http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-80-01.jpg

В апреле 1978 года Министерство национальной обороны КНР сформулировало требования к перспективному танку второго поколения, который планировался для замены устаревшего Type 59. Тогда же приступили к разработке танка WZ-1224. Машина получила передовые по тем временам технические решения: мощный двигатель, сварную башню и 120-мм гладкоствольное орудие, оснащенное автоматом заряжания. Хотя разработку гладкоствольной танковой пушки китайцы вели уже давно, только с получением технологий от Израиля удалось наладить серийное производство на приемлемом качественном уровне. Пушка имела ствол без кожуха, оснащалась эжектором китайской разработки и была стабилизирована в двух плоскостях. Однако расположенная в кормовой нише башни механизированная боеукладка вмещала всего лишь 17 унитарных выстрелов, а дополнительные выстрелы разместили в различных частях боевого отделения. Пулеметное вооружение отсутствовало, хотя перед люком командира установили турель.

Благодаря наличию автомата заряжания, экипаж сократили до трех человек. Механик-водитель располагался в левой части отделения управления, наводчик - слева от орудия, командир - справа. В качестве силовой установки использовался производившейся в Китае по германской лицензии 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Maybach MB8V331TC41 мощностью около 1000 л.с. На испытаниях танк развил максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, по пересеченной местности - 45 км/ч. В отличие от предыдущих машин (Type 59, Type 69 и Type 79) с их пятикатковой ходовой частью, WZ-1224 получил применительно к одному борту шесть обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика. В целом, в конструкции заметны явные американские мотивы, обусловленные заимствованием отдельных элементов танка M48. Гусеничные траки имели резино-металлические шарниры и асфальтоходные башмаки.

Проведенные в 1979 году всесторонние испытания (200 ходовых часов, 1500 км пробега) заставили признать неудачной конструкцию автомата заряжания. Не устраивала военных и силовая установка, главным образом из-за слишком большого расхода топлива. Следующим этапом стало создание опытного танка WZ-1226. По сути, на корпус и шасси WZ-1224 установили литую башню полусферической формы с решетчатой корзиной для имущества. Орудие также осталось прежним, но конструкцию эжектора изменили. От автомата заряжания отказались, а экипаж увеличили до четырех человек. В 1981 году на сравнительные испытания вышли сразу два образца: с дизелем MB8V165 германской конструкции мощностью 1000 л.с. и 12-цилиндровым MB12V150 такой же мощности. Второй образец получил наименование WZ-1226F2. По результатам испытаний конструкцию также признали неудачной, однако некоторые элементы шасси, а также ряд компоновочных решений перекочевали в конструкцию Type 80.

Разработку Type 80 (заводское наименование ZTZ-80) специалисты фирмы NORINCO завершили к 1984 году. В литературе стал общепринятым тезис, что этот танк создавался на базе Type 79, но это можно считать верным лишь отчасти, так как в конструкции машины «фамильные» черты линейки Type 59/69/79 оказались в ощутимой степени «разбавлены» элементами WZ-1226F2 (особенно ходовая часть). Корпус спроектировали заново, причем лобовая часть получила многослойное бронирование. Башню позаимствовали от Type 79, увеличив толщину брони в лобовой части до 250 мм. Лобовые детали корпуса и башни могли усиливаться модулями динамической защиты китайской разработки. Дополнительное прикрытие ходовой части создавали 5-секционные откидные бортовые экраны. Экипаж - 4 человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта. В его распоряжении был люк, открывающейся поворотом влево. Обзор осуществлялся из двух перископических наблюдательных приборов, один из которых мог заменяться на инфракрасный прибор ночного видения. Остальные три члена экипажа размещались в башне: наводчик слева от пушки, заряжающий - справа.

Место командира находилось позади наводчика. Для наблюдения за полем боя ему служила командирская башенка, оснащенная тремя перископическими приборами, причем центральный одновременно являлся двухканальным дневным/ночным прицелом с возможностью перенацеливания орудия. У заряжающего также имелся свой люк с поворачивающимся вправо перископическим прибором наблюдения. Основное вооружение также «перекочевало» с Type 79. Стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка Type 83 имела углы вертикального наведения в пределах от -4,3° до +18°. Орудие снабжалось выполненным из алюминиевого сплава теплоизоляционным кожухом. Скорострельность - 7 выстрелов в минуту. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного трассирующего снаряда - 1173 м/с, осколочно-фугасного - 850 м/с. Боекомплект насчитывал 44 унитарных выстрела. В боевом отделении боеприпасы размещались следующим образом: в передней укладке - 19, в средней - 18, в правой боковой - четыре, в левой боковой - один, в башне - два.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-80-02.jpg

Система управления огнем Type 37A, разработанная при участии британской фирмы «Marconi», состояла из двухплоскостного стабилизатора пушки, комбинированных прицелов командира и наводчика, установленного над маской пушки внешнего лазерного дальномера и электронного баллистического вычислителя, который в автоматическом режиме получал от датчиков данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки орудия, угловой скорости цели, скорости ветра и давлении воздуха. Вручную вводились данные о температуре воздуха и заряда, дальности до цели, а также типе боеприпаса. Вся необходимая наводчику информация высвечивалась на специальной панели. Вспомогательное вооружение традиционно включало спаренный 7,62-мм и зенитный 12,7-мм пулеметы. Боекомплект - 2250 и 500 снаряженных в ленты патронов, соответственно. Конструкция турели зенитного пулемета повторяла таковую у Type 79. Два блока четырехствольных 76-мм дымовых гранатометов установили по бокам башни, а позади них - ящики с запасными гранатами. Дальность стрельбы дымовыми гранатами в секторе 120° - около 100 м. Образующееся облако дыма имело диаметр 120 - 150 м и держалось около двух минут. К задней части башни приварили решетчатую корзину для вещей экипажа, на которую крепилось оборудование ОПВТ.

В качестве силовой установки использовали форсированный дизельный двигатель VR-36 с турбонаддувом мощностью 730 л.с., что при массе машины в 38 тонн давало значение удельной мощности в 19,2 л.с./т. Удельный расход топлива - 175 г/л.с. в час. Выходные патрубки имели выход на правый борт (это являлось одной из характерных особенностей внешнего вида машины). Встроенная термодымовая аппаратура работала по принципу непосредственного впрыска топлива в выхлопные патрубки. Планетарная механическая трансмиссия обеспечивала пять передач вперед и одну - назад. Внешние топливные баки расположили на левой надгусеничной полке, а на правой - ящики ЗИП. Общая емкость топливных баков составляла 1400 литров, из них 400 литров размещались в двух кормовых бочках на специальных креплениях, что обеспечивало запас хода в 600 км (без дополнительных топливных баков - 430 км). Максимальная скорость движения по шоссе составила 60 км/ч.

Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести обрезиненных двускатных опорных катков, трех поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Конструкцию опорных катков позаимствовали у универсального гусеничного шасси Type 321. Подвеска - индивидуальная торсионная. Первый, второй, пятый и шестой опорный катки снабжались лопастными гидроамортизаторами. Гусеница оснащалась резино-металлическими шарнирами и асфальтоходными башмаками. Танк мог преодолевать ров шириной 2,7 м, стенку высотой до 0,8 м, брод глубиной до 1,4 м. Использование ОПВТ позволяло преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 600 м. Трубу ОПВТ следовало устанавливать на место колпака вентилятора, расположенного на крыше башни перед люком заряжающего. Нормативное время подготовки танка к преодолению водной преграды по дну - 20 - 30 минут. Также Type 80 оснащался автоматической системой противоатомной защиты с фильтро-вентиляционной установкой, автоматической быстродействующей системой пожаротушения, радиостанцией «889» и танковым переговорным устройством «VIC-8».

Модификации

Type 80, или как его часто называют в литературе Typ 80-I стал родоначальником нескольких модификаций.

Тип 80-II - Главное внешнее отличие от предыдущего варианта - решетчатые экраны по всему периметру башни, включая область расположения дымовых гранатометов. Они стали продолжением кормовой башенной корзины и могли использоваться для укладки имущества экипажа, ЗИП, а также запасных дымовых гранат. Но главным их назначением все же была защита от кумулятивных снарядов. Значительные изменения внесли и в систему управления огнем. Лазерный дальномер интегрировали в прицел наводчика, а все оптические приборы получили специальное покрытие, защищающее их от светового излучения ядерного взрыва. Добавилась встроенная система выверки прицелов. Если ранее в китайских танках система защиты от оружия массового поражения и фильтровентиляционная установка работали по отдельности, то на Type 80-II их объединили в комплекс коллективной защиты. Радиостанцию «889» заменили более совершенной «VRC-83». Вооружение, боекомплект и подвижность сохранились на уровне Type 80-I.

Тип 80-III - Модификация, вооруженная 125-мм гладкоствольной пушкой, аналогичной советской 2А46. Полученный опыт конструкторы в дальнейшем использовали при создании танка Type 85-IIM. Рассчитывая на зарубежные заказы, китайцы регулярно демонстрировали Type 80 на различных выставках вооружений. Однако никаких контрактов на поставку танков этого типа заключено не было. Не поступали они и на вооружение НОАК, так и оставшись исключительно опытными машинами.

Технические характеристики танка Type 80
Компоновочная схема - классическая
Боевая масса, т 38
Экипаж, чел 4
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9328
- длина по корпусу 6325
- ширина 3372
- высота по крыше башни 2296
- клиренс  480
Удельное давление на грунт, кг/см2  0,85
Бронирование, мм
- лоб корпуса нет данных
- борт корпуса 20-80 (+экраны)
- лоб башни 250
- борт башни 150
- крыша 20
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 105-мм нарезная пушка Type 83 - 1 (48)
- 7,62-мм пулемет Type 59-T - 1 (2250)
- 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 1 (500)
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания - ручной
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный «VR-36»
- количество цилиндров (их расположение) 12 (V-образное)
- максимальная мощность, л.с 730
- удельная мощность, л.с./т 19,2
- максимальная скорость, км/ч 60
- запас хода (с дополнительными баками), км 430 (600)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град 30
- крен, град 30
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4