http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Sikorsky-H-34-Choctaw-01.jpg

Использование вертолетов типа S-55 (UH-19 Chickasaw) для поиска и уничтожения подводных лодок, проведения поисково-спасательных операций на море показало, что необходима винтокрылая машина с большей дальностью полета и временем патрулирования. В 1952 году фирма Сикорского получила соответствующее задание от руководства ВМФ США. Опытный экземпляр нового вертолета Sikorsky S-58 взлетел 8 марта 1954 года. Первый серийный вертолет был готов в сентябре и поступил на вооружение ВМС США, первоначально обозначенный как HSS-1 Seabat (в его противолодочной конфигурации) и HUS-1 Seahorse (в его транспортном варианте общего назначения). Армия США и Корпус морской пехоты соответственно заказали его в 1955 и 1957 годах. В соответствии с системой обозначения самолетов армии и ВВС США, вертолет получил обозначение H-34 Choctaw. В 1962 году в соответствии с новой единой системой обозначения самолетов Министерства обороны, HSS-1 Seabat был переименован в SH-34, HUS-1 Seahorse - в UH-34, а H-34 Choctaw - в CH-34.

Sikorsky S-58 был разработан как удлиненная и более мощная версия вертолета Sikorsky Model S-55 (UH-19 Chickasaw), с аналогичной носовой частью, но с хвостовой опорой фюзеляжа и шасси. Он сохранил установленный в носовой части радиально-поршневой двигатель с ведущим валом, проходящим через кабину, расположенную высоко над грузовым отсеком. Характерные конструктивные особенности: использование 8-цилиндрового радиального поршневого двигателя, установленного в носовой части фюзеляжа, неубираемое трехстоечное шасси, управляемый стабилизатор в нижней части киля. Двери в кабину экипажа и грузовой отсек - сдвижные. В отличие от близкого по параметрам советского Ми-4, вертолет S-58 не имел грузовых створок, через которые можно было бы загрузить «Джип» или пушку. Для такого рода грузов предусматривалась транспортировка на внешней подвеске. Поскольку при этом способе перевозки всегда присутствует опасность раскачки груза, в 1956 году на фирме впервые в мире была разработана система стабилизации.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Sikorsky-H-34-Choctaw-02.jpg

Вертолеты Sikorsky S-58 выпускался большими сериями (всего 1887 штук) вплоть до второй половины 70-х годов. Наибольшее распространение получили варианты для ВМФ UH-34 «Seahorse» и армии США CH-34A «Choctaw». CH-34A широко использовался во время войны с Вьетнамом. Основное применение: огневая поддержка с воздуха, переброска десантных групп численностью 18 человек, эвакуация раненых (8 человек на носилках) и потерпевших аварию экипажей. Вертолеты, выпускавшиеся по лицензии во Франции (фирма Сюд-Авиасьон, ныне Аэроспасьяль), участвовали в колониальной войне в Алжире. Следует отметить, что S-58 имел широкое применение в гражданской сфере. В сентябре 1957 года президент США Д.Эйзенхауэр рискнул подняться на борт вертолета, направляясь в отпуск. После этого на лужайках Белого дома появились два вертолета S-58 с салоном люкс: CH-34A и UH-34D, экипажи которых несли круглосуточное дежурство, которое сохранилось до сих пор. Грузопассажирская кабина оснащалась звуконепроницаемыми покрытиями, мягкими креслами, кондиционерами и прочими средствами по улучшению комфорта. Шасси оборудовалось надувными поплавками, на случай аварийной посадки на воду. Эта модификация получила обозначение VH-34A, всего переоборудовано четыре вертолёта. После оснащения этой модели более совершенным пилотажно-навигационным оборудованием, обозначение машины поменялось на VH-34С.

UH-34D входили в отряд поиска приводнившихся космических аппаратов. Первый астронавт США А.Шепард 5 мая 1961 года был поднят в капсуле из вод Тихого океана вертолетом данного типа. Вертолет серии SH-34J специально оборудован для поиска и уничтожения подводных лодок. Экипаж состоит из четырех человек: 2 летчика и 2 оператора. SH-34J оснащен двумя торпедами типа МК-44. Впервые на S-58 было установлено оборудование для всепогодного пилотирования. Вертолет-долгожитель (еще в 80-е годы можно было найти S-58 в эксплуатации) пережил также и переход на более экономичный и малогабаритный газотурбинный двигатель (S-58E). В апреле 1971 года фирмой Уэстленд был установлен Pratt & Whitney Canada PT6T-3 Twin-Pac мощностью 1342,8 кВт. При этом статический потолок увеличился на 6000 футов (1830 м). С окончанием эксплуатации S-58 закончилась короткая история вертолетов Сикорского с поршневыми двигателями.

Кроме ВМС США вертолёты HSS-1 поставлялись на вооружение ВМС Франции - 25 машин, ВМС Италии - 5 машин, ВМС Японии - 8 машин, ВМС Аргентины - 1 машина. Несколько флотских машин HSS-1 Seabat в начале 1960-х годов были переделаны в «президентский вариант» — HSS-1Z, который оснащался надувными аварийными поплавками и отличался улучшенным интерьером грузовой кабины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Sikorsky-H-34-Choctaw-03.jpg

Фюзеляж Sikorsky S-58 (H-34 Choctaw) представлял собой цельнометаллическую (сталь, дюралюминий) полумонококовую конструкцию с обшивкой из магниевого сплава. Переднюю часть фюзеляжа занимал отсек силовой установки, отделённый от остальной части титановой противопожарной перегородкой. Кабины расположены в два этажа: сверху - двухместная пилотская, снизу - грузовая. Кабина пилотов оснащена сдвижными окнами-блистерами, через которые экипаж попадал в кабину. Из кабины пилотов имелся проход в грузовой отсек. Грузовой отсек снабжён сдвижной дверью в правом борту фюзеляжа, также по каждому борту имелось два широких боковых окна. Хвостовая часть фюзеляжа при необходимости складывалась вдоль левого борта, уменьшая длину вертолёта на 4 метра. На хвосте имелся неподвижный стабилизатор. Новая конструкция хвостовой части облегчала лётчикам посадку в режиме авторотации. Лётчики могли сажать машину, гася вертикальную скорость с большим углом кабрирования. Благодаря этому сокращалось время посадки.

Грузовая кабина могла вместить до 18 солдат с экипировкой, либо 8 раненных на носилках. Отсутствие грузового люка и рампы ограничивало габариты перевозимого груза. Крупногабаритные грузы до 2,2 тонн транспортировались на внешней подвеске, для контроля за ними имелось застеклённое окно в полу кабины. Лопасти несущего винта были цельнометаллическими, диаметр винта составлял 17,1 м. Для удобства хранения лопасти имели возможность складываться относительно вертикальных шарниров назад вдоль фюзеляжа. Рулевой винт состоял из шарнирной втулки и четырех цельнометаллических лопастей. Дублированная система управления первоначально имела гидроусилители, установленные по обратимой схеме, но в дальнейшем их переделали на необратимые. Шасси Sikorsky S-58 (H-34 Choctaw) - неубирающееся, трехточечное с хвостовой опорой со свободно ориентирующимся колесом.

Звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения Wright Cyklone R-1820-84, мощностью 1525 л.с. стоял с наклоном в 34° к вертикали. Доступ к нему обеспечивался через две носовые раскрывающиеся створки, каких либо стоек и лестниц для доступа к нему не требовалось. На валу двигателя располагался осевой вентилятор, к которому поступал воздух через три воздухозаборника, закрытых сеткам. Воздухозаборники были расположены сверху и по бокам носовой части фюзеляжа. С помощью автоматической гидравлической муфты включения и свободного хода, двигатель соединялся с трансмиссией. Трансмиссионный вал закрывался кожухом и проходил от двигателя к главному редуктору между сиденьями пилотов. Через откидную заднюю стенку кабины лётчиков осуществлялся доступ к редуктору и блоку гидроусилителей. Под полом грузовой кабины находились три топливных бака, передний бак был разделён на пять отсеков, задние баки - на три отсека каждый.

В грузовой кабине размещались сонар и места операторов. Погружаемый гидроакустический приемник сонара опускался из кабины на тросе через люк в полу. Ударный противолодочный Sikorsky S-58 (H-34 Choctaw) был вооружён двумя акустическими торпедами Mk.43 или двумя минами Mk.24, крепившихся на кронштейнах по бортам фюзеляжа. Сонар при этом демонтировался. По правому борту над дверью грузовой кабины размещалась грузовая лебедка, грузоподъёмностью до 275 кг, и предназначавшаяся для спасательных операций. На случай аварийной посадки на воду имелись спасательные костюмы, надувной плотик и комплект спасательного сигнального оборудования. Аварийных надувных поплавков S-58 вначале не имел.

Лётно-технические характеристики H-34 Choctaw
Экипаж: 2 человека
Вместительность: до 16 пассажиров или 8 носилок
Длина: 17,28 м
Высота: 4,85 м
Диаметр несущего винта: 17,07 м
Ометаемая площадь: 228,85 м²
Масса пустого: 3583 кг
Масса максимальная взлётная: 6350 кг
Двигатель: 1 ПД Wright R-1820-84, мощность 1,525 л.с
Максимальная скорость: 198 км/ч
Дальность полёта: 293 км