http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-1.jpg

Введение
Разрабатываемый в настоящее время российский перспективный танк «Армата» имеет классическую компоновку корпуса, необитаемую башню и стандартную для российских танков ходовую часть из шести пар опорных катков с торсионной подвеской. Заявленный вес в 50 тонн свидетельствует о неизменности принципов бронирования – композитная броня большой массы в сочетании с элементами модульной динамической защиты. На вооружении сохранится существующая 125-мм гладкоствольная пушка с новым карусельным автоматом заряжания и уменьшенным до 32 выстрелов боекомплектом. В дополнении к композитной броне и динамической защите планируется применение системы активной защиты танка «Афганит», использующей высокочастотный радар типа MIR.

Оценивая опубликованные данные танка «Армата» можно отметить, что, несмотря на новации, по компоновке он будет полностью подобен российскому танку Т-90. Поэтому можно прогнозировать, что защищенность и огневое могущество танка «Армата» всего лишь сравняются с характеристиками американского танка Abrams М1 A2 SEP, оборудованного 120-мм гладкоствольной пушкой, длина ствола которой составляет 55 калибров, и элементами динамической защиты. Военная программа США Mounted Combat System предусматривает разработку перспективного танка MCS, в конструкции которого применены необитаемая башня, размещение всего экипажа в отделении управления и 120-мм гладкоствольная пушка с дистанционным управлением. Танк MCS в корне отличается от танка «Армата» - вес первого предполагается снизить до 30 тонн, увеличив при этом степень защищенности за счет преимущественного использования активной защиты в виде зарядов с готовыми поражающими элементами, выстреливаемых навстречу атакующим кинетическим и кумулятивным снарядам, противотанковым ракетам и реактивным гранатам. Огневая мощь танка MCS возрастет за счет улучшения баллистики гладкоствольной пушки, возрастающую при этом силу отдачи предполагается компенсировать дульным тормозом. Угол возвышения пушки увеличен до 30 градусов для стрельбы с закрытой позиции. Боекомплект предполагается ограничить 27 выстрелами, размещенными в автомате заряжания. В ходовой части предполагается применить адаптивную гидропневматическую подвеску, увеличивающую скорость и снижающую колебания танка во время передвижения по пересеченной местности.
Одним из основных факторов ударной мощи танка MCS являются подкалиберные бронебойные и калиберные кумулятивные снаряды, а также снаряды с готовыми поражающими элементами. Дальность стрельбы снарядами с головкой самонаведения по отраженному лучу лазера составляет 12 км при условии взаимодействия с беспилотными летательными аппаратами, оснащенными устройствами подсветки целей.

Другим основным фактором ударной мощи танка MCS является комплексная система автоматического управления, интегрирующая все функции управления танком – движения, навигации, наблюдения, целеуказания, стрельбы, защиты от нападения, мониторинга технического состояния, взаимодействия на поле боя с другими танками, самоходными артиллерийскими установками, боевыми машинами пехоты и летательными аппаратами,  связи с командованием, подчиненными и соседними подразделениями. Вся информация в режиме дополненной реальности выводится на полупрозрачные экраны, расположенные на поверхности забрал шлемов танкистов. Командир танка осуществляет наблюдение за полем боя, выбирает цель и тип снаряда для её поражения и передает цель на сопровождение в систему автоматического управления. Заряжание и наводка пушки, расчет координат и скорости движения цели, производство выстрела и лазерная подсветка цели осуществляется системой автоматического управления. В связи с этим экипаж танка может быть сокращен до двух человек. Для оценки эффективности комплексной автоматизации можно привести пример совместного управления гидропневматической подвеской и стабилизацией пушки, позволившего для танка MCS увеличить до 48 процентов скорость движения по пересеченной местности и  до 500 процентов точность стрельбы в движении по сравнению с последней модификацией танка Abrams M1 A2.

Роль танков в современных боевых действиях
Танк создавался в начале прошлого века как самодостаточное средство прорыва укрепленной обороны, оснащенное пушкой, защищенное броней и снабженное двигателем и ходовой частью для передвижения. В середине прошлого века развитие противотанковой артиллерии выдвинуло на первый план такое качество танка как мобильность, используемое для быстрого вторжения в глубину обороны противника. В начале XXI века, в связи с развитием переносных противотанковых реактивных снарядов танк превратился в штурмовое орудие сопровождения пехоты, действующее во втором эшелоне. Наиболее явно последняя функция танка проявилась во время Иракской войны 2003 года, когда основным способом использования танков Abrams M1 была стрельба из пушек на расстояние до 3 км. Попытки использования танков на передней линии непосредственно при штурме укрепленных позиций вели к их поражению. Оказалось, что броня выполняет свои защитные функции только в лобовой проекции. Даже наличие динамической защиты при стрельбе из ручных гранатометов в одно место двумя выстрелами подряд не могло предотвратить выход танка из строя, не говоря уж об использовании современных тандемных кумулятивных боеприпасов.

В то же время второе специфическое качество танка – мобильность, было сведено на нет развитием ударных и десантных вертолетов, скорость полета которых на порядок превышает скорость передвижения бронетанковой техники, а проходимость – т.е. возможность достижения любой заданной точки в пределах установленного радиуса действия вне зависимости от рельефа поверхности и наличия водных преград - является абсолютной (за исключением высокогорных районов). Вертолеты не подпадают под действие мин и фугасов, размещаемых на пути движения наземных бронированных и транспортных машин. Активная защита вертолетов от самонаводящихся реактивных снарядов в виде выстреливаемых ИК-ловушек намного эффективнее средств активной защиты танков в связи с гораздо большей скоростью движения вертолетов и возможностью пространственного маневра. При этом, для высокоточных средств поражения, действующих со стороны верхней полусферы, современный танк представляет собой практически неподвижную мишень с большим тепловым и радиолокационным полем.

Гораздо эффективнее танки смогли проявить себя в качестве штурмовых орудий, действующих во втором эшелоне под прикрытием пехоты и во взаимодействии со средствами передового целеуказания – наземными наводчиками и беспилотными летательными аппаратами. Дистанция огневого контакта все время поддерживалась за пределами зон поражения противотанковых средств противника – от нескольких километров при боях с танками противника на открытой местности до нескольких сотен метров при боях в городе против пехоты, вооруженной ручными гранатометами.  Причем в первом случае победа в танковых поединках полностью определялась фактором господства в небе одной из сторон, позволявшей ей заблаговременно определять цели за пределами досягаемости огня танковых орудий.

Пехота и сопровождающий её огонь танковых пушек могут расчистить полосу наступления от противотанковых средств, включая наиболее опасные, в силу своей компактности и малозаметности, переносные противотанковые реактивные комплексы, стреляющие ракетами с тандемным кумулятивным зарядом. Особенности защиты и вооружения современного танка вынуждают его действовать на значительном удалении от прикрывающих его пехотинцев, лишая его возможности оказывать оперативную огневую поддержку или получать её в случае неожиданного боя с перевернутым фронтом. Дульное пламя и пороховые газы, вылетающие из ствола пушки высокой баллистики, а также большой радиус разлета металлических элементов динамической защиты образует вокруг танка мертвую зону радиусом 100 метров и более, не контролируемую сопровождающими пехотинцами, что в городских условиях делает танк беззащитным от вражеских гранатометчиков, проникших в эту зону.

Возможности танка как штурмового орудия сильно ограничены из-за небольшого угла возвышения пушки, которая не может уничтожать навесным огнем цели, расположенные за вертикальными преградами, в окопах или на верхних этажах зданий. Танковая пушка оптимизирована для стрельбы легкими снарядами с высокой начальной скоростью, что противоречит потребности в артиллерийском подавлении противотанковых комплексов, огневых точек и пехоты противника – стрельбы тяжелыми снарядами с небольшой начальной скоростью. В результате в качестве штурмового орудия используется бронированная машина с удвоенной массой и стоимостью, опасная для пехоты сопровождения, бесполезная в деле поражения целей, находящихся на закрытых позициях или выше уровня огня прямой наводкой, и неэффективная в деле поражения групповых или замаскированных целей.

Вооружение перспективного танка Т-160

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-10.jpg

В основу проектирования перспективного танка необходимо положить его функции, которые сохранились за ним в современном бою. Концепция перспективного танка в качестве ключевого элемента предусматривает использование необитаемой башни и дистанционно управляемого вооружения, в боекомплект которого входят только самонаводящиеся артиллерийские снаряды и реактивные гранаты. Инерционная система самонаведения реактивных гранат включает лазерные акселерометры, таймер, процессор и запоминающее устройство. Инфракрасная система самонаведения артиллерийских снарядов дополнительно содержит головной датчик теплового излучения цели или отраженного луча лазерного целеуказателя. В состав вооружения перспективного танка входят гладкоствольное орудие большого калибра с низкой баллистикой и две батареи одноразовых многозарядных гранатометов. Казенная часть орудия и гранатометы располагаются внутри башни под защитой её брони. Орудие установлено в лобовой бронемаске с возможностью изменения в широких пределах угла вертикальной наводки. Гранатометы располагаются в вертикальных шахтах, защищенных бронекрышками, открывающимися в момент стрельбы.

Орудие предназначено для поражения широкого спектра целей, в том числе расположенных на закрытых позициях, на дистанции 200 метров и более. Гранатометы предназначены для поражения: в первую очередь - атакующих танк снарядов, ракет, гранат и боевых элементов с ударными ядрами, во вторую очередь - операторов переносных противотанковых комплексов и гранатометчиков, в третью очередь – легкобронированной и автотранспортной техники, на дистанции 200 метров и менее. В качестве танкового орудия предлагается использовать гаубицу калибра 160 мм, снаряды которой имеют большую массу и низкую начальную скорость. Для поражения бронированных целей применяются кинетические активно-реактивные снаряды, разгоняемые до необходимой скорости на начальном отрезке траектории полета. С целью уменьшения силы отдачи, габаритов казенной части и величины отката ствола в конструкции орудия реализован принцип стрельбы на выкате ствола, обеспечиваемый с помощью:
- пружинного накатника ствола, выполняющего в том числе роль буфера отката ствола;
-  устройства электрического воспламенения метательного заряда орудийного выстрела;
- пневматического тормоза наката/отката ствола с электрическим приводом, вступающего в действие в зависимости от угла вертикальной наводки орудия и в случае пониженной/повышенной энергетики метательного заряда;
- датчика ускорения ствола и системы расчета момента воспламенения метательного заряда и срабатывания пневматического тормоза;
-  стопора ствола в походном положении без сжатия пружинного накатника;
- пневматического ресивера для отвода ствола назад перед производством первого выстрела..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-12.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-11.jpg

В орудии использован автоматический затвор поршневого типа. Ствол установлен во втулках термоизоляционного кожуха с возможностью скольжения в продольном направлении. Цапфы орудия закреплены по обе стороны термоизоляционного кожуха и кинематически связаны с приводом стабилизатора. Цикл стрельбы из орудия включает открытие затвора, извлечение выстрела из боеукладки и досылание его в ствол, закрытие затвора, накат ствола вперед под действием пружинного накатника, воспламенение метательного заряда выстрела, откат ствола назад с преобразованием энергии отдачи в силу упругости пружины, остановку ствола в исходном положении, открытие затвора, извлечение стреляной гильзы и возврат её в боеукладку. Электрически управляемый пневматический тормоз с дроссельными отверстиями позволяет поддерживать постоянную скорость наката/отката ствола вне зависимости от угла возвышения орудия и энергетики выстрела, в свою очередь зависящего от качества метательного заряда, его температуры и т.д. Стрельба на выкате ствола позволяет до 50 процентов снизить силу отдачи орудия, уменьшить размеры казенной части орудия и величину захода ствола в башню при откате. Последнее обеспечивает, в сочетании с цилиндрической бронемаской диаметром 600 мм, увеличение угла возвышения орудия до 90 градусов.

Длина ствола гаубицы составляет  23 калибра. Начальная скорость снаряда на уровне дульного среза – 500 м/с. Использование стрельбы на выкате ствола позволит существенно сократить габариты казенной части орудия, уменьшить длину ствола и сместить его вперед относительно оси качания цапф, тем самым увеличив угол возвышения. В связи с большим калибром гаубицы выстрелы должны быть раздельно-гильзового заряжания. В боекомплект танка входят следующие снаряды весом 40 кг каждый:
- бронебойный активно-реактивный снаряд;
- объемно-детонирующий активный снаряд..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-6.jpg

Корпус снарядов в виде тонкостенной цилиндрической оболочки с полусферическими торцами выполнен из углепластика по технологии изготовления сосудов высокого давления с непрерывной навивкой волокна и рассчитан на внутреннее давление в несколько сот атмосфер. Внутри корпуса располагается центральная трубчатая вставка, частично разгружающая корпус от действия продольных нагрузок. Внутри вставки с натягом размещаются бронебойный стержень или аэродинамическая игла, разгружающие вставку от изгибных нагрузок. Поверхности вставки и стержня/иглы разделены слоем дисульфида молибдена (бронебойный снаряд) или тефлона (объемно-детонирующий снаряд). Во время выстрела корпус снаряда и центральная трубчатая вставка работают на растяжение, топливо/метательный заряд – на сжатие.

Бронебойный снаряд состоит из двух ступеней – разгонной и боевой. В комплект разгонной ступени входит твердотопливный двигатель весом 25 кг. Боевая ступень вместе с вышибным зарядом расположена в центральной трубчатой вставке двигателя. Твердотопливный двигатель состоит из двух блоков, расположенных соосно с образованием между ними канала горения. В донной части двигателя располагается кольцевое сопло, внешняя и внутренняя части которого связаны между собой радиальными перемычками, располагающимися до входа в критическое сечение сопла. В состав боевой ступени входит бронебойный стержень весом 7 кг с шарнирно закрепленным наконечником, в котором расположены система самонаведения и привод отклонения наконечника, состоящий из нескольких толкателей, выполненных из пьезокерамики. В полете бронебойный стержень стабилизируется аэродинамическим конусом, образованным кольцевой выемкой на боковой поверхности хвостовой части стержня. Трубчатая вставка спереди закрыта сегментной заглушкой.

После вылета разгонной ступени из ствола на удалении 50 метров от танка срабатывает твердотопливный двигатель, ускоряющий разгонную ступень до скорости 2 км/с, после чего срабатывает вышибной заряд, выстреливающий боевую ступень вместе с сегментной заглушкой из трубчатой вставки двигателя. Сегментная заглушка разделяется на несколько частей, которые разлетаются в стороны под действием набегающего потока воздуха. Боевая ступень начинает управляемый полет вплоть до попадания в облучаемую цель..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-16.jpg

Объемно-детонирующий снаряд включает корпус, два соосных блока, состоящих из смеси метательного заряда и топлива (мелкодисперсного графита с размером частиц порядка 1 мкм) общим весом 30 кг, донный детонатор подрыва топливно-воздушного облака и центральную трубчатую вставку, внутри которой расположены газогенератор и аэродинамическая игла, выдвигаемая вперед после вылета  снаряда из ствола. Отклоняемый наконечник аэродинамической иглы оснащен системой самонаведения с датчиком ИК-излучения. Величина выдвижения аэродинамической иглы регулируется с целью изменения воздушного сопротивления снаряда – при максимальном выдвижении сопротивление снижается для увеличения дальности полета, при минимальном выдвижении сопротивление повышается для уменьшения подлетного времени до ближних целей, расположенных на закрытых позициях. При подлете к цели на заданное расстояние метательный заряд воспламеняется и создает в корпусе давление в несколько сот атмосфер. Аэрозоль из газа и топлива разрушает ослабленный передний торец снаряда, вырывается в атмосферу и смешивается с воздухом. Корпус снаряда интенсивно тормозится за счет реактивной силы истекающего вперед аэрозоля. После этого воздушно-топливная смесь подрывается донным детонатором снаряда.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-9.jpg

Радиус зоны фугасного поражения живой силы на открытой местности у объемно-детонирующего снаряда в два раза превышает радиус осколочного поражения осколочно-фугасным снарядом. Радиус сплошного поражения на открытой местности живой силы, оптических приборов и электронной аппаратуры избыточным давлением 1 кгс/кв.см составляет 18 метров. На меньших расстояниях от эпицентра взрыва большим давлением поражается легкобронированная и автотранспортная техника. Система самонаведения объемно-детонирующего снаряда обеспечивает прицельную стрельбу по амбразурам, окнам и проемам в стенах зданий и сооружений с последующим внутренним разрывом снаряда, что ещё более усиливает его поражающую способность. В случае глухой преграды производится двойной выстрел – сначала бронебойным снарядом, проламывающим бетонные стены до 3 метров толщиной, а затем, в образовавшийся пролом, объемно-детонирующим снарядом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-13.jpg

Обтюрация снаряда в канале ствола обеспечивается за счет полимерного поддона, закрепленного на  дне снаряда. После срабатывания двигателя бронебойного снаряда его поддон отбрасывается назад давлением газа, поддон объемно-детонирующего снаряда осуществляет полет в сборе со снарядом. На боковой поверхности поддона нарезана внешняя резьба, на которую навинчивается внутренняя резьба гильзы в процессе досылания снаряда в ствол. Резьба поддона срезается в момент выстрела. В основании гильзы расположена проточка, в которую входит подпружиненный экстрактор затвора. Резьбовое соединение фиксирует снаряд в гильзе, экстрактор фиксирует гильзу на зеркале затвора, обеспечивая её извлечение из ствола после выстрела или при разрядке орудия. В качестве топлива двигателя бронебойного снаряда и метательного заряда объемно-детонирующего снаряда используется пластифицированная смесь, состоящая из  нитраминного органического соединения  и полимера - флегматизатора.  Между блоками топлива/метательного заряда расположен электрозапал. Метательный заряд гильзы орудийного выстрела также состоит из пластифицированной смеси. В донной части гильзы установлен электрозапал. В центре метательного заряда проходит продольный канал воспламенения, предназначенный для быстрого распространения огня от факела электрозапала. От продольного канала воспламенения отходят радиальные каналы горения метательного заряда.

Система самонаведения обеспечивает управление полетом снарядов в режиме управления по координатам цели, введенным из системы автоматического управления танком, и по измеренным ускорениям снаряда на траектории полета, в режиме наведения на отраженное лазерное излучение инфракрасного спектра или в режиме выбора целей по их тепловому излучению на заключительном этапе полета. Облучение цели лазерным целеуказателем танка, передовым артиллерийским наводчиком или беспилотным летательным аппаратом производится за доли секунды до попадания снаряда в цель. В случае прерывания лазерного излучения система самонаведения автоматически переводится в режим управления по координатам цели или в режим выбора целей по их тепловому излучению.

На основе боеприпасов, корпуса, ходовой части, двигателя, трансмиссии и системы автоматического управления танка Т-160 возможно создание самоходной артиллерийской установки САУ-160, вооруженной гладкоствольной пушкой с длиной ствола в 46 калибров и дульным тормозом. С целью увеличения начальной скорости снарядов до 800 м/с длина гильзы и вес метательного заряда выстрела пушки должны быть соответственно увеличены по сравнению с выстрелом гаубицы. В этом случае максимальная дальность стрельбы объемно-детонирующим снарядом достигнет 30 км, бронебойным подкалиберным снарядом – 50 км..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-7.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-8.jpg

Конструкция перспективного танка Т-160
После выбора вооружения перспективного танка его конструкция будет определяться выбором защиты от поражающих средств. Для перспективного танка предлагается обеспечить трехуровневую защиту:
- бронированный корпус и башня с толщиной брони 70 мм и внутренним противоосколочным подбоем, противостоящие ударной волне, осколкам снарядов, готовым поражающим элементам, мелкокалиберным бронебойным снарядам и пулям;
- система активной защиты, противостоящая бронебойным и кумулятивным снарядам, противотанковым ракетам, реактивным гранатам и боевым элементам с ударными ядрами, а также гранатометчикам и операторам переносных противотанковых комплексов;
- оптико-электронная система наблюдения за окружающей обстановкой и определения координат, направления и скорости движения целей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-2.jpg

На крыше башни танка расположены четыре камеры, работающие в видимой и тепловой зонах оптического спектра. Камеры оснащены фасеточными сферическими матрицами с микролинзами. Изображение подвергается обработке в компьютере оптико-электронной системы с целью формирования круговой панорамы с возможностью электронного увеличения отдельных полей зрения. Обзор камер составляет 360 градусов в горизонтальной плоскости и 270 градусов в вертикальной плоскости. Дальность действия камер не зависит от уровня освещенности и составляет от 10 км при 100-процентной прозрачности окружающего воздуха до 200 метров в условиях 100-процентной загрязненности воздуха аэрозолями. В состав оптико-электронной системы также входят тепловизионный прицел и лазерный дальномер-целеуказатель, установленные на люльке танкового орудия.

Круговая панорама в режиме дополненной реальности включает компьютерную графику - сетку прицела пушки, панель выбора типа боеприпаса, контуры целей с разной степенью опасности, отметки боевых машин, входящих в состав одного подразделения, параметры движения танка, контрольные данные работы обеспечивающих систем и т.д. Круговая панорама передается всем членам экипажа танка, оснащенным шлемами с дисплеями, с формированием индивидуального поля зрения в зависимости от поворота головы человека. Для каждого поля зрения поддерживается возможность выбора зоны оптического спектра и кратности электронного увеличения изображения.

Второй функцией оптико-электронной системы является автоматическое сопровождение цели, выбранной наводчиком орудия, передача в систему управления огнем танкового орудия информации о выбранном типе боеприпаса, угле горизонтальной и вертикальной наводки орудия и моменте производства выстрела, а также лазерная подсветка цели после выстрела.
Третьей функцией оптико-электронной системы является автоматическое определение координат, скорости и направления движения артиллерийских и реактивных снарядов, авиационных бомб, противотанковых ракет и ударных ядер, направленных в танк. Перехват этих целей осуществляется на дальности 200 метров и менее, после чего их координаты, направление движения и скорость передаются в систему активной защиты танка для последующего уничтожения. Оптико-электронная система позволяет одновременно осуществить перехват до 34 целей.

Каждая наружная камера установлена над вертикальной шахтой, где расположена механизированная укладка запасных камер. В случае повреждения наружной камеры она выталкивается расположенной под ней верхней запасной камерой, которая затем устанавливается в качестве новой наружной камеры. Система активной защиты включает в свой состав 68 гранатометов в транспортно-пусковых контейнерах, каждый из которых снаряжен четырьмя реактивными гранатами, приводимыми в действие электрозапалами. Гранатометы размещаются в вертикальном положении внутри броневого пояса башни по обе стороны от орудия. Размеры транспортно-пусковых контейнеров гранатометов унифицированы с размерами снарядов. Каждый контейнер в транспортном положении закрыт предохранительной крышкой, снимаемой перед установкой в шахту.

Гранаты оснащены боевой частью с ударным ядром, твердотопливным реактивным двигателем с донным стартовым и боковыми корректирующими соплами, системой самонаведения и газовыми клапанами, установленными на входе в корректирующие сопла. Металлическая облицовка ударного ядра защищена экраном от факела стартового двигателя верхней гранаты. Экран имеет композитную конструкцию с сотовым заполнителем. В случае стрельбы по приближающемуся снаряду или ракете экран отбрасывается после вылета гранаты из транспортно-пускового контейнера. В случае стрельбы по гранатометчикам или операторам ПТРК противника экран служит линзой, дробящей ударное ядро на множество поражающих элементов. Перед пуском гранаты в её запоминающее устройство передаются характеристики цели, а также режим срабатывания боевой части – противоснарядный, противотанковый или противопехотный. В случае выбора противоснарядного режима боевая часть срабатывает на дистанции до 15 метров от танка непосредственно после старта гранаты, в случае выбора остальных режимов – на дистанции до 150 метров от танка после полета гранаты к цели. Дистанция полета ударного ядра после срабатывания боевой части составляет до 50 метров.

Наличие оптико-электронной системы и системы активной защиты позволяет снизить толщину бронирования перспективного танка при одновременном увеличении степени защищенности свыше уровня основных боевых танков с массивной комбинированной броней и динамической защитой. Вес перспективного танка составит 40 тонн с полным боекомплектом и запасом топлива. Размеры перспективного танка характеризуются следующими величинами:
- длина с гаубицей вперед 7,8 метра;
- длина корпуса 6 метров;
- ширина по гусеницам 3 метра;
- высота по крыше башни 2,25 метра..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-3.jpg

Ходовая часть перспективного танка состоит из шести пар опорных катков, трех пар поддерживающих роликов, пары направляющих и пары ведущих колес. Каждый опорный каток оснащен внешней торсионной подвеской, состоящей из балансира, торсиона большого диаметра, гидравлического телескопического амортизатора двухстороннего действия и упругого ограничителя. Опорные катки выполнены с внутренней амортизацией. Все качающиеся части балансиров направлены к корме. Направляющие колеса оснащены гидропневматическими компенсаторами натяжения гусениц. Торсион звездообразного сечения связан шлицевыми соединениями соответственно с корпусом танка и защитным колпаком, на котором смонтирована качающаяся часть балансира. Защитный колпак свободно вращается на трубчатом осевом шарнире, закрепленном на корпусе танка. От продольного смещения защитный колпак предохраняет шайба, навинчивающаяся на осевой шарнир и фиксирующаяся заклепкой. С целью эффективного гашения колебаний танка телескопические амортизаторы заполнены ферромагнитной жидкостью, вязкость которой изменяется в зависимости от напряженности электромагнитного поля. На внутренней поверхности корпуса амортизатора располагается электрическая обмотка, к которой подведено напряжение, адаптивно изменяющееся в соответствии с частотой и амплитудой колебаний подвески.

Мелкозвенчатая гусеница состоит из траков с металлической беговой дорожкой, последовательными шарнирами, грунтозацепами коробчатого сечения и резиновыми башмаками, армированными плетеной стальной нитью. В отверстия шарниров траков запрессованы втулки, образующие с внутренними поверхностями отверстий самосмазывающиеся подшипники скольжения. Траки соединяются между собой металлическими пальцами, фиксируемыми с двух сторон заклепками. В опорной поверхности траков вне зоны беговой дорожки выполнены круглые отверстия для облегчения конструкции и выталкивания из мест посадки резиновых башмаков, которые упруго фиксируются в профилированной внутренней поверхности грунтозацепов..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-4.jpg

Водные преграды глубиной до 5 метров перспективный танк преодолевает вброд без применения дополнительного оборудования, при этом забор воздуха для экипажа и двигателя осуществляется через ствол гаубицы, поднятой на максимальный угол возвышения. Водные преграды большой глубины танк преодолевает с помощью навесных переднего и заднего понтонов. Движение на плаву осуществляется за счет навесного винтового движителя, соединенного с валом отбора мощности танка, управление – за счет разнонаправленной перемотки гусениц. Внешняя оболочка понтонов изготовлена из армированной пленки, внутренний объем заполняется быстротвердеющей полиуретановой пеной. Носовая и кормовая оконечности понтонов имеют обтекаемую форму, высота бортов оконечностей увеличена для повышения мореходности конструкции. Понтоны крепятся к танку стропами с отстреливающимися замками. Мореходность танка на плаву с возможностью стрельбы из гаубицы ограничена высотой волны 0,75 метра (волнение 3 балла), с вертикально поднятым стволом гаубицы для забора воздуха - высотой волны 2 метра (волнение 5 баллов).

Корпус перспективного танка состоит из носового отделения управления, центрального боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения, разделенных броневыми перегородками. Корпус включает бронированные дно, крышу, боковые стенки, лобовую и кормовую детали, а также легкобронированные надгусеничные спонсоны. В лобовой части корпуса бронирование усилено для дополнительной защиты экипажа и компенсации веса оборудования, установленного в моторно-трансмиссионном отделении.

В отделении управления располагается экипаж танка из двух человек и аппаратура системы автоматического управления и связи. Отделение управления оснащено двумя рабочими местами водителя и командира танка, двумя верхними входными люками и одним нижним эвакуационным люком, перископическими приборами наблюдения. Рабочие места оборудованы дублируемыми приборами и органами управления, а также противовзрывными креслами, подвешенными к потолку отделения, оснащенными четырехточечными ремнями безопасности и фиксирующимися в верхнем и нижнем положениях.

В боевом отделении танка на вращающемся полике располагается автомат заряжания карусельного типа с вертикальным расположением снарядов и гильз в индивидуальных ячейках. Штатный боекомплект составляет 60 выстрелов, скорострельность 10 выстрелов в минуту. В отделении размещаются электроприводы вращения башни и карусели автомата заряжания. Диаметр карусели равен 1,8 метра. По углам отделения, вне круга вращения автомата заряжания, размещаются четыре внутренних топливных бака общей емкостью 0,7 куб.м, каждый из которых  состоит из двух  полиэтиленовых оболочек, разделенных слоем резинового протектора и заполненных пенополиуретаном. В крыше отделения расположен погон. Прочность броневого корпуса и переборок превышает прочность крепления башни в погоне с целью её отбрасывания при детонировании боекомплекта..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-14.jpg

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/t-160-15.jpg

В моторно-трансмиссионном отделении располагается газотурбинный двигатель с встроенным электрогенератором, два тяговых электродвигателя,  литий-ионная аккумуляторная батарея, воздухоочиститель, глушитель шума выпуска, устройство кондиционирования воздуха и волоконный сепаратор азота. Аккумуляторная батарея питает энергией электрооборудование танка на стоянке с неработающим газотурбинным двигателем. Охлажденный/нагретый воздух, с нормальным уровнем влажности, очищенный от радиоактивных частиц, отравляющих веществ и патогенных биообъектов, из устройства кондиционирования подается в отделение управления. Азот, выделенный из воздуха в волоконном сепараторе, в порядке наддува направляется в боевое отделение, моторно-транспортное отделение и топливные баки. На крыше располагаются воздухозаборники и одностворчатый люк большого размера, предназначенный для технического обслуживания, ремонта и замены оборудования. В корме располагаются трубы выпуска выхлопных газов и выходного вал вспомогательного электродвигателя для отбора мощности на навесной винтовой движитель.

Моторно-трансмиссионное отделение герметизировано. Все агрегаты выполнены в виде отдельных модулей и установлены на амортизирующих опорах. Тяговые двигатели и вспомогательный электродвигатель связаны соответственно с ведущими колесами и валом отбора мощности с помощью плавающих муфт. Воздухозаборники и трубы выпуска выхлопных газов оснащены обратными клапанами, срабатывающими под действием воздушной ударной волны. Газотурбинный двигатель состоит из корпуса, центробежного компрессора и центростремительной турбины закрытого типа,  полого соединительного вала, кольцевой камеры сгорания, регулируемых диффузора и сопла. Ротор электрогенератора размещен на соединительном валу. Статор электрогенератора установлен соосно камере сгорания. Сжатый воздух от компрессора поступает в камеру сгорания и к лопаткам турбины, а также к электрогенератору и во внутреннюю полость соединительного вала, подводящего воздух к газостатическим подшипникам, закрепленным на корпусе. Охлаждение лопаток соплового направляющего аппарата и стенок камеры сгорания осуществляется потоком топлива, нагнетаемого во внутренние полости лопаток и стенок с помощью топливного насоса высокого давления, оснащенного электроприводом. Охлаждение лопаток турбины осуществляется сжатым воздухом, поступающим во внутренние полости лопаток. Рабочее колесо турбины выполнено из монокристалла вольфрама методом направленной кристаллизации.

В качестве воздухоочистителя используется циклонная установка, интегрированная с самоочищающимся мембранным фильтром. Циклонная установка оснащена нагнетающим вентилятором с электроприводом. Лопасти вентилятора  покрыты износостойкой резиной. Атмосферный воздух поступает в вентилятор из воздухозабортников или из ствола орудия при преодолении танком брода глубиной более одного метра.  Очищенный воздух из мембранного фильтра поступает в газотурбинный двигатель, устройство кондиционирования воздуха и волоконный сепаратор азота. В выпускном тракте газотурбинного двигателя установлен эжекционный глушитель, смешивающий выхлопные газы с атмосферным воздухом.

Электрогенератор, тяговые электродвигатели, электроприводы башни, карусели и манипулятора автомата заряжания, стабилизатора орудия, топливного насоса, нагнетающего вентилятора  и выходного вала отбора мощности выполнены в виде вентильных реактивных обратимых электрических машин постоянного тока, управляемых с помощью встроенных полупроводниковых устройств широтно-импульсной модуляции и связанных с устройствами, приводимыми во вращение, без использования механических передач. Запуск газотурбинного двигателя производится с помощью электрогенератора, работающего в двигательном режиме. Торможение танка осуществляется с помощью тяговых электродвигателей, работающих в генераторном режиме и рекуперирующих энергию. Аккумуляторная батарея отдает энергию при работе газотурбинного двигателя с повышенными/пониженными оборотами и большим удельном расходом топлива.

Применение газотурбинного двигателя с увеличенной до 20 единиц степенью сжатия воздуха в компрессоре, повышенной до 2000 градусов Цельсия температурой газа на входе в турбину и газостатическими подшипниками обеспечивает:
- снижение потребности в воздухе в три раза;
- снижение удельного потребления топлива до уровня 160 г/л.с. в час;
- отказ от использования масла в системе смазки и охлаждения двигателя.

Использование газотурбинного двигателя с повышенной степенью сжатия и встроенным электрогенератором позволяет сочетать в одной конструкции преимущества дизеля (малый расход топлива и воздуха), газотурбинного двигателя (малые габариты и отсутствие системы охлаждения) и электрической трансмиссии (бесступенчатый привод гусеничного движителя). Уменьшение потребности в воздухе и отказ от системы охлаждения существенно уменьшают габариты двигателя - примерно в два раза во всех измерениях.

Высокая частота вращения соединительного вала, порядка 30000 оборотов в минуту, позволит также снизить удельный вес электрогенератора до 0,1 кг/квт. При мощности в 740 квт (1000 л.с.) вес газотурбинного двигателя вместе с электрогенератором составит около 700 кг.  Экономия веса гибридной силовой установки, в том числе за счет отсутствия систем охлаждения и масляной смазки, рекуперативного теплообменника, редуктора двигателя, коробок переключения передач, бортовых редукторов, электростартера, пускового подогревателя и вспомогательной силовой установки, позволит до 1 тонны увеличить вес и до 200 квт/ч повысить энергоемкость аккумуляторной батареи. За счет возможности одновременного питания тяговых электродвигателей от генератора газотурбинного двигателя и от аккумуляторной батареи максимальная скорость танка составит: по шоссе 80 км/ч, по пересеченной местности 36 км/ч, на плаву 18 км/ч. В надгусеничных спонсонах корпуса танка расположены внешние топливные баки емкостью 1 куб.м. Общий запас топлива во внутренних и внешних топливных баках составляет 1,2 тонны.

Башня перспективного танка закреплена в погоне крыши боевого отделения. Грани башни слегка наклонены внутрь для уменьшения радиолокационной заметности. Башня состоит из каземата орудия, шахт гранатометов и камер, броневого пояса и броневой крыши. В каземате размещаются стабилизатор, казенная часть орудия и манипулятор автомата заряжания. Манипулятор закреплен на боковых стенках каземата по центру вращения башни и состоит из парного телескопического и одинарного моноблочного звеньев, петлевого захвата и осевых серводвигателей. На крыше башни расположены загрузочный люк автомата заряжания, бронированные крышки шахт гранатометов и камеры оптико-электронной системы.

Конструкция самоходной артиллерийской установки САУ-160 отличается от конструкции танка Т-160 безбашенной установкой орудия без стабилизатора. Цапфы пушки шарнирно закреплены на концах пары балок, вращающихся в вертикальной плоскости. Цапфы и шарниры соединены с приводами. Это позволяет увеличить угол возвышения пушки до 90 градусов. Балки  установлены на круглом лафете, вращающимся в погоне корпуса. Балки могут занимать два положения относительно ствола пушки – походное с направлением продольных осей балок к казенному концу ствола и боевое с направлением продольных осей балок к дульному концу ствола. На лафете также закреплен манипулятор автомата заряжания. В крыше лафета имеется люк для загрузки выстрелов в автомат заряжания и их обратного извлечения в процессе заряжания пушки.

Танк Т-160 является платформой для боевой машины пехоты (с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения), самоходной установки реактивной системы залпового огня, самоходной установки противотанковых/зенитных управляемых ракет, инженерной машины,  ремонтно-эвакуационной машины и машины материально-технического обеспечения..

Заключение
Предлагаемая конструкция перспективного танка позволяет увеличить его вооруженность, защищенность и боекомплект, уменьшить стоимость, вес и расход топлива по сравнению с существующими и опытными образцами танков. Возможность ведения огня с большими углами возвышения орудия расширяет боевые возможности перспективного танка, начиная со стрельбы с закрытых позиций и кончая противоздушной самообороной с применением самонаводящихся снарядов. Модульная конструкция элементов наблюдения, целеуказания, активной защиты, подвески и силовой установки упрощает боевое применение перспективного танка и делает его ремонтнопригодным в полевых условиях. Возможность преодоления водных преград глубиной до 5 метров по дну без подготовки или с помощью навесного оборудования без ограничения глубины водной преграды существенно увеличивает вездеходные качества перспективного танка. Вес перспективного танка без топлива и боеприпасов соответствует стандартному весу крупнотоннажных контейнеров, тем самым существенно увеличивая возможность его транспортабельности.

Приложения
1. Тактико-технические характеристики танка Т-160
Экипаж - командир, механик-водитель
Полный вес - 40 тонн
Вес бронекорпуса - 20 тонн
Вес бронебашни - 5 тонн
Вес орудия - 2 тонны
Вес боекомплекта из 60 выстрелов - 3 тонны
Вес 68 ТПК гранатометов - 1 тонна
Вес топлива во внутренних и внешних баках - 1,2 тонны
Длина танка с гаубицей вперед - 7800 мм
Ширина по гусеницам - 3000 мм
Длина бронекорпуса - 6000 мм
Ширина бронекорпуса - 1960 мм
Высота бронекорпуса - 1000 мм
Ширина надгусеничных понтонов - 2х520 мм
Диаметр бронебашни - 2000 мм
Высота бронебашни - 800 мм
Количество граней бронебашни - 14
Клиренс - 400 мм
Ширина гусеницы - 500 мм
Длина опорной поверхности гусеницы - 4000 мм
Высота линии огня - 1800 мм
Объем заброневого пространства - 10 куб.м
Броня - стальная, катаная, гомогенная
Толщина брони средней лобовой детали - 150 мм
Толщина брони нижней лобовой детали - 100 мм
Толщина брони переборок корпуса - 50 мм
Толщина остальной брони корпуса и башни - 75 мм
Подбой - противоосколочный, противорадиационный

Система активной защиты
Аппаратура - время реакции 0,01 секунды, 34 одновременно перехватываемых целей, скорость целей до 2000 м/с, соединена с системой автоматизированного управления танком
Гранатометы - сменные с электрозапалами, размер ТПК 160х800 мм, в каждом по 3 реактивных гранаты с ударным ядром или дымовым составом, высота полета гранаты от 1 до 100 метров, дальность полета гранаты до 1 до 200 метров
Штыревые радиолокационные антенны - четыре экземпляра 400х10 мм, при повреждении заменяются методом выдвижения одного из шести резервных экземпляров, хранящихся в револьверных магазинах в шахтах под каждой из антенн

Вооружение
Орудие - 160-мм гладкоствольная гаубица раздельно-гильзового заряжания
Длина ствола - 23 калибра
Углы вертикальной наводки - от -7 до +90 градусов
Углы горизонтальной наводки - +-360 градусов
Скорострельность - 10 выстрелов в минуту
Длина отката - 300 мм
Скорость вертикальной/горизонтальной наводки - 40 градусов в секунду
Комплектация - гидравлический тормоз отката, двухплоскостной стабилизатор, экстрактор пороховых газов

Гильзы
Нормальный метательный заряд - 160х400 мм, вес 10 кг
Увеличенный метательный заряд - 160х800 мм, вес 20 кг
Снаряды
Объемно-детонирующий снаряд - 160х800 мм, система самонаведения, неконтактный взрыватель, донный газогенератор с управляемым вектором тяги, вес 40 кг, вес объемно-детонирующей смеси 30 кг, начальная скорость 500 м/с
Бронебойный подкалиберный снаряд - 160х800 мм, активно-реактивный, двухступенчатый (разгонная ступень и боевая ступень), вес 40 кг, вес твердого топлива разгонной ступени 25 кг, вес боевой ступени с системой самонаведения и донным газогенератором с управляемым вектором тяги 7,5 кг, вес бронебойного стержня 7 кг, начальная скорость боевой ступени после разгона на траектории 2000 м/с
Система самонаведения снарядов - трехрежимная с последовательным переключением между режимами, головной датчик излучения ИК-диапазона, вычислительный блок, привод сопла донного газогенератора
Первый режим - наведение по отраженному лазерному лучу
Второй режим - наведение по тепловому излучению цели
Третий режим - наведение по координатам цели
Дальность стрельбы:
- ОДС - от 0 (угол возвышения 90 градусов) до 15000 метров (угол возвышения 45 градусов)
- БПС - от 100 (угол возвышения 0 градусов) до 30000 метров (угол возвышения 45 градусов)

Компоновка бронекорпуса - три отделения, разделенные бронепереборками
Отделение управления - два рабочих места экипажа, аппаратура системы автоматизированного управления танком и системы активной защиты, фильтро-вентиляционная установка, два верхних и один нижний люк, 2 выдвижных перископа, 2 шахты запасных тепловизорных камер
Боевое отделение - карусельный автомат заряжания, по углам четыре внутренних топливных бака, привод вращения автомата заряжания, привод вращения башни
Моторно-трансмиссионное отделение - двигатель, трансмиссия, прочее оборудование, система автоматического пожаротушения, верхний двухстворчатый люк для ремонта и демонтажа оборудования
Компоновка бронебашни - каземат, два боковых отсека, граненый пояс, крыша
Каземат - казенник, цапфы и стабилизатор орудия, тепловизорный прицел, лазерный указатель, манипулятор автомата заряжания
Боковые отсеки - 2х34 шахт гранатометов, 5 шахты запасных тепловизорных камер,4 шахты запасных штыревых антенн
Граненый пояс - бронемаска
Крыша - люк, бронекрышки шахт гранатометов, тепловизорных камер и антенн

Двигатель - дизель 1000 л.с.
Трансмиссия - гидромеханическая
Скорость по шоссе - 72 км/ч
Скорость по пересеченной местности - 36 км/ч
Скорость на плаву – 18 км/ч
Запас хода по шоссе - 700 км на скорости 50 км/ч
Удельное давление на грунт - 1 кг/кв.см
Преодолеваемый подъем - 30 градусов
Преодолеваемый крен - 30 градусов
Преодолеваемая стенка – 0,8 метра
Преодолеваемый ров - 2,5 метра
Преодолеваемый брод без подготовки - 5 метров
Плавание - с использованием навесного оборудования

Ходовая часть
Опорные катки - 6 пар
Ведущие колеса - 1 пара
Направляющие колеса - 1 пара
Поддерживающие ролики - 3 пары
Подвеска - индивидуальная торсионная, состоящая из балансира, внешнего торсиона,телескопического амортизатора двухстороннего действия и упругого ограничителя, все балансиры направлены в сторону кормы танка
Опорные катки - двускатные, с внутренней амортизацией
Полный/динамический ход опорных катков - 600/300 мм
Ведущие колеса - с гребневым зацеплением
Направляющие колеса - с компенсаторами натяжения гусениц
Гусеница - мелкозвенчатая, одногребневая
Траки - с последовательными шарнирами, коробчатыми грунтозацепами и съемными резиновыми башмаками

2. Тактико-технические характеристики бронированных машин, предлагаемых к созданию на базе танка Т-160
2.1. Самоходная артиллерийская установка

Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина установки с пушкой вперед - 7800 мм
Ширина по гусеницам - 3000 мм
Высота по верху лафета - 2200 мм
Длина бронекорпуса - 6000 мм
Ширина бронекорпуса - 1960 мм
Высота бронекорпуса - 100 мм
Высота лафета - 800 мм
Высота линии огня - 1800 мм
Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 160 мм раздельно-гильзового заряжания
Длина ствола - 46 калибров
Начальная скорость снарядов - 800 м/с
Гильза - 160х800 мм, вес 20 кг
Скорострельность - 10 выстрелов в минуту
Углы вертикальной наводки - от -7 до +90 градусов
Углы горизонтальной наводки - +-360 градусов
Длина отката - 600 мм
Скорость вертикальной/горизонтальной наводки - 15 градусов в секунду
Комплектация – дульный тормоз, гидравлический тормоз отката
Дальность стрельбы:
- объемно-детонирующим снарядом - 30 км
- бронебойным подкалиберным снарядом - 50 км
Боекомплект - 50 выстрелов раздельно-гильзового заряжания

2.2. Боевая машина пехоты
Экипаж - командир, механик-водитель
Десант - 10 пехотинцев
Вес - 40 тонн
Длина машины с пушкой вперед - 6600 мм
Длина корпуса машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по крыше башни - 2600 мм
Длина бронекорпуса - 6000 мм
Ширина бронекорпуса - 1960 мм
Высота бронекорпуса - 1400 мм
Высота башни - 800 мм
Высота линии огня - 2200 мм
Компоновка корпуса - в носу моторно-трансмиссионное отделение, в середине отделение управления, в корме десантное отделение, над десантным отделением установлена необитаемая башня с дистанционно управляемым вооружением и боекомплектом
Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 100 мм унитарного заряжания
Длина ствола - 36 калибров
Начальная скорость снарядов - 500 м/с
Выстрел - 100х800 мм, вес 20 кг
Система самонаведения снарядов
Активно-реактивный бронебойный подкалиберный снаряд - 100х400 мм, вес 16 кг, бронебойный стержень - вес 2,8 кг, начальная скорость в конце разгонного участка траектории - 2000 м/с
Активный объемно-детонирующий снаряд - 100х400 мм, вес - 16 кг, топливо – 12 кг
Система самонаведения снарядов - трехрежимная с последовательным переключением между режимами, головной датчик излучения ИК-диапазона, вычислительный блок, привод сопла донного газогенератора
Первый режим - наведение по отраженному лазерному лучу
Второй режим - наведение по тепловому излучению цели
Третий режим - наведение по координатам цели
Скорострельность - 10 выстрелов в минуту
Углы вертикальной наводки - от -7 до +90 градусов
Углы горизонтальной наводки - +-360 градусов
Длина отката - 300 мм
Скорость вертикальной/горизонтальной наводки - 30 градусов в секунду
Комплектация - гидравлический тормоз отката
Дальность стрельбы:
- объемно-детонирующим снарядом - 8 км
- бронебойным подкалиберным снарядом - 16 км
Боекомплект - 70 выстрелов в горизонтальной укладке автомата заряжания, расположенного в кормовой нише башни

2.3. Самоходная установка реактивной системы залпового огня
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по верху направляющих реактивных снарядов - 2400 мм
Длина направляющих реактивных снарядов - 4000 мм
Вооружение - 48 самонаводящихся реактивных снарядов, пулемет калибра 7,62 мм
Размер транспортно-пускового контейнера 220х2200 мм
Размер реактивного снаряда - 200х2000 мм
Вес снаряда - 300 кг, в том числе боевая часть 200 кг, боевая часть 50 кг
Тип боевой части - объемно-детонирующая
Система самонаведения снарядов - трехрежимная с последовательным переключением между режимами, головной датчик излучения ИК-диапазона, вычислительный блок, привод сопла реактивного двигателя
Первый режим - наведение по отраженному лазерному лучу
Второй режим - наведение по тепловому излучению цели
Третий режим - наведение по координатам цели
Углы вертикальной наводки - от 0 до +45 градусов
Углы горизонтальной наводки - +-30 градусов
Комплектация - механизм подъема и поворота направляющих реактивных снарядов
Дальность стрельбы - от 10 до 90 км

2.4. Самоходная установка ракет противотанковой/противовоздушной обороны
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по крыше башни - 2200 мм
Компоновка - корпус с невращающейся башней, внутри которой вертикально расположены транспортно-пусковые контейнеры ракет, закрытые бронекрышками, по бокам башни установлены отсеки с транспортно-пусковыми контейнерами гранатометов системы активной защиты,  на крыше башни установлены штыревые радиолокационные антенны
Вооружение - 70 ракет, пулемет калибра 7,62 мм
Размер транспортно-пускового контейнера ракеты - 170х1700 мм
Размер ракеты - 160х1600 мм
Вес ракеты - 80 кг, в том числе боевая часть 7,5 кг, из них бронебойный стержень 7 кг
Тип боевой части - бронебойный стержень
Система самонаведения ракет - трехрежимная с последовательным переключением между режимами, головной датчик излучения ИК-диапазона, вычислительный блок, привод сопла ракетного двигателя
Первый режим - наведение по отраженному лазерному лучу
Второй режим - наведение по тепловому излучению цели
Третий режим - наведение по координатам цели
Дальность определения цели - 100 км
Дальность стрельбы - 50 км
Высота стрельбы - 25 км
Гранатометы системы активной защиты - 2х50 транспортно-пусковых контейнера с тремя гранатами в каждом

2.5. Бронированная командно-штабная машина
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по крыше корпуса - 2600 мм
Компоновка корпуса - в носу моторно-трансмиссионное отделение, над ним 4-х местная кабина, обитаемый кузов с оборудованием
Вооружение – пулемет калибра 7,62 мм
Оборудование - радиотрансляционная станция, вычислительная установка, видеомониторы

2.6. Бронированная инженерная машина
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины с экскаваторной стрелой вперед - 7800 мм
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по верху экскаваторной стрелы - 2600 мм
Вооружение - пулемет калибра 7,62 мм
Оборудование - телескопическая экскаваторная стрела с вылетом до 20 метров; бульдозерный отвал шириной до 5 метров, переносной георадар

2.7. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по верху крана-манипулятора - 2600 мм
Вооружение - пулемет калибра 7,62 мм
Оборудование - кран-манипулятор грузоподъемностью 10 тонн и вылетом стрелы до 9 метров, лебедка с тяговым усилием до 40 тонн, сварочная установка, механизированные инструменты

2.8. Бронированная машина материально-технического снабжения
Экипаж - командир, механик-водитель
Вес - 40 тонн
Длина машины - 6000 мм
Ширина машины по гусеницам - 3000 мм
Высота машины по крыше корпуса - 2600 мм
Компоновка корпуса - в носу моторно-трансмиссионное отделение, над ним 4-х местная кабина, грузовой кузов, внешние топливные баки
Вооружение - пулемет калибра 7,62 мм
Оборудование - грузовой кузов 3900х1900х2100 мм, внешние топливные баки объемом 4,8 куб. метра

3. Боевой порядок усиленного мотопехотного батальона в наступлении
Первый эшелон:
- три мотопехотные роты в пешем строю.
Второй эшелон:
- танковая рота на десяти гаубичных танках.
Третий эшелон:
- тридцать БМП;
- ракетная батарея на трех самоходных установках ракет ПТО/ПВО;
- артиллерийская батарея на трех самоходных установках РСЗО.
Четвертый эшелон:
- три командно-штабные машины;
- саперный взвод на трех инженерных машинах;
- ремонтно-эвакуационный взвод на трех ремонтно-эвакуационных машинах;
- взвод материально-технического обеспечения на трех машинах МТО.

4. Боевой порядок усиленного мотопехотного батальона в обороне
Первый эшелон:
- три мотопехотных роты в окопах;
- тридцать БМП в капонирах.
Второй эшелон:
- танковая рота на десяти гаубичных танках.
Третий эшелон:
- ракетная батарея на трех самоходных установках ракет ПТО/ПВО;
- артиллерийская батарея на трех самоходных установках РСЗО.
Четвертый эшелон:
- три командно-штабные машины;
- саперный взвод на трех инженерных машинах;
- ремонтно-эвакуационный взвод на трех ремонтно-эвакуационных машинах;
- взвод материально-технического обеспечения на трех машинах МТО.

5. Боевой порядок усиленного мотопехотного батальона в походе
Первый эшелон:
- мотопехотная рота на десяти БМП.
Второй эшелон:
- танковая рота на десяти гаубичных танках.
Третий эшелон:
- мотопехотная рота на десяти БМП;
- ракетная батарея на трех самоходных установках ракет ПТО/ПВО;
- артиллерийская батарея на трех самоходных установках РСЗО.
Четвертый эшелон:
- мотопехотная рота на десяти БМП;
- три командно-штабные машины;
- саперный взвод на трех инженерных машинах;
- ремонтно-эвакуационный взвод на трех ремонтно-эвакуационных машинах;
- взвод материально-технического обеспечения на трех машинах МТО.