Истребитель Chengdu J-20 (Chengdu J-XX, также известен как «Чёрный орёл») — это перспективный китайский истребитель пятого поколения, разработаный Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). В эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 гг. В первых числах 2011 года появились фотографии прототипа китайского боевого самолета 5-го поколения на рулежной дорожке заводского аэродрома корпорации Chengdu Aircraft Industry Group. Пока эксперты всех мастей анализировали информацию, употребляя такие эпитеты, как "макет, муляж, подделка, блеф, клон американского F-22 или российского Т-50", уже 11 января этот самолёт, получивший неофициальное название Chengdu J-20, взлетел, продемонстрировав, что авиапромышленность КНР совершила если не глобальный скачок, то значительный рывок вперед.
Достоверно рассуждать о его «внутреннем содержании» пока рано, а на этапе прототипа состав целевого оборудования всегда не комплектен. По оценке экспертов, проект разработан с использованием технологии малозаметности и напоминает как американский истребитель пятого поколения F-22, так и российский Т-50 / ПАК ФА. Самолёт Chengdu J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка», что логично — используется опыт, накопленный при разработке истребителя J-10. Длина аппарата, по оценкам экспертов, составляет около 23 м, а размах крыла — 14 м. Взлетная масса находится в диапазоне 34-36 т. Вертикальное оперение состоит из двух цельноповоротных килей. Боковые воздухозаборники и фонарь кабины пилота напоминают таковые у истребителя Lockheed F-22A Raptor.
По схеме и форме в плане машина отдаленно похожа на микояновское «изделие 1.42». Плоские борта фюзеляжа наклонены по одной линии с хвостовым оперением, стык крыльев с фюзеляжем гладкий. Основные шасси китайского Chengdu J-20 убираются в боковые отсеки фюзеляжа, что указывает на схожее с F-22 расположение оружейных бортовых отсеков перед ними. Самолет имеет большие внутренние отсеки вооружения. По мнению ряда аналитиков, ЭПР Chengdu J-20 в передней полусфере не превысит 0,05 кв.м. Есть предположение, что прототип оснащен двумя двигателями WS-10 (или АЛ-31Ф) с форсажной тягой по 13200 кгс. Возможно, впоследствии на Chengdu J-20 появятся китайские двигатели WS-15 с форсажной тягой по 15000 кгс, которые сегодня находятся в стадии разработки.
Оборудование самолёта Chengdu J-20 может включать передовую систему "fly-by-wire" (FBW), система полностью интегрирована с противопожарной системой и системой контроля двигателей. Её управление возложено на "Active Electronically Scanned Array" (AESA) (Type 1475/KLJ5?). Согласно последним фотографии, два небольших темных ромбовидной формы окон можно увидеть по обе стороны носа, которые могут быть предназначены для датчиков-сенсоров систем, таких как MAWS или IRST. Два дополнительных окна видны под хвостовой части фюзеляжа, плюс еще два на верхней части передней части фюзеляжа выше крыльев, что предполагает наличие системы информирования похожей на бортовую систему EODAS американских F-35.
Что можно сказать на основании анализа имеющегося? Прежде всего, видно, что перед нами боевой самолет с крейсерской сверхзвуковой или трансзвуковой скоростью полета, малой ЭПР, большими отсеками вооружения и большим внутренним запасом топлива. Маловероятно, что это машина для воздушной акробатики. Таким образом, вырисовываются две сферы применения — тяжелый дальний истребитель-перехватчик (по типу МиГ-31 или Ту-128) или тактический ударный самолёт.
Тактико-технические характеристики Chengdu J-20 / J-XX
Экипаж: 1
Длина: 19 м
Размах крыльев: 12,5 м
Площадь крыла: 630 футов
Максимальная взлетная масса: 34000-37000 кг
Силовая установка: 2 x 117S и WS-10G турбовентиляторных (прототипы), WS-15 турбовентиляторных