http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-2-(1).jpg

Эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: малую дальность эффективной стрельбы, низкую точность стрельбы (особенно на ходу), ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости, слабое бронирование, неудовлетворительную подвижность. Некоторые недостатки устранялись в процессе серийного производства БМД: изменения затронули ходовую часть, корпус, фильтровентиляционную установку. Однако предметом особого внимания конструкторов стало вооружение машины. В связи с этим в начале 80-х годов конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина были начаты работы по созданию боевой машины десанта с новым основным вооружением, с 30-мм автоматической пушкой и пусковой установкой ПТУР «Фагот» и «Конкурс». Новая машина получила заводское обозначение «объект 916».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-2-(2).jpg

Была разработана новая одноместная башня. В ней установили новую автоматическую пушку 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Первоначально было установлено две курсовых пулеметных установок. Позднее, уже на серийных машинах оставили только одну (правую) установку. Корпус, ходовая часть и силовая установка оставалась прежней как на БМД-1. Первые машины предоставили на войсковые испытания в 1984г. Испытания прошли успешно и в 1985 году новая боевая машина десанта была принята на вооружение воздушно-десантных войск под обозначением БМД-2 и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе.

БМД-2 имеет сварной корпус, выполненный из алюминиевого броневого сплава, защищающего экипаж от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм пуль. Экипаж составляет 3 чел. и 4 чел. десанта. Перед люком, установленным над механиком-водителем, имеются три прибора наблюдения ТНПО-170А.

Снаружи корпуса машины установлены фары, звуковой сигнал, габаритные фонари, волноотражательный щит, передние и задние грязевые щитки, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, детали крепления средств десантирования, буксирные крюки, буксировочное устройство для перевозки грузов на прицепе и два ящика с ЗИП. Кроме того, снаружи БМД закреплены: брезент, вьючное устройство ПУ 9П135М, лом, лопата и аварийный буй.

Основным отличием новой боевой машины десанта от БМД-1 являются новый комплекс вооружения, по своему составу идентичный комплексу вооружения БМП-2: автоматическая 30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ и пусковая установка для запуска противотанковых управляемых ракет 9М113 и 9М111. Кроме того, сохранены и имеющиеся на БМД-1 два 7,62-мм курсовых пулемета ПКТ.

Для стрельбы из пушки применяются патроны с бронебойно-трассирующими (БТ), осколочно-трассирующими (ОТ) и осколочно-футасно-зажигательными (ОФЗ) снарядами. Патроны с БТ-снарядами предназначены для борьбы с легкобронированными целями типа БМП или БТР и огневыми точками на дальности до 2000 м. Патроны с ОФЗ- и ОТ-снарядами предназначены для поражения живой силы, небронированных наземных целей на дальности 4000 м и низколетящих воздушных целей, летящих с дозвуковой скоростью, на высоте до2000 м и наклонной дальностью 2500 м. питание пушки двухленточное. Ленты состаят из отдельных звеньев и укладываются в магазин системы питания. В переднем отсеке магазина размещается лента на 100 патронов с бронебойно-трассирующими снарядами, в заднем отсеке - лента на 200 патронов с осколочно-трассирующими и осколочно-футасно-зажигательными снарядами.

Наибольшие трудности возникли из-за того, что смонтировать на БМД-2 стандартную двухместную башню с вооружением от БМП-2 не представлялось возможным из-за малых размеров боевого отделения машины. Поэтому пришлось разработать новую башню меньших размеров, в которой оборудовано место только для наводчика-оператора. Башня кругового вращения обеспечивает наведение вооружения в вертикальной плоскости в диапазоне углов до +75°. Это позволяет поражать не только наземные, но и малоскоростные воздушные цели. При этом, благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения, ведение прицельной стрельбы возможно и во время движения машины. Возможности борьбы с воздушными целями расширены также за счет включения в состав вооружения, перевозимого в боевом отделении машины, зенитных ракетных комплексов «Стрела-2» или «Игла».

Для эффективного использования установленного на боевой машине десанта БМД-2 нового комплекса вооружения в башне для наводчика-оператора смонтирован усовершенствованный комбинированный прицел с дневным и ночным каналами БПК-1-42. Имеются также приборы ночного видения у командира и механика-водителя, поворотные перископические приборы наблюдения на местах пулеметчиков и в крышке десантного люка. Пушка 2А42 имеет приличную дальность эффективного огня — от 2500 до 4000 м — и скорострельность до 500 выстрелов в минуту.

Для борьбы с бронированными целями БМД-2 оборудована также пусковой установкой для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 «Конкурс» и 9М111 «Фагот». Rомплекс управляемого ракетного вооружения 9К111, предназначен для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростью до 60 км/ч, неподвижных целей типа ДОС (долговременных огневых сооружений), а также зависших вертолетов при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м. Комплекс состоит из пусковой установки 9П135М и противотанковых управляемых ракет типа 9М1 ИМ (9М111-2) «Фагот» и 9М113 «Конкурс». В боекомплект БМД-2 входят две ракеты 9М HIM (9М111-2) и одна ракета 9М113. Все три ракеты размещаются в укладке левого борта.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-2-(3).jpg

Для наведения ПТУР по проводной линии связи используется наземная аппаратура управления 9С451М, состоящая из аппаратного блока 9С474 и прибора наведения 9Ш119М1, входящих в пусковую установку 9П135М. В походном положении пусковая установка 9П135М без треноги крепится на специальном кронштейне возле сиденья командира БМД. Тренога закреплена на крыше среднего отделения справа от башни. В боевом положении ПУ 9П135М без треноги и с ограничителем углов вертикального наведения устанавливается на специальном кронштейне справа от люка наводчика-оператора. Рабочие углы наведения пусковой установки в вертикальной плоскости от -5 до + 10", в горизонтальной- 15°влево и 37° вправо от продольной оси башни. При повороте башни угол горизонтального наведения ПУ достигает 360°. В случае необходимости ПУ 9П135М может быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД. Чтобы поразить цель, наводчику достаточно держать ее в окуляре прицела. Для удаленной стрельбы пусковую установку можно демонтировать и установить на выносной треноге в отдалении от машины.

На БМД-2 используются радиостанция Р-173 («Абзац», дальность связи до 20 км) со штыревой антенной высотой до 3 м, радиоприемник Р-173П и ТПУ Р-174. На машинах первых серий установлены радиостанция Р-123М и ТПУР-124. На машинах последних годов выпуска вместо радиостанции Р-173 устанавливалась радиостанция Р-163-50ПУ (комплекс «Арбалет»), обеспечивающая при работе на штыревую антенну устойчивый обмен аналоговой и цифровой информацией на дальности до 20 км в диапазоне частот 30-80 мГц, с цифровым управлением, автоматизированным переходом на резервную частоту.

Модернизация практически не затронула бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть базовой машины. Благодаря значительному резерву мощности двигателя, БМД-2 с увеличившейся до 8 т боевой массой имеет такую же подвижность и проходимость, что и БМД-1. Как и ее предшественница, она способна преодолевать водные преграды вплавь.

Как и БМД-1, боевая машина десанта БМД-2 может транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и вертолетов. Для десантирования БМД-2 парашютным способом применяются парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Могут использоваться также разработанные в последнее время парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, которые позволяют десантировать БМД-2 с самолета Ил-76 с высоты 500—1500 метров.

Наряду с линейным образцом был создан и командирский вариант этой машины. В целом БМД-2 можно рассматривать как глубокую модернизацию боевой машины десанта БМД-1, которая почти два десятилетия составляла основу бронетанкового вооружения и техники воздушно-десантных войск.

Тактико-технические характеристики БМД-2
Боевая масса, т 8,0
Экипаж, чел. 2+5
Габаритные размеры, мм.
длина с пушкой вперед 5400
ширина 2630
высота 1620-1970
клиренс 100-450
Бронирование противопульное
Вооружение 30-мм автомагическая пушка 2А42, 3х7,62-мм пулемёта ПКТ, ПТРК 9М113 «Конкурс» или 9М111 «Фагот» Боекомплект: 300 выстрелов, 2940 патронов, 3 ПТУР
Двигатель 5Д-20. б-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 176 квт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 23,5
Удельное давление на грунт, Мпа 0.057
Максимальная скорость, км/ч;
по шоссе 60
на плаву 9-10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 300
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,8
ширина рва, м 1,6
глубина брода, м плавает