Во второй половине 80-х годов на вооружение военно-транспортной авиации СССР поступили новые самолеты, обладавшие такой грузоподъемностью, которая далеко отодвигала существовавшие ранее ограничения по массе перевозимой бронетехники. К тому времени использование БМД-2 в боевых действиях в Афганистане показало, что для более эффективного применения вооружения на боевой машине десанта целесообразно иметь двухместную башню, в которой должны размещаться не только наводчик-оператор, но и командир машины. Кроме того, из-за малой массы, при определенных углах поворота башни во время стрельбы из 30-мм пушки, возникало раскачивание машины. Устранить эти недостатки и создать предпосылки для дальнейшего развития БМД посредством модернизации БМД-2 уже не представлялось возможным — все резервы дальнейшего развития конструкции были исчерпаны.
Поэтому к середине 80-х годов специальным конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора А. Шабалина была разработана новая боевая машина десанта, которая после испытаний и доводки в 1990 году была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БМД-3. Это качественно новая боевая машина, способная десантироваться как посадочным так и парашютным способом с боевым расчетом размещенным внутри. Это позволяет ей вступать в бой практически сразу после приземления.
Компоновка БМД-3 повторяет оправдавшее себя компоновочное решение боевых машин БМД-1 и БМД-2 при котором отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса МТО занимает кормовую часть.
Существенным образом изменился корпус машины. Увеличилась толщина броневых плит что обеспечило лучшую защиту заброневого объема а увеличенные размеры корпуса позволили установить двухместную башню с БМП-2. Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые детали вертикальны. С целью обеспечения достаточной жесткости и приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки. Башня сварена из стальных броневых деталей. В целом, корпус и башня защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности вкруговую, их лобовые детали – от 12,7-мм пуль. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.
В передней части корпуса по продольной оси, оборудовано место механика-водителя. Над этим местом в крыше корпуса смонтирован отдельный люк и установлены перископические приборы наблюдения. Справа в лобовом бронелисте корпуса в шаровой установке закреплен 5 45-мм пулемет РПКС-74 а слева - 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. Благодаря тому, что гранатомет может вести стрельбу с навесной траекторией полета гранат, БМД-3 может поражать цели неуязвимые для остальных компонентов ее вооружения, имеющих настильную траекторию полета снарядов и пуль. Боекомплект гранатомета состоит из 280 выстрелов ВОГ-70 в боеготовой ленте и 261 выстрела в контейнере внутри корпуса. Гранатометчик и пулеметчик пользуются перископическими прицелами.
В боевом отделении БМД-3 установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, по конструкции и составу установленного в ней вооружения аналогичная башне БМП-2. В башне смонтирована 30-мм автоматическая пушка 2А42, в боекомплект которой входят выстрелы с бронебойно-трассирующими осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами. Боекомплект состоит из 500 выстрелов снаряженных в боеготовые ленты и еще 360 выстрелов размещенных в корпусе машины. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения и может вести прицельную стрельбу на ходу (в том числе и по воздушным целям так как максимальный угол возвышения пушки равен 75° а скорость поворота башни составляет 30—35° в секунду).
Ведение огня из пушки и спаренного с нею 7 62-мм пулемета ПКТ осуществляется с помощью стабилизированного комбинированного дневного и ночного (активно-пассивного) перископического прицела. Благодаря двухканальному прицелу стрельбу из пушки может вести как наводчик-оператор так и командир машины располагающиеся в башне. Командир имеет в своем распоряжении также комбинированный прибор наблюдения с дневным ночным каналами и два перископических прибора наблюдения. У наводчика-оператора имеются два перископических прибора наблюдения.
Для борьбы с танками БМД-3 оснащена противотанковым управляемым комплексом 9П135М и четырьмя ПТУР. Конкурс эффективно поражающими бронированные цели на расстоянии до 4000 м. По бортам башни в задней ее части установлены два трехствольных дымовых гранатомета 902В "Туча". Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м.
За башней в корпусе БМД-3 предусмотрены места для двух десантников которые могут вести огонь через две амбразуры в бортах (по одной с каждого борта) и одну амбразуру в крышке десантного люка. Над амбразурами в крыше десантного отделения имеются перископические приборы наблюдения. Кроме того имеются дополнительные места еще для трех десантников. Защита от оружия массового поражения обеспечивается герметизацией обитаемого отделения и созданием избыточного давления при по мощи фильтровентиляционной установки.
Весь боевой расчет БМД-3 (экипаж и десант) имеет индивидуальные универсальные сиденья которые крепятся не к днищу а к крыше корпуса. Таким образом повышается защита расчета от мин и обеспечивается возможность десантирования БМД-3 вместе с боевым расчетом на парашютной бесплатформенной системе ПБС-950. Эксперименты с парашютным десантированием боевых машин с расчетом проводились и на БМД-1 однако штатным этот способ десантирования стал только с появлением БМД-3. Военно-транспортный самолет Ил-76М может десантировать таким способом три боевые машины десанта БМД-3.
В моторно-трансмиссионном отделении БМД-3 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2 развивающий максимальную мощностью 331 кВт. Здесь же установлены подогреватель двигателя и система бесфорсуночного факельного подогрева которые обеспечивают выход машины по тревоге за 5 минут при температуре -25°С и за 20 минут при температуре -45°С. Новая гидромеханическая трансмиссия имеет гидро-обьемный механизм поворота. Ее автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.
Подвеска индивидуальная гидропневматическая обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя. В состав ходовой части входят по пять одинарных опорных катков заимствованных у плавающего танка ПТ-76 и по четыре поддерживающих ролика на борт. Ведущие колеса расположены сзади. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная двухгребневая цевочного зацепления.
Несмотря на увеличение осевой массы до 129т конструкторам удалось со хранить высокую подвижность и динамику езды машины (удельная мощность двигателя составила 23,5 кВт/т). При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 70-71 км/ч и имеет высокую среднюю скорость при езде по сухим грунтовым дорогам — 45 км/ч.
Гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода БМД-3 легко преодолевает подъем до 35° вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м.
При разработке БМД-3 большое внимание было уделено повышению плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы откачивающие воду из корпуса. Два водометных движителя размещенных в кормовой части позволяют ей развивать скорость движения по воде до 10 км/ч и уверенно преодолевать морские акватории при волнении до трех баллов. При этом БМД -3 способна десантироваться с десантных кораблей ВМФ на воду и таким же образом обратно грузиться на корабли. Машина легка в управлении и проста в эксплуатации.
Помимо фильтровентиляционной установки в состав стандартного оборудования машины входят радиостанция навигационные приборы и автоматическая система пожаротушения.
На базе БМД-3 планируется разработка целого семейства боевых и вспомогательных машин для воздушно-десантных войск.
Развитие боевых машин десанта осуществляется в тесной связи с развитием средств десантирования На первом этапе для десантирования БМД-1 и БТР-Д применялись парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами Они позволяли десантировать объекты массой от 3 5 до 20 т С развитием средств десантирования стали широко применяться парашютно-реактивные системы (ПРС) подготовка которых к выброске занимает значительно меньше времени. Парашютно-реактивные системы ПРСМ-915 и ПРСМ-925 стали основными средствами десантирования для БМД-1 БТР-Д и машин на их базе. Однако эти системы достаточно сложны и дорого стоят. Поэтому для БМД-3 были созданы новые бесплатформенные средства десантирования ПБС-950 Они обладают небольшой массой (около 1500 кг), высокой надежностью просты в эксплуатации и позволяют десантировать личный состав в боевых машинах.
Технические характеристики
Боевая масса, т 12,9..13,2
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 5
Длина корпуса, мм 6100
Длина с пушкой вперёд, мм 6360
Ширина корпуса, мм 3114
Высота, мм 2170..2450
Бронирование
Тип брони противопульная
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм 2А42
Тип пушки нарезная автоматическая
Боекомплект пушки 500+360
Углы ВН, град. -5..+74
Дальность стрельбы, км до 4
Прицелы БПК-1-74, ПЗУ-5
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
1 х 5,45-мм РПКС-74
Другое вооружение 1 х АГС-17 «Пламя»
1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Тип двигателя многотопливный дизельный, 6-ти цилиндровый 2В-06-2
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 70..71
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 34..34,9
Тип подвески независимая, индивидуальная пневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,32..0,48
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м плавает