Когда американские войска в апреле 1945 года заняли немецкий город Обераммергау, они обнаружили в нем опытный цех, где находился почти построенный прототип Messerschmitt P.1101. Это был одноместный реактивный экспериментальный самолёт с регулируемым на земле крылом. Начальником группы исследований американской армии являлся главный конструктор фирмы «Bell» Роберт Вудс, и осенью 1948 года P.1101 доставили в Райтфилд. Вудс передал своей фирме самолёт для испытаний механизма изменяемой стреловидности крыла. К сожалению, Messerschmitt P.1101 повредили при транспортировке, но в феврале 1949 года «Bell» предложила конструкцию двух прототипов Bell Model 60 с изменяемой стреловидностью крыла. В авиации Армии США их приняли и заказали две машины для оценки под обозначением Bell X-5.
Экспериментальный самолет Bell X-5 американской фирмы «Bell» был построен с целью исследования аэродинамического эффекта, вызываемого изменением угла стреловидности крыла. Такое крыло позволяет в значительной мере расширить тактические возможности истребителя, устранить проблемы управляемости на малых скоростях, связанные с крыльями большой стреловидности, и дает возможность летчику произвольно уменьшать или увеличивать скорость полета.
Экспериментальный самолет Bell X-5 был построен в соответствии с полным объемом тактико-технических требований для фронтового истребителя, с расчетом на применение ВВС США в качестве боевого самолета. По внешнему виду он очень напоминал немецкий самолет. Самой сложной задачей было создание механизма изменения угла стреловидности. Чтобы уменьшить смешение центра давления назад при увеличении стреловидности, части крыла этого самолета перемещались вперед. Механизм автоматически компенсировал смешение центра тяжести самолета, специально разработанные обтекатели не допускали завихрения воздушного потока в корневых частях крыла при любом угле стреловидности. Крыло было снабжено предкрылками по всему размаху.
Самолёт 50-1838, первый из Bell X-5, появился через год после начала работ. Первый Bell X-5, очень сильно напоминавший трофейный Messerschmitt, прошел рулежные испытания, а затем был передан на авиабазу Эдвардс, где 20 июня 1951 года его поднял в воздух Дж. Зиглер. На нем стоял один турбореактивный двигатель J35-A-17, в дальнейшем предполагалось оснастить машину другим двигателем, но уже с форсажем, однако это не было сделано. Перемещение крыла вперед и назад вдоль фюзеляжа обеспечивало минимальные характеристики устойчивости и управляемости, но наличие дополнительного механизма перемешения привело к увеличению веса и сложности конструкции. При испытаниях при минимальной стреловидности крыла максимальная скорость составляла 967 км/ч, при максимальной стреловидности скорость возрастала до 1040 км/ч. Но все же конструктивная сложность крыла и ухудшение устойчивости и управляемости не позволили на то время решить эту проблему.
Первая попытка изменения стреловидности крыла была предпринята в пятом полете (27 июля 1951 года). Самолёт мог летать с тремя фиксированными углами стреловидности, от минимального 20° до максимального 60*. После окончания программы проверки стреловидности первый прототип остался на базе как самолёт сопровождения. Второй прототип разбился 13 октября 1953 года, при попытке выйти из штопора летчик-испытатель майор Раймон Попсон погиб.
Хотя Bell X-5 и основывался на принципах конструкции Messerschmitt P.1101, утверждается, что он являлся более совершенным и сложным самолётом. Были заказаны две машины по цене 2,4 млн долларов, первая из них появилась через год после подписаний контракта. Помимо собранных полезных технических данных, особые характеристики Bell X-5 сделали его идеальным самолётом сопровождения. Всего фирмой Bell было изготовлено два экземпляра самолёта. Один из этих самолётов разбился 13 октября 1953 года а второй, после завершения цикла испытаний, в марте 1958 года был передан Музею ВВС США.
Тактико-технические характеристики Bell X-5
Экипаж 1
Размах крыла, м
- максимальный 10.21
- минимальный 6.32
Длина, м 10.15
Высота, м 3.66
Площадь крыла, м2 18.60
Масса, кг
- пустого самолета 3146
- максимальная взлетная 4445
Тип двигателя 1 ТРД Allison J35-A-17
Тяга, кгс 1 х 2680
Максимальная скорость , км/ч 1110
Крейсерская скорость , км/ч 965
Практическая дальность, км 805
Практический потолок, м 15454