http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-3r-01.jpg

Опыт локальных конфликтов показывает возрастание значимости инженерных боеприпасов в системе вооружений. Мины уже стали основным оружием слабейшего против многократно сильнейшего. Основные тенденции в сфере вооруженной борьбы: интеллектуализация оружия, быстротечность, бесконтактность, видовая и родовая зависимость (комплексность), увеличение пространственного и сокращение временного размаха действий и др. проявляются и при разработке новых, и при планировании применения состоящих на вооружении инженерных боеприпасов. Одновременно с системами минирования проектировались и средства преодоления минных полей. Разработанные в 50-е годы колейный уширитель проходов (КУП) и заряды разминирования УЗ и УЗ-3Р обеспечивали создание прохода в минных полях шириной до 4 м.

Заряды разминирования УЗ-3Р предназначаются для устройства взрывным способом проходов в противотанковых и противопехотных минных полях. Они подаются на минные поля реактивными двигателями по грунту или по воздуху.

В СССР метод проделывания проходов в минных полях путем подрыва мин обратили внимание еще в 1930-х годах. Но слабость промышленной базы не разрешила организовать производство советских «Бангалорских торпед» (Во время Второй мировой «Бангалорская торпеда» отыскала самое широкое использование и у вермахта, и у союзников). И лишь во время бурного развития инженерных средств и войск, был разработан собственный вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) - представлявший собой трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг). Но в Советской армии на этом не остановились. Посредством хомутов три заряда УЗ соединялись в треугольную секцию УЗ-3. Из таких секций возможно было собрать заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров. Взрыв удлиненного заряда, доставляемого на минное поле танком с тралом, заставлял сработать мины в полосе шириной шесть метров.

Но скоро маршал инженерных войск Харченко заключил, что все существующие методы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы во вражеских минных полях должны появляться неожиданно и мгновенно. Мгновенность зарядом УЗ-3 обеспечивается, а вот с внезапностью дело было не так хорошо. Одинокий танк, медлительно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, очевидно не имеет возможности ее обеспечить. Тогда конструкторы внесли предложение засунуть между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и мало вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей. Новый заряд разминирования получил маркировку УЗ-3Р.

По задумке создателей, в ночь перед атакой набор УЗ-3Р на автомобиле нужно доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). После этого саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, дабы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200−300 м, замаскировать и ожидать приказа. Во время огневой подготовки, в то время, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а после этого падает на землю. Взрыв - и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, превосходно заметный идущим в наступление пехоте и танкам. Но гладко было только на бумаге Опробования УЗ-3Р распознали его ограничения - уклон местности не более 2−3% и высота препятствий не более 50−80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А в то время, когда УЗ-3Р поступили в армии, выявился еще один весьма значительный недочёт.

Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго в один момент выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не имела возможности. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей выяснилось неосуществимым добиться однообразного сопротивления соединений. В следствии в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был маленьким - сотые и десятые доли секунд, но в следствии эта огромная змея начинала со ужасным ревом, изрыгая дым и пламя, извиваться в стороны, вверх и вниз. Позже она приподнималась и начинала все стремительнее двигаться вперед. А позже, натолкнувшись на какой-либо пенек либо холмик, быстро взмывала в небо и разламывалась на составные части, каковые с шумом и визгом начинали мотаться по небу в различные стороны.

Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку делали команду «Все в укрытие!». Саперы, превосходно знавшие плохой нрав собственного питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах. Но не только за свойство демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р взял меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», и вдобавок и за то, что саперному лейтенанту, взявшему изрядный нагоняй, со собственными воинами позже приходилось весь день ходить по полю, собирая в кучу обломки - практически 4 тонны взрывчатки и железного лома. Примечательно, что ясное прозвище «Змей Горыныч» по наследству медлено перешло от УЗ-3Р к УР-67, а позже и к УР-77.
Устройство заряда разминирования УЗ-3Р

Заряд разминирования УЗ-3Р собирается из блоков. В зависимости от назначения и расположения по длине заряда блоки имеют различное устройство и подразделяются на блоки головные, блоки основные, блоки с кумулятивным дросселем и тройником и блоки основные с узлом передачи детонации и тросовой катушкой со взрывателем. На блоках, располагаемых в головной части заряда, устанавливаются реактивные двигатели, которые подразделяются на головные и тяговые. Для обеспечения более длительного действия тягового усилия половина двигателей имеют воспламенительные устройства с замедлением. Любой из блоков состоит из трех звеньев, соединенных хомутами. Звено представляет собой стальную трубу, снаряженную цилиндрическими тротиловыми шашками. К концам трубы приварены головные и хвостовые втулки. Головные втулки имеют резьбу, а на хвостовых втулках имеются накидные гайки. Навинчиванием гаек на головные втулки производится соединение блоков при сборке заряда. Реактивные двигатели на блоках закрепляются с помощью хомутов, соединяющих звенья между собой. Хомут имеет три скобы, соединенные между собой двумя шарнирами. Скобы надеваются на звенья блока и скрепляются на верхнем звене шпилькой. Для обеспечения жесткости крепления скобы стягиваются гайками.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-3r-02.jpg

Блок головной I имеет головную часть и головной реактивный двигатель без замедлителя, закрепленный в раструбе хомутов. Звенья головного блока имеют длину 1,25 м. Головная часть выполняет роль обтекателя. Для соединения со звеньями блока на ней приварены три втулки 2 с накидными гайками. Головной реактивный двигатель без замедлителя состоит из корпуса, соплового блока, дна, порохового заряда и воспламенительного устройства. Сопловой блок имеет одно сопло, наклоненное под углом 15° к оси двигателя, патрубок для крепления двигателя в хомуте и фиксатор, обеспечивающий установку двигателя в определенном положении. В дно ввинчено воспламенительное устройство с пиропатроном. Корпус воспламенительного устройства служит для закрепления двигателя в хомуте. Двигатель закрепляется в раструбах двух хомутов с помощью шайб и гаек. Воспламенительное устройство служит для подключения двигателя к электросети и воспламенения с помощью пиропатрона порохового воспламенителя. Гнездо для подключения полумуфты электросети закрыто пробкой. Пороховой заряд двигателя состоит из трех одноканальных пороховых шашек, между которыми установлены распорные кольца.

Блок головной II отличается от блока головного I тем, что он не имеет головной части, а воспламенительное устройство двигателя имеет пиротехнический замедлитель на 5-6 с.

Блок основной отличается от головного длиной звеньев (длина звена 1,95 м).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-3r-03.jpg

Блок с кумулятивным дросселем и тройником отличается от основного блока снаряжением звеньев и наличием тройника В средней части звена с кумулятивным дросселем установлены специальные тротиловые шашки, одна с кумулятивной выемкой, а другая с выпуклой сферической поверхностью Между этими шашками имеется воздушный зазор, образованный установкой распорных колец. Благодаря такому устройству передача детонации по звену обеспечивается только в одном направлении -от хвостовой части к головной в направлении стрелки. Троиник служит для передачи детонации между звеньями блока и состоит из корпуса с тремя приваренными втулками. Тройник снаряжен тротиловыми шашками и крепится в раструбе хомута, при этом фиксатор, входя между скобами хомута, обеспечивает такое положение втулок, при котором они направлены к звеньям блока. Блоки основные и блоки с кумулятивным дросселем и тройником, устанавливаемые в головной части заряда, имеют тяговые реактивные двигатели, которые крепятся в раструбах хомутов.

Тяговый двигатель отличается от головного тем, что сопловый блок имеет три сопла, обеспечивающих реактивную тягу вдоль оси двигателя. Тяговые двигатели с замедлением имеют воспламенительные устройства - с замедлителями на 5-6 с. На корпусах двигателей с замедлителями нанесены краской два пояска. Двигатели без замедлителей поясков не имеют. Поочередная работа двигателей без замедления и с замедлением обеспечивает более длительное действие тягового усилия.

Блок основной с узлом передачи детонации и тросовой катушкой со взрывателем предназначен для обеспечения взрыва заряда на заданной дистанции. Этот блок устанавливается последним в хвостовой части заряда.

Тросовая катушка представляет собой цилиндр на который намотан трос длиной 350 м, диаметром 2,16 мм Цилиндр с тросом помещен в корпусе, который с помощью держателя и хвостовика двумя хомутами крепится на блоке. В передней части к держателю корпуса тросовой катушки с помощью втулки с гайкой крепится взрыватель. Один конец троса закреплен на анкере. Анкер представляет собой металлический стержень, свинченный из двух частей. В транспортном положении анкер находится внутри корпуса тросовой катушки и удерживается в нем с помощью крышки, навинчиваемой на хвостовик корпуса.

Взрыватель натяжного действия состоит из корпуса, ударника удерживаемого шариками, пружины, хвостовика с колпачком и запала МД-10. К хвостовику взрывателя закреплен второй конец троса. В транспортном положении хвостовик взрывателя удерживается предохранительной чекой. Усилие срабатывания взрывателя 60 кгс.

Узел передачи детонации обеспечивает передачу детонации от взрывателя звеньям блока, на котором он закреплен двумя хомутами. Он состоит из корпуса и вваренных в него трех втулок. На одной из втулок имеется фиксатор, обеспечивающий такое положение втулок, при котором они направлены к звеньям блока. Втулки снаряжены тротиловыми шашками. Внутри корпуса размещается дополнительный детонатор, который может быть поставлен в одно из двух положений: транспортное или боевое. Дополнительный детонатор состоит из двух стаканов: боевого, снаряженного двумя тротиловыми шашками с запальным гнездом под запал МД-10, защитного с толстым дном, в котором имеется гнездо для запала МД-10.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-3r-04.jpg

В транспортном положении дополнительный детонатор устанавливается защитным стаканом в сторону к взрывателю, и массивное дно отделяет запал МД-10 от тротиловых шашек. Запальное гнездо в боевом стакане в этом случае закрыто металлическим кружком, окрашенным в белый цвет. В боевом положении дополнительный детонатор устанавливается боевым стаканом в сторону к взрывателю. В этом случае металлический кружок удаляется и запал МД-10 входит в запальное гнездо боевого стакана. Ободок защитного стакана окрашен в красный цвет и при установке дополнительного детонатора в боевое положение выступает из корпуса узла передачи детонации. Дополнительный детонатор крепится в корпусе узла передачи детонации накидной гайкой со стопорным винтом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-3r-05.jpg

Электросеть служит для одновременного воспламенения пиропатронов воспламенительных устройств реактивных двигателей от подрывной машинки КПМ-1А (КПМ-2). Электросеть состоит из двух полукомплектов. Каждый полукомплект состоит из распределительного, магистрального проводов и провода управления. Распределительный провод имеет 11 отводов с полумуфтами на концах. Полумуфты закрыты крышками, замыкающими контакты полумуфт. На конце распределительного провода имеется полумуфта для соединения с магистральным проводом. Магистральный провод длиной 60 м имеет полумуфты на обоих концах. Провод управления длиной 0,6 м имеет на одном конце полумуфту для соединения с магистральным проводом, а на другом конце - два наконечника для подключения к зажимам подрывной машинки. Один полукомплект обеспечивает пуск заряда длиной 50 м. Для пуска заряда длиной 100 м используются оба полукомплекта. В этом случае распределительные и магистральные провода соединяются свинчиванием концевых полумуфт. При этом получается электросеть с общей длиной магистрального провода 120 м и распределительной сетью с 21 отводом с полумуфтами на концах.

Набор ключей предназначен для работ по сборке заряда. В каждом комплекте имеется пять ленточных, два односторонних радиусных ключа - для накидных гаек звеньев и гаек двигателей и три торцовых ключа - для гаек хомутов.
Принцип действия заряда разминирования УЗ-3Р

Импульс электрического тока от конденсаторной подрывной машинки воспламеняет одновременно пиропатроны воспламенительных устройств всех подключенных к электросети реактивных двигателей. От пиропатронов воспламеняются пороховые воспламенители и пороховые заряды двигателей без замедления и замедлители двигателей с замедлением. Все двигатели без замедлителей начинают работать, и реактивная тяга истекающих через сопла газов перемещает заряд по грунту. Через 5-6 с в работу включаются двигатели с замедлителями и заряд продолжает движение. Головные двигатели, имеющие одно сопло, наклоненное под углом 15° к оси, приподнимают головную часть заряда над поверхностью грунта на высоту до 1 м и поддерживают ее в этом положении в течение всего времени работы головных двигателей, улучшая проходимость заряда по местности.

Трос, конец которого закреплен анкером на пусковой позиции, вытягивается из тросовой катушки, разматывается на всю длину и выдергивает хвостовик взрывателя. Ударник накалывает запал МД-10, который взрывается и через узел передачи детонации передает детонацию звеньям хвостового блока и всех блоков заряда. При взрыве заряда от действия ударной волны срабатывают взрыватели противотанковых мин, расположенных вблизи заряда, и в минном поле образуется проход. Осью прохода является ров, образованный на поверхности грунта на месте взрыва заряда.

Подготовка к сборке заряда разминирования УЗ-3Р

Элементы заряда УЗ-3Р поступают в войска комплектно. Реактивные двигатели и тросовые катушки со взрывателями поступают смонтированными в блоках или отдельно в своей упаковке. Запалы МД-10 во всех случаях поступают отдельно от взрывателей. Подготовка к сборке заряда производится, как правило, заблаговременно подразделениями, назначенными для проделывания проходов. Подготовка включает:
- проверку исправности пиропатронов воспламенительных устройств реактивных двигателей;
- проверку исправности электросети;
- установку двигателей и тросовой катушки со взрывателем в блоки (если эти элементы поступили отдельно от блоков); - снаряжение взрывателя запалом МД-10.

Для проверки исправности пиропатрона воспламенительного устройства двигателя необходимо:
- установить блок с двигателем (двигатель) на землю;
- соединить магистральный провод с проводом управления;
- ввинтить полумуфту магистрального провода в воспламенительное устройство двигателя на место пробки;
- присоединить наконечники провода управления к линейному мосту ЛМ-48;
- прибор должен показать сопротивление 3-4 Ом.

Проверка производится при нахождении проверяющего сбоку двигателя на расстоянии не менее 5 м. Для проверки исправности электросети необходимо:
- не разматывая бухт, собрать сеть, соединить концевые полумуфты распределительных и магистральных проводов и провода управления;
- присоединить наконечники провода управления к линейному мосту ЛМ-48;
- прибор должен показать сопротивление 4-6 Ом;
- поочередно свинтить и вновь навинтить крышки полумуфт распределительных проводов;
- при свинчивании каждой полумуфты прибор должен показывать разрыв цепи.

Для установки двигателей необходимо:
- соединить попарно блоки, на которые будут устанавливаться двигатели (блоки укладываются шпильками вверх);
- свинтить с хомутов одного из блоков по две гайки, находящиеся на одной скобе;
- ослабить затяжку третьих гаек, вынуть замыкающие шпильки и откинуть скобы, с которых свинчены гайки;
- свинтить гайки и снять шайбы с корпуса воспламенительного устройства и патрубка двигателя;
- установить двигатель фиксатором вверх между звеньями в средней части блока соплами в сторону накидных гаек;
- сдвигая хомуты постукиванием по ним ключом, надеть раструбы хомутов на патрубок и корпус воспламенительного устройства двигателя так, чтобы хомуты плотно прилегали к двигателю;
- закрыть скобы хомутов, замкнуть их шпильками и плотно завинтить все гайки на хомутах;
- надеть шайбы на патрубок и корпус воспламенительного устройства двигателя так, чтобы вырезы в шайбах вошли на скобы хомутов, и закрепить их, навинтив до отказа гайки с помощью ленточного ключа.

Установка двигателя на второй блок производится в том же порядке после установки двигателя на первый блок. После установки двигателей на оба блока блоки разъединяются. Для установки тросовой катушки со взрывателем в блок с узлом передачи детонации и снаряжения взрывателя запалом МД-10 необходимо:
- положить блок шпильками вверх и свинтить по две гайки с двух задних хомутов;
- ослабить затяжку третьих гаек на этих хомутах, вынуть шпильки и откинуть скобы;
- свинтить с корпуса узла передачи детонации крышку и гайку со стопорным винтом и металлическим кружком, окрашенным в белый цвет;
- снять со взрывателя колпачок, удерживая накидную гайку;
- ввинтить во взрыватель запал МД-10 до отказа;
- установить тросовую катушку со взрывателем в блок в раструбы хомутов так, чтобы фиксатор на корпусе взрывателя вошел в вырез на корпусе узла передачи детонации;
- навинтить на корпус узла передачи детонации накидную гайку, надетую на корпус взрывателя;
- убедившись в наличии дополнительного детонатора, навинтить на корпус узла передачи детонации гайку со стопорным винтом и металлическим кружком, окрашенным в белый цвет (белый кружок должен быть виден в отверстии гайки).

Для снаряжения взрывателя запалом МД-10 (если тросовая катушка со взрывателем были смонтированы на блоке) необходимо:
- свинтить накидную гайку, соединяющую взрыватель с узлом передачи детонации;
- свинтить с каждого хомута, удерживающего тросовую катушку, по две гайки, находящиеся на одной скобе;
- ослабить затяжку третьих гаек, вынуть шпильки и откинуть скобы, с которых свинчены гайки;
- извлечь из блока тросовую катушку со взрывателем;
- ввинтить запал МД-10 во взрыватель;
- установить тросовую катушку в блок, как это описано ранее.

После подготовки к сборке блоки вновь упаковываются и перевозятся к месту сборки. Допускается перевозка блоков заряда к месту сборки без упаковки на расстояние до 10 км.
Выбор и подготовка пусковой позиции УЗ-3Р

В зависимости от обстановки заряд УЗ-3Р может собираться непосредственно на пусковой позиции или на удалении от нее не далее 3 км. В последнем случае заряд буксируется на пусковую позицию танком. Пусковая позиция выбирается на ровном участке местности, позволяющем разместить заряд прямолинейно по всей его длине в направлении подачи на минное поле. Удаление пусковой позиции (хвостового блока с тросовой катушкой) от границы минного поля должно быть не более 350 м (длина троса).

Пусковая позиция и трасса подачи заряда должны иметь уклоны не более ±3°. На трассе подачи заряда не должно быть препятствий, которые могут привести к резкому отклонению заряда от заданного направления или к его разрушению. К таким препятствиям относятся: деревья и пни диаметром более 10 см, отдельные валуны высотой более 0,3 м, неровности местности (брустверы, насыпи высотой более 0,5 м), траншеи, ходы сообщения и канавы, совпадающие с направлением движения заряда. Допускается наличие на трассе подачи кустарника, проволочных заграждений, траншей, рвов, воронок и ям, не имеющих высокого бруствера и не совпадающих по своей протяженности с направлением подачи.

На пусковой позиции (если поблизости нет траншей или других укрытий) отрываются окоп для расчета (на два человека), производящего пуск заряда, и укрытие (щель) для расчета, производящего сборку. Окоп от места взрыва заряда располагается не ближе 150 м. Место для окопа выбирается так, чтобы из него было видно заряд и всю трассу подачи. Для маскировки и защиты заряда от огня противника на пусковой позиции может отрываться ровик длиной по размеру заряда, шириной 0,5 м и глубиной 0,3 м. Для выхода заряда из ровика делается аппарель длиной не менее 6 м. При сборке заряда в тылу (на удалении до 3 км от пусковой позиции) место сборки также должно быть ровным. Трасса буксировки заряда на пусковую позицию пе должна иметь резких перепадов и должна позволять буксировку прямолинейно или с радиусом поворота не менее 150 м. Последние 150-200 м трассы буксировки должны быть прямыми и иметь направление, строго совпадающее с направлением подачи.
Сборка заряда УЗ-3Р

Заряды УЗ-3Р собираются длиной 100 или 50 м в соответствии со схемами. Количество двигателей, необходимое для подачи заряда, зависит от длины заряда, рельефа трассы подачи, состояния поверхности грунта. Уменьшение количества двигателей по сравнению с указанным приводит к тому, что заряд не достигает минного поля, и трос из тросовой катушки будет выбран не полностью - взрыватель не сработает. Увеличение количества двигателей на 2-3 шт. вызывает резкое увеличение скорости, что может привести к разрушению заряда до выхода его на минное поле.

Для сборки заряда УЗ-3Р на пусковой позиции необходимо:
- соединить блоки заряда;
- собрать и подключить к двигателям электросеть и заанкерить ее;
- установить требуемую длину троса, заанкерить его и перевести в боевое положение взрыватель и дополнительный детонатор в узле передачи детонации.

При сборке заряда для буксировки на месте сборки производится только соединение блоков. Подключение электросети и перевод взрывателя и узла передачи детонации в боевое положение производятся после буксировки, на пусковой позиции. Сборка заряда производится отделением в составе семи человек (командир отделения и шесть номеров расчета). Блоки на месте разгрузки извлекаются из упаковки и раскладываются в порядке схемы сборки. В соединении блоков принимает участие весь расчет.
Проверка правильности сборки и пуск заряда УЗ-3Р

Перед отходом на пусковую станцию командир отделения обязан проверить:
- соответствие собранного заряда схеме сборки;
- правильность установки двигателей и крепление их шайбами и гайками;
- подключение полумуфт электросети к двигателям и наличие крышек на полумуфтах, не подключенных к двигателям;
- заанкеривание распределительной сети и конца троса тросовой катушки;
- снята ли предохранительная чека;
- правильность установки дополнительного детонатора в боевое положение.

Перед пуском заряда УЗ-3Р производится контрольная проверка исправности электросети с пусковой станции. Пуск заряда производится с помощью конденсаторной машинки КПМ-1А (КПМ-1, КПМ-2) по сигналу (команде) командира. Для пуска заряда необходимо:
- подключить наконечники провода управления к зажимам подрывной машинки;
- зарядить машинку;
- по сигналу (команде) нажать кнопку машинки.

При подаче заряда нахождение людей вне укрытий ближе 500 м от места взрыва, а при расположении в укрытиях (окопах, траншеях) ближе 150 м запрещается. Если заряд не прошел установленную дистанцию и вследствие этого не взорвался, расчет, производивший пуск, взрывает его вручную. Для этого необходимо:
- отвинтить гайку с анкера и отвязать конец троса;
- находясь около анкера, выбрать из корпуса тросовой катушки оставшуюся часть троса;
- привязать трос к середине кола (лопаты, карабина);
- натяжением троса усилием двух человек лежа привести в действие взрыватель.
Разборка и уничтожение заряда УЗ-3Р

Собранный и не поданный на минное поле заряд УЗ-3Р разбирается в порядке, обратном сборке. Разборка начинается с перевода дополнительного детонатора в транспортное (безопасное) положение и постановки предохранительной чеки во взрыватель. На корпусе тросовой катушки несмываемой краской указывается оставшаяся длина троса, если при подготовке к подаче заряда трос был укорочен. Заряд, не взорвавшийся после прохождения заданной дистанции, разбирать запрещается. Он уничтожается электрическим способом взрывом накладного заряда, установленного на одно из звеньев хвостового блока.
Практический заряд разминировании УЗ-3Р

Практический заряд предназначается для обучения личного состава проделыванию проходов в противотанковых минных полях и отличается от боевого тем, что взрыватель и все блоки заряда - учебные и имеют инертное снаряжение. Все реактивные двигатели имеют боевое снаряжение и поэтому при использовании практического заряда УЗ-3Р требуется соблюдать соответствующие меры безопасности.

Основные тактико-технические характеристики УЗ-3Р
Тип заряда - Удлиненный, жесткий
Общая масса комплекта:
- в упаковке 3980 кг
- без упаковки 2690 кг
Масса ВВ на 1 пог. м заряда (тротил)  8 кг
Количество зарядов, собираемых из одного комплекта:
- длиной 100 м - 1 шт.
- длиной 50 м - 2 шт.
Способ подачи заряда на минное поле - Реактивными двигателями по грунту
Максимальная дальность подачи заряда  350 м
Боковые отклонения в % от дальности подачи - До 15%
Время сборки заряда отделением саперов 1,5-4,5 ч
Ширина прохода, образуемого взрывом заряда, в минном поле из противотанковых мин типа M19 (США) и ТМ-57 с МВЗ-57 - Не менее 6 м
Длина прохода 90 м
Дальность разлета осколков при взрыве До 500 м
Температурный диапазон применения  ±40°С