http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-01.jpg

Для проделывания взрывным способом проходов-троп для пехоты в минных полях противника предназначаются заряды разминирования ЗРП и ЗР-150 (ЗРП - заряд разминирования переносной).

Устройство заряда разминирования ЗРП

Заряд ЗРП состоит из детонирующего кабеля реактивного двигателя, соединительного троса, взрывателя тормозного шнура в футляре, анкера, пускового станка пускового устройства и ранца для переноски. Детонирующий кабель служит для образования взрывным способом прохода-тропы. Кабель имеет гибкую многослойную оболочку из капроновой ленты с нитяной оплеткой и наружной оболочкой из полиэтилена. Кабель снаряжен взрывчатым веществом. На обоих концах кабеля закреплены втулки - головная и хвостовая. Головная втулка имеет пазы для защелки соединительного троса, а хвостовая - накидную гайку для соединения со взрывателем. Во втулки установлены дополнительные детонаторы (тетриловые шашки). При хранении втулки закрыты колпачками.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-04.jpg

Реактивный двигатель служит для подачи детонирующего кабеля по воздуху на минное поле. Двигатель может иметь электрический способ запуска (Д-ЗРП-1) или пиротехнический (Д-ЗРП-2). Корпус двигателя имеет сферическую головную часть с резьбовым отверстием, в которое ввинчено воспламенительное устройство: свеча с пиропатроном - при электрическом способе запуска или запирающее устройство - при пиротехническом способе запуска. В хвостовую часть корпуса ввинчен сопловой блок, имеющий четыре сопловых отверстия и резьбовое гнездо для закрепления соединительного троса. Двигатель снаряжен воспламенителем из дымного пороха и пороховым зарядом. Свеча имеет центральный контакт. Вторым контактом служит корпус. В запирающее устройство запрессован пороховой состав. После воспламенения порохового заряда двигателя запирающее устройство препятствует выходу пороховых газов через него.

Реактивные двигатели, имеющие свечу, могут запускаться только электрическим способом, а имеющие запирающее устройство - только пиротехническим способом от пускового устройства УП-60. Соединительный трос служит для соединения двигателя с детонирующим кабелем и представляет собою стальной трос с втулками на концах. Втулка соединена с удлинителем, имеющим штифты и втулку с резьбой. Штифтами втулка вставляется в пазы центрального гнезда соплового блока двигателя и закрепляется ввинчиванием втулки. Втулка имеет накидную гайку с защелкой. При завинчивании гайки защелка своим выступом входит в паз на втулке детонирующего кабеля и не дает возможности отсоединиться тросу от заряда в полете. В транспортном положении втулки закрыты пластмассовыми колпачками.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-03.jpg

Взрыватель служит для автоматического взрывания заряда после подачи его на минное поле. Взрыватель натяжного действия имеет усилие срабатывания 35-85 кг и состоит из корпуса, вытяжного устройства с инерционным грузом и предохранительной чекой, ударника с пружиной капсюля-воспламенителя, втулки с пиротехническим замедлителем на 15-22 с (у взрывателей выпуска до 1974 г. замедлитель на 11-16 с), капсюля-детонатора ТАТ-1-Т и детонатора (шашка из прессованного тетрила массой 9 г). При хранении на резьбовую часть корпуса, служащую для соединения взрывателя с детонирующим кабелем, навинчен колпачок. Вытяжное устройство имеет вытяжную втулку, удлиненный шток с наковальней, шток и мембрану. Инерционный груз при наличии предохранительной чеки препятствует выдергиванию штока из отверстия в ударнике. При снятии предохранительной чеки пружина отводит инерционный груз от корпуса взрывателя.

При пуске заряда инерционный груз ударяет по наковальне и этим вытаскивает шток, срывая медную мембрану. Шток освобождает ударник, который под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель. От капсюля-воспламенителя загорается пиротехнический замедлитель и после его сгорания форс огня передается на капсюль-детонатор, который, взрываясь вызывает взрыв детонатора и детонирующего кабеля. Тормозной шнур предназначен для торможения заряда в воздухе в конце полета в целях прямолинейной раскладки ряда на грунте, подтягивания заряда назад и перекрытия им всей глубины минного поля. Тормозной шнур - капроновый, имеет длину 80 м и диаметр 4,1 мм. На концах шнура имеются петли. Одной петлей шнур соединяется со штоком взрывателя, а другой - с анкером. На концах тормозного шнура через каждые 10 м считая от петель, нанесены по три цветные метки. Тормозной шнур специальной петлевой укладкой уложен в металлический футляр. Футляр состоит из двух алюминиевых крышек, вставленных одна в другую и скрепленных тремя пружинными скобами. Крышки имеют ребра жесткости и центральные отверстия для выхода шнура, закрытые резиновыми манжетами. Для удобства снятия манжет они имеют ленты.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-02.jpg

Анкер служит для закрепления хвостового конца тормозного шнура. Пусковой станок предназначен для придания направления полета реактивному двигателю. Корпус станка состоит из арматуры, залитой полистиролом. С помощью крышки и дна станок устанавливается под углом возвышения. Крышка и дно откидные и соединены с корпусом съемной чекой. К крышке прикреплены привязные ремни, которые служат для крепления станка к ранцу при установке заряда на пусковой позиции. Пусковой станок одновременно служит упаковкой реактивного двигателя, взрывателя, анкера, пускового устройства и соединительного троса, для чего в нем имеются соответствующие гнезда. Пусковое устройство служит для запуска реактивного двигателя. Пусковое устройство УП-60 для пиротехнического способа запуска имеет замедление 50-83 с. В комплекте заряда имеются два пусковых устройства. Пусковое устройство для электрического способа запуска состоит из импульсной подрывной машинки ПМ-4 и соединительной линии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/zrp-05.jpg

Соединительная линия состоит из двух проводов длиной по 15 м, смотанных в две бескорпусных катушки. На одном конце линии на проводах имеется петля, концы проводов скручены вместе и к ним припаян штекер, который крепится на свече двигателя. Другие концы линии присоединяются к машинке ПМ-4 Катушки помещены в коробку. Концы проводов выведены наверх, а штекер размещен внутри катушек. При резком нажатии - ударе ладонью по толкателю подрывной машинки ПМ-4 в импульсном генераторе индуктируется ЭДС и в электровзрывной цепи возникает ток, достаточный для воспламенения пиропатрона. Заряды ЗРП выпуска до 1974 г. укомплектованы пусковым устройством с импульсным взрывателем ИМВ. Взрыватель ИМВ состоит из корпуса, в который вмонтированы: индукционная катушка, кольцевой магнит и якорь со стержнем. На корпус навинчена крышка с ударным механизмом, состоящим из бойка, с пружиной и чекой. При выдергивании чеки боек ударяет по стержню, который толкает якорь и разрывает магнитную цепь. В индукционной катушке индуктируется ЭДС, под действием которой но проводам на свечу с пиропатроном поступает импульс электрического тока и вызывает воспламенение пиропатрона.

Ранец - брезентовый, служит для упаковки, переноски и перевозки заряда. Он имеет прошивку с лентой для стягивания и завязывания заряда. На ранце пришиты два кармана, четыре пряжки и два плечевых ремня с наплечниками. В карманы упаковываются соединительная линия от пускового устройства с ПМ-4, дополнительные ремни (два стягивающих и один грузовой), используемые при упаковке заряда в грузовой контейнер ГК-30-2 для парашютного десантирования заряда. Пряжки и плечевые ремни служат для переноски заряда за спиной и для крепления пускового станка к ранцу при установке заряда на пусковой позиции.

Принцип действия заряда разминирования ЗРП

При пиротехническом способе запуска форс огня от пускового устройства УП-60 поджигает пороховой состав в запирающем устройстве и от него передается воспламенителю, а затем пороховому заряду двигателя. При электрическом способе запуска импульс электрического тока от подрывной машинки ПМ-4 или взрывателя ИМВ поступает по соединительной линии, подключенной к свече двигателя, и воспламеняет пиропатрон, от которого через воспламенитель поджигается пороховой заряд двигателя. Пороховые газы, выходя через сопла, создают реактивную тягу и двигатель выходит из станка. Двигатель при движении выбирает из ранца детонирующий кабель. После полной выборки детонирующего кабеля в результате удара инерционного груза о наковальню штока приводится в действие взрыватель. Во взрывателе загорается пиротехнический замедлитель.

Заряд продолжает полет, вытягивает из футляра тормозной шнур, при этом происходит плавное торможение заряда в воздухе, его выпрямление и ограничивается дальность подачи. Заряд падает на землю. Через 15-22 с, считая с момента выхода заряда из ранца, форс огня от пиротехнического замедлителя воздействует на капсюль-детонатор ТАТ-1-Т, который, взрываясь, вызывает взрыв детонатора взрывателя и детонирующего кабеля. При взрыве детонирующего кабеля от действия ударной волны противопехотные мины срабатывают и в минном поле образуется проход-тропа, осью которого является ровик, образованный взрывом заряда.

Подготовка заряда ЗРП к пуску

Пусковая позиция выбирается на расстоянии 75 м от границы минного ноля при температуре окружающего воздуха от +50 до -20°С и на расстоянии 50 м при температуре от -20 до -40°С. Расстояния измеряются с точностью до 5 м с помощью трассировочного шнура или черно-белой ленты из комплекта разминирования КР. При указанных расстояниях обеспечивается перекрытие зарядом минного поля глубиной 40 м. На месте подготовки заряда выравнивается площадка размером не менее 1х1 м. Зимой площадка очищается от снега. На участке между пусковой позицией и минным полем допускается наличие кустарника и других предметов высотой не более 1,5 м. Уклон местности не должен превышать: продольный ±15°, поперечный 5°. Скорость бокового или встречного ветра во время пуска должна быть не более 4 м/с.

Для подготовки заряда ЗРП к пуску необходимо:
- установить заряд на площадке в ранце плечевыми ремнями в сторону, противоположную подаче заряда;
- развязать стягивающую ленту, вынуть из ранца футляр с тормозным шнуром и пусковой станок, закатать края ранца за бухту детонирующего кабеля;
- вынуть из пускового станка чеки, открыть дно и крышку, из гнезд пускового станка извлечь взрыватель, двигатель, анкер, пусковое устройство и соединительный трос;
- придать пусковому станку угол возвышения, для чего откинуть дно и крышку станка, проушину крышки вставить в прорезь дна и закрепить чекой, вынутой ранее (часть дна станка должна находиться под ранцем с бухтой);
- установить пусковой станок сзади ранца с детонирующим кабелем (со стороны пришивки плечевых носильных ремней), прикрепить станок к ранцу в четырех местах, для чего, пропустив носильные ремни крест-накрест между крышкой и корпусом пускового станка, надежно затянуть их за большие крепежные рамки. Ремни, имеющиеся на крышке пускового станка, по два вместе пропустить через пряжки с внутренней стороны и обратным ходом затянуть;
- вставить втулку соединительного троса в гнезде соплового блока двигателя и закрепить двигатель в гнездо пускового станка так, чтобы соединительный трос находился в пазу гнезда под двигателем, а свободный конец троса с втулкой выступал из паза сверху станка;
- развязать четыре ленты, стягивающие бухту детонирующего кабеля, и вынуть картонную прокладку из внутренней части бухты;
- снять манжеты с футляра тормозного шнура, один копен шнура вытянуть на 10 м (до цветной метки) при подаче по схеме «а» и на 30 м (до третьей цветной метки) при подаче по схеме «б», а второй - на 0,5-0,7 м;
- положить футляр с тормозным шнуром впереди пускового станка и бухты на расстоянии 2-2,5 м так, чтобы короткий конец тормозного шнура находился сверху;
- свинтить между собой составные части анкера, анкер забить в грунт под углом 30-45° в сторону, противоположную подаче заряда, на расстоянии 10 м сзади от пускового станка;
- при подаче по схеме «а» десятиметровый конец тормозного шнура двойной петлей надеть на анкер и затянуть, а при подаче по схеме «б» двойную петлю сделать около второй цветной метки;
- соединить короткий конец тормозного шнура со взрывателем, для чего продеть петлю на конце тормозного шнура в отверстие на конце штока взрывателя, надеть ее на корпус взрывателя и затянуть назад сзади наковальни штока;
- соединить взрыватель с хвостовой втулкой детонирующего кабеля, навинтив накидную гайку до отказа;
- снять 2-3 верхних наружных витка кабеля и хвостовую втулку со взрывателем положить на футляр с тормозным шнуром;
- навинтить накидную гайку втулки соединительного троса до отказа на головную втулку детонирующего кабеля, находящуюся в нижней части бухты кабеля; избыток соединительного троса уложить внутрь бухты;
- произвести нацеливание заряда по оси намечаемого прохода перемещением пускового станка и бухты с зарядом, совместив продольную ось реактивного двигателя с осью намечаемого прохода;
- при электрическом способе запуска двигателя с помощью машинки ПМ-4 необходимо снять крышку с коробки с соединительной линией, извлечь за петлю штекер, размотать провода, присоединить их концы к зажимам подрывной машинки и положить ее у анкера; с помощью съемной чеки закрепить провода на пусковом станке, продев чеку в ушки пускового станка и в петлю на проводах;
- при электрическом способе запуска двигателя с помощью взрывателя ИМВ разорвать имеющейся на каркасе ниткой бумажную обертку, размотать провода на длину не менее 10 м и положить взрыватель ИМВ у анкера; на расстоянии 0,7-1 м от штекера на проводах свернуть петлю и с помощью съемной чеки закрепить провода на пусковом станке, продев ее в ушки пускового станка и в петлю на проводах;
- снять предохранительную чеку со взрывателя заряда, проследив, чтобы между инерционным грузом и наковальней был максимальный зазор (при отсутствии зазора между инерционным грузом и наковальней взрыватель может не сработать);
- надеть штекер соединительной линии на свечу двигателя;
- при пиротехническом способе запуска двигателя вывинтить пробку из запирающего устройства и ввинтить на ее место пусковое устройство УП-60.

При наличии времени для расчета, производящего пуск заряда, около анкера отрываются окоп или ячейки для стрельбы лежа.

Пуск заряда ЗРП

Для пиротехнического пуска заряда необходимо: сдвинуть с корпуса терки металлическую гильзу до отказа, переломить корпус по ослабленному сечению и резким движением выдернуть терку за отломанную часть; отойти от заряда на расстояние не менее 10 м (к анкеру). Для пуска заряда электрическим способом подойти к анкеру, перевести подрывную машинку ПМ-4 поворотом ручки на 90° в боевое положение (должны быть видны выступы, окрашенные в красный цвет), взять машинку в левую руку толкателем вверх и правой рукой (ладонью) ударить но толкателю. При использовании пускового устройства со взрывателем ИМВ выдернуть чеку из взрывателя. После падения заряда на грунт его нужно быстро подтянуть за тормозной шнур на себя, выбрав 10 м шнура (до цветной метки). Время подтягивания не должно превышать 12 с. При подтягивании заряд выпрямляется. Во время пуска заряда личный состав, расположенный вне укрытий, должен находиться не ближе 100 м от места взрыва заряда.

В случае отказа двигателя производится повторный пуск после проверки надежности контакта штекера со свечой. При пуске пиротехническим способом заменяется пусковое устройство УП-60 и пуск также повторяется. Подходить к отказавшему заряду для подготовки его к повторному пуску необходимо не ранее истечения 15 минут после первого пуска. Заряд, собранный и не поданный на минное поле, подлежит разборке. Разборка заряда производится в порядке, обратном подготовке к пуску. Заряд, не взорвавшийся после пуска, разбирать запрещается, он уничтожается не ранее чем через 15 минут после пуска взрывом накладного заряда ВВ, положенного на кабель в 1 м от взрывателя.

Технические характеристики зарядов ЗРП / ЗРП-150
Тип заряда - Удлиненный, однониточный из детонирующего кабеля ДКР-150
Общая масса комплекта, кг:
- в упаковке - 45 / 75
- в ранце для переноски  - 30 / 48
Длина детонирующего кабеля, м - 60 / 90
Масса ВВ на 1 пог. м детонирующего кабеля (A-IX-1), кг - 0,16 / 0,16
Способ подачи заряда на минное поле - По воздуху реактивным двигателем
Дальность подачи, м:
- при температуре от +50 до -20°С - 110-130 / 160
- при температуре от -20 до -40°С  - 90-110 / 160
Отклонения при ветре до 4 м/с - До 20 м / До 10% дальности подачи
Максимальные уклоны местности, допустимые при подаче заряда:
- продольный - До 15°
- поперечный  - До 5°
Размеры прохода в минном поле из противопехотных мин типа ПМД-6 и ПМН, м:
- ширина - Не менее 0,4
- длина - Не менее 40 / Не менее 80
Расчет - 2 человека
Время подготовки заряда к пуску - До 5 минут / До 7 минут
Температурный диапазон применения - От -40 до +50°С