5 января 2007 года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность — была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе Chengdu J-10 (на западе известен под названием «Стремительный дракон», англ. Vigorous Dragon). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт. По заявлению должностных лиц ВВС армии Китая (НОАК), новый самолёт при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000.
В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители Chengdu J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нём нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые лёгкие и компактные агрегаты и оборудование.
История разработки Chengdu J-10 восходит к середине 1980-х гг,, когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР МиГ-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г было поручено Авиационному институту №611 в городе Чэнду, а ее изготовление — расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft Industrial Company или CA-IC. Ha этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром — четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы Chengdu J-10, есть немало моментов заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство Chengdu J-10 с израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолётов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари, который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам.
По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат программы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет, превосходящий эти машины. Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть её в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки Chengdu J-10, израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего — электродистанционной системы управления самолётом.
В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое — не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе — дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное — оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны США последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР — Россия. Сегодня Chengdu J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации.
По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа Chengdu J-10 датируется концом 1993 г, в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг, причем был сразу оснащен российским двигателем. В 1996 г появился второй прототип Chengdu J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в лётном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым Chengdu J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г построили три самолёта в предсерийной конфигурации: от J-10 07 до J-10 09, а позже еще семь — от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолёт официально приняли на вооружение ВВС НОАК. В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное Chengdu J-10 — 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 Chengdu J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.
Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии Chengdu J-10B, а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте №611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолёта, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей — один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолёт от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.
Chengdu J-10A представляет собой сверхзвуковой одноместный однодвигательный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), однокилевым вертикальным хвостовым оперением и подфюзеляжным регулируемым воздухозаборником. Интегральная часть низкорасположенного треугольного крыла у корня имеет большую относительную толщину профиля, уменьшающуюся дальше по размаху. Примерно на 45% полуразмаха она стыкуется с отъемной частью крыла (ОЧК), набранной профилями с малой относительной толщиной и значительной круткой. Механизация крыла состоит из закрылков и отклоняемых носков на ОЧК.
Для обеспечения поперечной устойчивости на больших углах атаки самолёт Chengdu J-10A снабжен двумя подфюзеляжными гребнями. Фюзеляж конструктивно состоит из трех отсеков. В переднем расположены: гермокабина пилота, РЛС, отсек радиоэлектронного оборудования, воздухозаборник, ниша передней опоры шасси, также на нем установлено ПГО. В центральной части располагаются топливные баки, ниши основных опор шасси и воздушный канал двигателя. На хвостовую часть крепятся вертикальное оперение, четыре тормозных щитка, а также балки с подфюзеляжными гребнями. Внутри расположен отсек силовой установки. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Передняя опора (с двумя колесами) складывается по потоку, основные (одноколесные) — против. На прототипах и предсерийных самолётах ниша передней опоры закрывалась двумя боковыми створками. На серийных Chengdu J-10A и «спарках» Chengdu J-10B в конструкцию включена третья створка — передняя. Фонарь кабины имеет беспрецедентную для авиапромышленности КНР площадь остекления и обеспечивает пилоту практически круговой обзор.
Самолёт Chengdu J-10A сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники. Авионика, архитектура кабины истребителя и система управления огнем превосходят таковые в любом другом боевом самолете китайской разработки. В частности, информация о параметрах полёта и тактической обстановке выводится на три многофункциональных дисплея и проецируется на индикатор на фоне лобового стекла. Самолёт оснащен навигационным оборудованием GPS/INS, цифровым вычислителем параметров полета и системой оповещения об облучении РЛС ARW9101. По китайскому заказу российская корпорация «Фазотрон-НИИР» создала для самолёта многофункциональную РЛС РП-35 «Жемчуг» с фазированной антенной решеткой. Разработчик утверждает, что она способна сопровождать до 24 воздушных целей, а также может работать «по земле». В то же время, в КНР завершается разработка собственной РЛС JL-10A (в ряде источников — «Изделие 1473») с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» порядка 100 км, способной одновременно сопровождать до 10 целей и обстреливать четыре из них. Для будущих экспортных поставок рассматривается применение и иных РЛС: российской Н010 «Жук 10ПД», израильской IAI Elta EL/M-2023 и итальянской Galileo Avionica Grifo 2000, однако закупить последние две может оказаться проблематично по политическим причинам.
Силовая установка — российский двигатель АЛ-31ФН, Согласно первому контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, в 2002-2004 гг было поставлено 54 таких двигателя. После этого был подписан контракт на приобретение еще 100 моторов. Всего же потребности Китая оцениваются примерно в 250-300 единиц. Китайцы надеются, что со временем экспортируемые из России двигатели они заменят аналогичными отечественными WS-10ATai Hang. В конце 2006 г. появилась информация о новом варианте Chengdu J-10, получившем наименование Super 10. Этот самолет отличается установкой нового двигателя АЛ-31ФН М1 с максимальной форсажной тягой, увеличенной с 12550 кгс до 13500 кгс. Согласно другим источникам, Super 10 — истребитель, который будет оснащен вариантом АЛ-31 с отклоняемым вектором тяги.
Внутренний запас топлива на самолёте Chengdu J-10 составляет 4950 л. Помимо этого, на внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолет планируется оснастить системой приема топлива в полете. Один из прототипов Chengdu J-10 (J-10 06) был соответствующим образом доработан и получил фиксированную штангу топливоприемника. Испытания по приему топлива от танкера на базе бомбардировщика H-6U (Ту-16) прошли над полигоном в пустыне Гоби.
Встроенное вооружение самолёта Chengdu J-10A состоит из двухствольной 23-мм пушки, расположенной под фюзеляжем на специальном легкосъемном лафете. В её очертаниях легко угадывается известная советская пушка ГШ-2-23, ранее широко применяемая на истребителях семейств МиГ-21 и МиГ-23, Подвесное вооружение общей массой до 4500 кг может размещаться на 9 пилонах: шести крыльевых, двух — по бокам воздухозаборника и центральном подфюзеляжном. Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести 2-4 УР среднего радиуса действия с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1) или PL-12 (SD-10 или ShanDian-10) китайской разработки. Для ближнего боя применяются УР PL-8 с ИК ГСН (лицензионные израильские Python 3), располагаемые на внешних крыльевых пилонах. Самолёт способен применять и российские УР Р-73 и Р-77, а также американские «Сайдвиндер» и «Спарроу», Для нанесения ударов по наземным целям арсенал самолёта Chengdu J-10A дополнен свободнопадающими и корректируемыми (с лазерной ГСН) авиабомбами LT-2 и LS-6, а также НАР. Для уничтожения надводных целей возможно использование твердотопливных УР YJ-8K и С-801К, а также противокорабельной УР С-802, оснащенной ТРД. Для поражения наземных РЛС истребитель может оснащаться УР YJ-9. Во всех случаях применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» с Chengdu J-10A в нынешней конфигурации необходимо либо использование подвесных контейнеров с системой наведения, либо независимое целеуказание с борта другого самолёта или с земли.
Программа самолёта продолжает развиваться. В конце 2006 г появилась информация, что на базе будущего двухдвигательного варианта Chengdu J-10 будет создан истребитель палубного базирования. А в опубликованной во время авиасалона Aero India 2007 статье отмечается, что на основе Chengdu J-10 создается также истребитель-бомбардировщик Q-10 (Qian Shi-10).
Тактико-технические характеристики Chengdu J-10
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,43 м
Размах крыла: 9,75 м
Высота: 5,43 м
Площадь крыла: 33,05 м
Масса пустого: 9 800 кг
Масса снаряжённого: 18 000 кг
Максимальная взлётная масса: 19 277 кг
Объём топливных баков: 2 624 л (4 165 л ПТБ)
Двигатели: 1 ТРДДФ Сатурн-Люлька АЛ-31ФН или Woshan WS-10A «Taihang»
Тяга максимальная: 89,43 кН (7600 кгс)
Тяга на форсаже: 122,5 кН (12500 кгс)
Максимальная скорость: 2,0 М
Крейсерская скорость: 1110 км/ч
Посадочная скорость: 235 км/ч
Боевой радиус: 800 км
Практическая дальность: 2 000 км (без дозаправки)
Практический потолок: 18 000 м
Тяговооружённость: 0,69 (на форсаже со снаряженной массой 18000кг)
Вооружение
Пушечное: 1 двухствольная 23 мм пушка
Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем)
Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения:
Ракеты:
воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
управляемые (LT-2, LS-6) и свободнопадающие бомбы
Типовая боевая нагрузка:
Завоевание превосходства в воздухе и перехват:
4x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 1x 800 л ПТБ
2x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
Удар по наземной цели:
2x PL-8 SRAAM + 6x 250 кг + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
2x PL-8 SRAAM + 2x 500 кг (LT-2) + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ + лазерная система целеуказания