http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-67-01.jpg

К зарядам для установок разминирования относятся заряды УЗ-67, УЗП-72 и УЗП-77. Они предназначаются для проделывания проходов взрывным способом в противотанковых минных полях установками разминирования УР-67 и УР-77. На минное поле заряды разминирования подаются по воздуху реактивными двигателями.

Заряд разминирования УЗ-67

Устройство элементов комплекта УЗ-67
Секция детонирующего кабеля ДКР-4 имеет капроновую оболочку и снаряжена цилиндрическими тротиловыми шашками. Шашки помещены в гильзы и надеты на детонирующий кабель ДКР-150-АВ. Через каждые 1,3 м длины секция имеет элементы сгиба, позволяющие перегибать секцию на l80". Элементы сгиба состоят из набора колец из губчатой резины, надетых на детонирующий кабель. Для обеспечения необходимой прочности секции на разрыв под оболочкой по всему периметру имеются продольные силовые капроновые нити. На концах секции имеются втулка с наружной резьбой и втулка с накидной гайкой, которые служат для соединения секций между собой, с соединительным тросом и с узлом передачи детонации. Во втулках установлены дополнительные детонаторы (тротиловые шашки).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-67-02.jpg

Двигатель реактивный ДУР-67 предназначен для подачи заряда на минное поле по воздуху. При подаче заряда на расстояние 200 м применяются два двигателя, а на расстояние 350 м три двигателя. Двигатель имеет массу 36 кг и состоит из корпуса с дном и сопловым блоком, порохового заряда, порохового воспламенителя, воспламенительного устройства и патрубка. Сопловой блок имеет три сопла, установленных под углом 15° к оси двигателя. Пороховой заряд состоит из трех одноканальных пороховых шашек общей массой 12 кг. Пороховая шашка имеет центральный канал диаметром 40 мм. Между шашками поставлены распорные кольца. Воспламенительное устройство имеет корпус, в котором расположены пиропатрон и свеча. В транспортном положении свеча закрыта пластмассовой пробкой. На наружной поверхности корпуса воспламенительного устройства и патрубка имеется резьба, которая служит для соединения двигателей между собой с помощью соединительной втулки. При хранении на резьбу навинчивается защитная гайка.

Узел передачи детонации служит для передачи детонации от взрывателя к нитям заряда. Он состоит из отрезка трубы с донышками и закрепленных на ней шарнирно трех патрубков с накидными гайками. Труба и патрубки снаряжены тротиловыми шашками. Два крайних патрубка соединяются с двумя нитями заряда разминирования, а средний патрубок - со взрывателем. Для предохранения резьбы при хранении в накидные гайки патрубков ввинчены пластмассовые пробки. Взрыватель электрического принципа действия состоит из корпуса, предохранительного механизма, стопорного и пускового устройств и детонаторов. Корпус имеет три резьбовых гнезда для размещения узлов взрывателя и наружную резьбу для соединения с узлом передачи детонаций. Предохранительный механизм обеспечивает безопасность взрывателя при хранении и транспортировании и перевод взрывателя в боевое положение в процессе подачи заряда. Он состоит из втулки с детонатором, поворотной втулки с капсюлем-детонатором и ленточной пружиной. В безопасном положении втулка повернута на угол 90° и удерживается стопором, капсюль-детонатор при этом отведен от детонатора и пускового устройства - огневая цепь разорвана. Случайный взрыв капсюля-детонатора или электровоспламенителя не приводит к взрыву детонатора.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-67-03.jpg

Стопорное устройство служит для удержания поворотной втулки предохранительного механизма в безопасном положении к освобождения ее после выхода взрывателя из кассеты установки разминирования. Оно состоит из корпуса, патрубка, в отверстии которого закреплен стопор, удерживающий выступающим концом поворотную втулку предохранительного механизма. Другой конец стопора закреплен на серьге, соединенной с помощью капронового шнура со стальным тросиком. Сверху стопорное устройство закрыто мембраной. Тросик на другом конце имеет петлю для соединения с кнехтом кассеты установки разминирования. После выхода взрывателя из кассеты при подаче заряда мембрана натяжением тросика, закрепленного за кнехт кассеты, срывается с бокового патрубка, выбирается капроновый шнур, стопор вытягивается и освобождает поворотную втулку предохранительного механизма. Под действием ленточной пружины втулка поворачивается, капсюль-детонатор становится между усилителем и детонатором - огневая цепь замыкается и взрыватель переходит в боевое положение.

Пусковое устройство служит для приведения взрывателя в действие после подачи заряда на минное поле и состоит из контактной колодки с электровоспламенителем и усилителем. При хранении на патрубок пускового устройства навинчена пластмассовая пробка. При подаче импульса электрического тока с пульта управления по проводам, вмонтированным внутри тормозного каната, срабатывает электровоспламенитель и от него загорается усилитель. Форс огня от усилителя передается по каналу капсюлю-детонатору, который взрывается и вызывает взрыв детонаторов. От них детонация передается узлу передачи детонации и нитям заряда.  Разъединительное устройство предназначается для отделения от заряда в полете двигателей после окончания их работы. Оно состоит из пускового механизма, стопорного механизма пиротехнического замедлителя, движка с капсюлем-детонатором детонатора, разрывного заряда (шашки из тетрила) и предохранительного колпачка.

Пусковой механизм состоит из корпуса, в центральном канале которого размещены втулка с капсюлем-воспламенителем и ударник с боевой пружиной. Ударник удерживается во взведенном положении серьгой с цанговым зажимом. К серьге присоединен тросик. Стопорный механизм размещен в каналах корпуса. Механизм состоит из стопора с пружиной и фиксатора с пружиной. Обе пружины в исходном положении сжаты. Стопор удерживается серьгой и фиксатором, а фиксатор - пороховым предохранителем. Пиротехнический замедлитель состоит из кольца с запрессованным в него замедлительным составом. Состав запрессован на двух участках. Один участок - короткий - рассчитан на горение 3-4 с, а другой - длинный - на 6-9 с. Движок с капсюлем-детонатором в исходном положении смещен относительно канала, по которому передается форс огня на капсюль-детонатор, и удерживается в этом положении стопором. Пружина движка сжата. Разъединительное устройство при снаряжении установки разминирования ввинчивается в гнездо разрывного болта соединительного троса. Петля тросика пропускается через кольцо и надевается на кнехт направляющей установки разминирования, а предохранительный колпачок свинчивается.

При сходе реактивных двигателей с направляющей натяжением тросика, закрепленного за кнехт, срывается серьга с цанговым зажимом, ударник освобождается и под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель, от которого загорается пиротехнический замедлитель. Одновременно со срывом серьги освобождается верхний конец стопора, который после этого удерживается только фиксатором. После выгорания замедлителя на коротком участке сгорает пороховой предохранитель фиксатора. Фиксатор под действием пружины освобождает стопор, который освобождает движок с капсюлем-детонатором. Под воздействием пружины движок перемещается и капсюль-детонатор устанавливается против канала, ведущего к концу длинного участка пиротехнического замедлителя. К этому моменту выгорает длинный участок замедлителя и форс огня передается на капсюль-детонатор, который, взрываясь, вызывает взрыв детонатора и разрывного заряда. Взрывом разрывного заряда разрушается разрывной болт соединительного троса и двигатели отсоединяются от заряда.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-67-04.jpg

Канат тормозной служит для торможения заряда после полета на заданную дистанцию, для подтягивания его на минное поле после приземления и передачи импульса электрического тока с пульта управления установки разминирования на взрыватель. Тормозной канат имеет длину 160 м, изготовлен из капроновых продольных силовых нитей, заключенных в оплетку. По оси каната пропущен четырехжильный провод, скрученный в жгут.. Силовые нити и оплетка закреплены на каждом конце каната коническим штуцером и втулкой. На одном конце каната втулка имеет наружную резьбу на другом - накидную гайку. Во втулку с наружной резьбой вмонтирован разъем с лепестковым контактом во втулку с накидной гайкой - разъем с выступающим контактом. Разъемы служат для подключения проводов каната к электрооборудованию установки и взрывателю заряда. Силовая связь между зарядом и установкой разминирования обеспечивается с помощью резьбовых втулок и накидных гаек, которыми канат соединяется со взрывателем и тормозным механизмом установки (или один канат с другим - при использовании двух канатов).

При подаче заряда разминирования на дистанцию 200 м применяются один тормозной канат, а при подаче на дистанцию 350 м - два тормозных каната, соединенных между собой. Патрон отцепки тормозного каната служит для отсоединения тормозного каната от установки после взрыва заряда без выхода экипажа из установки. Патрон отцепки состоит из корпуса, свечи, пиропатрона, пиротехнического состава и диафрагмы с отверстиями. Патрон отцепки устанавливается на установке разминирования в ствол механизма отцепки каната и закрепляется в нем накидной гайкой. Для отцепки каната с пульта управления на контакты свечи подается импульс электрического тока, от которого воспламеняется пиропатрон, он зажигает пиротехнический состав, пламенем горящего пиротехнического состава тормозной канат пережигается.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/uz-67-05.jpg

Соединительная втулка служит для соединения двигателей. Она изготовлена в виде полого цилиндра с тремя овальными окнами, предназначенными для вывода разъема. Втулка имеет внутреннюю резьбу для навинчивания на патрубок одного двигателя и на корпус воспламенительного устройства другого двигателя. На втулке имеются два стопорных винта, которые предотвращают самопроизвольное отвинчивание втулки с двигателей. Соединительный трос служит для соединения реактивных двигателей с двумя нитями заряда разминирования. Соединительный трос состоит из двух отрезков стального троса диаметром 9,5 мм и длиной но 4 м каждый, разрывного болта, серьги с накидной гайкой и стопором, двух соединительных болтов с проушинами. С помощью серьги с накидной гайкой соединительный трос крепится к патрубку заднего двигателя, а с помощью болтов соединяется с головными концами обеих нитей заряда разминирования. В разрывном болте имеется гнездо, в которое ввинчивается разъединительное устройство.

При хранении в гнездо разрывного болта и в накидную гайку серьги ввинчены пробки, а на соединительные болты навинчены крышки. Разъемы предназначены для подключения реактивных двигателей к электрооборудованию установки. Разъем изготовлен из отрезка двужильного провода длиной 870 мм, на концах которого имеются полумуфты. На одном конце - полумуфта с выступающим контактом, а на другом конце - полумуфта с лепестковым контактом. При снаряжении установки полумуфта ввинчивается в свечу двигателя, а полумуфта навинчивается на розетку направляющей пусковой установки. Противоожоговые чехлы служат для защиты головной части заряда от газовых струй реактивного двигателя. Они представляют собой брезентовые рукава длиной 2 м, которые надеваются па головные части обеих нитей заряда и крепятся на них ремешками.

Принцип действия заряда разминирования УЗ-67

Зарядом УЗ-67 снаряжается установка разминирования. При подаче импульса электрического тока с пульта управления установки на воспламенительные устройства реактивных двигателей воспламеняются пороховые заряды. Под действием реактивной тяги двигатели сходят с направляющей. При этом выдергивается тросик разъединительного устройства и в нем загорается пиротехнический замедлитель. Двигатели при движении за соединительный трос вытягивают за собой заряд и он, начиная с головной части, выбирается из кассеты. При выборе всей длины заряда из кассеты за тросик выдергивается стопор из стопорного устройства взрывателя и взрыватель переводится в боевое положение. После выбора заряда из кассеты заряд увлекает за собой тормозной канат, выбирая его из ящиков. В полете после сгорания короткого замедлителя, через 3-4 с после пуска, переходит в боевое положение капсюль-детонатор в разъединительном устройстве, а после сгорания длинного замедлителя, через 6-9 с после пуска, когда двигатели отработают, происходит взрыв разрывного заряда разъединительного устройства.

Взрывом разрушается разрывной болт, и двигатели отсоединяются от заряда. После выбора тормозного каната на всю длину полет заряда тормозится и он падает на землю за минное поле. Движением установки разминирования задним ходом заряд за тормозной канат выпрямляется и натаскивается на минное поле. После натаскивания заряда с пульта управления по проводу в тормозном канате подается импульс электрического тока на взрыватель и заряд взрывается. От действия ударной волны взрыва заряда противотанковые мины срабатывают и в минном поле образуется проход, осью которого является ров, образованный взрывом. После взрыва заряда с пульта управления подается импульс электрического тока на патрон отцепки тормозного каната. Канат пережигается, остается на месте и не мешает дальнейшему движению установки.

Применение УЗ-67

Заряд разминирования УЗ-67 подается на минное поле с подвижной установки разминирования. Описание установок разминирования, порядок снаряжения их зарядами, подача зарядов на минное поле и их взрывание изложены в руководствах по этим установкам.

Заряд разминирования УЗП-72

Устройство элементов комплекта УЗП-72
Заряд разминирования УЗП-72 отличается от заряда УЗ-67 только устройством и количеством секций детонирующего кабеля и количеством двигателей, входящих в комплект. Устройство элементов комплекта (кроме секций детонирующего кабеля ДКРП-4), принцип их действия и заряда в целом такие же, как и заряда УЗ-67. В комплект заряда УЗП-72 входят 18 секций детонирующего кабеля ДКРП-4. Каждая нить заряда собирается из 9 секций. Секция детонирующего кабеля ДКРП-4 снаряжена пластичным взрывчатым веществом (ПВВ-7) и имеет двухслойную оболочку. По оси секции проходит жгут из капроновых нитей, обеспечивающих необходимую прочность секции на разрыв. На концах секции имеются втулки. Втулка имеет наружную резьбу, а другая втулка накидную гайку для соединения секций между собой, с соединительным тросом и с узлом передачи детонации. Во втулках установлены дополнительные детонаторы (тротиловые шашки). Секция может перегибаться в любом месте. Заряд разминирования УЗП-72 подается на дальность 500 м с использованием четырех реактивных двигателей.

Заряд разминирования УЗП-77

Устройство элементов комплекта УЗП-77
Заряд разминирования УЗП-77 в отличие от заряда УЗП-72 комплектуется реактивными двигателями ДМ-70. Изменено количество двигателей; упаковка тормозных канатов и разъемы заменены соединительными кабелями. Двигатель реактивный ДМ-70 состоит из корпуса снаряженного пороховым зарядом и пороховым воспламенителем. В корпус ввинчены дно и сопловой блок. В дно ввинчен пиропатрон ДП4-4 2. На дне имеется патрубок с наружной резьбой. На патрубке закреплена втулка, которая служит для соединения двигателей. Сопловой блок имеет шесть сопел и патрубок с наружной резьбой, на которую при хранении навинчивается колпачок. Двигатель ДМ-70 имеет массу 70 кг, пороховой заряд из одной шашки - массу 27 кг. Время работы двигателя 6-8 с. При подаче заряда па 200 м используется один двигатель ДМ-70, а на 500 м - два двигателя. Тормозной канат, входящий в комплект УЗП-77, уложен в брезентовый чехол. Канаты в брезентовых чехлах устанавливаются на установке разминирования при ее снаряжении. Кабель соединительный 2РМ-РКЛ, входящий в комплект УЗП-77 (вместо разъемов в УЗП-72), состоит из отрезка двухпроводного кабеля длиной 1 м с полумуфтой на одном конце и штепсельной розеткой на другом. С помощью полумуфты и розетки кабель соединяется с пиропатроном двигателя и разъемом электросети на направляющей установке.

Тактико-технические характеристики УЗ-67 / УЗП-72 / УЗП-77
Тип заряда - Удлиненный, двухниточный из секций детонирующего кабеля ДКР-4 / ДКРП-4 / ДКРП-4
Тип установки для пуска заряда - УР-67 и УР-77
Масса комплекта, кг:
- в упаковке  1800
- без упаковки  1200
Длина заряда, м  83 / 93/ 93
Количество секций в одной нити, шт.  8 / 9 / 9
Масса ВВ в заряде, кг. Тротил 665кг / ПВВ-7 725кг / ПВВ-7 725кг
Длина секции, м 10,4 / 10,3 / 10,3
Диаметр секции, мм 70
Масса секции, кг 55 / 50 / 50
Масса ВВ на 1 пог. м секции, кг 4
Размеры прохода, образуемого взрывом заряда в минном поле из противотанковых мин типа М19 (США), ТМ-57 с МВЗ-57, м:
- ширина Не менее 6м
- длина 80м / 90м / 90м
Способ подачи заряда на'минное поле - По воздуху реактивными двигателями, с подтягиванием назад на минное поле
Дальность подачи - 200м и 350м / 500м / 200м и 500м
Время снаряжения установки разминирования одним боекомплектом, ч:
- отделением саперов  1
- экипажем  3
- экипажем с использованием грузоподъемного средства при пакетной укладке заряда 0,5
Температурный диапазон применения От —40 до +40°С