К особенностям проекта танка «Объект 777» относились: установка дистанционного управляемого зенитного 14,5-мм пулемета КПВ (водном из вариантов), применение стабилизированного командирского прибора ТКНС, конструкция литого корпуса с вварным днищем и литой башни, проработка МТО с двумя вариантами системы охлаждения двигателя (жидкостной и воздушной) и системой подогрева, система гидросервоуправления и смазки ПКП с пультом управления. В ходовой части предусматривалось использование гидравлической или индивидуальной торсионной подвески, а также опорных катков с внутренней амортизацией. В КБ завода по двигателестроению под руководством И.Я, Трашутина для танка проектировался дизель В-7 мощностью 625-661,8 кВт (850-900Л.С.).
В июне 1953 г. эти проекты направили в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения. Однако по указанию Технического управления министерства (письмо №18/00484 от 31 июля 1953 г.) в СКБ-2 ЧКЗ выполнили новую компоновку танка «Объект 777» и изготовили его макет в масштабе 1:10. Для этой машины спроектировали опытный центробежный воздухоочиститель и изготовили несколько вариантов гидравлической и один вариант гидропневматической подвески. Особое внимание уделялось обеспечению защиты танка от новых видов оружия. Все подготовленные материалы во второй половине декабря 1953 г. направили в министерство» Несмотря на то, что отработка компоновки машины, а также конструкции ее отдельных узлов и агрегатов продолжилась в 1954 г,, проект танка «Объект 777» так и не был реализован.
Аналогичная работа в соответствии с указаниями министерства (письма №40/00561 от 18 мая 1953 г. и №18/00484 от 31 июля 1953 г.), а также по просьбе командования БТ и MB Советской Армии велась и в ОКБТ ЛКЗ. Здесь формирование ТТТ к новому тяжелому танку осуществлялось под индексом «Объект 276» со сроком завершения к началу 1954 г, Уже в феврале, а затем повторно в марте 1954 г. в министерстве состоялось рассмотрение эскизных проработок, представленных ЛКЗ. Во втором полугодии 1954 г. в министерство были направлены окончательные ТТТ и деревянный макет машины в масштабе 1:10. В III квартале 1954 г. в ОКБТ выполнили технические расчеты данных ТТТ.
Особое внимание руководство страны также уделяло расширению КБ танковых заводов и созданию при них хорошо оснащенных опытных баз, способных самостоятельно изготавливать опытные образцы бронетанковой техники. В июле 1954 г. Министерство транспортного и тяжелого машиностроения представило в Совет Министров СССР соображения об основных работах по развитию и совершенствованию бронетанковой техники, намечавшихся в ближайшие годы. В первом пункте этого документа говорилось о создании нового тяжелого танка. По мнению руководства Первого Главного управления министерства, следовало (при сохранении боевой массы в рамках 50 т) значительно повысить боевые и эксплуатационные качества этой машины по сравнению с серийным Т-10.
В качестве основного оружия предусматривалось использование новой 122-мм пушки М62-Т2, стабилизированной в двух плоскостях, с начальной скоростью снаряда 950 м/с. С пушкой устанавливались два спаренных пулемета калибра 14,5 и 7,62 мм, а на башне - зенитный пулемет калибра 14,5 мм. Для обеспечения меткости огня сходу со скорострельностью пушки не менее 5 выстр./мин и возможности ведения эффективных боевых действий как в дневное, так и в ночное время, предполагалось внедрить сложный электрорадиотехнический и механический комплекс аппаратуры, механизмов и приборов.
По ходовым качествам перспективный тяжелый танк должен был приблизиться к перспективному среднему танку, что достигалось лишь при внедрении новых, ранее не применявшихся конструктивных решений. Предполагалось, что он сможет развивать среднюю скорость движения 30 км/ч и преодолевать водные (речные) преграды по дну. Наряду с усилением броневой защиты на 20% по сравнению с танком Т-10 предусматривалась защита экипажа и внутреннего оборудования от действия ударной волны атомной бомбы среднего калибра на расстоянии 500 м от эпицентра взрыва. В качестве силовой установки нового танка допускалось использование ГТД, что обуславливалось его малыми габаритами и массой при большей мощности. Для обеспечения высокой маневренности и плавности хода при больших скоростях движения танков на местности предусматривалось разработать на принципиально иных основах новые типы малогабаритных трансмиссий, легких в управлении и пригодных для работы как с ГТД, так и с турбопоршневым двигателем, а также агрегаты и узлы ходовой части и подвесок, обладавших большим запасом потенциальной энергии и прогрессивной характеристикой.
При проектировании новых агрегатов подразумевалось проведение большого объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ. Задача усложнялась тем, что от этих агрегатов требовалась надежная работа в пределах вновь установленного гарантийного срока службы, в несколько раз превышавшего действовавшие в то время нормативы.
Основными задачами в области броневой защиты танков являлись:
- отработка способов отливки броневых корпусов танков и САУ с оптимальным, дифференцированным распределением толщин брони;
- создание новых марок броневых сталей с повышением не менее чем на 15-20% снарядостойкости, обладающих высокими защитными свойствами от проникающей радиации;
- доработка и внедрение кокильной отливки броневых башен и деталей броневых корпусов;
- разработка новой противопульной брони, не склонной к трещинообразованию;
- обеспечение защиты экипажа и механизмов танка от действия ядерного оружия;
- разрешение проблемы защиты танков от поражения кумулятивными средствами.
Xарактеристики танка «Объект 777»
Боевая масса т 49,80
Экипаж, чел, 4
Габариты, мм;
- ширина (по гусеницам) 3400
- высота (без зенитного пулемета) 2100
- длина (с пушкой вперед) 9800
- длина (с пушкой назад) 9800
- клиренс 455
Вооружение, калибр, мм; марка, начальная скорость БрС, м/с;
- пушка 122; М62-Т2; 950
- спаренный пулемет 7,62 СГ-43
- зенитный пулемет 14,5; КПВТ
Высота линии огня, мм 1605
Боекомплект; выстрелов, (БрС/ОФС) шт. 15/25
Патронов к спаренному пулемету - 3000
Броневая зашита:
При обстреле по нормали 122-мм БрС,, мм/град./У;
- верхняя лобовая часть корпуса 132 / 70 / 900
- нижняя лобовая часть корпуса 174 /40 /740
- верхняя бортовая часть корпуса 115/ 62 / 745
- нижняя бортовая часть корпуса 105 / 0 / 335
- кормовая часть корпуса 45/ 60 / 370
- лобовая часть башни 195 / 52 / 900
- бортовая часть башни 215/ 33 / 820
- кормовая часть башни 90 / 40 / 450
Тип корпуса Литой
Тип башни Литая
Двигатель, тип, 12/V/A/X марка В-7
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 625(850)
Удельная мoшнocть, кВт/т (л .с./т) 12,5 (17)
Подогреватель двигателя, тип Газотурбинный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Cредняя скорость по грунту (предполагаемая), км/ч 30
Емкость топливных баков (забронированных), л 650
Общая емкость топливных баков, л 1000
Запас хода по шоссе (с учетом дополнительных баков), км 250
Трансмиссия, тип Планетарная, семискоростная
Система управления машиной, тип Гидравлическая
Подвеска, тип Гидравлическая
Динамический ход катка, мм | 160
Диаметр катка, мм 750
Количество катков на борт, шт. 7
Амортизаторы, тип Гидравлические
Ширина гусеницы, мм 700
Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см) 73,5 (0,75)
Преодолеваемые препятствия;
- подъем, град 35
- спуск, град. 35
- крен, град. 30
- брод (с ОПВТ),м 4
Радиостанция, марка | PTУ («Ясень»)
Переговорное устройство, марка| ТПУ-5 (Бисер)
Гарантийный срок службы, км | 2000
126-22