http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/SH-2G-Super-Seasprite.jpg

Разработка вертолета «Seasprite» американской фирмой «Каман аэроспейс» началась в 1957 году, первый испытательный полет совершен в июле 1959-го. К середине 60-х годов было построено около 170 машин - все вертолеты общего назначения (обозначение UH-2A и В). С 1967 по 1970 год они прошли модернизацию с целью улучшения летных характеристик (в частности, установлены два двигателя T58-GE-8B вместо одного) и получили обозначение UH-2С и D, а также НН-2С. Последние решали задачи проведения поисково-спасательных операций в условиях боевых действий (во время вьетнамской войны). В начале 70-х годов в США началось создание многоцелевой системы ЛЭМПС (Light Airborne Multipurpose System), включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой. Вертолет «Seasprite» был выбран для системы ЛЭМПС Мк1, в которой он обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказание противокорабельным ракетным комплексам.

Он может также осуществлять эвакуацию раненых, проводить поисково-спасательные операции, передавать грузы и людей на корабли в море. Для решения указанных выше задач фирма «Каман аэроспейс» создала новую модификацию вертолета - SH-2F. Всего было переоборудовано 108 машин. Первая эскадрилья из них (HSL-33) была сформирована в составе воздушных сил Тихоокеанского флота в сентябре 1973 года. Кроме того, по планам закупок 1982-1986 финансовых годов фирма поставила в ВМС еще 54 вертолета SH-2F. С целью совершенствования системы оружия, а также продления срока службы хорошо зарекомендовавших себя вертолетов SH-2F Seasprite было принято решение о дальнейшей их модернизации.

Работы по этой программе начались в 1985 году. Новая модификация получила обозначение SH-2G Super Seasprite. На вертолетах SH-2G Super Seasprite устанавливаются два турбовальных двигателя T700-GE-401C фирмы «Дженерал электрик» максимальной мощностью на валу по 1850 л. с. взамен двигателей T58-GE-8F (1350 л. е.). Они в значительной степени повышают летно-тактические характеристики машины. Так по сообщению журнала «Дефенс», при полете на одном двигателе мощность силовой установки увеличена на 30 проц., скороподъемность на 160, а время нахождения в зоне поиска на 55 проц. по сравнению с SH-2F. Двигатели T700-GE-401C установлены также на вертолетах SH-60B «Си Хок» системы ЛЭМПС МкЗ, что облегчает работу тыловых органов по организации ремонта двигателей корабельных вертолетов и снабжению их запасными частями. Немаловажным является и то обстоятельство, что трудозатраты в человеко-часах на техническое обслуживание двигателя T700-GE-401C на 80 проц. ниже, чем у T58-GE-8F. Модернизации подверглись трансмиссия (увеличен срок службы) и редуктор рулевого винта. Лопасти несущего винта изготавливаются из композиционных материалов.

В значительной степени обновлено бортовое оборудование. Наряду с поисковой РЛС LN66HP, буксируемым магнитным обнаружителем AN/ASQ-81 (V)2 и обнаружительным приемником AN/ALR-66(V)1, имевшимися на SH-2F, на новом вертолете используется шина распределения данных, соответствующая военному стандарту 1553В. Цифровое счетно-решающее устройство (процессор) AN/UYS-503 обрабатывает акустические сигналы от РГБ, полученные приемником AN/ARR-84, и отображает их на дисплее оператора. Бортовая аппаратура позволяет анализировать информацию, поступающую одновременно от четырех РГБ по 99 УКВ каналам.

Процессор может обрабатывать информацию не только от РГБ, но и от опускаемой ГАС, если она будет установлена на вертолете. В интересах наиболее полного анализа предусматривается ретрансляция сигналов РГБ на корабль посредством дуплексной аппаратуры AN/AKT-22(V)7.

Для поиска ПЛ вертолет SH-2G Super Seasprite может брать на борт 15 РГБ AN/SSQ-41 или AN/SSQ-47 либо РГБ более современных систем ДИФАР или ДИКАСС (в том же количестве). Время нахождения в районе поиска, удаленном от корабля на 35 миль, с учетом 20-минутного резерва по топливу и одной торпедой на борту составляет 2 ч 10 мин, с двумя - 1ч 30 мин.

В состав бортового оборудования входит также ИК станция переднего обзора (FLIR) AN/AAQ-16, информация от которой может транслироваться на корабль. Для защиты вертолета от ЗУР с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения на нем установлены станция ИК помех AN/ALQ-144 (снижения ИК излучения двигателей) и устройство для выбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-39.

Вооружение SH-2G Super Seasprite состоит из одной-двух малогабаритных торвед Мк46 или Мк50 (полезная нагрузка на внешней подвеске до 1815 кг). В интересах борьбы с легкими надводными силами противника фирма «Камав аэроспейс» проработала варианты оснащения вертолетов управляемыми ракетами «воздух-воздух» (AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвиндер») в «воздух-поверхность» («Мейверик», «Си Скьюа», AGM-119 «Пингвин» Мк2 мод.7). Зарубежная печать сообщала о подписании контракта на поставку ВМС США партии норвежских ПКР AGM-119 «Пингвин» Мк2 мод.7 для вооружения вертолетов SH-60B «Си Хок». Возможно использование этих ПКР и с вертолетов Си Спрайт.

Планируется иметь в боевом составе 103 вертолета SH-2G Super Seasprite, в том числе 61 для регулярных сил и 42 для резерва. Они будут отличаться между собой бортовым оборудованием - предназначенные для эскадрилий резерва не будут оснащаться аппаратурой AN/AAQ-16 (FL1R), AN/ALQ-144 и AN/ALE-39. Большая часть вертолетов SH-2G будет модернизированным вариантом модели SH-2F.