http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/SH-2F-Seasprite.jpg

Противолодочный вертолёт Kaman SH-2 (K-20) Seasprite предназначен для поиска подводных лодок, целеуказания и управления артиллерийским огнем, разведки, перевозки личного состава, эвакуации раненых, управления тактическими операциями. Компания «Kaman» в конце 1957 г., выиграв конкурс, получила контракт на 4 опытных и 12 серийных всепогодных вертолетов общего назначения HU2K-1. Это обозначение позднее сменили на UH-2A, и аппарат получил наименование «Сиспрайт» (seasprite — морской эльф).

Вертолет оснащен новым несущим винтом с увеличенным ресурсом, двигателями T58-GE-8F мощностью по 1350 л.с. В состав вооружения входят одна-две противолодочные торпеды Mk50, противокорабельные ракеты Sea Scua, AGM-65 Maverick и AGM-119 Penguin.

Вертолет SH-2 Seasprite состоит на вооружении флота США с 1963 г. 

Позже он строился во многих вариантах.

UH-2A — вариант с одним ТВД Дженерал Электрик T58-GE-8B мощностью 932 кВт/1250 л.с. и оборудованием для полетов по приборам (88 машин).

UH-2B — вариант, аналогичный UH-2A. но оснащенный только для полетов в условиях хорошей видимости (102 машины).

UH-2C — новое обозначение UH-2A/UH-2B с двумя ТВД T58-GE-8B.

NUH-2C — один вертолет UH-2C, оснащенный средствами доставки и запуска ракет «Сайдуиндер» и «Спэрроу» III.

NUH-2D — вертолет NUH-2C, переоборудованный для испытания вертолетов с небольших неавианесущих кораблей.

HH-2C — поисково-спасательный вариант вертолета UH-2C с турельной установкой «Миниган» и четырехлопастным хвостовым винтом (6 машин).

HH-2D — аналог НН-2С, но без вооружения и брони (67 машин). Широко применялся во Вьетнаме для поиска и спасения экипажей в боевых условиях.

SH-2D — противолодочный и оборонительный вариант от противокорабельных ракет (20 машин). Переоборудован из HH-2D.

YSH-2E — две модификации HH-2D, которые имели усовершенствованную РЛС и оборудование системы LAMPS.

SH-2F— вариант легкого противолодочного вертолета на базе SH-2D с двумя ГТД по 1350 л.с. (первый полет в 1973 г.).

Фюзеляж вертолета SH-2F цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть сделана водонепроницаемой при аварийной посадке на воду. Обтекатель носовой части состоит из двух створок на шарнирах, складывающихся с обеих сторон фюзеляжа для уменьшения габаритов, требуемых при размещении на авианосце. В кабине экипажа расположены 3 сиденья: для летчика, второго летчика (или офицера по обеспечению тактических операций) и оператора. На пилоне рулевого винта установлен стабилизатор размахом 2,97 м. Предусмотрена возможность транспортировки грузов внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

Применение на вертолетах SH-2F двух ТВД (установленных с обеих сторон пилона несущего винта и имеющих осевые воздухозаборники) мощностью по 1350 л.с. способствовало дальнейшему улучшению летных характеристик и в конечном счете привело к увеличению максимальной взлетной массы вертолета.

Топливо размещается в баках общей емкостью 1800 л, включая емкость двух внешних вспомогательных баков 757 л.

При выполнении задачи по поиску и целеуказанию надводных кораблей на вертолетах вместо торпед размещаются топливные баки, по обнаружению — противокорабельные ракеты и/или платформы для их запуска.

Экипаж вертолета SH-2F Seasprite состоит из двух летчиков и оператора. На вертолете установлена поисковая радиолокационная станция LN-66HP, пульт управления РЛС, оборудование для обеспечения мер радиоэлектронной поддержки ESM, доплеровская РЛС AN/APN-182, радионавигационная система AN/ARN-52 TACAN, навигационный вычислитель AN/AYK-2, радиостанция УВЧ AN/ARC-159, бортовой магнитометр для обнаружения подводных лодок AN/ASQ-81, приемник и самописец сигналов РГБ.

В кабине вертолета размещено пусковое устройство для сбрасывания РГБ с 15 пусковыми трубами и 2 пусковых устройства для восьми дымовых шашек Мк.25. На двух узлах подвески грузов, расположенных с каждой стороны кабины, могут размещаться торпеды или топливный бак емкостью 227 л. Вместо пускового устройства для сбрасывания РГБ возможно размещение трех сидений для десантников или двоих носилок. На вертолете имеется спасательная лебедка грузоподъемностью 272 кг и грузовой крюк грузоподъемностью 1814 кг.

SH-2G Super Seasprite — усовершенствованный противолодочный вертолет с новыми двигателями T700-GE-401 и модернизированным оборудованием, которое включает опускаемую гидроакустическую станцию с бортовым процессором (первый полет в 1990 г., на вооружение принят в 1993 г.). В 1993 году было построено шесть вертолетов SH-2G Super Seasprite, оснащенных двигателями T700-GE-401 мощностью по 1723 л.с., несущим винтом с лопастями из композиционного материала.

В состав бортового оборудования входят поисковая РЛС кругового обзора LN-66HP, детектор магнитных аномалий AN/ASQ-81(V)2, пятнадцать сбрасываемых радиогидроакустических буев DIFAR и DICASS, восемь дымовых маркеров Mk25, система предупреждения об облучении РЛС противника AN/ALR-66A(V)1. Планировалось доработать до соответствия этому стандарту все ранее выпущенные вертолеты.

Несущий винт имеет шарнирное крепление лопастей, которые выполнены из алюминиевого сплава и стеклопластика. Лопасти упрощенной системы управления с использованием сервозакрылков. Это позволило уменьшить число деталей в системе управления на 60%, что способствует повышению надежности. Втулка и крепежные детали выполнены из титанового сплава. Лопасти несущего винта могут складываться вручную.

Шасси вертолета трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирающиеся. Хвостовая стойка с гидропневматическим амортизатором сдвинута вперед, свободно ориентируется при рулении и фиксируется при посадке.

Модификация   SH-2F
Диаметр главного винта, м   13.41
Диаметр хвостового винта, м   2.48
Длина,м   12.20
Высота ,м   4.72
Масса, кг   
  пустого   4100
  максимальная взлетная   6075
Внутренние топливо, л   1800
ПТБ, л   2 х 750
Тип двигателя   2 ГТД General Electric T700-GE-401
Мощность, кВт   2 х 1285
Максимальная скорость, км/ч   244
Крейсерская скорость, км/ч   208
Практическая дальность, км   626
Скороподъемность, м/мин   744
Практический потолок, м   6880
Статический потолок, м   5500
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   до 6 десантников или 2296 кг груза
Вооружение:   один 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка - 726 кг на 2 узлах подвески:
2 торпеды Mk. 44 или Mk. 46 или Mk.50 ALWT, или
2 ПКР AGM-119B Penguin или Sea Skua
2 УР AGM-65 Maveric