GladClub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GladClub » Танки » Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)


Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-01.jpg

В 2010 году в качестве альтернативы закротого проекта танка Т-95 были начаты работы по проекту «Армата» - планировалось создать машину, которая в перспективе должна была стать основной боевой единицей российских Сухопутных войск. Перед конструкторами «УКБТМ» была поставлена сложная задача - к 2015 году танк должен стать на производственную линию, а к 2020 году Вооруженные Силы РФ должны получить 2,3 тысячи таких машин. Это позволило бы модернизировать танковый парк России на 70%. А пока, в ожидании завершения работ по созданию новой боевой машины, военное ведомство решило поддерживать боеспособность бронетанковых войск путем глубокой модернизации «лучшего танка второй половины прошлого века» - Т-72, подписав с «Уралвагонзаводом» контракт на модернизацию 170 основных боевых танков Т-72 на сумму свыше 6 млрд рублей и фактически отказавшись от закупки более совершенных, по сравнению с Т-72, танков Т-90.

Свои заказы Министерство обороны подкрепило довольно щедрым финансированием, которое, правда, начало бесперебойно поступать только после скандальной отставки министра Анатолия Сердюкова в 2012 году В марте того же года Министерством обороны РФ был утвержден технический проект тяжелой платформы бронетехники «Армата». А осенью 2013 года предприятия российского оборонно-промышленного комплекса уже собрали первые три образца бронетехники на базе единой тяжелой гусеничной платформы «Армата». Хотя конкретные цифры финансирования проекта «Армата», включая ОКР и НИОКР засекречены, но, согласно открытым источникам, только выполнение ОКР «Разработка промышленной технологии серийного изготовления сверхвысокочастотных блоков и сверхвысокочастотных плат, применяемых в изделиях «Армата», «Бумеранг», «Курганец» и технологии автоматизированного контроля основных параметров изделий», шифр «Армата» обошлись бюджету в 57 млн рублей. А это лишь одна из десятков, а может быть, и сотен опытно-конструкторских работ, проведенных в рамках разработки и создания нового российского танка.

В 2011 году Владимир Путин заявлял, что на модернизацию «Уралвагонзавода» (закупку станков, оборудования, ремонт помещений и т д.) планируется выделить более 64 млрд рублей. Многие вещи пришлось делать с нуля. Например, эксперты отмечали, что в России практически было утеряно производство броневой стали. Этим вопросом несколько последних лет пришлось заниматься госкорпорации «Ростех», которая фактически из руин восстановила Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь». В результате, судя по оценкам, приводившимся в открытых источниках, стоимость одного танка проекта «Армата» превысит 400 млн рублей (также озвучивалась еще одна цифра -8 млн долларов). Правда, никаких официальных подтверждений этих цифр не было. Цена, конечно, немалая, но не запредельная. Для сравнения можно привести ориентировочную стоимость «соперников» перспективного российского танка: цена американского танка MlА2 Abrams - более 6 млн долларов (по состоянию на 2012 год), цена немецкого танка Леопард-2А6 - 6,5 млн долларов, цена французского танка Леклерк-2 - 8,5 млн долларов. Нижнетагильский танк Т-90МС стоил около 118 млн рублей.

Но, как говорится, «овчинка стоит выделки». Нужно четко понимать, что, в отличие от Т-95, «Армата» - это не просто новый танк, а унифицированная межвидовая тяжелая гусеничная платформа для машин с массой от 30 до 65 т. То есть целью проекта «Армата» было создание одинаковых для всех армейских гусеничных бронемашин единой ходовой части, моторно-трансмиссионной установки, органов управления шасси, интерфейса водителя, унифицированного комплекса бортового электрооборудования и систем жизнеобеспечения. К тому же эта унифицированная платформа получала как минимум два варианта компоновки: с передним или с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (ПМТО или ЗМТО). Это позволяло без проблем размещать на платформе любое специальное оборудование и вооружение. Известно, что на основе «Арматы» планируется создать основной боевой танк, боевую машину пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и т п. На сегодняшний день выпущены и проходят испытания основной танк на платформе «Армата», который получил армейский индекс Т-14 (заводской индекс «Объект 148»), а также тяжелый бронетранспортер Т-15 (заводской индекс «Объект 149»),

Технические задания на новый танк и семейство машин «Армата» до сих пор засекречены, озвучивались лишь самые общие требования:
- максимальная защита экипажа и его выживание при повреждении машины;
- интеграция танка в единое информационное пространство на поле боя и обмен информацией в реальном масштабе времени;
- защита от основных средств поражения с лобовых углов атаки ±30 градусов;
- круговая защита от ручных противотанковых средств;
- защита верхней проекции от боеприпасов, поражающих крышу башни;
- максимальная масса - не более 50 т; максимальная скорость хода - не менее 60 км/ч;
- защита от оружия массового поражения;
- минимизация времени на обслуживание и восстановительный ремонт

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-02.jpg

Более того, до последнего момента даже внешний вид «Арматы» оставался загадкой. Со временем интрига только усиливалась, и эксперты сломали немало копий, дискутируя о предполагаемом облике «Арматы». Так, можно вспомнить жаркие споры, возникшие по поводу фото макета перспективной боевой машины, продемонстрированной в ходе визита вице-премьера Дмитрия Рогозина в Пермь в 2012 году и принятой за танк «Армата», Как оказалось, это все же был не танк, а «боевая артиллерийская машина на унифицированном базовом шасси «Армата»». Боевая артиллерийская машина (БАМ) с нарезным крупнокалиберным орудием низкой баллистики, с юмором прозванная «нетанком», по сути, являлась штурмовой машиной, предназначенной для преодоления укрепленных районов, населенных пунктов и других сооружений, которые могли бы встретиться войскам на поле боя. Но все же кое-какую информацию модель БАМ дала. Как раз в это время многие эксперты ломали головы над вопросом: сколь-
ко опорных катков будет у унифицированного шасси, и откуда их позаимствуют - с Т-80 или Т-90? Демонстрация БАМ дала понять, что таких катков будет семь и они «ленинградского типа».

Сегодня, после парада Победы 9 мая и появления официальной информации от МО, завеса тайны над «Арматой» слегка приподнялась, и уже можно сделать вполне обоснованные предположения об ее устройстве и некоторых системах и обрисовать в общих чертах облик нового танка. Итак, танк Т-14 «Армата» выполнен по разнесенной компоновке с необитаемой башней, при которой экипаж оказывается полностью изолированным как от боекомплекта, так и от емкостей с ГСМ. Это обеспечивает машине вполне очевидные преимущества. В первую очередь уменьшает забронированный объем (за счет необитаемой башни) и обеспечивает экипажу равнопрочную круговую защиту большей эквивалентной толщины. Отметим, что чем выше показатель соотношения масса/забронированный объем (m/V), тем совершеннее защита. При этом высвободившийся резерв массы используется для совершенствования иных показателей. Долгое время показатель m/V вообще был «идолом» советского танкостроения. Компоновка советских танков развивалась путем минимизации объемов, занимаемых отделениями танка, его агрегатами и системами. Напротив, большинство основных боевых танков Запада имеют большие внутренние объемы и, как следствие, примерно в полтора раза большую массу по сравнению с советскими аналогами.

Следующее преимущество - при поражении боекомплекта и его возгорании локальный пожар в его изолированном отделении не окажет влияния ни на моторно-трансмиссионное отделение (МТО), ни на экипаж на рабочих местах. То же самое и при поражении двигателя или топливных баков: локальный пожар в МТО не окажет влияния ни на боекомплект, отделенный от очага пожара бронеперегородкой, ни на экипаж. К тому же введение дополнительной перегородки придает и дополнительную жесткость днищу (при минном подрыве оно будет меньше деформироваться под воздействием ударной волны). Использование на танке необитаемого боевого модуля увеличивает модернизационный потенциал машины, позволяя заменять его более совершенным без существенных изменений в базовой конструкции. Сейчас модуль оснащен 125-мм пушкой, но не исключено, что в обозримой перспективе огневое могущество Т-14 может быть кардинально увеличено в результате использования 152-мм пушки (как вы помните, такая пушка уже отработана на Т-95). Какова конструкция автомата заряжания - однопоточная или двухпоточная, пока неизвестно. И та и другая имеют свои преимущества.

Для «Арматы» на основе 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А82 была разработана модернизированная пушка 2А82-1М с удлиненным до 7 м стволом. По имеющейся информации, ее снаряд может пробить броню толщиной 1 м с расстояния 2 км. Сама пушка 2А82 также относительно новая - ее испытания успешно завершились осенью 2006 года, и сейчас ее полным ходом выпускает «Завод № 9» в Екатеринбурге. Пушка 2А82 имеет частично хромированный канал ствола и по техническому уровню превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит натовское орудие - 120-мм систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы российского орудия на 60 см короче. Для новой пушки были разработаны и новые боеприпасы: бронебойный подкалиберный снаряд (БПС) «Вакуум-1» длиной 900 мм, снаряд «Тельник» с подрывом на траектории, а также управляемый ракетный снаряд (УРС) ЗУБК21 «Спринтер». Они успешно прошли государственные испытания в 2013 году и приняты на снабжение. В том же году началось их серийное производство. Сообщалось, что ко времени постановки на вооружение основного танка Т-14 «Армата» будут созданы нормативные запасы боеприпасов, а также обеспечена текущая потребность на боевую подготовку.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-03.jpg

Кроме основного вооружения танк Т-14 получил пулемет калибра 7,62 мм, размещенный в пулеметной установке, сопряженной с колпаком командирской панорамы. По заявлению представителя завода им. Дегтярева, это модернизированный танковый пулемет Калашникова (ПКТМ) с устройством дистанционной перезарядки. Смена пулеметной ленты производится не, как обычно, вручную, а простым нажатием кнопки. Характеристики ПКТМ значительно превосходят известные аналоги. На сайте завода сообщается, что пулемет обладает скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту (боевая скорострельность - 250 выстрелов в минуту), а прицельная дальность стрельбы достигает 1,5 км. Штатный пулемет Т-14 планируется использовать не только для борьбы с обычными целями, но и с подлетающими снарядами противника. Соответствующие испытания проведут на Приволжском государственном боеприпасном испытательном полигоне в 2015 году Сведения об этом содержатся в документации по развитию испытательной базы полигона. По словам экспертов, до настоящего времени пулеметное вооружение танков для таких целей не использовалось.

О системе управления огнем (СУО) танка Т-14 судить пока сложно, но предполагается, что его прицельный комплекс включает: многоканальный основной прицел наводчика с визирным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером, встроенным лазерным каналом управления; прицел командира комбинированный панорамный с телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером; прицел-дублер с зависимой линией прицеливания; цифровой баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топоусловий и датчиком учета изгиба ствола. Также сообщалось, что Т-14 будет иметь информационно-управляющую систему - так называемый «цифровой борт». С ее помощью осуществляются запуск и управление двигателем, диагностика, регулировки, защита и др. То есть в случае поломки электроника сообщит, что сломалось, и подскажет, что необходимо предпринять. Мало того, в Т-14 реализована возможность дистанционного управления и имеется серьезный задел по модернизации для перехода к полностью роботизированному танку

Для новой бронетехники на платформе «Армата» «Объединенная приборостроительная корпорация» создала унифицированный программно-технический комплекс. Комплекс позволяет технике решать большинство задач в автоматизированном режиме при минимальном участии экипажа и интегрирует каждую боевую машину в единую систему управления тактического звена. Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажу видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн и взаимодействовать с пунктами управления, другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем (в реальном времени обеспечивает обмен разведданными и информацией об обстановке между компонентами войскового соединения).

Современные способы визуализации данных и высокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в бою. По мнению эксперта Константина Сивкова, главное в танковом бою -наличие боевой системы, которая позволяет командиру оперативно выявлять цели, классифицировать их, отдавать приказ о наведении на эти цели орудия. «Есть такое понятие - время реакции. У немецких и американских танков время реакции составляет 3-4 секунды. У старых российских танков - 5-6 секунд. У новых танков «Армата» оно будет меньше и, скорее всего, сравняется со временем реакции американских машин». С учетом того, что экипаж Т-14 расположен в бронекапсуле и лишен возможности наблюдения за местностью и полем боя через оптические смотровые приборы, танк обильно оснащен разного рода телевизионными и тепловизионными камерами. Они позволяют экипажу наблюдать обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в деталях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и ночью.

В качестве силовой установки на Т-14 используется четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (12Н360) разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель» (производитель - Челябинский тракторный завод). Отраслевые издания утверждают, что к 2011 году мотор прошел полный цикл государственных испытаний и в настоящее время полностью подготовлен к серийному производству Необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1 500 л.с., но ее ограничивают 1 200 л.с, с целью увеличения моторесурса, который в результате составляет не менее 2 000 часов. Это отличный показатель с учетом того, что именно ресурс советских и российских двигателей долгое время оставался их слабым местом. Если все же считать мощность двигателя «Арматы» равной 1 500 л.с., а массу - 55 т, то получится, что по показателю удельной мощности - 27,3 л. с./т - новейший российский танк превосходит «Абрамс» последней модификации М1А2 (22,3 л. с./т), «Леопард-2АбМ» (22,1 л. с./т), Т-90 (21,6 л. с./т) и «Челленджер-2» (19,1 л. с./т). Лишь французский «Леклерк» и новейший японский «Тип 10» 2012 года выпуска соответствуют Т-14 по этому параметру Такая высокая энерговооруженность обеспечивает новому российскому танку потрясающую динамику: сообщалось, что он способен развивать скорость на шоссе до 75 км/ч.

Мощность от двигателя передается на ведущие колеса при помощи 12-ступенчатой автоматической коробки передач с возможностью ручного переключения и дифференциального механизма поворота с гидрообъемной передачей. Органы управления танком включают штурвал, рычаг переключения передач и педали газа и тормоза. Ходовая часть Т-14 семикатковая с лопастными амортизаторами на двух первых и последнем катках. В отличие от Т-95 и Т-90СМ на Т-14 применены катки по типу Т-80, они более легкие по сравнению с традиционными нижнетагильскими, что позволяет сэкономить общую массу машины. Кроме того, сейчас такие катки массово используются на вспомогательной технике и самоходных установках. Введение дополнительного катка позволяет, с одной стороны, увеличить массу верхней лобовой детали бронекорпуса, что весьма актуально при наличии современных противотанковых средств, атакующих сверху, а с другой, - оптимально задать расположение центра тяжести машины. Возможно, подвеска машины адаптивная, «интеллектуальная». Судя по характерному свистящему звуку, сопровождавшему некоторые маневры Т-14, управление подвеской пневматическое или гидропневматическое.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-04.jpg

Очевидно, что конструкторы «УКБТМ» тщательно поработали над повышением неуязвимости своей бронетехники. Т-14 получил развитую многоуровневую систему защиты. Кроме обычного бронирования машина также оснащена встроенной динамической защитой (ВДЗ) и комплексом активной защиты (КАЗ), а от подрыва на минах ее должна предохранять система электромагнитной противоминной защиты. Антенны и датчики активной системы защиты от мин с электромагнитным взрывателем видны в передней части надгусеничных полок Т-14. Комплекс искажает магнитный «образ» машины, заставляя мины срабатывать вне проекции танка, или блокирует их работу Судя по внешнему виду, это или серийно производящаяся система СПМЗ-2Э, или ее дальнейшее развитие. Броня нового российского танка - это многослойный «пирог» из металла, керамики и композитов. В ее основе - новая броневая сталь марки 44С-св-Ш, созданная специалистами ОАО «НИИ стали». Ее отработка и промышленное освоение были проведены Волгоградским металлургическим комбинатом «Красный октябрь».

Сталь 44С-СВ-Ш при повышенной твердости сохраняет пластические характеристики на уровне серийных сталей. Именно это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из нее без снижения защитных характеристик. Использование стали 44С-СВ-Ш в танке Т-14 «Армата», где она применялась не только для бронирования, но и в качестве конструкционного материала, позволило сэкономить сотни килограммов веса машины. Кроме многослойной комбинированной брони (вероятно, модульной конструкции) передняя проекция корпуса Т-14 дополнительно защищена блоками ВДЗ. Конструкция блоков разработана ОАО «НИИ стали». Блоки представляют собой контейнеры с установленными элементами динамической защиты, которые разделены слоями наполнителя. Блоки находятся на машине постоянно, но снаряжаются элементами динамической защиты только в преддверии боевых действий. Сообщается, что Т-14 выдерживает прямое попадание в лобовую проекцию любого из существующих на сегодня подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Достаточно мощна и бронезащита бортов, которая в целом повторяет то, что было предложено в «комплекте для боя в городе», разработанном для танка Т-72, который впервые был продемонстрирован два года назад на выставке в Нижнем Тагиле. Все объемные блоки динамической защиты аккуратно подогнаны под силуэт машины - конструкторы «УКБТМ» позаботились и об определенном дизайне Т-14. При перевозке танка по железной дороге бортовые блоки могут сниматься. Заднюю часть бортов в районе МТО защищают решетчатые экраны, подобные тем, которые установлены на Т-90СМ. Динамической защиты там не видно.

Значительный вклад в сбережение Т-14 также вносит комплекс активной защиты «Афганит» - его специальные заряды могут «перехватывать» снаряды и ПТУР противника при их подлете к броне (на расстоянии порядка 15-20 м). Фактически это индивидуальная противоракетная и противоснарядная оборона танка, которая защищает его в том числе и от ударов с воз-
духа. Предполагается, что в «Афганите» впервые будут использованы защитные боеприпасы с боевой частью типа ударное ядро. Десять пусковых установок с поражающими элементами комплекса расположены по бортам нижней части бащни. Комплекс «Афганит» разработан в коломенском КБМ. Из открытых источников известны диапазон работы его радиолокатора - 26,5-40 ГГц и максимальная скорость перехвата бронебойных подкалиберных снарядов - 1 700 м/с.

Согласно техзаданию Минпромторга, «Армата» получит радиолокатор на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР), который будет сделан по технологии низкотемпературной керамики. То есть радар, выполненный по той же технологии, что и у истребителя пятого поколения Т-50. АФАР, будет состоять из множества сот - микроволновых передатчиков. Такая антенна способна быстро менять направление локации (не требуется механического перемещения «тарелки» локатора) и обладает высокой надежностью - выход из строя одного элемента не приводит к значительному падению мощности и искажению луча. Подобный радар в бронетехнике будет незаменим при решении как оборонительных, так и наступательных задач. То есть возможны два варианта его применения - в комплексе активной защиты или же в составе системы управления огнем. В системе КАЗ такой радар позволит одновременно «вести» до 40 баллистических и до 25 аэродинамических целей - совершенно недосягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий.

Еще одной новинкой являются комплекс самообороны с двумя вращающимися пусковыми установками, а также установленная в крыше вертикальная система запуска специальных боеприпасов. По всей видимости, данная система предназначена для срыва атак ракет типа «Джавелин», самоприцеливающихся боеприпасов и других образцов высокоточного оружия. Всего в арсенале «Арматы» около полусотни таких боеприпасов. Танк Т-14 «Армата» должен получить также систему противодействия наведению нового поколения. Такие системы оптико-электронного подавления, используемые в современных танках российского производства, позволяют срывать захват цели лазерными прицелами и головками самонаведения, значительно уменьшая вероятность попадания. У серийного современного изделия «Штора-1» вероятность срыва захвата цели разными типами систем наведения составляет от 54% до 85%, что резко увеличивает возможности танка выжить под огнем противника. Новая система подавления, предназначенная для танка «Армата», в настоящее время проходит испытания и должна быть запущена в серию в ближайшие годы, к началу серийного производства самого танка. К дополнительным мерам по повышению защищенности Т-14 можно отнести снижение его заметности в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах (для маскировки танка может быть использован усовершенствованный маскировочный комплект «Накидка»). К тому же Т-14 «Армата» должен быть и «тише» предыдущих моделей отечественных танков.

Разработку Т-14 «Армата» планируют завершить к середине 2016 года. В настоящее время еще выполняются ОКР, проходят определенные этапы предварительных испытаний, параллельно изготавливается опытная партия «Арматы» для войск. В войска новую партию танков на платформе «Армата» планируется поставить в следующем году В ней собираются изготовить около 100 опытных машин. Официальные испытания Т-14 «Армата» пройдут в 2016 году По словам Бочкарева, «Армата» будет испытываться в различных регионах: «Для работы надо испытать ее в холоде, в арктических широтах, надо и в жарком климате, там, где пески, где зыбкая почва, болото и так далее». Также было заявлено, что ни новый танк «Армата», ни другая перспективная военная техника в ближайшие 5-6 лет не будут подлежать экспорту. Надо сказать, что западные эксперты весьма положительно оценивают технический уровень нового российского танка. Сами же разработчики Т-14 «Армата», основываясь на известных им технических характеристиках своего танка, считают, что он превосходит зарубежные аналоги на 20-25%.

Технические характеристики танка Т-14 «Армата»
Бронированная капсула экипажа - есть
Основное орудие, мм - 125 (2А82-1М)
Боекомплект пушки, шт - 45
Автомат заряжания, шт - 32
Боевая скорострельность, мин - 10-12
Дальность обнаружения цели, м - свыше 5000
Огонь в движении - да
Панорамный прицел командира - есть
Камеры кругового обзора - есть
Система прицеливания и управления огнем - есть
Система боевого управления и навигации - есть
Тепловизор - есть
Противоминная защита - активная
Активная защита - «Афганит»
Динамическая защита - есть
Двигатель л.с - 1500
Замена двигателя, ч. - 0,5
Дополнительная силовая установка - есть
Максимальная масса, т - 55
Максимальная скорость, км/ч - 75
Запас хода, км - свыше 500
Экипаж - 3
Количество опорных катков, шт - 7
Стойкость брони, мм - свыше 900

0

2

Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-01.jpg

Если обратиться к истории мирового танкостроения XXI в., то можно заметить, что прогресс в области создания новых (именно новых, а не модернизированных) танков наблюдался всего в нескольких странах, причем тех (не считая России), которые никак нельзя отнести к Западу. Порадовали своих танкистов конструкторы Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Турции и, конечно же, нашей страны. В России за это время было создано три образца новых танков - «Объект 195», Т-90МС и Т-14 «Армата». Первый из них прошел весь цикл государственных испытаний и был рекомендован для принятия на вооружение, второй пока успешно проходит эту процедуру, а новому Т-14 еще предстоит преодолеть все «круги ада».

Предвижу вопрос: «А почему не был принят на вооружение «Объект 195»? Причин немало, но одной из главных стало то (как это в нашей стране периодически случается), что эта машина опередила свое время. На поле боя для нее просто не нашлось достойных противников (схожая история произошла некогда и с тяжелым танком ИС-7). Кстати, когда пошли первые проработки техзадания и техпроекта на «Армату», то речь шла об эдакой «лайт-версии» 195-го объекта - укороченный корпус с шестикатковой ходовой частью на борт и т.д. Затем, конечно, все встало на свои места, скорректировали ТЗ и получился полноценный современный основной танк. Попытки некоторых «экспертов» сравнивать основные танки НАТО с Т-14 бесполезны - он не имеет пока аналогов. Нет ошибки и в том, чтобы назвать новым «модернизированный» танк Т-90МС. На нем, в отличие от Т-90С, совсем другие корпус и башня, а также большинство агрегатов, систем и электронных блоков. Кроме того, внутри этой машины нет привычного интерьера семейства Т-72/90. В нашей стране такое уже случалось: разработан новый образец, а название ему дают как модернизированному. Сравните для примера бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М. Похожи? Не очень!

Новую российскую разработку правильнее будет называть просто «танк Т-14», или «основной танк Т-14», поскольку «Армата» - это общее название универсальной тяжелой гусеничной бронированной платформы целого семейства бронетанковой техники и вооружения (БТВТ), начиная от основного танка и заканчивая бронированными ремонтно-эвакуационными машинами. Другими словами, все типы и образцы БТВТ, созданные ранее на базе танка Т-72 - БРЭМ-1, ИМР-2МА, БРМ-3М, ТОС-1А, МТУ-72 и т.д., в перспективе предполагается перевести на новую базу.

Разработка проекта «Армата» началась в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ») под руководством потомственного конструктора Андрея Леонидовича Терликова после свертывания работ по «Объекту 195». Первый техпроект был представлен уже весной 2010 г По внешнему облику новый основной танк разительно отличается от всех имеющихся на вооружении отечественных и западных танков - аналогов просто не существует. Поэтому в очередной раз напомню, что все сравнения Т-14 с «Абрамсами», «Леопардами», «Леклерками», «Черными пантерами» и прочими «Челленджерами» просто некорректны. Это примерно то же самое, что сравнивать автомобили «Хаммер» и «Тигр», фузею и винтовку СВД, танки Т-55 и M1A1 (хотя, как показал опыт операции «Буря в пустыне», были случаи, когда иракские Т-55 уничтожали и этих американских монстров).

Видимо, судьба такая у России - создавать революционные танки. В 1940-х гг. таким был Т-34, через 20 лет после него появился родоначальник всех основных танков мира Т-64, на многие десятилетия определивший тенденции мирового танкостроения. За 50 лет, что прошли с момента появления «шестьдесятчетверки», в мировом танкостроении ничего принципиально нового никто не сделал. Шведский безбашенный (в буквальном смысле этого слова) STRV-103 танком-то назвать язык не поворачивается.
Теперь Россия представила миру очередной революционный танк - Т-14. Судя по всему, эта машина тоже надолго станет законодателем в мировом танкостроении. Конечно, создавался Т-14 не на голом месте. Этот образец можно назвать результатом закономерного качественного скачка, т.е. диалектического перехода количества в новое качество. На самом деле работы над принципиально новым танком начались еще в СССР, однако так называемая «перестройка» и последующий развал страны внесли коррективы в этот процесс. Часть наработок осталась в России, часть - в бывших союзных республиках. Многое пришлось создавать заново, но на более высоком техническом уровне. Был разработан и прошел государственные испытания танк «Объект 195», начатый главным конструктором Владимиром Поткиным и завершенный сменившим его Владимиром Домниным. Оставалась сущая малость до принятия танка на вооружение, но пришел «мебельный» министр и. Работы по перспективному танку следовало возобновлять.

После долгих лет ожиданий и продолжительной интриги новые машины появились сначала на репетициях, затем на параде Победы и, наконец, на выставке в Нижнем Тагиле. Россияне, любящие свою страну, смотрели на новинки с восхищением. Представители военного атташата зарубежных посольств разглядывали их с неподдельным интересом. А вот отдельные граждане, мечтающие о так называемых «западных демократиях и свободах» (особенно те, у которых не получилось поменять российский паспорт на «грин карту», ведь за рубежом они никому не нужны), выдавали одну за другой безграмотные и полные ненависти статьи.

Впрочем, не исключено, что цель подобных статей была вызвать ответную реакцию специалистов, которые предоставили бы в СМИ достоверную информацию о новых образцах. На эту мысль наталкивает тот факт, что очерняющие статьи написаны людьми, далекими не только от танков, а и вообще от военной техники. Для примера можно привести абзац из статьи Павла Фельгенгауэра «Концепткар Т-14 «Армата», опубликованной в «Новой Газете» 18 мая 2015 г.: «Много сегодня снимков из Донбасса: сгоревший украинский Т-64 или российский Т-72 со скособоченной или улетевшей в кусты башней - это при попадании сдетонировал боекомплект снарядов и зарядных гильз с порохом в автомате заряжания в обитаемом боевом отсеке машины. Экипаж разорван в клочья или сгорел (иногда может выжить механик-водитель)».

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-02.jpg

Хотелось бы посмотреть на выжившего механика-водителя любого танка после детонации боекомплекта в боевом отделении (ну нет в танке отсеков!), причем не обязательно Т-72 или Т-64, а «Абрамса», «Леопарда», «Леклерка» или другого. Действительно, не всегда у «Абрамса» или «Меркавы» улетает башня в результате детонации боекомплекта: башни у них тяжелые, а боекомплект, как правило, весь сразу не взрывается - рвется обычно по несколько штук, а то и по одному. К тому же, у западных танков в боекомплекте долгое время отсутствовали выстрелы с осколочно-фугасными снарядами, начиненными тротилом или флегматизированным гексогеном. Именно их детонация приводит к срыву башни. Случалось, после детонации боекомплекта в танке находили неразорвавшиеся осколочно-фугасные или кумулятивные снаряды. Для того чтобы экипаж танка мгновенно погиб, достаточно взрыва даже одного снаряда или воспламенения одного заряда. Не имеет значения, разорвало ли танк в клочья и у него отлетела башня или с нее всего-навсего сорвало крышки люков. Результат один и тот же. И рассказывать сказки, что на западных танках в боевом отделении нет боекомплекта, не надо. В нишах башен с вышибными пластинами находится только часть боекомплекта к пушке, а другая расположена в корпусе рядом с экипажем. Например, в «Леклерке» и «Леопарде-2» всех модификаций по 18 выстрелов, в «Абрамсе» немного поменьше. Но, как уже говорилось, достаточно даже одного.

Оценку любого объекта БТВТ следует производить комплексно, по наличию всех боевых свойств (для танка это - защищенность, огневая мощь, подвижность и командная управляемость; можно еще добавить эксплуатационную надежность) и оптимальному их соотношению. Помните немецкий PzKpfw VI «Тигр»? Прекрасная защита, мощная пушка, но при этом недостаточная подвижность и низкая надежность. Результат хорошо известен: на Параде Победы 24 июня 1945-го шли Т-34, ИСы, но никак не «Тигры». А бронированные машины с аналогичным именем все же прошли по Красной площади, но были это уже не танки, а наши
российские бронеавтомобили, самые «вежливые» в мире.

Не так просто создать танк (боевую машину, самолет и т.д.), тем более когда поставлена задача максимально обезопасить экипаж. Конструкторы УКБТМ к решению проблемы повышения выживаемости экипажа и живучести танка в целом подошли радикально. В Т-14 применили совершенно новую компоновку. Суть ее состоит в разнесении и изолировании друг от друга функциональных отделений машины, боекомплекта и ГСМ. Преимущества такой компоновки вполне очевидны: она позволяет заметно уменьшить забронированный объем танка, что, в свою очередь, снижает массогабаритные характеристики самой машины. А ведь один дополнительный кубометр забронированного объема танка влечет за собой рост массы танка от 3 до 5 т.

Размещение всего экипажа в отдельно забронированной капсуле обеспечило ему равнопрочную круговую надежную защиту. При поражении боевого отделения и возгорании (детонации) боекомплекта, пожар и взрывная волна детонировавших боеприпасов не поражает ни экипаж, находящийся на рабочих местах, ни отдельно расположенный запас топлива. В свою очередь, при поражении топливных баков возникший пожар не будет опасным как для боекомплекта, так и для экипажа. Специальные бронированные перегородки в корпусе создают дополнительную жесткость конструкции всего корпуса и днища в частности, что усиливает минную стойкость машины. Такая компоновка также повышает модернизационный потенциал танка благодаря возможности замены отдельных отделений танка или его боевого модуля.

Практически сразу после публикации в СМИ первых данных о танке «Армата» некоторые западные эксперты поспешили отметить, что принцип отделения экипажа от боекомплекта появился и был впервые реализован именно на Западе. Правда, никто из них не привел пример, где и в каком таком танке. Может быть, на «Абрамсе»? Но на нем боекомплект не отделен от экипажа, более того, используется ручное (!) заряжание пушки, т.е. выстрел заряжающий берет в руки. Разве в этом случае экипаж отделен от боекомплекта?

Основа защищенности танка Т-14 «Армата» - цельносварной корпус из новой броневой стали. По сравнению с прежними сплавами она имеет лучшие показатели по баллистической защите при меньшей массе, что дает выигрыш по массе машины в целом, позволяет сэкономить на объеме, мощности силовой установки, возимом запасе топлива и т.д. Лобовая проекция Т-14 имеет многослойную комбинированную броневую защиту, способную выдержать прямое попадание любого современного бронебойного (кинетического или кумулятивного) снаряда танковых или противотанковых пушек, противотанковых управляемых ракет и реактивных противотанковых гранат с кумулятивными боевыми частями, в том числе и тандемного типа. Помимо «слоеного пирога» из брони и композитных материалов, лобовая часть танка оснащена встроенной динамической защитой (ДЗ) нового поколения. Причем она прикрывает не только верхнюю лобовую бронедеталь корпуса, но размещена также на башне, на крыше и бортах корпуса. Блоки ДЗ установлены постоянно, но заряжаются только перед боевым использованием танка. Кормовая часть танка защищена решетчатыми экранами, которые расположены на бортах корпуса в кормовой части.

Дополняет средства защиты принципиально новый комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он способен в автоматическом режиме обнаруживать подлетающие к танку вражеские противотанковые снаряды и управляемые ракеты и уничтожать их специально отстреливаемыми боеприпасами на расстоянии от 4 до 200 м. Для сравнения: подобные зарубежные системы могут перехватить подлетающие управляемые ракеты и реактивные противотанковые гранаты на расстоянии от 200 м и более от танка. То есть если гранатометчик произведет выстрел по танку с 50-150 м (что обычно и делается), то КАЗ не поможет избежать поражения танка - он просто не успеет сработать. На Т-14, в отличие от прежних образцов КАЗ, решена проблема защиты от боеприпасов, атакующих танк сверху. По сообщениям в открытой печати, эта система способна перехватить любые атакующие танк боеприпасы - не только ПТУР и реактивные гранаты ручных противотанковых гранатометов, но и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды, а также авиационные ракеты.

Пусковые установки КАЗ «Афганит» смонтированы в нижней части башни и главным образом направлены вперед и в стороны бортов. Таким образом, фронтальная часть защищена сильнее, что логично. Тем не менее, задняя полусфера тоже прикрыта - для этого установлены две мортиры. На крыше башни смонтированы пусковые установки несколько другого типа, но тоже являющиеся составной частью КАЗ «Афганит». Они предназначены для защиты от противотанковых средств и их боевых элементов, поражающих танки сверху, например, от авиационных ракет типа Maverick, ПТУР типа Javelin или NLAW. При грамотном использовании танка Т-14 в бою комплекс средств защиты обеспечивает ему беспрецедентную защищенность, не имеющую аналогов в мире. Правда, у обозревателей вроде упоминавшегося П. Фельгенгауэра есть другое мнение. Он утверждает следующее: «Заявления о том, что лобовая броня Т-14 «Армата» будто бы непробиваема - пустая бравада, в отечественном арсенале просто нет БПС, близко сравнимых по могуществу с американскими или немецкими, чтобы провести достоверные испытания».

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-03.jpg

А откуда этот «эксперт» знает, что у нас нет ничего подобного? Возможно, по привычке - типа «в США и в Германии все всегда лучше»? А может быть, в американских и немецких снарядах вольфрам или обедненный уран тяжелее и тверже? Если и хвалить чьи-то снаряды для танковых пушек, так уж точно не американские. В США даже 120-мм пушку для «Абрамса» М1А1 у немцев покупали, а они с тех пор ушли далеко вперед. Дело в том, что в 1990-х гг. в компании «Рейнметалл», той самой, что делает пушки для «Леопардов» и продала лицензию на производство 120-мм танковых пушек в США, разгорелся скандал. В ее распоряжении оказался танк Т-72С с динамической защитой «Контакт-5». По нему произвели десять выстрелов новейшими снарядами из пушки Rh120/L44 (такой же, как и на американских М1А1) танка «Леопард-2А5» с дистанции 1000 м, но не получили ни одного пробития брони! А ведь в России уже тогда был принят на вооружение Т-90 и велись работы над танком Т-90А. Поэтому немецкие оружейники срочно начали проектировать новую пушку Rh120/L55 и боеприпасы к ней. Так у немцев появился танк «Леопард-2А6». Однако новыми снарядами из штатной пушки «Абрамса» стрелять нельзя - разорвет, а новую пушку с более длинным стволом в этот танк установить пока не получилось.

Комплекс вооружения танка Т-14 в основном размещается в боевом модуле, отдельные системы расположены в обитаемом модуле или в отделении управления. Там, очевидно, находятся элементы автоматизированной системы управления огнем (СУО). Что касается оружия, боекомплекта, силовых приводов наведения башни и пушки, прицельно-наблюдательных комплексов командира и наводчика, то все это вынесено за пределы обитаемого отделения. В качестве основного оружия танка Т-14 используется 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с хромированным каналом ствола, без устройства его продувки. Для стрельбы из нее могут использоваться как все существующие 125-мм выстрелы (в том числе и с управляемой ракетой), так и новые, предназначенные специально для этой пушки. Как сообщается, по техническим характеристикам (точность, кучность, начальная скорость снаряда, могущество действия боеприпасов) 2А82 превосходит все танковые пушки мира в 1,2-1,25 раза. По дульной энергии она превосходит почти на 20% лучший образец зарубежного производства - пушку Rh120/L55 танка «Леопард-2А6» (2А7+). Судя по тому, что длина ствола пушки 2А82 превышает длину ствола пушки 2А46М (длина ее ствола 52 калибра), можно предположить, что длина ствола нового орудия такая же, как и у новой пушки «Рейнметалл» - 55 калибров.

Боекомплект пушки танка Т-14 составляет 45 выстрелов, из них 32 выстрела находятся в автомате заряжания и готовы к боевому использованию. Это на десять выстрелов больше, чем в боеукладках первой очереди любого современного зарубежного танка. По сообщениям разработчиков, автомат заряжания может обеспечить неизменный в течение всего боя при стрельбе с места или с ходу темп стрельбы - до 12 выстр./мин. По этому показателю ближе всех к нашей машине стоит французский «Леклерк» S21, оснащенный автоматом заряжания с темпом стрельбы до 10 выстр./мин. Что касается танков с ручным заряжанием, то максимальный темп их стрельбы в первую минуту может составить 5-6 выстр./мин (в зависимости от навыков заряжающего и конструктивных особенностей танка), а затем он снижается до 3-4 выстр./мин и продолжит замедляться из-за усталости заряжающего.

Для повышения боевой эффективности пушки 2А82 были созданы новые выстрелы с бронебойно-подкалиберным оперенным снарядом «Вакуум» с длиной бронебойного сердечника 900 мм (это не меньше, чем на БПС западного производства), с осколочно-фугасным снарядом 3ВОФ128 «Тельник» с дистанционным подрывом снаряда на траектории и выстрел 3УБК21 с управляемой ракетой «Спринтер». Новые боеприпасы успешно прошли государственные испытания и приняты на вооружение. Необходимо подчеркнуть, что изначально пушка 2А82 разрабатывалась для модернизации танков типа Т-90. Выбор этого орудия для танка Т-14 обусловлен тем, что установка орудия калибра 152 мм повлекла бы за собой сокращение возимого боекомплекта в 1,5-2 раза. К тому же, на сегодняшний день экипаж танка, оснащенного 125-мм пушкой 2А28, способен успешно решать все поставленные перед ним боевые задачи. А если появятся иные задачи, тогда и поставят пушку калибра 152 мм, тем более что она испытана и готова к серийному производству.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-14-04.jpg

Кстати, когда мне довелось встретиться с главным конструктором танка «Абрамс» доктором Филиппом Леттом, я спросил его, почему на новый американский танк сразу не поставили 120-мм пушку? Ведь все прекрасно понимали, что 105-мм пушка уже не могла успешно бороться с новыми советскими танками Т-72А, Т-64Б и Т-80. Ответ конструктора меня просто ошеломил: «Наши (американские. - Прим. авт.) военные сказали, что на складах очень много 105-мм боеприпасов, их надо как-то расходовать, потом, когда-нибудь поставим на «Абрамс» новую 120-мм пушку». Лишнее подтверждение того, что на Западе все подчинено одной задаче - добыче любыми путями денег! И не важно, погибнут солдаты или нет, смогут они решить задачу или нет, ДЕНЬГИ! И пусть кто-нибудь попробует доказать, что это не так. В нашей стране с передачей предприятий оборонно-промышленного комплекса в частную собственность некоторые их руководители тоже намеревались сэкономить на качестве брони, резинотехнических изделий, порохе и т.д., но, к счастью, эти попытки были пресечены.

Кстати, о порохе. Сравнивая отечественные танки и танки стран НАТО, не надо забывать одну деталь. Все боеприпасы НАТОвского
производства имеют нижний температурный предел использования -30°C, а российские (советские) боеприпасы - -50°C, учитывая наши природные условия. Российские конструкторы боеприпасов рассказывали, что если бы им разрешили поднять нижний температурный предел до -30°C, то они сделают боеприпас, превосходящий лучший натовский в разы! Впрочем, у них и так неплохо получается.

Автоматизированная СУО основного танка Т-14 включает в себя прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, систему кругового видеонаблюдения, бортовой компьютер, стабилизатор оружия, комплекс управления пулеметной установкой, комплекс автоматических датчиков условий стрельбы, включая метеодатчик и устройство учета изгиба ствола. Особенности СУО нового танка не разглашаются, но следует полагать, что она превосходит по своим характеристикам все предшествующие. Основываясь на кадрах телепередачи «Военная приемка» канала «Звезда», наблюдение за полем боя, обнаружение целей и наведение на них оружия осуществляется членами экипажа танка с использованием жидкокристаллических интерактивных мониторов. При этом в составе СУО машины имеется автомат сопровождения цели.

По показателям подвижности новый российский танк Т-14 значительно оторвался от своих предшественников Т-72 и Т-90, сравнявшись по скорости с Т-80, но сохранив при этом лучшие качества дизельных машин. Такие характеристики танку обеспечивает 12-цилиндровый Х-образный турбированный дизель 12Н360, развивающий максимальную мощность 1500 л.с. Если учесть, что полная масса Т-14, как сообщалось, не превышает 50 т, то по показателю удельной мощности (примерно 30 л.с./т) он значительно превосходит любой из танков зарубежного производства. Дизель соединен с автоматической трансмиссией и совместно с некоторыми системами обеспечения объединены в единый моноблок.

Новая ходовая часть, включающая на каждый борт по семь опорных катков, четыре поддерживающих катка, ведущее колесо в корме и направляющее колесо в носовой части машины, имеет независимую торсионную подвеску с тремя лопастными гидроамортизаторами: двумя на первых узлах подвески и одним на последнем, седьмом, узле подвески. Ходовая часть и подвеска обеспечивают машине высокие средние скорости движения по пересеченной местности. По рассказам офицеров-танкистов, которым довелось эксплуатировать Т-14, ощущения от езды на этой машине по плавности хода и работе подвески не сравнимы ни с одним другим современным танком. Управление машиной механик водитель осуществляет с помощью штурвала, регулируемого по вылету и углу наклона, и двух педалей -подачи топлива и тормоза.

И теперь о самом главном - о командной управляемости. Уже упомянутые «эксперты» действительно полагают, что все современные новшества в области создания автоматизированных систем управления подразделениями и войсками рождаются за рубежом. Однако они напрочь забывают, что еще в 1980-х гг. в Советской Армии было внедрено несколько дивизионных комплектов АСУВ «Маневр», когда в НАТО ничего подобного не было даже на бумаге. Высокую эффективность боевого применения нового российского танка обеспечивает бортовая информационно-управляющая система (БИУС) или, как ее называют, «цифровой борт». Именно с помощью этой системы осуществляется пуск двигателя, управление машиной и комплексом вооружения, КАЗ, передача в цифровом виде информации вышестоящему командиру и подчиненным экипажам, взаимодействующим средствам и подразделениям, а также производится диагностика всех систем и поиск неисправностей в них. То есть, в случае поломки какой-либо системы электроника «сообщит» об этом и «подскажет», где и что необходимо предпринять. БИУС построена на современных цифровых технологиях и твердотельной элементной базе отечественного производства. Она работает совместно с современными цифровыми средствами связи, способными принимать и передавать информацию в режиме реального времени.

По сообщениям, в Т-14 заложена и реализована возможность дистанционного управления, имеется так называемый «цифровой борт», который благодаря открытой архитектуре обеспечил серьезный модернизационный задел для перехода к полностью роботизированному танку. Еще один нюанс, на котором хотелось бы остановиться, - эргономика. Многочисленные «диванные» эксперты и «специалисты» часто буквально кричат о плохой эргономике отечественных танков. Но при этом ни один из них, судя по всему, ни разу не был ни в одном советском (российском), ни, тем более, в западном танке. В упомянутой выше статье приведен пример с израильским полковником ростом 196 см, который якобы «нередко спал в десантном отделении «Меркавы» во время Ливанской войны», но это лишний раз подчеркивает элементарную безграмотность подобных авторов. Отмечу, что в «Меркаве» нет десантного отделения, а есть отделение для боекомплекта, куда (если боекомплекта там нет) через кормовой люк можно посадить экипаж другого, подбитого или поврежденного, танка и эвакуировать его с поля боя. Лечь там человеку ростом даже 160 см, конечно, можно, но половина его будет находиться в боевом отделении танка под казенником пушки. Лично я всегда спал на крыше моторно-трансмиссионного отделения танка - удобнее, теплее, да и воздух свежее.

Побывав во многих современных зарубежных танках, ответственно заявляю, что эргономикой они не блещут. Так, например, мои плечи с трудом помещались на рабочем месте командира танка «Леопард-2А7+», но вполне нормально умещаются в Т-72 или Т-80 на рабочем месте того же командира, наводчика или механика-водителя. Из всех зарубежных танков неплохой эргономикой отличается
только французский «Леклерк» и то только потому, что в нем установлен автомат заряжания и появилась возможность разместить в боевом отделении вместо трех двух членов экипажа. Или вот такой «перл» П. Фельгенгауэра: «В достаточно просторных западных танках экипаж, в бою одет в индивидуальную броню, которая защищает от осколков при поражении машины и повышает шансы выжить при эвакуации под огнем. В нашу технику в броне не залезть, а главное - не выбраться при поражении машины».

Не знаю, откуда автор взял информацию про «индивидуальную броню» - все это в разработке и у них, и у нас, а вот насчет простора зарубежных танков он явно погорячился. Просторно там только в районе рабочего места заряжающего. Ему действительно нужен простор, так как метровые тридцатикилограммовые выстрелы приходится доставать из укладок и на вытянутых руках разворачивать их на 180°, чтобы в пушку зарядить. Дело в том, что в укладке они лежат снарядом в сторону кормы, а не туда, куда смотрит пушка. А остальные члены экипажа сидят буквально друг над другом: механик-водитель, над ним наводчик, над ним командир. И все они, например, в «Леопарде-2А5» (2А6, 2А7) садятся в танк и покидают его через один люк - люк командира! Это к вопросу о якобы больших шансах выбраться из поврежденной машины.

Как бы ни старались отдельные «диванные эксперты» с завидным постоянством очернять труд российских конструкторов, инженеров и военных, танк Т-14 на ближайшие 30-40 лет уже определил тенденции мирового танкостроения, как это было десятилетия назад с советскими Т-34 и Т-64. Пройдет немного времени и «Арматы» займут место в танковых парках частей и соединений Российской Армии и, если понадобится, будут защищать наше Отечество.

Технические характеристики танка Т-14 «Армата»
Бронированная капсула экипажа - есть
Основное орудие, мм - 125 (2А82-1М)
Боекомплект пушки, шт - 45
Автомат заряжания, шт - 32
Боевая скорострельность, мин - 10-12
Дальность обнаружения цели, м - свыше 5000
Огонь в движении - да
Панорамный прицел командира - есть
Камеры кругового обзора - есть
Система прицеливания и управления огнем - есть
Система боевого управления и навигации - есть
Тепловизор - есть
Противоминная защита - активная
Активная защита - «Афганит»
Динамическая защита - есть
Двигатель л.с - 1500
Замена двигателя, ч. - 0,5
Дополнительная силовая установка - есть
Максимальная масса, т - 55
Максимальная скорость, км/ч - 75
Запас хода, км - свыше 500
Экипаж - 3
Количество опорных катков, шт - 7
Стойкость брони, мм - свыше 900

0


Вы здесь » GladClub » Танки » Основной боевой танк Т-14 «Армата» (Россия)