Работа над истребителем-перехватчиком, получившим фирменное обозначение «Модель 402», началась в марте 1943 г. Через месяц, в результате предложения от армейской авиации США, проект был переработан в дальний истребитель сопровождения. По внешнему виду самолет напоминал схему истребителя США P-59 «Airacomet», два двигателя установили по бокам фюзеляжа. Такая компоновка позволяла освободить фюзеляж для размещения достаточного количества топлива и вооружения.
В марте 1944 г. фирма «Bell» получила от армейской авиации предложение разработать истребитель с большим радиусом действия. В конце месяца был заключен предварительный контракт на два опытных самолета, - обозначенных Bell XP-83. В июне 1944 г. было принято окончательное решение о строительстве двух опытных истребителей Bell XP-83. Работа двигалась достаточно быстро, уже через семь месяцев первый прототип был готов. Первый полет самолет совершил 25 февраля 1945 г., его пилотировал летчик-испытатель Джек Вулэмс. Еше до первого полета, во время пригонки двигателей на земле, хвостовая часть фюзеляжа стала быстро нагреваться, так что присутствие пожарной машины было обязательным, она обливала хвост самолета из гидранта. Испытания показали, что тяги двигателей явно не хватает, да и устойчивости в полете тоже.
Вторая опытная машина была несколько изменена. Был установлен новый каплевидный фонарь кабины и удлинена носовая часть фюзеляжа для установки шести пулеметов. Для устранения неустойчивости самолета в полете, по рекомендации аэродинамиков, на нем предусматривалось установка 45-см вставки в фюзеляж. Для исключения нагревания хвостовой части фюзеляжа двигатели расположили под углом от оси самолёта. Второй опытный образец совершил первый полёт 19 октября 1945 г. Летные испытания Bell XP-83 показали, что, кроме дальности полета, во всех остальных аспектах он уступает истребителю P-80 «Shooting Star». На серийное производство заказов не последовало, и дальнейшие работы по этой теме не проводились.
Оставшиеся самолеты было решено использовать для различных испытаний и экспериментов. Один из них был переоборудован для испытаний прямоточных двигателей. Прямоточные двигатели устанавливались под крыльями самолета, а в фюзеляже за кабиной пилота было оборудовано место инженера-испытателя. Прямоточные двигатели должны были включаться только после достижения необходимой скорости полета. Но в полете 14 сентября 1946 г. один из прямоточных двигателей загорелся, и двум членам экипажа пришлось катапультироваться, самолет был потерян.
Самолёт Bell XP-83 представляет собой моноплан со среднерасположенным прямым крылом и двумя двигателями. Фюзеляж полумонококовой конструкции с герметичной кабиной. Основа конструкции полностью осталась от P-59 Airacomet, с некоторыми изменениями, касавшимися установки новых двигателей и увеличенного до 1500 галлонов объёма внутренних топливных баков (ещё два ПТБ на 250 галлонов можно было подвесить под крылом). Стандартный состав вооружения включал шесть 12,7-мм пулеметов с боезапасом 300 патронов, однако рассматривалась возможность установки четырех 20-мм или 37-мм пушек. Один из проектов вообще включал батарею из 20 (!) пушек калибра 20-мм, но так и остался на бумаге.
Тактико-технические характеристики самолёта Bell XP-83
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ТРД х 2 General Electric J33-GE-5 turbojets
Тяга, кгс 1816
Размах крыла, м 16,17
Длина самолета, м 13,67
Высота самолета, м 4,65
Площадь крыла, м 40,1
Масса: максимальная взлетная, кг 12 485
Пустого самолета, кг 6403
Топлива во внутренних баках, л 4358
Максимальная скорость на высоте, км/ч 835
Скороподъемность, м/с 35,5
Практический потолок, м 13 725
Максимальная дальность с ПТБ, км 3280
Вооружение: пушечное число, калибр, мм Т17ЕЗ, 6х12,7