В последние годы все более широкое распространение в сухопутных войсках армий разных государств получают беспилотные летательные аппараты, или, как их называют часто за рубежом, дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Основное их назначение — разведка с помощью различных средств. Особенно интенсивно ведутся работы по созданию беспилотных самолетов-разведчиков в США и Израиле. На вооружении армии США имеется несколько типов ДПЛА, разработанных в 70-е годы. Это, в частности, самолеты-разведчики АОМ-34, ВОМ-34С и другие. В последние годы разработано несколько новых моделей.
Наиболее перспективной из них считают мини-ДПЛА «Акила». Этот аппарат предназначен главным образом для корректировки огня артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО), а также для лазерной подсветки наземных объектов с целью последующего их поражения управляемым оружием с лазерной системой наведения, в том числе артиллерийскими снарядами «Копперхед», авиационными управляемыми ракетами «Маверик» и противотанковыми ракетами «Хеллфайр». Сообщается, что аппарат может вести не только воздушную разведку, но и использоваться в радиоэлектронной борьбе и в качестве ретрансляционной станции связи.
«Акила» выполнен по бесхвостовой схеме и представляет собой моноплан со среднерасположенным дельтовидным в плане крылом, оснащенным элевонами. Планер изготовлен из композиционного материала кевлар. Консоли крыла легкосъемные. Силовая установка состоит из двухцилиндрового поршневого двигателя с воздушным охлаждением мощностью 19 кВт (26 л. е.).
Запускается «Акила» при помощи гидравлической катапульты с пусковой установки, смонтированной на базе 5-тонного автомобиля повышенной проходимости. Полет ДПЛА происходит либо в автоматическом режиме, либо в режиме дистанционного управления. В Первом случае используются данные о контрольных точках на маршруте. Эта информация вводится в бортовое запоминающее устройство перед вылетом аппарата. Во втором случае полетом управляет оператор с наземного пункта.
Слежение за полетом и сопровождение аппарата производится с помощью РЛС, входящей в состав наземного оборудования. Бортовая инерциальная навигационная система позволяет, как утверждает зарубежная печать, выдерживать запрограммированный маршрут полета на расстояния, лежащие за пределами прямой видимости, в течение 30 мин.
В районе предполагаемого местонахождения цели ДПЛА по команде оператора переводится в режим патрулирования и совершает полет по кругу или траектории, напоминающей «восьмерку». После выполнения задания аппарат возвращается в заданный район, где захватывается специальной сетью (размером 7X4,3 м), устанавливаемой на конечном участке траектории.
ДПЛА «Роудраннер», недавно созданный в США, предназначается для обнаружения и уничтожения бронированных целей на поле боя. Аппарат оснащен высокочувствительной радиолокационной системой наведения, работающей в диапазоне частот 17—35 ГГц. Для обнаружения и опознавания бронированных средств используется другая система наведения, работающая в миллиметровом или ИК-диапазоне волн. Для более точного наведения аппарата применяется наземная система корреляции, в которую вводится карта местности. ДПЛА может вооружаться противотанковыми боеприпасами типа «Эсолт Брейкер» или «Садарм». Максимальная скорость полета аппарата на малых высотах около 150 км/ч, дальность полета — 200 км.
Аналогичное предназначение имеет и новый американский ДПЛА R4—Е «Скай Ай». Он представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом, двухкилевым хвостовым оперением, трехстоечным неубирающимся шасси и поршневым двигателем мощностью 22 кВт (30 л. с.) с толкающим винтом. Конструкция планера выполнена в основном из композиционных материалов. Аппарат может вооружаться ПТУР «Хеллфайр». Взлетная масса аппарата 172 кг, масса полезной нагрузки 57 кг. Максимальная скорость полета 185 км/ч. Практический потолок 2400 м.
Американский мини-ДПЛА «Праера-2» оснащен поворотной носовой частью, что позволяет устанавливать бортовую аппаратуру, расположенную под прозрачным обтекателем, в верхнее положение и тем самым уменьшить опасность ее повреждения при взлете и посадке. «Праера-2» оснащен маломощным поршневым двигателем с толкающим винтом. Система посадки аппарата аналогична системе посадки «Акилы».
«Э-130» имеет фюзеляж, изготовленный из пластмассы. На борту аппарата установлены два электрических генератора для питания бортовых систем. Крылья и стабилизаторы этого ДПЛА имеют литую пенопластовую основу с внутренними лонжеронами и шарнирными плоскостями управления. Масса аппарата 60 кг, длина 2,35 м, размах крыла 3 м. Мощность двигателя 13 кВт (18 л. е.). Полезная нагрузка 27 кг. Дальность 380 км при высоте полета около 1,5 км. Длительность полета 4 часа.
На вооружении израильской армии состоят ДПЛА нескольких типов: «Скаут», «Мастиф II», «Райан 147» и «Чукар». В войне против Ливана наиболее широко применялся Израилем беспилотный самолет-разведчик «Скаут». «Скаут» оснащен автопилотом, а также приборами, обеспечивающими полет на определенной высоте и с заданной скоростью. В донной части его фюзеляжа установлена телевизионная камера с переменным фокусным расстоянием, а также панорамная фотокамера. Крылья и хвостовые лонжероны аппарата выполнены из композиционных материалов, фюзеляж — из алюминия. Запуск аппарата «Скаут» производится с направляющей посредством катапульты, приземление — в вертикальную сеть, установленную на земле.
Наземная станция управления полетом размещается в кабине типа S—280, установленной на 2,5-тонном прицепе. Основное ее оборудование: пульт управления ДПЛА, автоматическое устройство для составления карт, устройства для приема видео- и телеметрических сигналов, мини-ЭВМ и дисплеи для отображения данных или для записи и последующего анализа. Видеоэкран снабжен световым пером, с помощью которого автоматически вносятся поправки при корректировке артиллерийской стрельбы по разведанным целям. Автоматический планшет-вычислитель во время полета отмечает положение ДПЛА. Координаты цели и другие данные одновременно отображаются на буквенно-цифровом дисплее. ДПЛА может быть запрограммирован на полностью автоматический полет или же его полетом можно управлять с наземной станции. Связь по линии «наземная станция — аппарат» осуществляется по двум каналам .
Во время полета «Скаута» на максимальной высоте его телевизионная система наблюдения охватывает зону радиусом примерно 10 км, при этом оператор наземной станции может вести наблюдение в зоне площадью приблизительно 50 км2. С помощью приборов наземной станции управления полетом оператор различает отдельные предметы на участке местности размером 50X40 м. Выбранные цели могут быть записаны на видеопленку или сфотографированы с помощью панорамной фотокамеры для последующего анализа. Чтобы обеспечить четкость передачи изображения на большие расстояния, телевизионная камера стабилизируется. Изображение передается с разверткой 625 строк. Переменное фокусное расстояние обеспечивает поле зрения от 3,4X2,5 до 47,5X36,5 градусов; Время изменения фокусного расстояния в рабочих пределах — 2 с.
Беспилотный самолет-разведчик «Мастиф II» («Мастиф Мк.2») является модификацией разработанного в середине 70-х годов мини-ДПЛА «Мастиф I» («Мастиф Мк.1»). Он снабжен толкающим воздушным винтом и двойным хвостовым лонжероном с установленным над рулями горизонтальным стабилизатором. В фюзеляже установлены две телевизионные камеры — стабилизированная, снабженная объективом с переменным фокусным расстоянием, и миниатюрная панорамная для детальной съемки.
Наземная станция управления полетом «Мастиф II» аналогична станции «Скаута» с той лишь разницей, что видеоэкран не имеет светового пера. Аппарат «Мастиф II» запускается с помощью пневматической катапульты с пусковой установки, размещенной на грузовом автомобиле. Приземляется на аэродроме или на дороге с помощью тормозного устройства.
«Райан 147» представляет собой вариант американского ДПЛА «Райан», который довольно широко использовался во время войны во Вьетнаме. По своим размерам он значительно больше беспилотных разведчиков «Скаут» и «Мастиф II». Запускается с самолета С-130. Используется в основном для фоторазведки. Обнаружение позиций зенитных ракет противника осуществляет вызовом их огня на себя. ДПЛА «Чукар» — вариант американской воздушной мишени аналогичного названия.
Беспилотные самолеты - разведчики имеются и в других странах. С середины 70-х годов на оснащении сухопутных войск Великобритании, ФРГ, Франции и Канады находится беспилотный самолет-разведчик CL-89 с программным управлением. Он выполнен по аэродинамической схеме «утка», имеет прямое крестообразное крыло и оснащен турбореактивным двигателем. Средства разведки, расположенные в съемном блоке, включают фото- или ИК-аппаратуру. Первая позволяет с высоты 300 м сфотографировать полосу местности шириной 1,8 и длиной 18,5 км. Для съемки ночью применяются специальные фотоаппараты (12 штук). Взлет аппарата производится с подвижной наземной установки, а посадка — с помощью парашютной системы и амортизирующего устройства.
CL-289 — модифицированный вариант аппарата CL-89. В отличие от него у CL-289 увеличены дальность действия и масса полезной нагрузки. Для ведения разведки ночью установлена более совершенная аппаратура. Она позволяет передавать данные в реальном масштабе времени.
Совместными усилиями специалистов США и ФРГ создан ДПЛА «Локест», предназначенный для обнаружения и борьбы с РЛС. Серия ДПЛА разрабатывается во Франции. Среди них — мини-аппараты «Митсубак 2» и «Скорпион», а на базе опытного варианта аппарата «Машарн» созданы С-20 и С-22. Имеются разработки и беспилотных вертолетов-разведчиков.