Проведению ОКР по созданию нового перспективного среднего танка предшествовала глубокая предварительная проработка направлений дальнейшего развития танков. В период с 25 по 28 июля 1962 г. в ГК СМ СССР по ОТ было проведено совещание главных конструкторов танковых заводов, специалистов научно-исследовательских организаций и КБ Государственных комитетов СМ СССР по оборонной технике, по радиоэлектронике и по электронной технике, а также представителей МО СССР. В решении совещания было отмечено, что «на основе достигнутого уровня науки и техники (ракетостроения, приборостроения, средств автоматизации, противоатомной защиты и др.) представляется возможным в настоящее время приступить к разработке перспективного танка, который по своим боевым свойствам и техническим характеристикам будет представлять дальнейший качественный скачек в танкостроении.
При успешном решении ряда проблемных вопросов такой танк может быть создан за 4 года в весе среднего танка, с ракетным вооружением, с полуавтоматической системой управления снарядом... Перспективный танк будет трудноуязвим, так как он будет иметь высоту не более 1600 мм (против 2300 мм и более у пушечных танков) с возможностью опускания на днище и самоокапывания... Танк будет иметь надежную противоатомную защиту..., коллективную защиту экипажа от химических и бактериологических средств поражения, а (при положительных результатах выполняемой НИР) также и активную защиту от ракет и кумулятивных снарядов».
Предварительная компоновочная схема нового перспективного танка, получившего обозначение «Объект 775», была рассмотрена 22-24 октября 1962 г. в КБ Челябинского тракторного завода. Разработанная ЧТЗ (главный конструктор Исаков) компоновочная схема танка «Объект 775» представляла собой схему общей компоновки танка с размещением экипажа в составе двух человек (командир-оператор и механик-водитель) во вращающейся башне и кормовым расположением МТО. Для вооружения перспективного танка был выбран к разработке ПТУР «Рубин» калибра 125-мм с полуавтоматической системой управления. На основании полученных результатов 12 января 1963 г. председатель ГК СМ СССР по ОТ Л.В. Смирнов и зам. министра обороны СССР Маршал Советского Союза В.Н. Чуйков обратились в СМ СССР с ходатайством о проведении ОКР по созданию перспективного танка и комплексов ракетного вооружения для этого танка.
30 марта 1963 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была задана ОКР по созданию перспективного танка массой 34-35 т, высотой 1500-1700 мм с комплексом управляемого и неуправляемого ракетного оружия с обеспечением максимальной унификации с агрегатами разрабатываемого в Харькове среднего танка «Объект 432». Головными исполнителями работ были назначены: по танку в целом - ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков); по ПТРК «Рубин» - СКБ ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор Б.Й. Шавырин); по ПТРК «Астра» - ОКБ-16 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор А.Э. Нудельман); по комплексу неуправляемого реактивного
снаряда - НИИ-147 ГК СМ СССР по ОТ (руководитель работ A. Ганичев). Данным Постановлением ЧТЗ поручалось изготовление двух опытных образцов для проведения заводских испытаний в I квартале 1965 г. и трех опытных образцов (из них один с газотурбинным двигателем) для полигонно-войсковых испытаний в IV квартале 1965 г. Эскизный проект танка был представлен на рассмотрение НТС ГК СМ СССР по ОТ 14 января 1964 г.
В проекте танка «Объект 775» предлагалась классическая схема общей компоновки с размещением экипажа из двух человек в корпусе и башне, с двумя вариантами установки управляемого оружия во вращающейся башне и с двумя вариантами МТО. Отделение управления находилось в носовой части корпуса. Особенностью его компоновки являлось расположение механика-водителя полулежа (под углом наклона 45°) вдоль продольной оси машины. Над сиденьем механика-водителя располагался входной люк, в крышке которого устанавливался дневной или ночной бесподсветочный смотровой прибор «Беркут». За сиденьем в днище корпуса был предусмотрен люк запасного выхода экипажа.
Боевое отделение было разработано одинаковым для двух вариантов установки управляемого оружия - ПТРК «Рубин» и ПТРК «Астра». Оно находилось в башне и cpeднeй части корпуса и в нем размещался командир-оператор. Сиденье командира находилось с левой стороны боевого отделения в герметизированной кабине, обеспечивавшей командиру защиту от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. При использовании ПТРК «Рубин» осуществлялось полуавтоматическое наведение ракеты, при использовании ПТРК «Астра» командир-оператор производил ручную корректировку полета ракеты для наведения на цель.
Для наблюдения у командира-оператора были установлены выдвижной панорамический перископ, обеспечивавший ему круговой обзор, и три перископических смотровых прибора. При ведении огня из установленного оружия использовались перископический дневной прицел - прибор управления с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях и пассивный ночной прицел. Согласно проекту ночной прицел должен был обеспечить возможность стрельбы на дальностях до 1500 м.
В передней части башни располагались единая пусковая установка для управляемых ракет и неуправляемых реактивных снарядов и спаренный с ней 7.62-мм пулемет ПКТ Пусковая установка - безоткатная, закрытого типа. При использовании ПТРК «Рубин» в трубе были выполнены винтовые нарезы для пуска НУPC, из которых четыре более глубоких нареза использовались для пуска управляемой ракеты. При использовании ПТРК «Астра» в трубе имелись аналогичные винтовые нарезы для НУPC и два продольных паза для пуска управляемой ракеты. На торцевой стороне казенника пусковой установки располагался механизм выброса поддонов, через люк в крыше башни после приведения системы на угол заряжания и открытия клина затвора. В соответствии с требованиями в боекомплект танка должны были входить 24 управляемых ракеты или 48 НУPC, которые предполагалось разместить в механизме заряжания. В одной и той же ячейке (трубе) конвейера укладывалась или одна управляемая ракета, или два НУРС, поскольку длина НУРС была равна половине длины ракеты.
На основании материалов разработки комплексов «Рубин» и «Астра», учитывая технические преимущества и более высокую степень отработки конструкции, для дальнейшей работы над управляемым оружием был выбран комплекс «Рубин». Полуавтоматическая система управления модернизированного комплекса «Рубин» обеспечивала более легкую работу оператора, чем система управления комплексом «Астра», где оператор вручную корректировал полет ракеты. Кроме того, комплекс «Рубин» обеспечивал более высокую вероятность попадания ракетой в цель на дальностях от 600 до 1000 м, чем комплекс «Астра». Применительно к установке ПТРК «Рубин» боекомплект машины был ограничен 37 выстрелами (15 управляемых ракет и 22 НУРС), а калибр управляемой ракеты составлял 125 мм. Боекомплект к спаренному пулемету состоял из 2000 патронов.
Броневая зашита танка - противоснарядная, комбинированная, была разработана ЧТЗ совместно с филиалом ВНИИ-100. Согласно проекту она обеспечивала защиту от кумулятивных снарядов, пробивавших стальную броневую плиту толщиной 700 мм при курсовых углах ±20° по корпусу и ±40° по башне. Броневой корпус танка представлял собой сварную конструкцию с дифференцированным бронированием и большой конструктивной прочностью. Bepxний и нижний лобовые листы корпуса устанавливались под углом наклона от вертикали соответственно 78° и 53°. Для противорадиационной защиты использовался подбой из специального материала и в отдельных местах листовой свинец. Днище корпуса толщиной 15 мм имело две выштамповки: под ВКУ и под сиденьем механика-водителя в отделении управления. Конструкция крыши МТО была такой же, как у танка «Объект 432».
Башня танка изготавливалась или цельнолитой, или сварной крышей. Был разработан вариант башни с комбинированной броневой преградой и вариант опоры башни из алюминиевого сплава с пластмассовыми шарами. Защита механика-водителя и командира-оператора была выполнена по принципу конструкции замкнутых кабин. Полиэтиленовая защита отделения управления образовывала герметизированную кабину, сообщавшуюся с боевым отделением через раскрывавшийся проем. Кратность ослабления проникающей радиации была равна 70, наведенной радиации - 36. На танке предполагалось установить унифицированное автоматическое противопожарное оборудование «Роса», систему ПАЗ с прибором радиационной и химической разведки «Электрон-2» и кондиционер.
Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части. Проект МТО также был представлен в двух вариантах: с двухтактным дизелем 5ТДФ мощностью 515 кВт (700 л.с.) и с восьмицилиндровым V-образньтм дизелем 28П с турбонаддувом мощностью 515 кВт (700 л.с.). МТО с двигателем 5ТДФ но узлам и агрегатам и их расположению было таким же, как у танка «Объект 432», но отличалось наличием автоматической системы управления. Эта система обеспечивала автоматическое переключение передач, а также полуавтоматическое дистанционное управление золотниками включения фрикционов и тормозов в БКП при повороте танка. Задающими параметрами автоматической системы являлись скорость машины и положение педали подачи топлива. Перевод системы в автоматический режим производился механиком-водителем с помощью клавишного переключателя, встроенного в пульт управления, который располагался перед ним. Поворот танка как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режиме осуществлялся включением передачи в коробке передач отстающего борта на одну ступень ниже. Изменение радиуса поворота достигалось за счет подачи напряжения на обмотку электромагнита бортового регулятора давления в зависимости от угла поворота руля.
Во втором варианте компоновки МТО двигатель 28П устанавливался вдоль продольной оси корпуса в одном блоке с механической трансмиссией (без бортовых редукторов). Кроме того, были разработаны системы управления оборудованием для самоокапывания, изменения клиренса, а также обеспечения пуска двигателя с буксира. Для осуществления режимов буксировки и пуска двигателя с буксира в трансмиссии имелись специальные откачиваюший и нагнетающий масляные насосы с приводом от ведущих колес. Конструкция ходовой части машины была такой же, как у танка «Объект 432», за исключением введения механизма изменения клиренса, который состоял из 10 гидравлических цилиндров, располагавшихся снаружи машины и рычагов, устанавливавшихся на балансирах всех, кроме первых, узлов подвески. Для натяжения гусеницы устанавливался специальный гидравлический натяжной и компенсирующий механизм. В его состав входили два гидравлических цилиндра, располагавшихся один над другим. Внутренний цилиндр предназначался для предварительного натяжения гусеницы, наружный - для поддержания постоянства натяжения гусеницы при движении машины.
В качестве источников электроэнергии предполагалось использовать восемь аккумуляторных батарей 6СТ-70 напряжением 12 В и емкостью 70 А-ч каждая с параллельно-последовательным соединением, обеспечивавших в стартерном режиме напряжение 48 В. а в остальных режимах работы - 24 В. Предполагалась установка более мощного стартер-генератора СГ-15 мощностью 15 кВт. Для внешней связи предполагалось использовать радиостанцию Р-123, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-124. Оба члена экипажа имели возможность выхода на внешнюю связь. В кормовой части танка устанавливалось встроенное оборудование для самоокапывания. При преодолении танком водных преград глубиной до 7 м использовалось ОПВТ.
В апреле 1964 г. на совместном совещании УНТВ и ГКОТ было принято решение о доработке эскизного проекта ганка «Объект 775». Осенью 1964 г. был разработан технический проект ганка «Объект 775» с максимальной унификацией узлов и агрегатов с танком «Объект 432», с расположением всех членов экипажа в башне и установкой ПТРК «Рубин». Компоновка танка исключала возможность применения штатных дневных и ночных приборов механика-водителя и требовала создания принципиально нового оптического приборного комплекса механика-водителя. В зависимости от результатов испытаний комплекса телевизионной аппаратуры «Алмаз», смонтированной в тапке Т-55, предусматривалась возможность установки телевизионного комплекса приборов стрельбы и наблюдения в танке «Объект 775». В связи с решением правительства о прекращении работ по телевизионному комплексу «Алмаз» это направление не получило развития.
Для ускорения выполнения ОКР и согласования вопросов, возникавших при создании и доводке танка, 22 мая 1965 г. был образован Совет главных конструкторов по танку «Объект 775» во главе с главным конструктором ЧТЗ П.П. Исаковым. Два опытных образца танка «Объект 775» были изготовлены на ЧТЗ в июне и декабре 1966 г. В 1966-1968 гг. танки прошли заводские и полигонные испытания, которые выявили несоответствие ряда характеристик заданным требованиям (по боевой массе и высоте машины, кратности ослабления радиации), крайне стесненное расположение членов экипажа, трудность управления движением танка из вращающейся башни при отсутствии необходимых навыков у механика-водителя, низкую надежность и большую сложность системы управления ракетой, а также недостаточную и неудобную обзорность с рабочих мест экипажа. Танк был сложен по устройству, имел большую трудоемкость при изготовлении и высокую стоимость.
В 1964 г. в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана были начаты работы по созданию управляемой ракеты для 125-мм танковой пушки Д-81, которая планировалась к установке в новый опытный танк «Объект 434» завода им. Малышева в Харькове. Разрабатываемый комплекс управляемого ракетного оружия получил название «Гвоздь». Для комплекса была принята полуавтоматическая система радиоуправления (в миллиметровом диапазоне), с помощью которой наводчик (оператор) производил обнаружение, опознавание цели и осуществлял ее ручное сопровождение путем удержания марки прицела на цели. Аппаратура комплекса обеспечивала автоматическое отслеживание положения ракеты по установленному на ней модулированному световому источнику с использованием оптико-телевизионного координатора, разработанного для комплекса «Дракон», и выработку команд управления с передачей их на борт ракеты. В ходе дальнейшей разработки в 1966 г. ПТРК «Гвоздь» был переименован в комплекс управляемого вооружения «Кобра». С разработкой этого комплекса в отечественном танкостроении была заложена основа создания танков с ракетно-пушечным оружием, которые поступили на вооружение Советской Армии уже во втором послевоенном периоде.
Постановлением CM СССР от 3 сентября 1968 г. в связи с разработкой для танка «Объект 434» комплекса вооружения в составе 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и управляемой ракеты, выстреливаемой через ствол пушки, дальнейшие работы по танку «Объект 775» были прекращены. На базе танка «Объект 775» в 1965-1967 гг. был разработан опытный танк «Объект 775Т», который отличался от базовой машины установкой газотурбинного двигателя ГТД-700 - первого отечественного ГТД с теплообменником. Танк не был принят на вооружение по тем же причинам, что и танк «Объект 775».