http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/HO3S-1-01.jpg

Вертолет Sikorsky S-51 являлся коммерческой версией вертолета S-48/R-5, разработанной для гражданского рынка. Вторая мировая война закончилась, и рынок сбыта военных вертолетов не выглядел перспективным. Первым коммерческим заказчиком новых вертолетов стала компания Los Angeles Helicopter Airway, которая приобрела пять вертолетов Sikorsky S-51 и открыла пассажирскую и авиапочтовую службу США в районе бассейна Лос-Анджелеса. Следующим заказчиком стал ВМС США, закупивший четыре вертолета SikorskyS-51 (получивших военный индекс HO3S-1) для поддержки операции Highjump (OpHjp - «высокий прыжок», Программа ВМС США по освоению Антарктики 1946-1947). Вертолеты Sikorsky S-51 за годы службы были модифицированы в несколько различных конфигураций. Помимо гражданских моделей S-51, они эксплуатировались ВМС США / морской пехотой США как HO3S-1, ВВС США как H-5F, H-5G и H-5H, а Береговая охрана США как HO3S-1G.

Чтобы доказать военно-морскому флоту полезность вертолета, Сикорский в 1947 году отправил в море вертолет S-51 с оперативной группой в составе 2 пилотов и 2 командиров экипажей. Первое военное спасение с помощью вертолета было совершено 9 февраля 1947 года на вертолете Sikorsky HO3S-1, которым управлял старший пилот Джимми Винер при содействии Джо Рулло. Демонстратор Sikorsky HO3S-1 был поднят на борт авианосца «Франклин Д. Рузвельт» и выполнял функции «авиастража», пока авианосец восстанавливал самолеты. Эксплуатация самолетов с авианосцев сопровождалась авариями и катастрофами. Из-за ошибок пилотов или отказа техники экипажи во время взлета или посадки частенько оказывались вместо палубы в воде и могли рассчитывать на помощь только с сопровождающих авианосец эсминцев. Однажды при заходе на посадку у палубного бомбардировщика Curtiss SB2C Helldiver отказал двигатель, и он упал в воду. Джимми Винер и его вертолет немедленно прибыли на место происшествия и забрали лейтенанта Роберта Шилдса и его радиста.

Всего моряки приобрели 91 вертолет Sikorsky HO3S-1. Большинство из них оборудовали спасательными лебедками, а некоторые - аварийными поплавками. Научно-исследовательский центр ВМФ провел на Sikorsky HO3S-1 ряд очень интересных экспериментов, в том числе по обеспечению их ночной эксплуатации. С тех пор сохранились снимки огненных спиралей, написанных в ночном небе габаритными огнями лопастей Sikorsky HO3S-1. Эти же машины участвовали в испытаниях первого вертолетного погружаемого гидролокатора-сонара AQS-1 в 1949-м на базе Кей Уэст во Флориде. Командование флота щедро поделилось своими вертолетами и с другими видами вооруженных сил США. По девять Sikorsky HO3S-1G поступило в береговую охрану и в корпус морской пехоты.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/HO3S-1-02.jpg

В декабре 1947-го создали первое вертолетное подразделение морской пехоты - эскадрон НМХ-1. Год спустя туда поступили первые Sikorsky HO3S-1. Они предназначались не только для замены легких разведывательно-связных самолетов, но и для обеспечения высадки десанта в тыл противника. Корейская война разразилась 25 июня 1950 года, пилоты и обслуживающий персонал HMX-1 были переведены в подразделение VMO-6 (Морская Наблюдательная эскадрилья 6 Корпуса морской пехоты США), которая в свою очередь была отправлена в Корею с четырьмя вертолетами HO3S-1. ВМС США прибыли в Корею на вертолетах HO3S-1 из вспомогательных вертолетных эскадрилий HU-1 и HU-2, приписанных к авианосцам и нескольким крупным военным кораблям. Военно-морской флот использовал свои вертолеты, чтобы вытаскивать летчиков из моря и выполнять спасательные операции на суше, когда это требовалось. Они также перевозили припасы и почту с корабля на корабль. Позже они использовались для предоставления информации о наведении морских орудий и обнаружения морских мин для подрыва. В Корее вертолеты использовались морскими пехотинцами в качестве роли наблюдения/связи с поисково-спасательными операциями в качестве постоянной альтернативной миссии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/HO3S-1-03.jpg

До начала декабря 1950-го, когда в Корею начали поступать вертолеты других марок (Bell-47, затем Sikorsky S-52, S-55), четыре Sikorsky HO3S-1 из VMO-6 налетали 1624 часа, выполнили 1544 задания, из них 64 разведки, 421 транспортную перевозку, 191 эвакуацию раненных и окруженных, 11 раз отправлялись на поиск и спасение летчиков, 90 - на связь и т.д. К этому же времени Sikorsky H-5 спасателей ВВС (в основном 3-й спасательный эскадрон) выполнили 1200 операций и вывезли более 700 военнослужащих. Всего к концу 1950-го вертолетами Sikorsky S-51 спасли более 1200 человек. Один эскадрон палубных HO3S-1 до окончания войны выполнил 450 спасательных операций. Четыре его пилота получили высшую награду моряков - Флотский крест. Когда в 1951-м 129 моряков с потопленного корабля оказались в тылу северокорейцев, флотские HO3S-1 вывезли их быстрее, чем противник смог что-то предпринять. А всего за время войны геликоптеры Сикорского спасли более 10000 человек.

После войны в Корее излишки вертолетов Sikorsky S-51 были проданы на открытом рынке. Sikorsky Aircraft приобрела некоторые из этих вертолетов, модернизировала и провела их капитальный ремонт, а затем продала их на коммерческой основе как вертолеты S-51 с нулевым временем после капитального ремонта. Они также продали комплекты и предоставили инструкции по переоборудованию военных вертолетов S-51 для соответствия требованиям сертификации CAA (FAA).

Особенности конструкции Sikorsky S-51

Фюзеляж Sikorsky S-51 состоял из 3 секций: кабина с алюминиевым каркасом с окнами из плексигласа, пилотом впереди и сиденьями для 3 пассажиров на корме; центральная часть стального каркаса была покрыта легкосъемными панелями, а хвостовой обтекатель представлял собой монокок с обшивкой из магния. На вертолет Sikorsky S-51 была установлена 3-лопастная полноповоротная головка несущего винта. Диаметр несущего винта составлял 48 футов и управлялся механической системой управления и системой балансировки на тарзанке для снижения утомляемости пилота. Ограничитель взмаха ротора был дополнительным оборудованием, которое позволяло задействовать ротор в условиях сильного ветра. Гидравлическая сервосистема устранила систему балансировки банджи на вертолетах позднего производства (Sikorsky H-5H) и предлагалась в качестве комплекта для модернизации более ранних моделей. Гидравлическая мощность сервопривода обеспечивалась ременным гидравлическим насосом, приводимым в движение карданным валом хвостового винта.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/HO3S-1-04.jpg

На вертолете S-51 был установлен трехлопастный хвостовой винт диаметром 8 футов 5 футов с лопастями из клееного дерева. Двухлопастный хвостовой винт диаметром 8 футов 9 дюймов с полностью металлическими лопастями устанавливался на последние модели вертолетов S-51 (H-5H) и предлагался в качестве комплекта для модернизации на более ранних моделях. Двигатель Pratt and Whitney Pratt & Whitney R-985-AN-5 или R-985-AN-7 мощностью 450 л.с. устанавливался горизонтально под центропланом вертолета наверху. Лопасти несущего винта были изготовлены из металлических лонжеронов, нервюр из фанеры, карманов из фанеры, при этом вся лопасть была покрыта двумя слоями ткани. Использовался аэродинамический профиль NACA 0012. Все металлические лопасти поставлялись в более поздних моделях во время производства (Sikorsky H-5H) и предлагались в качестве комплектов для модернизации более ранних моделей. Военные вертолеты Sikorsky S-51 были оснащены спасательным подъемником и вспомогательным топливным баком. Внешние носилки могли крепиться по обеим сторонам фюзеляжа. Береговая охрана США разработала систему аварийного плавания с надувными поплавками вокруг шасси, которые в аварийной ситуации надуваются в течение 30 секунд.

Технические характеристики Sikorsky HO3S-1
Экипаж: 1 пилот
Пассажировместимость: 3 пассажира
Длина: 17,39 м
Диаметр несущего винта: 14,63 м
Диаметр рулевого винта: 2,565 м
Высота: 3,86 м
База шасси: 3,07 м
Колея шасси: 3,66 м
Масса пустого: 1 718 кг
Масса снаряжённого: 1 853 кг
Максимальная взлётная масса: 2 261 кг
Объём топливных баков: 378,5 л
Масса топлива во внутренних баках: 272,2 кг
Силовая установка: 1 х поршневый Pratt & Whitney R-985-AN-5
Мощность двигателей: 1 х 450 л.с. (1 х 331 кВт (взлётная))
Максимальная скорость:
- у земли: 167 км/ч
- на высоте 1 143 м: 174 км/ч
Крейсерская скорость: 130 км/ч
Практическая дальность: 441 км (с полным запасом топлива и 2 пассажирами)
Перегоночная дальность: 674 км (с дополнительным баком со 136 кг топлива и без пассажиров)
Практический потолок: 4 511 м
Статический потолок: 1 615 м
Скороподъёмность: 6,3 м/с
Нагрузка на диск: 13,43 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 146 Вт/кг (при максимальной взлётной массе)