http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-150-01.jpg

Для проделывания взрывным способом проходов-троп для пехоты в минных полях противника предназначаются заряды разминирования ЗР-150 (ЗРП - заряд разминирования переносной).

Устройство заряда разминирования ЗРП-150

Устройство заряда ЗР-150 и принцип действия его сходны с устройством и принципом действия заряда ЗРП. Заряд ЗР-150 состоит из детонирующего кабеля, реактивного двигателя с соединительным тросом взрывателя, тормозного устройства пускового станка комплекта анкеров, пускового устройства. Для переноски каждый заряд комплектуется двумя брезентовыми чехлами. Детонирующий кабель заряда ЗР-150 имеет такое же устройство, как и кабель заряда ЗРП, и отличается от него увеличенной длиной и наличием накидных гаек на обоих концах. Реактивный двигатель имеет только электрический способ запуска и отличается от двигателя заряда ЗРП размерами и конструктивным исполнением. Соединительный трос имеет на концах втулки с наружной резьбой для соединения с двигателем и детонирующим кабелем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-150-02.jpg

Взрыватель ВЗР-150 - натяжного действия, усилие срабатывания взрывателя 60-100 кгс. Он состоит из корпуса, вытяжной втулки с мембраной и штоком, ударника с пружиной, капсюля-воспламенителя, втулки с пиротехническим замедлителем на 12-16 с, детонатора (тетриловой шашки массой 9 г) и капсюля-детонатора ТАТ-1-Т. При хранении резьбовые части корпуса взрывателя закрыты пластмассовыми колпачками. Тормозное устройство состоит из тормозного шнура длиной 72 м, намотанного на картонной трубке и уложенного в металлический футляр со съемной крышкой. На концах тормозного шнура имеются серьга для присоединения к вытяжному штоку взрывателя и ушко для крепления шнура к анкеру. Серьга и ушко соединены обрывным шнуром длиной 1,6 м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-150-03.jpg

Пусковой станок представляет собой направляющую из четырех деревянных брусков, скрепленных тремя обоймами. Две обоймы имеют сверху прорези для свободного движения соединительного троса. Направляющая крепится на плате введением оси с лысками в фигурный паз платы. Необходимый угол возвышения устанавливается телескопической стойкой. На внутренней тяге телескопической стойки нанесена шкала для установки угла возвышения пускового станка в зависимости от температуры воздуха. Закрепление тяг телескопической стойки осуществляется стопорным винтом. Плата представляет собой фанерный щит с металлической накладкой с ушками и штифтом для крепления телескопической стойки и отверстием для анкера. Комплект анкеров состоит из анкера для крепления платы, двух анкеров тормоза (летнего и зимнего) и рукоятки для ввинчивания анкеров в грунт. Анкер для крепления платы представляет собой штангу, на которую навинчены бурав и гайка с вырезом под рукоятку. Для забивки анкеров в мерзлых грунтах бурав отделяется, штанга заостренным концом вбивается в грунт. Летний анкер тормоза состоит из штанги, бурава и гайки с вырезом под рукоятку. Зимний анкер тормоза состоит из штанги, наконечника и наковальни, навинченных на штангу. Для мягких и сыпучих грунтов длина штанги увеличивается путем свинчивания штанг летнего и зимнего анкеров.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-150-04.jpg

Пусковое устройство заряда ЗР-150 с взрывателем ИМВ такое же, как и у заряда ЗРП. Брезентовые чехлы служат для переноски заряда на пусковую позицию. В одном чехле укладываются: детонирующий кабель тормозное устройство, плата пускового станка и фанерная подкладка (общая масса упаковки 35 кг). В другом чехле укладываются: направляющая с телескопической стойкой и вложенные в направляющую двигатель с соединительным тросом и пусковое устройство; в карманах чехла укладываются взрыватель и анкеры (общая масса упаковки 13 кг). Чехлы имеют заплечные ремни.

Принцип действия заряда ЗРП-150

Импульс электрического тока от взрывателя ИМВ, подключенного к свече, воспламеняет пиропатрон, от которого через воспламенитель загорается пороховой заряд. Пороховые газы, выходя через сопловые отверстия, создают реактивную тягу. Двигатель выходит из направляющей и за соединительный трос тянет за собою детонирующий кабель. При выходе хвостовой части детонирующего кабеля со взрывателем, соединенным обрывным шнуром с анкером, из взрывателя вырывается мембрана, перемещается вытяжная втулка и выдергивается шток, ударник освобождается и под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель, в результате чего начинается горение пиротехнического замедлителя. Обрывной шнур обрывается, а детонирующий кабель, продолжая движение в воздухе, выбирает и натягивает тормозной шнур, кабель распрямляется на траектории, прекращает движение вперед и падает на грунт. Через 12-16 с пиротехнический замедлитель выгорает и форс огня воздействует на капсюль-детонатор TAT-1-T, который, взрываясь, вызывает взрыв детонатора и детонирующего кабеля. При взрыве детонирующего кабеля от действия ударной волны противопехотные мины срабатывают и на минном поле образуется проход, осью которого является ровик, образованный взрывом.

Подготовка заряда ЗРП-150 к пуску

Пусковая позиция для пуска заряда ЗР-150 выбирается так же, как и для заряда ЗРП, - на расстоянии 90-100 м от границы минного поля. Площадка для установки заряда должна быть ровной и иметь размеры не менее 2х1 м. Кроме того, уклон площадки должен быть одинаковым с уклоном местности от пусковой позиции до минного поля. В зимних условиях площадка очищается от снега. Между пусковой позицией и минным полем допускается наличие небольшого кустарника и других предметов высотой не более 1,5 м, удаленных от пускового станка на расстояние не менее 15 м. Для подготовки заряда к пуску необходимо:
- установить пусковой станок; подготовить и установить бухту кабеля; установить тормозное устройство;
- произвести соединение кабеля с двигателем, взрывателем и тормозным устройством;
- присоединить пусковое устройство.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-150-05.jpg

Для установки пускового станка необходимо:
- выровнять площадку размером 0,6х0,6 м;
- вынуть из чехла анкеры, взрыватель и направляющую с двигателем и пусковым устройством;
- вынуть штифты, открыть крышку направляющей, вынуть пусковое устройство и вкладыш;
- вынуть из другого чехла плату станка, уложить ее накладкой вверх, ушком вперед и закрепить ее анкером;
- ввести нижний конец направляющей осью с лысками в фигурный паз платы при положении направляющей, близком к вертикальному;
- установить по шкале на стойке угол возвышения направляющей, соответствующий температуре окружающего воздуха, и соединить телескопическую стойку с ушком платы с помощью штифта;
- проверить возможность свободного перемещения двигателя в направляющей;
- навести пусковой станок в заданном направлении, поворачивая плату вокруг анкера.

Для подготовки бухты детонирующего кабеля необходимо:
- снять с бухты брезентовый чехол, вытянуть за брезентовое вытяжное кольцо тросик, крепящий шнуровку;
- снять плату и вынуть футляр с тормозным устройством;
- положить бухту кабеля на фанерную подкладку сзади установленного пускового станка на расстоянии 1,2-1,5 м;
- конец кабеля с головной втулкой, находящейся в середине бухты, должен быть сверху;
- снять с бухты обвязку и вынуть картонную прокладку; отмотать два витка кабеля с хвостовой втулкой и вынести этот конец вперед, уложив его перед пусковым станком;
- свинтить с втулки соединительного троса и с головной втулки кабеля пластмассовые колпачки;
- навинтить до отказа накидную гайку головной втулки детонирующего кабеля на втулку соединительного троса (левая резьба).

Для раскладки тормозного устройства и его анкеровки необходимо:
- установить футляр с тормозным устройством в 2,5-3 м впереди пускового станка, снять с футляра крышку и вынуть из него картонное кольцо и упаковочную бумагу;
- вынуть обрывной шнур и соединенные с ним концы тормозного шнура;
- подвести с небольшим натяжением конец тормозного шнура, идущий к анкеру, под футляр, прижав его футляром;
- продеть анкер через ушко, соединяющее тормозной и обрывной шнуры тормозного устройства;
- ввернуть анкер в грунт с помощью рукоятки или вбить его с помощью имеющихся подручных средств;
- разложить на земле концы тормозного и обрывной шнур, не допуская их перехлестывания;
- придерживая рукой укладку шнура в футляре, вынуть из пего картонную трубку.

Для сочленения хвостового конца детонирующего кабеля с тормозным устройством необходимо:
- свинтить защитные пластмассовые колпачки со взрывателя и хвостовой втулки детонирующего кабеля;
- навинтить на взрыватель накидную гайку хвостовой втулки кабеля до отказа;
- соединить серьгу тормозного устройства с вытяжным штоком взрывателя, завинтив до отказа болт серьги.

Для присоединения пускового устройства необходимо:
- свинтить со взрывателя ИМВ крышку с ударным механизмом;
- растянуть провода пускового устройства на длину не менее 10 м (от укрытия до двигателя);
- надеть штекер пускового устройства на головку свечи двигателя;
- навинтить на корпус взрывателя ИМВ крышку с ударным механизмом.

Пуск заряда ЗРП-150

Пуск заряда ЗРП-150 производится с расстояния не менее 10 м от станка выдергиванием чеки из взрывателя ИМВ. После падения заряда на грунт второй номер расчета выбегает к тормозному шнуру, берет тормозной шнур на удалении 5-6 м от анкера и движением назад натягивает его так, чтобы, не выпуская шнур из рук, лечь сзади пускового станка и прижаться к земле (время на указанные операции не должно превышать 8 с). Натягиванием производится дополнительное выпрямление заряда к моменту взрыва. Безопасные расстояния во время пуска заряда и его взрыва такие же, как и для заряда ЗРП. Заряд, подготовленный к пуску, но не поданный на минное поле, разбирается в порядке, обратном подготовке к пуску. В случае отказа в срабатывании двигателя после проверки надежности контакта штекера с запальной свечой производится повторный пуск. Подходить к отказавшему заряду для подготовки его к повторному пуску необходимо не ранее чем через 15 минут после первого пуска. Заряд, не взорвавшийся после пуска, разбирать запрещается, юн уничтожается не ранее чем через 15 минут после пуска взрывом накладного заряда, положенного на кабель в 1 м от взрывателя.

Технические характеристики зарядов ЗРП-150
Тип заряда - Удлиненный, однониточный из детонирующего кабеля ДКР-150
Общая масса комплекта, кг:
- в упаковке - 75
- в ранце для переноски  - 48
Длина детонирующего кабеля, м - 90
Масса ВВ на 1 пог. м детонирующего кабеля (A-IX-1), кг - 0,16
Способ подачи заряда на минное поле - По воздуху реактивным двигателем
Дальность подачи, м:
- при температуре от +50 до -20°С - 160
- при температуре от -20 до -40°С  - 160
Отклонения при ветре до 4 м/с - До 10% дальности подачи
Максимальные уклоны местности, допустимые при подаче заряда:
- продольный - До 15°
- поперечный  - До 5°
Размеры прохода в минном поле из противопехотных мин типа ПМД-6 и ПМН, м:
- ширина - Не менее 0,4
- длина - Не менее 80
Расчет - 2 человека
Время подготовки заряда к пуску - До 7 минут
Температурный диапазон применения - От -40 до +50°С