http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/H-19-Chickasaw-01.jpg

Проектирование вертолёта Sikorsky S-55 (H-19 Chickasaw) началось американской авиастроительной компанией «Sikorsky Aircraft» по специальному заказу со стороны Вооружённых сил США в 1946 году. Разработка многоцелевого воздушного судна должна была позволить обеспечить будущему проекту широкую функциональность, в том числе применение в качестве самостоятельной боевой единицы, в качестве транспортного воздушного судна, а также поисково-спасательного, патрульного и разведывательного средства. Многоцелевой вертолет Sikorsky S-55 (H-19 Chickasaw) предназначен для обеспечения воздушно-десантных и поисково-спасательных операций, перевозки грузов. Первый опытный образец (YH-19A) взлетел 10 ноября 1949 года.

Основным требованием руководства армии США к новому вертолету было обеспечение переброски отделения десантников (10 человек) в полной боевой выкладке на оперативно-тактическую глубину. Ввиду того, что в середине 40-х годов прошлого столетия вертолёты как таковые не пользовались большой популярностью из-за некоторых ограничений в своей применимости, разработка модели Sikorsky S-55 заняла около трёх лет, что весьма оперативно, и уже в 1949 году вертолёт произвёл свой первый полёт, а начиная с 1950 года, летательный аппарат поступил в серийное производство. Несмотря на тот факт, что вертолёт Sikorsky S-55 обладал весьма небольшой скоростью своего перемещения, воздушное судно довольно сильно заинтересовало потенциальных заказчиков, среди которых в частности выступали такие американские военные ведомства как Военно-морские силы США, Военно-воздушные силы США, а также Корпус морской пехоты США.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/H-19-Chickasaw-02.jpg

В армии США вертолет Sikorsky S-55 получил обозначение H-19, в военно-морских силах - HO4S-1, в корпусе морской пехоты - HRS-1. В 1962 г. обозначения всех военных вариантов Sikorsky S-55 были приведены к одному индексу. Вертолёты ВМФ вместо HO4S получили номер UH-19F, а машины Береговой охраны стали называться HH-19G. Переименовала свои вертолёты и морская пехота: восемьдесят девять поступивших к тому времени на вооружение HRS-3 (с двигателем R-1300-3) были проиндексированы как UH-19E. Армия не осталась в стороне, добавляя теперь к цифровому обозначению своих машин название какого-нибудь индейского племени. Так, у вертолета H-19 появилось дополнительное имя «Chickasaw». Различия в вариантах были невелики, так, например, в HRS-1 было установлено 8 откидных сидений, а HO4S-1 использовался практически только для перевозки грузов. В 1955 году появилась модификация S-55A (H-19B), которая обратила на себя внимание тем, что хвостовая балка была отклонена вниз на 5". Это было вызвано тем, что с установкой нового двигателя R-1300 мощностью 522 кВт появилась возможность увеличить тягу винта. Конструкторы изменили длину лопастей (Dhb = 16,15 м) и во избежание удара по хвостовой балке в критических ситуациях отклонили ее вниз. На варианте H-19D были установлены блоки с неуправляемыми ракетами.

Для новой машины Сикорский применил компоновку, которую авиационные специалисты всего мира признали гениальной. Теперь грузовая кабина располагалась непосредственно под осью несущего винта, то есть под главным редуктором. Положение груза и его величина больше не влияли на изменение центра тяжести. Двигатель ставился в передней части фюзеляжа, где был доступен для обслуживания и ремонта. Двухместная кабина лётчиков с великолепным обзором находилась над грузо-пассажирским отсеком, а трансмиссионный вал от двигателя к планетарному двухступенчатому редуктору проходил между креслами пилотов. Подобная компоновка стала классической для тяжёлых вертолётов. Именно по такой схеме впоследствии построили лучшие одновинтовые поршневые машины: S-58 Игоря Сикорского и советский Ми-4.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/H-19-Chickasaw-03.jpg

Фюзеляж типа полумонокок имел цельнометаллическую конструкцию из алюминиевых и магниевых сплавов. Для удобства загрузки и выгрузки по правому борту находилась сдвижная дверь. После первых лётных испытаний сзади фюзеляжа под хвостовой балкой установили ребро-кронштейн. Оно повышало жёсткость и прочность балки, а также улучшало аэродинамику вертолёта. Четырёхстоечное шасси обеспечивало отличную устойчивость машины на стоянке, что важно при палубном базировании. Втулка несущего трёхлопастного винта выполнялась с совмещёнными вертикальными и горизонтальными шарнирами. Лопасти имели новаторскую конструкцию с D-образным прессованным алюминиевым лонжероном. К лонжерону пристыковывалась законцовка с обшивкой из лёгкого сплава и сотовым заполнителем из фольги. Эта конструкция стала классической для вертолётов второго поколения, и ее продолжают использовать до настоящего времени.

Новинкой в вертолетостроении явились лопасти H-19 Chickasaw, в которых лонжерон имел форму носовой части профиля, с приклеенной к нему хвостовой частью, выполненной в виде сот из фольги. Такая конструкция позже стала применяться практически на всех вертолетах мира. Лопасти могли складываться назад для снижения габаритов при перевозке и базировании на кораблях. Для контроля над возможным разрушением лопасти применили оригинальную систему с избыточным давлением внутри герметичного лонжерона. Из-за больших размеров вертолёта и значительных нагрузок на органы управления, на H-19 Chickasaw установили четырёхканальное бустерное управление, предварительно отработанное на вертолёте S-51.

Силовая установка вертолета Sikorsky H-19 Chickasaw состоит из одного восьмицилиндрового радиального авиадвигателя марки Pratt & Whitney R-1340-57, способного развивать тягу в 600 л.с., однако, марка и мощность двигателя зависят от версии летательного аппарата и его модификации. Двигатель был размещен в носовой части вертолета под наклоном так, чтобы вал проходил между сидениями летчиков, кабина летчиков оказалась поднятой несколько вверх по сравнению с грузовой. Такое размещение двигателя имеет очевидное эксплуатационное удобство - его можно обслуживать стоя на земле. Максимальная скорость полёта вертолёта Sikorsky H-19 Chickasaw, при использовании подобной силовой установки, составляет 165 км\ч., в то время как максимальная дальность следования равняется 725 километрам. Баки ёмкостью 720 литров под полом грузового отсека обеспечивали новой машине дальность, о которой до тех пор вертолётчики могли лишь мечтать - более 500 км.

Грузовая кабина расположена под несущим винтом, что уменьшает влияние изменения массы груза на балансировку. С этой же целью топливо (723л) расположено под полом грузовой кабины. Летчики сидели в кабине рядом. Кабина имела дверцы с выпуклыми стеклами (блистеры), а также выход в грузовой отсек. Четырехстоечное шасси неубираемое, в ряде случаев было заменено на два поплавка.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/H-19-Chickasaw-04.jpg

Вертолёт Sikorsky H-19 Chickasaw может выступать в качестве самостоятельной боевой единицы, однако, весьма ограниченно, так как фактически. Используемые здесь пулемёты, способны поражать лишь небронированную технику и живую силу противника, в то время как сам вертолёт, из-за своих достаточно массивных габаритов, является весьма уязвимым и легко заметной целью. Sikorsky H-19 Chickasaw активно применялся для транспортировки различного рода грузов и небольших групп военнослужащих чем и заслужил большое одобрение со стороны военного командования США. Более того, большая дальность полёта этого воздушного судна позволяет применять его в качестве патрульного средства, а также при выполнении поисково-спасательных операций. На борту вертолёта Sikorsky H-19 Chickasaw может разместиться до 12 человек, что зависит в первую очередь от версии летательного аппарата и его целевого назначения. Помимо транспортировки людей, вертолёт может также осуществлять перевозку грузов небольшого объёма, либо же обеспечивает размещение на борту специализированного оборудования, например для проведения аэрофотосъёмки местности.

Вертолет Sikorsky H-19 Chickasaw широко использовался во время войны в Корее (1950-1953 гг.), по существу, явился пионером авиадесантных операций в боевых условиях. В 1952 году два S-55 осуществили трансатлантический перелет (США-Великобритания-ФРГ) с промежуточными посадками на авианосцах. Всего фирмой Сикорский было выпущено 1281 вертолет. По лицензии выпускался в Великобритании (фирма Уэстленд - 485 шт.), Японии (Мицубиси - 71 шт.), Франции (SNCASE - 5 шт.) и в Югославии. Последняя модификация имела газотурбинный двигатель Роллс-Ройс, 783 кВт и выпущена фирмой Уэстленд в 1960 году под названием «Уирлуинд» HAR.Mk.10. В США было принято обозначение S-55T. Вертолет S-55 впервые был использован в США для поиска подводных лодок.

Серьезнейшей проверкой для новой машины Игоря Сикорского стала Корея. В марте 1951 г. 3-я авиационная спасательная эскадрилья на базе в Вольми-До получила два опытных вертолета YH-19A. Вскоре туда же начали прибывать серийные H-19A и H-19B, а в 1952 г. вертолеты поставили нескольким поисковым эскадрильям. Поисково-спасательный вариант SH-19B был оснащен лебёдкой над грузовой дверью, позволяющей поднимать людей из воды и других труднодоступных мест. Для сбитых лётчиков вертолёты стали настоящими "ангелами-хранителями", спускавшимися с небес в тот момент, когда в голову уже приходили мысли о северокорейском плене. Вслед за военно-воздушными силами иметь вертолёты пожелала армия США. В 1952 г. были закуплены семьдесят два H-19C и триста тридцать восемь H-19D, которые соответствовали вариантам для ВВС - вертолетам H-19A и H-19B. Винтокрылые машины с надписью "Армия США" на борту появились в Корее в марте 1953 г. Их сразу привлекли для снабжения по воздуху окружённых противником частей Первой пехотной дивизии.

Морская пехота США лидировала среди других родов войск, получивших на вооружение винтокрылые машины. Ещё в феврале 1948 г. на базе опытной эскадрильи НМХ-1 в Куонтико появились два вертолёта HO3S-1 (S-51). Нагрузка этой лёгкой машины предполагала либо двух солдат с полной выкладкой, либо двух раненых на подвешиваемых снаружи носилках. Естественно, что после введения в строй вместительного S-55 командование морской пехоты немедленно запросило новые вертолёты. В августе 1950 г. последовал заказ на первые шестьдесят HRS-1 (в каждом роде войск США S-55 получил своё обозначение). Идентичные вертолетам H-19A, они отличались лишь протектированными топливными баками.

Тактико-технические характеристики HO4S-2
Экипаж: 2 пилота
Пассажировместимость: 12 солдат, либо 6-8 раненых на носилках;в гражданской модификации - в зависимости от компоновки салона.
Грузоподъёмность: 907 кг
Длина: 12,73 м (со сложенными лопастями)
Диаметр несущего винта: 16,15 м
Диаметр рулевого винта: 2,642 м
Высота: 4,267 м
База шасси: 3,2 м
Колея шасси: 3,353 м
Масса пустого: 2257 кг
Масса снаряжённого: 2446 кг
Нормальная взлётная масса: 2950 кг (наблюдение)
Максимальная взлётная масса: 3660 кг
Объём топливных баков: 700 л
Масса топлива во внутренних баках: 503,5 кг
Силовая установка: 1 х поршневый Pratt & Whitney R-1340-57
Мощность двигателей: 1 х 600 л.с. (1 х 441,3 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 177,8 км/ч
Крейсерская скорость: 133 км/ч
Практическая дальность: 667 км
Продолжительность полёта: 6,3 ч
Практический потолок: 4755 м
Статический потолок: 2438 м
Скороподъёмность: 6,5 м/с
Вертикальная скороподъёмность: 3 м/с
Нагрузка на диск: 14,65 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 149,6 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)