http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/p-1.jpg

В 1955 г. в ОКБ П.О.Сухого был спроектирован двухместный истребитель-перехватчик П-1 с системой перехвата «Ураган-1». До этого в ОКБ уже были развернуты проекты фронтовых истребителей С-1 со стреловидным крылом и Т-3 с треугольным крылом (возможно, буква «П» означает перехватчик). Аналогичные разработки с системой перехвата «Ураган-1» велись в ОКБ А.И.Микояна на перехватчиках И-3У и И-7У, которые так и остались в опытных экземплярах. Машина разрабатывалась на основании январского 1955 г. постановления Совета Министров. В МАП и ВВС был предъявлен эскизный проект самолёта в двух вариантах: самолёт П-1 с одним двигателем АЛ-11 или Р15-300 и самолёт П-2 с двумя двигателями АЛ-9.

Был принят однодвигательный вариант. Сначала думали установить двигатель Р15-300, однако временно пришлось установить АЛ-7Ф. На самолёте П-1 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены боковые воздухозаборники, хотя ранее предусматривался лобовой воздухозаборник с размещением РЛС по типу самолёта Т-3. Однако громоздкость прицельной станции не позволила этого сделать. На П-1 предписывалось установить РЛС «Алмаз-7», вооружение из двух ракет К-7 и неуправляемых реактивных снарядов. Одной из особенностей конструкции самолёта являлось размещение в носовой части фюзеляжа батареи из 50 НУРС, стволы пусковых устройств которых были закрыты в полёте специальными щитками. На самолёте установили крыло треугольной формы с характерным аэродинамическим «зубом», рекомендованным ЦАГИ.

Истребитель-перехватчик П-1 построили в июне 1957 г. и в сентябре перевезли на аэродром ЛИИ в Жуковском. Первый полёт самолёт совершил в октябре 1957 г., пилотировал его лётчик-испытатель НИИ ВВС Н.И.Коровушкин. В 1957 г. лётчики Н.И.Коровушкин и Э.В.Елян провели заводские лётные испытания. Самолёт проходил испытания с двигателем АЛ-7Ф меньшей тяги, поскольку двигатель Р15-300 так и не был построен, лишенный РЛС, аппаратуры наведения и вооружения. Испытания позволили лишь определить взлётно-посадочные характеристики и параметры устойчивости и управляемости на некоторых режимах полёта. В то же время на заводе №153 в Новосибирске начали строить три самолёта под запланированные двигатели Р15-300.

Самолёт П-1 явно не получался. Сначала отказались от автоматизированной системы наведения «Ураган», затем прекратили работу по ракетам К-7, и наконец, отсутствие нужных двигателей поставило машину на прикол. П.О.Сухой предложил ради спасения самолёта переделать его в двухместный вариант П-1 с РЛС «Пантера» для борьбы с низколетящими целями. Однако для автоматизированного наведения низковысотного истребителя требовался самолёт-ретранслятор, это обстоятельство, связанное с созданием ещё одной машины, не позволило реализовать замыслы конструкторов. Предполагалось даже установить на истребитель новые двигатели ВК-13, но расчетные ЛТХ были бы невысокими, и тема вскоре была закрыта.

Самолёт П-1 представлял собой среднеплан с треугольным крылом и цельноповоротным стабилизатором. Крыло по передней кромке имело выступ, а на задней кромке были установлены выдвижные закрылки и элероны. Фюзеляж типа полумонокок. Регулируемые воздухозаборники имели форму полумесяца. Воздушные каналы к двигателю переходили в единый канал круглого сечения. Канал собирали отдельно, затем устанавливали в фюзеляж. Запас топлива размещался в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках емкостью 2410 л и в подвесном объемом 950 л.

Тактико-технические характеристики П-1
Размах крыла, м   9.81
Длина, м   21.27
Высота, м   
Площадь крыла, м2   44.00
Масса, кг   
- нормальная взлетная   10750
- максимальная взлетная   11550
Тип двигателя   1 ТРД АЛ-9 (АЛ-7Ф-1)
Тяга, кгс   1 х
Максимальная скорость , км/ч   2050
Практическая дальность, км   
- без ПТБ   1400
- с ПТБ   2000
Практический потолок, м   19500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   2 УР К-7, 50 НУРС АРС-57