http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/navigat-system.jpg

В современном бою для обеспечения непрерывного и гибкого управления силами и средствами необходима точная информация о местоположении элементов боевых порядков противника и своих войск. Решение этой задачи они видят в широком внедрении в сухопутные войска средств навигации и топографической привязки. Считают, что все танки будущего, командно-штабные машины, средства разведки и целеуказания, самоходные артиллерийские и пусковые ракетные установки должны быть оснащены системами (приборами), способными непрерывно и точно определять их местоположение.

Для установки на различные подвижные средства в США создана система навигации и топопривязки LLN-80. Она представляет собой бесплатформенную инерциальную систему жесткого крепления с тремя степенями свободы. Данные о пройденном пути поступают от одометра (датчика пути), связанного с трансмиссией машины. Система создана на базе вертолетной системы курсового и исходного положения HARS. Точность при определении приращения координат составляет 0,3% пройденного расстояния, а направления — 0,1°.

В настоящее время ряд армий разных государств оснащен наземной навигационной аппаратурой, работающей по сигналам спутниковой навигационной системы «Транзит», действующей независимо от исходной топогеодезической основы. Находящиеся на орбите пять спутников обеспечивают определение координат объектов через каждые 90 мин. Каждый спутник находится в зоне визуального наблюдения 10—15 мин в зависимости от его угла возвышения по отношению к тому положению, которое занимает наблюдатель на поверхности земли. За это время спутник проходит от 4400 до 7000 км, обеспечивая высокоточную линию положения для топографической привязки методом гиперболической триангуляции.

Ошибка определения координат с помощью системы «Транзит» не превышает 100 м. Спутник непрерывно излучает радиоволны для нахождения доплеровского сдвига частот и через каждые 2 мин передает сигналы местоположения.

Информация о местоположении движущихся объектов поступает в ЭВМ навигационной системы, которая обрабатывает данные о пройденном пути и курсе и выдает приращения координат относительно опорной точки, местоположение которой определяется с помощью системы «Транзит». Для нахождения направления географического севера (азимута) и ориентирования курсового блока используется специальный гирокомпас. Время определения азимута 3 мин.

На вооружение армии Великобритании состоит навигационная система LNS-202, предназначенная для установки на боевые разведывательные машины, танки, самоходные орудия полевой артиллерии и т. п. Координаты определяются навигационной системой «Транзит». Аппаратура системы LNS-202 может сопрягаться с гирокомпасом, магнитным компасом, электронным одометром и штыревой антенной. Существует и переносный вариант системы, в котором аппаратура конструктивно расположена в одном блоке, оборудованном для связи со спутником штыревой антенной. Масса блока около 11 кг.

Если аппаратура системы устанавливается на машине, то определение координат возможно только на остановках, а в движении — лишь при сопряжении аппаратуры с гирокурсоуказателем и одометром. После выключения системы основные данные могут храниться в блоке памяти ЭВМ три месяца. Кроме того, этот блок запоминает последние курсовые данные, что позволяет быстро ориентировать гирокурсоуказатель после его включения. Курсовые данные вводятся в блок памяти ЭВМ автоматически. При необходимости они высвечиваются на дисплее. Точность определения приращения координат при работе на пересеченной местности составляет 0,5% пройденного пути.

Для полевой артиллерии армии США предназначается усовершенствованная навигационная система LNS. Оне. устанавливается на транспортных средствах и применяется при определении координат огневых позиций артиллерии. В состав ее входят блок определения опорного курса, измеритель пройденного пути, ЭВМ, устройство ввода-вывода данных, блок индикации азимута стрельбы, блок питания.

Блок определения опорного курса предназначен для отображения направления движения машины относительно географического севера. Он состоит из гиростабилизироаанной в двух плоскостях платформы и электронного устройства снятия данных.

Измеритель пройденного пути связан с трансмиссией машины. От него и от блока определения опорного курса данные поступают в ЭВМ. На их основе ЭВМ выдает текущие координаты машины, которые высвечиваются на дисплее. Точность нахождения приращения координат 0,25% пройденного пути. Уход гироскопа 1,7' за час работы.

Английская навигационная система «Чобхэм Навигейтор» также может устанавливаться на всех типах машин. В нее входят гирокомпас с инвертором, устройством выставки и корректором скорости, измеритель пройденного пути и счетно-решающее устройство. Данные о местоположении и курсе высвечиваются на индикаторе. Точность определения пройденного пути 0,5%, азимута 0,5°. Коррекция показаний прибора производится через каждые 20 км.

В армии Германии применяется бортовая навигационная система FNA-45. Ею оснащаются подвижные средства. Система состоит из гирокурсоуказателя и гирокомпаса, которые конструктивно объединены в один блок, блока распределения сигналов, устройства обработки сигналов и планшета KG-25. Датчик пути связан с трансмиссией машины.

Перед началом движения в систему вводятся координаты опорной точки, при этом перекрестие двух линий на прозрачном покрытии планшета автоматически устанавливается на соответствующую точку карты. При движении данные от гирокурсоуказателя и датчика пути обрабатываются ЭВМ, местоположение машины постоянно указывается на карте перекрестием линий. Направление движения высвечивается на индикаторе курса, расположенном в верхнем левом углу планшета. Кроме того, в центральной верхней части планшета находится индикатор (на жидких кристаллах), указывающий местоположение машины. Точность — около 1 % пройденного пути с коррекцией через каждые 15 мин.

На основе FNA-45 создана система FNA-4-15. Она, в частности, установлена на 35-мм ЗСУ «Гепард» и РЛС артиллерийской разведки «Ратак». Отличие системы FNA-4-15 от FNA-45 в том, что вместо планшета с картой в ней применен блок индикации курса и координат.

Западногерманская, навигационная система FNA-25 может использоваться на всех типах машин. Она включает в себя планшет KG-25 (из комплекта системы FNA-45), гиро-курсоуказатель КК-25 и датчик пути EWG-50. Точность определения приращения координат 1,2% пройденного пути с коррекцией через каждые 15 мин движения. Система работает в масштабах 1 : 25 ООО, 1 : 50 ООО, 1 : 100 000, 1 : 250 000.

Широкое распространение в бундесвере получила и навигационная система FNA-615, которая может сопрягаться с системой ориентирования FOA-215. По составу, принципу действия и характеристикам FNA-615 в основном аналогична предыдущим системам. В частности, она используется в артиллерийском подвижном наблюдательном пункте M113GA2, который кроме ведения артиллерийской разведки осуществляет привязку огневых позиций артиллерии.

В вооруженных силах Израиля для привязки огневых позиций артиллерии, определения местоположения танков, бронированных разведывательных машин и другой техники применяется цифровая инерциальная навигационная система PADS.

Для установки на легких боевых разведывательных машинах, джипах и т. п. используется навигационная система LANS. Она состоит из дисплея с пультом управления, гироскопов с двумя степенями свободы, мини-ЭВМ и датчика пути, действующего независимо от трансмиссии машины. Масса аппаратуры 24 кг, точность определения приращения координат 0,18% пройденного пути, курса 2 мрад. В перспективе, в ходе усовершенствования, эти характеристики, как сообщается, будут улучшены до 0,1 % и 1 мрад соответственно.

В США разработана и поступает на вооружение система определения местоположения, опознавания и передачи данных PLRS. Определение координат объектов в этой системе осуществляется триангуляционным методом с измерением расстояния между точками с известными координатами и точками, местоположение которых должно быть определено.

Система PLRS включает в себя центр управления и при-емоответчики - переносные (AN/PSQ-4), устанавливаемые на машинах (AN/PSQ-1), на самолетах (AN/PSQ-177(V)1) и на вертолетах (AN/PSQ-177(V)2). Центр управления может размещаться на автомобиле или в стандартном авиатранспортабельном контейнере S-280; оснащен двумя ЭВМ AN/UYK-20 и одной AN/UYK-7, запросной приемопередающей аппаратурой, аппаратурой отображения данных и регистрации географических и полярных координат объектов.

Один комплект системы PLRS придается дивизии и обслуживает до 400 наземных и воздушных приемоответчиков, расположенных на площади до 90 000 км3 и на высоте до 15 000 м. Информация о положении корреспондентов вводится в память ЭВМ и может быть отображена на дисплее центра управления в реальном масштабе времени. Приемоот-ветчиками снабжаются артиллерийские подразделения, передовые наблюдатели, разведывательные и командные машины, самолеты и вертолеты. Сообщается, что в 1983 году в войска поставлены первые три комплекта системы PLRS.

Ошибка при определении координат неподвижного или медленно движущегося объекта, оборудованного приемоответчиком, до 10 м, а быстродвижущегося (самолет) - до 25 м. Чтобы определить свое местоположение, корреспондент вводит в приемоответчик свой код и другую необходимую информацию. После запроса на дисплее приемоответчика высвечиваются его координаты. Одновременно они вводятся в память ЭВМ центра управления. Переносный приемоответчик с батареей питания, обеспечивающей его работу в течение 24 ч, имеет массу 6,8 кг.

Аппаратура системы PLRS, как утверждают, обладает высокой скрытностью и помехозащищенностью. Сигналы передатчиков кодируются и излучаются в течение 1 мс. С целью повышения оперативности и уровня автоматизации система сопрягается с объединенной системой связи и распределения данных JT1DS.

Во второй половине 80-х годов за рубежом развернута глобальная навигационная система «Навстар», которая может действовать в интересах всех видов вооруженных сил США. Система включает в себя два основных элемента: космический и наземный.

В космический элемент системы входят 18 навигационных спутников, которые находятся на трех геостационарных орбитах (по 6 штук на каждой). Орбиты круговые, с высотой около 20 000 км, углом наклона 63°; период обращения спутника 720 мин. Наземный элемент системы включает в себя комплекс станций управления. Точность определения координат с помощью системы «Навстар» должна составить 14-18 м.