http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/e-152-1.jpg

Целью этой программы было создание самолёта для перехвата целей, с ракетами К-9, летящими со скоростью 2000 км/ч на высотах 1000-23000 м. Истребитель-перехватчик Е-152А с треугольным крылом со стреловидностью 60° по передней кромке крыла имел два двигателя ТРД Р-11Ф-300 А.А.Микулина. Эти двигатели были установлены для ускорения процесса испытания вместо ТРД Р-15-300, с поставкой которых задерживались. Самолёт был также предназначен для отработки РЛС «Ураган-5», что было невозможно сделать на Е-150, который из-за непоставки двигателя простоял около 18 месяцев. Однако отработка системы вооружения К-9 в составе комплекса «Ураган-5» не производилась.

Радиопрозрачный конус (так как в нем была антенна РЛС «УП») — Неподвижный. Трехступенчатое регулирование служило для дивергенции ударной волны перед воздухозаборником. Для регулирования характеристик потока в воздухозаборнике служила подвижная обечайка, скользившая по наружной части фюзеляжа и по четырем направляющим при помощи гидропривода. В зависимости от скорости обечайка фиксировалась в трех положениях. Для улучшения посадочных характеристик Е-152А имел три хвостовых тормозных щитка и один тормозной парашют. Впервые в конструкции самолёта ОКБ применило сотовые заполнители, позволявшие увеличить жесткость и уменьшить на 10-18% массу стабилизатора, элеронов и закрылков. Крыло машины в первоначальной стадии проектирования по своим геометрическим размерам и конструкции было аналогично крылу Е-150. Консоли стабилизатора были также аналогичны консолям стабилизатора Е-150, поэтому общий размах горизонтального оперения получился большим.

Топливная система состояла из шести фюзеляжных баков, двух крыльевых, и одного бака, располагавшегося между створками основных стоек шасси (общая емкость составляла 4400 л). Система катапультирования предусматривала защиту летчика фонарем. РЛС ЦП-1, счетно-решающий прибор ВБ-158 с комплектом датчиков, автопилот АП-39, систему САЗО-СПК, курсовую систему КСИ, авиагоризонт АГД-1, навигационно-пилотажные приборы системы "Путь-2", УКВ радиостанцию РСИУ-5 "Дуб-5", радиополукомпас АРК-10 "Ингул", радиоответчик системы опознавания СРО-2М "Хром", активный ответчик СОД-57МУ.

Перехватчик Е-152А по конструкции практически был индентичен Е-152, однако отличался от него бортовой радиолокационной станцией. Если Е-152 был спроектирован под установку станции «Ураган-5Б», то на Е-152А планировали установить новую РЛС типа «ЦП-1», также предназначенную для работы в системе перехвата «Ураган-5». Станция «ЦП-1» представляла собой значительно более эффективный радиолокатор с дальностью обнаружения крупноразмерной цели (бомбардировщика) до 45-50 км (вместо 17 км у станции «Ураган-5Б»). ЦКБ «Алмаз» одновременно разрабатывало аппаратуру для полуактивной головки самонаведения ракеты К-9. В конструкции РЛС впервые широко использовались полупроводники. На самолете Е-152А с радиолокатором «ЦП» были сопряжены счетно-решающее устройство СРП и автопилот.  Вооружение самолёта состояло из двух ракет средней дальности К-9. Подвеска осуществлялась с помощью АПУ установленных на законцовках крыла.

Самолёт Е-152А был построен в июне 1959 г. и отправлен на заводские лётные испытания в ЛИИ. Первый полёт выполнил 10 июля лётчик-испытатель Г.К.Мосолов. Испытания продолжались до 23 ноября 1959 г. Было выполнено 55 полётов. Проведено десять запусков двигателей в воздухе на высотах 6000-10500 м. Во всех случаях двигатели запускались с первой попытки за 15-25 секунд. После завершения испытаний в августе 1960 г. вместо системы «Ураган-5» была установлена аппаратура комплекса перехвата Е-152-9.

Самолёт Е-152А демонстрировался в полете на авиационном празднике 1961 г. в Тушино, после чего он некоторое время пользовался пристальным вниманием экспертов НАТО, присвоивших ему кодовое наименование «Flipper» («Плавник») за расширенную форму хвостовой части с большими подфюзеляжными гребнями.

Е-152А до 1965 г. использовался в качестве летающей лаборатории для отработки новых систем вооружения и оборудования для разрабатываемого перехватчика Е-155. 29 января 1965 г. во время испытания Е-152А потерпел катастрофу, при этом летчик-испытатель И.Н.Кравцов погиб. В дальнейшем документация по Е-152А (без двигателей, ракет и РЛС) была передана Китаю, который использовал ее при создании истребителя-перехватчика J-8.

Тактико-технические характеристики Е-152А
Экипаж   1
Размах крыла, м   8.49
Длина, м   19.00
Высота, м   
Площадь крыла, м2   42.02
Масса, кг 
- пустого самолета   10900
- максимальная взлетная   14350
- топлива   4110
Тип двигателя   1 ТРД Р-15-300
Тяга, кгс 
- номинальная   1 х 6840
- на форсаже   1 х 10210
Максимальная скорость , км/ч   3030
Дальность полета, км   1470
Скороподъемность, м/мин   2725
Практический потолок, м   22680
Вооружение: 2 УР К-9

228-39