http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Sikorsky-XH-39-01.jpg

Многоцелевой вертолет Sikorsky XH-39 (заводское обозначение S-59), разработанный Sikorsky Aircraft в 1954 году, был первым вертолетом армии США с газотурбинным двигателем. Он был быстрым и инновационным, но в конечном итоге армия Соединенных Штатов отвергла его в пользу вертолета Bell UH-1 Iroquois. Sikorsky XH-39 (S-59) являлся сильно модифицированным вертолетом Sikorsky S-52-2. Модификации включали установку газотурбинного двигателя Continental/Turbomeca, Artouste II, XT51-T-3 мощностью 400 л.с., полностью сочлененного 4-лопастного несущего винта и 3-лопастного хвостового винта. Дополнительные модификации включали модифицированный главный редуктор, усиленный фюзеляж, включение убирающейся стандартной конфигурации (хвостовое колесо), шасси и обновленную электронику.

Сикорский модифицировал один прототип S-52-2, принадлежащий компании, и 2 вертолета YH-18 армии США до конфигурации S-59 по государственному контракту. Один из вертолетов армии США Sikorsky XH-39 (армейский серийный номер 49-2890) был дальнейшей модификацией YH-18A (S-52-5), который стал первой машиной с установленным газотурбинным двигателем. Другой был модифицированный YH-18A (S-52-2), нелетная модель, использовавшаяся для статических испытаний.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Sikorsky-XH-39-02.jpg

Новый вертолет Sikorsky XH-39 (S-59) сохранил от своего предшественника общие размеры кабины, но в целом фюзеляж был создан, практически заново (секция кабины была единственным повторно использованным компонентом S-52, который был сильно модифицирован). Центральная часть фюзеляжа, хвостовая и концевая балки стали цельнометаллическими полумонококовыми. Им придали плавные, удобообтекаемые аэродинамические формы. Концевая балка теперь стала профилированной. В конструкции Sikorsky S-59 использовался «блок быстрой замены (QCU)», состоящий из двигателя, главного редуктора и головки несущего винта, который можно было поменять всего за 2 часа. В центральной части фюзеляжа около топливного бака образовалось обширное багажное отделение. Двигатель, как и у предшественника, находился в капоте-обтекателе над центральной частью фюзеляжа. Уши - воздухозаборники располагались по бокам капота. Переднюю часть кабана-обтекателя занимал вентилятор. На конце хвостовой балки был установлен неподвижный горизонтальный стабилизатор.

На вертолет Sikorsky XH-39 была установлена четырехлопастная полноповоротная головка несущего винта. Диаметр ротора составлял 35 футов, управляемый гидравлической сервосистемой. Гидроусилители системы управления автоматом перекоса собрали в единый блок и установили на картере главного редуктора. Цельнометаллические лопасти несущего винта состояли из двух секций. Передняя кромка (лонжерон) изготавливалась из полого цельного профиля из алюминиевого сплава 61 СТ. Задняя часть (карманы) выполнена из тонких дюралевых листов, прикрепленных к лонжерону с помощью заклепок и цемента, скрепленных по контуру шпангоутами. Лопасти имели воздушный профиль NACA 0012 с постоянным кордом и круткой 8 градусов. Цельнометаллическая конструкция обеспечивает чрезвычайно гладкую поверхность и высокую эффективность благодаря минимальному сопротивлению профиля. Цельнометаллические лопасти хвостового винта имели конструкцию, аналогичную лопастям несущего винта. Лопасти имели воздушный профиль NACA 0012. Рулевой винт с 3 лопастями был полностью шарнирным. Все лопасти несущего и хвостового винта были взаимозаменяемыми.

На Sikorsky XH-39 Установлен газотурбинный двигатель Continental/Turbomeca, Artouste II, XT51-T-3 с фиксированным валом. Этот двигатель был разработан французской компанией Turbomeca и производился в США по лицензии Continental Aviation and Engineering Corporation (CAE) в Детройте, штат Мичиган. Двигатель с аксессуарами весил менее 250 фунтов, мощность 400 л.с. Двигатель имел конструкцию с фиксированным валом, в отличие от любого другого газотурбинного двигателя, устанавливаемого на вертолеты Sikorsky. Все последующие газотурбинные двигатели имели конструкцию свободной силовой турбины, что означает, что ротор начинал вращаться при запуске двигателя, если только он не был ограничен тормозом ротора. На Sikorsky XH-39 (S-59) двигатель заводился и при устойчивом соединении с главной передачей при помощи гидромеханической муфты.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Sikorsky-XH-39-03.jpg

Сикорский отказался от неудобной при рулежке четырехточечной схемы шасси и применил на Sikorsky XH-39 трехточечную с задней опорой, хорошо себя зарекомендовавшую на тяжелых вертолетах S-56 и S-58. Стойки основного переднего шасси имели рычажную конструкцию, а задняя стойка - балочную. Заднее колесо было свободноориентирующееся. Для достижения на вертолете больших скоростей шасси стало убирающимся в полете. Задняя стойка убиралась в задний обтекатель центральной части фюзеляжа вперед по полету, а основные стойки "поджимались" в ниши по бокам носовой части и закрывались створками. Под концевой балкой остался предохранительный костыль. Больных в носилках загружали через большую двустворчатую дверь в носовой части кабины. Две большие двери обеспечивали удобный вход и погрузку груза в кабину, где было достаточно места для 3 пассажиров на сидениях или 2 носилках и сопровождающего. На вертолете были предусмотрены две внешние подвески для бомб Mk.8 Mod 2, каждая из которых способна нести 500 фунтов. Предусмотрен распределитель проводов для полевой телефонной связи. Стандартные приборы навигации включали вертикальный гироскоп и гироскопический магнитный компас. Это оборудование сделало Sikorsky XH-39 способным летать вслепую (IFR). В кабине предусматривались системы отопления и вентиляции. Приборное оборудование постоянно совершенствовалось. В ходе испытаний вертолет был дооборудован автопилотом. Вертолет Sikorsky XH-39 можно было транспортировать по воздуху на транспортных самолетах C-82, C-119, C-124.

Всего было произведено три вертолета Sikorsky XH-39 (S-59), один S-59 (бортовой номер N74150), использовался для демонстрационных полетов компании и два вертолета Sikorsky XH-39. Один XH-39 (армейский серийный номер 49-2891), был объектом статических испытаний, который никогда не летал. Второй XH-39 (армейский серийный номер 49-2890), был вертолетом для летных испытаний. Вертолет Sikorsky XH-39 конкурировал с Bell XH-40, но армия выбрала XH-40, который получил обозначение UH-1 Huey. Однако армия продолжила использовать Sikorsky XH-39 еще в течение нескольких лет, собирая обширные данные о вертолетах с турбинными двигателями.

Вертолет S-59 (N74150) был отреставрирован и выставлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Сейчас он находится в коллекции Музея авиации Новой Англии, Виндзор-Локс, Коннектикут. Sikorsky XH-39 (армейский серийный номер 42-2890), находится в коллекции Музея авиации армии США в Форт-Ракере, штат Алабама. Музей приобрел этот вертолет-рекордсмен в 1957 году. Он был восстановлен в 1986 году добровольцами из группы технического обслуживания самолетов Sikorsky Support Services Incorporated (SSSI) в Форт-Ракере.

Технические характеристики Sikorsky XH-39 (S-59)
Экипаж: один
Вместимость: 3 пассажира
Длина: 12,50 м
Высота: 2,92 м (до верха головки ротора)
Длина фюзеляжа 9,144 м
Ширина фюзеляжа 1,52 м
Длина кабины 2,13 м
Ширина кабины 1,22 м
Высота кабины 1,52 м
Пустой вес: 955 кг
Полная масса: 1525 кг
Максимальный запас топлива  416,4 кг (511 л)
Силовая установка: 1 турбовальный Continental CAE XT51-T-3 , 400 л.с. (300 кВт)
Диаметр несущего винта: 10,67 м
Площадь несущего винта: 89,4 м2
Максимальная скорость: 251 км/ч
Крейсерская скорость: 222 км/ч
Дальность полета: 450 км
Практический потолок: 5500 м
Скорость набора высоты 610 м/с
Абсолютный потолок зависания 2073 м

18-4