявленном в марте 2000 г.
После этого опытный экземпляр Ка-52 снова использовался для отработки различных вариантов построения комплекса бортового оборудования в интересах Российской Армии. Так, на авиасалоне МАКС-2003 вертолёт демонстрировался в следующем варианте комплектации обзорно-прицельного оборудования: радиолокационный комплекс «Арбалет» разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (модуль «воздух–поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух–воздух» – над колонкой несущих винтов), обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-БМ-1» разработки УОМЗ для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа, слева, за радиопрозрачным обтекателем РЛС).
В 2003 г. на опытном Ка-52 успешно завершился этап государственных совместных испытаний по подтверждению лётно-технических характеристик. Однако заказчик продолжал «не замечать» новую разработку «Камова» (напомним, именно в это время основным перспективным боевым вертолётом Армейской авиации России был объявлен Ми-28Н). Тем не менее, на фирме, по сути на инициативных началах, продолжалась кропотливая работа по совершенствованию машины, в первую очередь в части отработки комплекса бортового оборудования и вооружения. Наконец, в 2006 г., при очередной корректировке Гособоронзаказа, в него удалось включить пункт о проведении в полном объеме государственных совместных испытаний модернизированного двухместного многоцелевого боевого вертолёта Ка-52 и освоении его производства на заводе в Арсеньеве. Работа по подготовке к ГСИ началась во второй половине 2006 г., тогда же был разработан план необходимых мероприятий по подготовке производства Ка-52.
Первым Ка-52, выпущенным в Арсеньеве, стал второй опытный вертолёт, получивший бортовой №062 и изготовленный с использованием планера одного из недостроенных на заводе серийных одноместных Ка-50. Впервые в воздух он поднялся 27 июня 2008 г. и после дооснащения на фирме «Камов» системами комплекса бортового оборудования вскоре присоединился к программе ГСИ. Второй прототип Ка-52 стал по сути эталоном для будущих серийных машин, изготовление первых из которых в прошлом году уже велось полным ходом на «Прогрессе».
Каковы же основные особенности нынешнего Ка-52 и в чем его преимущества перед другими современными боевыми вертолетами? Во-первых, буквально несколько слов о компоновке машины. Ка-52 выполнен по «фирменной» для «Камова» схеме с соосными несущими винтами и имеет убирающееся шасси с передней опорой. Это, с одной стороны, обеспечивает ему высокие летно-технические характеристики, а с другой – облегчает условия эксплуатации. Экипаж (летчик и летчик-оператор) размещаются рядом на катапультных креслах К-37-800, что дает возможность в полной мере использовать преимущества современной эргономики кабины, упрощает взаимодействие членов экипажа, обеспечивает отличный обзор и очень высокую вероятность спасения в аварийной ситуации и боевой обстановке, а также возможность и удобство использования машины для переучивания и тренировок летчиков.
Во-вторых, комплекс бортового оборудования «Аргумент-2000». По нему Ка-52 на сегодня практически не имеет себе равных. Он построен на базе современных цифровых вычислителей и имеет открытую архитектуру. В распоряжении экипажа – четыре цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора, два многофункциональных пульта управления с ЖКИ, индикатор на фоне лобового стекла (у левого летчика), нашлемные системы целеуказания и индикации. Основной обзорно-прицельной системой вертолёта является многоканальная гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 в шаровом подвижном контейнере на нижней поверхности носовой части фюзеляжа за обтекателем РЛС. В нем на гиростабилизированной платформе размещены телевизионный канал с широким и узким полями зрения, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения ПТУР.
Слева от ГОЭС, в аналогичном шаровом контейнере, только меньшего диаметра, размещается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами. Обе оптико-электронные системы разработаны УОМЗ и обеспечивают круглосуточное действие. Для расширения боевых возможностей, в т.ч. в сложных метеоусловиях, вертолёт оснащается размещенным в носовой части фюзеляжа радиолокационным комплексом «Арбалет-52» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР». Он может использоваться для всепогодного поиска и атаки целей на удалении 15–20 км, а также для безопасного выполнения низковысотного полета. Все три обзорно-прицельные системы сопряжены друг с другом, а предварительное целеуказание им может выдаваться нашлемной системой.
В состав бортового оборудования входят также современный пилотажно-навигационный комплекс, высокоэффективный комплекс средств связи и обмена информацией, а также бортовой комплекс обороны. О последнем стоит сказать особо. Он включает в себя аппаратуру пеленгации пуска ракет, станцию радиотехнической разведки, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, блоки выброса ложных тепловых целей, аппаратуру оптико-электронного противодействия и станцию активных радиолокационных помех. Подобный по насыщенности комплекс обороны на боевых машинах Армейской авиации еще никогда не применялся.
И в-третьих, комплекс вооружения – также наиболее мощный из применяемых на современных боевых вертолетах. Он включает в себя высокоточную ограниченно подвижную пушечную установку НППУ-80 с пушкой 2А42 калибра 30 мм селективного питания (такой же, как у Ми-28Н и боевых машин пехоты), расположенную на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы, а также разнообразное управляемое и неуправляемое ракетное, бомбардировочное и дополнительное артиллерийское вооружение, закрепляемое на четырех пилонах под крылом. Скоростной прецизионный гидравлический привод пушечной установки обеспечивает ее отклонение по азимуту в диапазоне углов от -2,5 до +9° и по углу места от +3,5 до -37°. Отличная маневренность Ка-52 обеспечивает высокую точность стрельбы и из неподвижной пушки – прицеливание в этом случае осуществляется поворотом корпуса вертолета.
Боекомплект пушки состоит из 460 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасно-зажигательных снарядов в двух патронных ящиках. Дополнительное артиллерийское вооружение представлено пушечными контейнерами УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм с боекомплектом 250 патронов. Базовый тип управляемого ракетного вооружения – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» разработки тульского КБ приборостроения (КБП) с автоматической лазерной лучевой системой наведения и максимальной дальностью пуска 8 км, уже принятые на вооружение в составе одноместного боевого вертолета Ка-50. Боекомплект включает 12 ракет «Вихрь» – по шесть на каждой пусковой установке в трубчатых контейнерах. Кроме того, на Ка-52 могут применяться многоцелевые ПТУР «Атака-М» конструкции коломенского КБ машиностроения (КБМ) с полуавтоматической радиокомандной системой наведения и дальностью пуска до 6 км (аналогичные ракеты используются на Ми-28Н). ПТУР «Атака» уже прошли испытания в составе вертолета Ка-52.
В дальнейшем предусмотрено включение в состав вооружения Ка-52 перспективных противотанковых управляемых ракет типа «Гермес-А» и «Хризантема». ПТУР «Гермес-А» разработана в КБП, имеет комбинированную систему наведения (инерциальное наведение на начальном этапе полета и лазерное самонаведение на конечном) и дальность пуска до 15 км. На вертолете может одновременно подвешиваться до восьми ракет «Гермес-А». Пусковая установка с четырьмя контейнерами ПТУР «Гермес-А» демонстрировалась на вертолете Ка-52 на авиасалоне МАКС-2007. Вертолетный вариант ПТУР «Хризантема» создается в КБМ на базе уже принятого на вооружение сухопутных войск и поставляемого на экспорт самоходного ПТРК «Хризантема-С». Ракета имеет двухканальную систему наведения – автоматическую радиолокационную с наведением в радиолуче и полуавтоматическую с наведением в лазерном луче. Дальность пуска ракеты – до 6 км. Для поражения воздушных целей Ка-52 может оснащаться четырьмя управляемыми ракетами «воздух–воздух» «Игла-В» с тепловыми головками самонаведения и дальностью пуска до 5 км. Неуправляемое ракетное вооружение представлено НАР калибра 80 и 122 мм в блоках по 20 и пять ракет соответственно, бомбардировочное – авиабомбами калибра 250 и 500 кг, зажигательными баками и контейнерами мелких грузов КМГУ с авиабомбами и минами малых калибров.
Первые Ка-52 оснащаются серийными двигателями ТВ3-117ВМА взлетной мощностью по 2200 л.с., но в ближайших планах разработчика – установка на вертолёт модернизированных турбовальных двигателей ВК-2500 совместной разработки санкт-петербургского ОАО «Климов» и запорожского ОАО «Мотор Сич» с повышенной мощностью на взлетном режиме до 2400 л.с. и введением дополнительного чрезвычайного режима (2700 л.с. в течение 30 минут). Оснащение Ка-52 двигателями ВК-2500 позволит сохранить лётные характеристики машины на уровне одноместного Ка-50, несмотря на установку значительного числа новых и дополнительных систем бортового оборудования и вооружения.
На заседании Госкомиссии 26 декабря 2008 г. было заявлено, что опытные Ка-52 успешно завершили очередной этап ГСИ. Это дало возможность подписать предварительное заключение с рекомендацией о выпуске установочной партии вертолётов. Торжественная церемония запуска Ка-52 в серийное производство на заводе в Арсеньеве состоялась 29 октября 2008 года. Тогда собравшимся был продемонстрирован на земле и в полете первый Ка-52 установочной партии – его лётные испытания начаты в октябре. Он стал вторым Ка-52, выпущенным заводом «Прогресс» в 2008 году.
Лётно-технические характеристики Ка-52
Длина вертолета (без винтов), м 14,2
Диаметр несущего винта, м 14,5
Высота вертолета, м 4,9
Взлетная масса, кг:
- нормальная 10 400
- максимальная 11 300
Максимальная масса боевой нагрузки, кг 2300
Скорость полета, км/ч:
- максимальная 310
- крейсерская 270
Потолок, м:
- статический 3900
- практический 5300
Дальность полета, км:
- практическая (с 5% резервом, у земли) 520
- перегоночная (с ПТБ) 1080
Тип двигателей ТВ3-117ВМА
Взлетная мощность, л.с. 2х2200