Як-50 — советский опытный лёгкий истребитель-перехватчик, является непосредственным развитием проекта Як-30, но с углом стреловидности крыла в 45° и более мощным двигателем ВК-1 с 2700 кгс тяги. В конце 1940-х гг. в США и странах Западной Европы стали усиленно развивать стратегическую авиацию. Для борьбы с такими бомбардировщиками потребовались истребители, которые могли бы вести бои на дальних подступах к району цели. ОКБ А.С.Яковлева в инициативном порядке начало разработку такого перехватчика. Тем более что 21 февраля 1949 г. вышло постановление Совмина о постройке истребителя с двигателем ВК-1.
По разработанным ТТТ тех лет перехватчик должен был обладать максимальной скоростью до 1100 км/ч, практическим потолком до 16 км, большой дальностью, высокой скороподъемностью. Творчески используя опыт, накопленный в ОКБ за последние годы и наработки по проекту Як-30, конструкторы пошли по пути максимально возможного снижения веса конструкции. В частности, применили облегченную броневую защиту кабины пилота, а вооружение ограничили двумя 23-мм пушками НР-23 с общим боезапасом в 160 снарядов. Бронирование кабины лётчика состояло из передних бронестекла толщиной 60 мм и 8-мм бронеплиты, а также 10-мм бронезаголовника. Благоприятно сказались на весовых характеристиках машины использование велосипедного шасси и широкое применение магниевых сплавов. В состав оборудования входил стандартный набор радиотехнических средств, включая РЛС "Коршун", которая располагалась в радиопрозрачном наплыве над воздухозаборником.
Крыло было оборудовано закрылком и тремя аэродинамическими гребнями, удлинение крыла 4,0, сужение 1,2, причем хорда крыла после центральной части постоянная, поперечное V равно -5°. Горизонтальное и вертикальное оперение стреловидные, площадь горизонтального оперения 2,86 м2, вертикального 3,0 м2, дополнительного гребня под хвостовой частью фюзеляжа 0,344 м2. В конечном итоге конструкторам удалось создать очень лёгкий истребитель Як-50 с двигателем ВК-1.
В июле 1949 г. лётчик-испытатель С.Н.Анохин начал заводские испытания перехватчика. При испытаниях самолёт неоднократно разгоняли до скорости М=1,01, а на госиспытаниях с пикирования М=1,03. Подводя итоги выполненных им заводских испытаний, Анохин писал, что по летным данным Як-50 стоит выше всех опытных истребителей выпуска 1949 г.
Однако отступление от некоторых пунктов ТТТ представители заказчика сочли неправомерным. Помимо этого, во время государственных испытаний выявилось, что в горизонтальном полете при скорости М=0,92-0,97 возникали продольные колебания, препятствовавшие ведению прицельной стрельбы. При пробеге с боковым ветром более 5 м/с самолёт кренился на крыло, противоположное сносу, и «прижимался» к взлетно-посадочной полосе подкрыльной стойкой. Это создавало дополнительный разворачивающий момент, и самолёт скатывался с полосы. Управление же носовой стойкой оказалось недостаточно эффективным. При посадке на мокрую и особенно на обледеневшую полосу машина становилась практически неуправляемой. В итоге было признано, что для лёгкого самолёта велосипедное шасси неприемлемо, и в серию Як-50 не передавали. В 1950 г. Министерство обороны взяло курс на сокращение номенклатуры летательных аппаратов и сделало МиГи основными типами истребителей.
Тактико-технические характеристики Як-50
Экипаж 1
Размах крыла, м 8.01
Длина, м 11.185
Высота, м
Площадь крыла, м2 16.00
Масса, кг
- пустого самолета 3085
- нормальная взлетная 4155
Тип двигателя 1 ТРД ВК-1
Тяга, кгс 1 х 2700
Максимальная скорость , км/ч 1120
Практическая дальность, км 850
Продолжительность полета, ч 1.0
Максимальная скороподъемность, м/мин 4080
Практический потолок, м 16050
Вооружение: две 23-мм пушки HP-23 (по 80 снарядов)