http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/objekt-752.jpg

Одновременно с совершенствованием конструкции Т-10 («Объект 730») в первой половине 1950-х гг. в СССР развернулись работы по созданию нового поколения тяжелых танков. Так, на основании указания Главтанка и Министерства транспортного машиностроения (письмо №441 от 30 июня 1952 г.) в 1952 г. СКБ-2 ЧКЗ провело эскизное проектирование тяжелого танка типа «Объект 730». Первоначально работы велись под руководством главного конструктора завода М.Ф. Балжи, затем - исполняющего обязанности главного конструктора И,С. Кавьярова, которого в феврале 1953 г. сменил новый главный конструктор ЧКЗ П.П. Исаков.

Создание новых тяжелых танков было обусловлено тем, что за рубежом в начале 1950-х гг. активно приступили к созданию новых образцов бронетанковой техники, на что выделялись значительные финансовые средства. По данным на 1952 г,, только в США сборкой различных образцов бронетанковой техники занимались 16 заводов. В 1954 г. ведущие американские фирмы приступили к проектированию не только новых средних Т54 и Т66, но и тяжелых танков Т43 и Т77, в конструкции которых особое внимание уделялось повышению мощности вооружения и эффективности стрельбы из пушки. При этом по мощности основного оружия опытный тяжелый танк Т43 вплотную приблизился к отечественному Т-10. Кроме того, американские специалисты опережали отечественных конструкторов в оснащении танков прицелами-дальномерами и системой стабилизации пушки.

Для обеспечения качественного превосходства отечественного танкостроения над зарубежным требовалось ускорить решение ряда проблемных вопросов, к которым, в частности, относились:
- отработка средств, обеспечивавших лучшую защиту танков против ядерного оружия;
- создание новых, более совершенных и малогабаритных двигателей, агрегатов и механизмов для перспективных танков;
- увеличение меткости и скорострельности танковых пушек;
- создание стабилизаторов танкового вооружения;
- возможность ведения массовых боевых действий ночью;
- повышение срока службы ходовой части танков;
- создание новых марок брони повышенной снарядостойкости;
- применение бронетанковой техники в морских условиях и решение вопроса подводного вождения танков, а также ряда других проблем.

В ноябре-декабре 1952 г. в министерство были представлены эскизные проработки ТТТ к перспективному тяжелому танку в виде схематических компоновок машины, расчетов узлов и пояснительной записки. А уже в июне 1953 г. в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения направили варианты проектов тяжелых танков массой 46-50 т, которые в процессе эскизного проектирования получили заводские обозначения «Объект 752» и «Объект 777». В этих проектах реализовали установку более мощного основного оружия, применили новые конструкции корпуса, башни и ходовой части, а также отдельных узлов и агрегатов (малогабаритной планетарной трансмиссии, редуктора, командирской башенки, МПБ, пульта управления механизмов наводки пушки).

В одном из вариантов эскизного проекта танка «Объект 752» наиболее интересными решениями являлись: наличие качающейся башни с установкой 122-мм нарезной танковой пушкой М62-Т2 с различными схемами механизации заряжания, конструкция литого корпуса с вварным днищем, использование гидромеханической трансмиссии и гидравлической подвески.

Xарактеристики танка «Объект 752»
Боевая масса т 45,33
Экипаж, чел, 4
Габариты, мм;
- ширина (по гусеницам) 3400
- высота (без зенитного пулемета) 2300
- длина (с пушкой вперед) 9745
- длина (с пушкой назад) 8925
- клиренс 510
Вооружение, калибр, мм; марка, начальная скорость БрС, м/с;
- пушка 122; М62-Т2; 950
- зенитный пулемет 14,5; КПВТ
Высота линии огня, мм 1805
Боекомплект; выстрелов, (БрС/ОФС) шт. 15/25
Броневая зашита:
При обстреле по нормали 122-мм БрС,, мм/град./У;
- верхняя лобовая часть корпуса 215 / 45 / 900
- нижняя лобовая часть корпуса 200 /30 /770
- верхняя бортовая часть корпуса 125/ 50 / 630
- нижняя бортовая часть корпуса 60 / 60 / 428
- кормовая часть корпуса 45/58/360
- лобовая часть башни 260 /15 / 900
- бортовая часть башни 150/ 34 / 630
- кормовая часть башни 115 / 20 / 440
Тип корпуса Литой
Тип башни Литая
Двигатель, тип, 12/V/A/X марка В12-6
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 588,2(800)
Удельная мoшнocть, кВт/т (л .с./т) 12,9 (17,5)
Подогреватель двигателя, тип Газотурбинный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Cредняя скорость по грунту (предполагаемая), км/ч 30
Емкость топливных баков (забронированных), л 200 + 500
Общая емкость топливных баков, л 1000
Запас хода по шоссе (с учетом дополнительных баков), км 250
Трансмиссия, тип Гидромеханическая
Система управления машиной, тип Гидравлическая
Подвеска, тип Гидравлическая
Динамический ход катка, мм | 160
Диаметр катка, мм 720
Количество катков на борт, шт. 6
Амортизаторы, тип Гидравлические
Ширина гусеницы, мм 700
Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см) 73,5 (0,75)
Преодолеваемые препятствия;
- подъем, град 35
- спуск, град. 35
- крен, град. 30
- брод (с ОПВТ),м 4
Радиостанция, марка | PTУ («Ясень»)
Переговорное устройство, марка| ТПУ-5 (Бисер)
Гарантийный срок службы, км | 2000