http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/t-90-abrams.jpg

Рыночная ниша танка Т-90 уникальна - эта машина гораздо лучше дешевых новых, либо уже бывших в употреблении танков. В то же время она в разы дешевле самых лучших современных ОБТ - при близких к ним коэффициентах ВТУ. При сравнении особое внимание обратим на данные наиболее многочисленного конкурента - американского танка M1 «Abrams» в его самой совершенной модификации - M1A2 SEP, появившейся в серийном производстве уже в XXI в. Важнейшее качество танка - его способность противостоять вражеским средствам поражения. Точные цифровые данные по броневой защите Т-90 не раскрываются, но напомним, что стойкость лобовой брони «девяностого» в три раза выше аналогичных показателей танка Т-72 образца 1974 г. Наполнитель лобовых деталей корпуса и башни Т-90 аналогичен применяемому наполнителю на Т-72Б и состоит из пакетов наполнителя на основе блоков спецбронирования с отражающими листами, данный наполнитель относится к полуактивному типу. Крыша башни частично закрыта ДЗ на всех модификациях. Лобовая броня против БПС 800-830 мм., по защите лобовой проекции Т-90, во всяком случае, не уступает лучшим танкам НАТО.

Так, в 1995 г во время демонстрационного обстрела в Т-90 было выпущено 6 снарядов из другого танка с дистанции 200 м., после чего тагильская машина своим ходом прибыла на смотровую площадку. Позднее, в ходе подготовки контракта на поставку Т-90С в Индию, корпус и башню танка (особо подчеркнем: БЕЗ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ!) обстреливали на глазах индийской делегации с дистанции для современного боя почти невероятной - менее 100 м. И вновь предсказуемый результат: броня не пробита, поврежден только верхний ее слой. Так что можно утверждать, что стойкость лобовой брони M1 «Abrams» с обычной защитой и Т-90С примерно равнозначны. Урановая американская броня имеет некоторое преимущество, однако российский вариант не только много дешевле, но и не представляет экологической опасности (в том числе для собственного экипажа) при поражении - даже если пробитие не достигнуто.

Однако танк на поле боя обстреливается не только в лоб и не только (и даже не столько) подкалиберными снарядами. Противотанковые управляемые ракеты способны поражать даже самые современные боевые машины в борт, корму, верхнюю часть корпуса и башни, а некоторые, имеющие особо мощные боевые части с бронепробиваемостью свыше 1000 мм, - и в лобовую проекцию. Именно в противостоянии ПТУР танки Т-90 обладают существенными преимуществами перед западной бронетехникой. Они имеют несколько меньшие размеры, но главное - на российских танках впервые в мире был установлен комплекс оптико-электронного подавления, надежно защищающий танк от управляемых ракет и артиллерийских снарядов с различными системами наведения. Кстати, защита лобовой проекции M1 «Abrams» с обычной броней от современных кумулятивных боеприпасов выглядит явно недостаточной - в отличие от Т-90, «Leopard 2» или AMX-56 «Leclerc».

Не случайно в ходе военной кампании 2003 г. в западной прессе поднялся большой шум по поводу новейших российских ПТУР, якобы попавших на вооружение армии Ирака. Кинетическая энергия БПС современных танковых пушек калибром 120-125 мм примерно одинакова - с небольшим преимуществом для отечественной системы. Основным для американского танка является БПС с сердечником из обедненного урана M829 в различных модификациях. Последняя из них имеет, по некоторым данным, бронепробиваемость на дистанции 2 км свыше 300 мм броневого стального листа, установленного под углом 60 градусов к вертикали, или примерно 600 мм по ходу снаряда. В СССР в свое время был создан подобный снаряд 3БМ32. В боекомплекте M1 «Abrams» имеются также БПС M827 с вольфрамовым сердечником. Основной БПС отечественных танков типа 3БМ42 с вольфрамовым сердечником ничем не уступает своему заокеанскому собрату M827. Кроме этого, еще в 1990-х г была создана его усовершенствованная модификация, имеющая на 20% большую бронепробиваемость, что вплотную приближает его к показателям M829A2.

Сравнивая показатели, необходимо помнить, что боеприпасы с применением обедненного урана состоят на вооружении прежде всего тех армий мира, что собираются воевать на чужой территории. Если называть все своими именами, то это оружие армий и правительств агрессоров, которым совершенно все равно, что будет происходить с местным населением после завершения боев. Вспомним ту панику, что вспыхнула в войсках НАТО, введенных на территорию югославского края Косово: целые батальоны отказывались служить там, где использовались боеприпасы на основе обедненного урана. По некоторым данным, пострадало до 400 военнослужащих, несколько человек умерли. Что при этом происходило с местным населением, ради «спасения» которого и бомбили Югославию и тот же край Косово, никого, похоже, не интересовало. И напротив: армии ряда европейских стран с сильными пацифистскими традициями - Германия, Швейцария, Нидерланды - упорно придерживаются традиционных БПС с вольфрамовыми сердечниками. Для нашей страны это не самая плохая компания.

Некоторое отставание в бронепробиваемости российских БПС с сердечниками на основе вольфрама от американского «уранового» M829A2, очевидно есть. Но его скорее всего, и нет нужды преодолевать: вспомним, что на малых и средних дистанциях боя прямое попадание БПС современных 120-125-мм пушек даже без пробития брони выводит танк из строя. Что же касается больших дистанций, заметно превышающих дальность прямого выстрела, то здесь на первое место выходят управляемые боеприпасы. Т-90С со своим комплексом управляемого вооружения имеет хорошие шансы на дистанции до 5 км поражать известные сегодня ОБТ. Бронепробиваемость основного заряда последней модификации российской ТУР 9М119М1 с тандемной боевой частью достигает 850 мм за динамической защитой, что в сочетании с лидирующим зарядом может быть достаточным для поражения лобовой брони M1 «Abrams» с обычной броней типа «Чобхэм». Моделирование встречного боя 10 танков с комплексом управляемого вооружения и 10 танков типа M1 «Abrams» показало, что, открыв огонь ТУР с дистанции 4-5 км, отечественные машины успеют вывести из строя до 50-60% боевых машин противника, прежде чем последний доберется до дистанции прямого выстрела (2-2,5 км).

В последние годы в боекомплекте M1 «Abrams», «Leopard 2» и AMX-56 «Leclerc» появились различные снаряды для поражения танкоопасных целей. Но и Т-90С традиционно располагает мощным осколочно-фугасным боеприпасом. Кроме того, для него разработан осколочно-шрапнельный снаряд с дистанционным подрывом в заданной точке траектории полета для стрельбы по вертолетам и малоразмерным целям. Эффективность системы управления огнем, т.е. комплекса приборов обнаружения цели, а также быстрой и точной наводки орудия влияет на исход боя не меньше, чем мощность орудия и снаряда. Компьютеризированные СУО танков стран НАТО включают в себя лазерные дальномеры, оптические и тепловизионные приборы наблюдения. Одна из наиболее совершенных СУО мира, созданная для танка AMX-56 «Leclerc», обеспечивает обстрел в течение одной минуты до 5 реальных целей с более нем 80% вероятности поражения цели на дистанции 2000 м. при стрельбе с места, при движении те же показатели достигаются на дистанции 1500 м. И это действительно очень высокий показатель, превысить который очень нелегко. Известно, что рекорд, установленный экипажем германского танка «Leopard 2» на соревнованиях танкистов стран НАТО, составлял в конце XX в. 6 целей за одну минуту.

Традиционно предполагается, что электроника и приборы наблюдения за полем боя - не самая сильная сторона отечественных бронированных машин. Конечно, СУО танка Т-90С не столь сложна, как установленная на M1 «Abrams» или французском AMX-56 «Leclerc». Вместе с тем ее эффективность вполне сопоставима с иностранными. Опытный наводчик на одной из демонстраций Т-90 за 54 секунды расстрелял 7 реальных целей, расположенных на дистанции 1500-2500 м, причем все это время танк двигался со скоростью примерно 25 км/час. После этого танк двинулся в исходное положение, а наводчик передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой «с кормы» поразил еще 4 цели. В 1999 г во время испытаний Т-90С в Индии в ходе боевой стрельбы на дистанциях до 3000 м было поражено 80% целей. В 1991 г. важным преимуществом американских M1 «Abrams» перед иракскими танками были совершенные приборы ночного видения - тепловизоры. Т-90С по этому показателю не уступает M1 «Abrams», что выяснилось в ходе испытаний в Индии.

Дизель В-84МС мощностью 780 л.с. и механическая трансмиссия танка Т-90 смотрятся довольно скромно на фоне газотурбинного двигателя в 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии американского M1 «Abrams». Вся эта сложнейшая машинерия введена для увеличения подвижности танков. Последняя складывается из множества показателей, но гениальный советский конструктор А.А. Морозов сумел свести их к одной короткой фразе: «Способность быть в нужное время в нужном месте». И вот здесь в очередной раз выясняется, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках. На выставках вооружений и на маневрах в благостном европейском климате западные ОБТ действительно смотрятся великолепно. Но при современном уровне технологий гидромеханическая трансмиссия по своим массо-габаритным характеристикам все равно будет больше механической. А значит, увеличится масса всего танка. Следовательно, двигатели в 1500 л.с. становятся уже не преимуществом, но насущной необходимостью. Причем их установка вместе с обслуживающими системами также дает дополнительный вес. В итоге боевая масса танков перевалила за 60 т. Расплачиваться за приверженность к суперсовременным технологиям пришлось британским и американским танкистам. В последнее время вышли в свет воспоминания участников событий, и обнаружилось, что труд их был тяжким, а результаты - не столь однозначными.

Западные исследователи К. Макнаб и К. Хантер собрали и обобщили эти сведения в книге, вышедшей в Англии в 2008 г. Для начала выяснилось, что западные танки не способны передвигаться по местности, для «семьдесятдвоек» трудностей не представляющей. Макнаб и Хантер сообщают; «Водитель 68-ТОННОГО танка M1 «Abrams» ... будет старательно избегать мягких и болотистых грунтов, очень глубокого снега или крутых наслоений подвижной почвы». В ходе двух военных кампаний в Ираке на маршах в условиях жаркой и пыльной пустыни колонны американской и британской бронетехники приходилось останавливать каждые два часа - продувать воздухоочистители. В Европе те же танки обходились одной операцией в сутки или даже двое. Тем не менее, техническая надежность двигателей и трансмиссий в Ираке все равно оказалась не на высоте. Серьезные, требующие нескольких часов работы опытных ремонтников, неисправности появлялись в среднем после каждых 250-300 км пути. Журнал «Агтог» в 1994 г напечатал статью одного из американских танкистов, сообщившего, что за три дня боевых действий его рота потеряла от поломок двигателей 6 танков M1 и M1A1 из 14 наличных. В батальоне вышли из строя 16 танков, а в бригаде трехбатальонного состава - 60 боевых машин. И все это происходило после редчайшего для пустыни дождя, когда песок и пыль почти не поднимались в воздух.

Другое специализированное издание - «Jane's International Defence Review» - в 1992 г опубликовало информацию, согласно которой большая часть из 157 танков «Challenger», принимавших участие в операции, за пять дней боев вышла из строя по причине самых разнообразных поломок. Но больше всего подвижность американских танковых частей ограничивала мощность двигателей - точнее, их прожорливость. Вновь цитируем книгу Макнаба и Хантера: «Почти 2000 M1 «Abrams», задействованных сухопутными войсками, заливали 500-галлонные топливные баки чуть ли не ежедневно. Не считая всего прочего, одно данное обстоятельство значительно затрудняло задачу завершения войны полной победой войск коалиции, что выражалось бы в блокировании дивизиям Республиканской гвардии отступления из Кувейта. Короче говоря, армия США не смогла осуществить запланированное командованием окружение Республиканской гвардии потому, что американские части (совершенно буквально) остались без горючего. Причем это случилось, несмотря на гигантские усилия снабженцев наладить адекватные поставки топлива сухопутным войскам коалиции».

Получается, что американцы не смогли из-за нехватки топлива и частых поломок своих боевых машин догнать вооруженные танками Т-72 части иракской Республиканской гвардии! А ведь система материально-технического снабжения армии США справедливо считается лучшей в мире, и действовала она в почти стерильных условиях - ни партизан, ни обстрелов дальнобойной артиллерии, ни бомбежек. Иракцы же никакого снабжения вообще не имели в силу абсолютного господства вражеской авиации и обходились тем, что было в войсках на начало боев. Последствия недостаточной подвижности бронетанковых войск США оказались печальными. Как позднее признавался президент Дж. Буш-старший, при подготовке операции «Буря в пустыне» союзники исходили из того, что Саддам Хусейн, лишенный опоры в виде преданной Республиканской гвардии, будет свергнут самими иракцами. Чтобы завершить дело, американцам потребовалось более десяти лет блокады Ирака и еще одна крупномасштабная военная кампания.

В отношении удельной мощности двигателя американский танк первоначально превосходил Т-90 с его дизелем В-84МС мощностью 840 л.с., однако после установки на Т-90С 1000-сильного дизеля В-92С2 (Была предусмотрена возможность установки на танк 1200-сильного дизеля В-99) и при увеличении веса M1A1HA в ходе модернизации до уровня M1A2SЕР показатели стали близкими - 21,5 л. с./т для Т-90 и 23,7 л. с./т для танка «Abrams». Некоторое превосходство американцы вроде бы сохраняют - но только на бумаге. Вспомним, что на «Abrams» стоит газотурбинный двигатель с гораздо более высокими потерями мощности при установке на танк, чем у четырехтактного дизеля. С.В. Суворов, кандидат военных наук, полковник запаса, профессиональный танкист и автор ряда работ по истории танкостроения: «Среди лучших современных танков элегантный и прагматичный танк Т-90С - самая совершенная концепция. Гармония во всем: высочайшая боевая эффективность, идеальная стоимость и поразительная надежность».

Танки Т-90С и Т-90А по своему военно-техническому уровню вплотную приблизились к лучшим современным ОБТ типа M1A25ЕР «Abrams», «Leopard 2A6» или «Leclerc», но не достигли его и тем более не превысили. Конечно, по критерию «эффективность - стоимость» конкурентов у Т-90С нет, но хотелось бы и полного боевого превосходства в дуэльном бою. Достичь же его весьма непросто, поскольку и противники непрерывно совершенствуются. На американских и германских танках к началу XXI в. имелись независимые прицелы командира с оптическим и тепло-визионными каналами, что позволило организовать в СУО высокоэффективный режим «охотник - стрелок». Электрогидравлические приводы стабилизаторов заменяются электромеханическими в сочетании со статическими преобразователями - усилителями мощности, что существенно снижает ошибки стабилизации при движении и позволяет добиваться скорости отработки привода не менее 40 градусов в секунду. Начиная с 1990-х на западных танках активно внедряются автоматизированные системы управления тактического звена. Усиление могущества 120-мм гладкоствольных пушек производится как за счет введения систем с большей длиной ствола (52 калибра во Франции и 55 калибров в Германии), так и за счет повышения характеристик выстрелов. На Западе создаются свои системы активной защиты и оптико-электронного подавления атакующих танк высокоточных боеприпасов.

Чтобы вернуть танки Т-72 и Т-90 на высшие позиции в мировом танковом рейтинге, в 2000-х УИБТМ и Уралвагонзавод в инициативном порядке и на собственные средства провели и успешно завершило ОКР «Прорыв-2». В результате был создан унифицированный боевой модуль, в равной степени пригодный как для установки на вновь построенные боевые машины, так и для модернизации техники выпуска 1970-1990-х гг. В 2009 г модуль, установленный на танке Т-90А, был представлен премьер-министру РФ В.В. Путину. В 2011 г модуль был совмещен с усовершенствованным шасси, образовав таким образом новый танк Т-90МС. Несколько слов об этой машине и боевом модуле. На танке установлена пушка 2А46М-5, но сам модуль предусматривает возможность использования системы большого могущества 2А82, о ней стоит рассказать отдельно. Пушка 2А82 была создана уже в XXI в.. к осени 2006 г из макетного и двух опытных образцов на екатеринбургском заводе №9 успели произвести соответственно 787, 613 и 554 выстрела. Система с автоскрепленным и частично хромированным стволом способна стрелять как существующими, так и перспективными 125-мм боеприпасами. По техническому уровню превосходит все лучшие танковые орудия мира в 1,2-1,25 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие - 120-мм систему танка «Leopard 2A6», при этом длина трубы нашей системы на 60 см короче. Создание пушки 2А82 потребовало от конструкторов и производственников освоения самых новейших технологий.

Основу комплекса бортового оборудования составляет современная СУО «Калина», включающая многоканальный прицел наводчика, панорамный прицел командира и большой набор датчиков метеорологических и баллистических условий, обеспечивающий высокую эффективность в любое время суток и в конфликтах разного уровня. В СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена. Цифровая обработка данных позволила осуществить режим автоматического сопровождения цели для прицелов наводчика и командира. На новом уровне осуществлен принцип «охотник - стрелок», обеспечивающий точное целеуказание с передачей цели от командира к наводчику в режиме автосопровождения. Любопытно, что при всем этом «Калина» занимает меньший забронированный объем и имеет меньшее количество органов управления, чем прежнее СУО танка Т-90. В случае же повреждения СУО или системы электропитания и командир, и наводчик могут продолжить ведение огня, используя прицел-дублер.

Установка нового поколения динамической защиты типа «Реликт», причем в модульном и легко заменяемом при боевых повреждениях исполнении выводит танк Т-90МС из зоны поражения американского 120-мм БПС типа M829A2 на дистанциях в 1 км и более. Для обеспечения большей живучести боекомплект пушки перераспределен таким образом, чтобы вывести его из мест, наиболее подверженных обстрелу. Большая его часть находится в автомате заряжания с круговой защитой от осколков. Несколько выстрелов размещены в районе перегородки МТО. И наконец, еще 10 выстрелов хранятся в изолированном отсеке на корме башни. Они могут использоваться для пополнения механизированной (или немеханизированной) укладки внутри модуля на стоянке. Масса модернизированного танка Т-90С составляет 48 т при стандартных габаритах, а более мощный двигатель В-92С2Ф (1130 л.с.) с повышенным крутящим моментом и система автоматического переключения передач не только сохраняют, но даже повышают по сравнению с предшественником параметры подвижности.

В опубликованной в 2006 г. статье руководители проекта - В. Б. Домнин, Н. А, Молодняков и В. М. Неволин - особо подчеркнули, что «...модернизированный танк Т-90 сегодня единственный современный основной боевой танк, сохранивший стратегическую, оперативную и тактическую подвижность». Весной 2012 г танк Т-90МС был представлен на выставке «ДефЭкспо» в Индии. Облик машины в пустынном камуфляже как бы подтверждал слова главного конструктора УКБТМ А.Л. Терликова: «Это новый уровень боевых возможностей, уровень, соответствующий самым современным требованиям. Мы уверены, что нашим новым образцом заинтересуются не только индийские военные». Создатели новейшей модификации тагильсного танка сочли необходимым сформулировать принципы, которыми они руководствовались в ходе работы:
- должны сохраниться без изменений основные конструктивные размеры танка;
- не должна существенно меняться масса модернизированного танка Т-90С;
-системы и узлы, разработанные для модернизированного танка Т-90С, должны быть приспособлены для установки на ранее выпущенные танки в процессе их модернизации».

При своей высокой боевой эффективности, неприхотливости в эксплуатации и других выдающихся качествах основной российский танк Т-90 – детище 1980-х годов, и за это время и танкостроение, и военная наука продвинулись вперед. Чтобы соответствовать современным тенденциям, российским танковым войскам нужна была новая, более совершенная машина. Для экономии времени и средств было решено провести модернизацию проверенного Т-90. Опытно-конструкторская работа шла под шифром «Прорыв», и это название закрепилось за серийной машиной. Первое соглашение о поставках Т-90М «Прорыв» военным было подписано на форуме «Армия-2017». Новая машина разработки УКБТМ с апреля 2020 года поступает в танковые войска российской армии. Согласно заключенным договоренностям Уралвагонзавод проводит капитальный ремонт танков семейства Т-90 выпуска 1990-х и 2000-х годов с модернизацией их до уровня Т-90М, а также создает полностью новые машины этой модификации. В июне 2020 года танк впервые прошел по Красной площади на параде Победы.

Т-90М получил принципиально новый башенный модуль, отличающийся от серийных в прошлых версиях. Мощная 125-миллиметровая танковая пушка обеспечивает применение новых боеприпасов высокой эффективности. Например, для поражения тяжелобронированных целей новый «девяностый» может стрелять бронебойными подкалиберными боеприпасами. А управляемая ракета 9М119М разработки тульского КБ приборостроения способна поражать не только танки с современной динамической защитой, но и низколетящие цели, в том числе вертолеты. Для борьбы с живой силой, например с противотанковыми гранатометчиками, в арсенале «Прорыва» есть осколочно-фугасные снаряды дистанционного подрыва. Атаковать противника танк способен на дистанции до 5 км, в том числе и на ходу. «Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Новейшие электронные устройства обеспечивают всесуточное применение. На месте командира есть восемь триплексов и система видеонаблюдения, обеспечивающие полный обзор. Машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления "Созвездие-М2" (возможно получение целеуказаний с КП или БПЛА).

Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М «Прорыв» окружен толстым слоем динамической защиты. Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами. Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма. За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л.с. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода.

В Т-90М «Прорыв» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата». Одна из важных особенностей модернизированного танка – возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии.