http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-90-II-01.jpg

В 1970-х гг. китайское руководство пришло к неутешительному выводу, что бронетанковые силы НОАК, вооруженные морально устаревшими танками Type 59, совершенно не готовы к возможному военному столкновению с СССР, которое расценивали в то время как весьма вероятное. Поэтому с середины 1980-х в Китае приступили к разработке нового основного боевого танка. Серьёзное ускорение опытно-конструкторским работам придало получение из Румынии и Ирака нескольких образцов советских танков Т-72, причем немалую помощь в освоении конструкции а также технологии производства различных узлов и агрегатов советской машины оказали украинские специалисты. Первоначально в корпорации NORINCO планировали создать новую машину на основе корпуса и ходовой части советского образца, современной системы управления огнем, германского или американского силового блока и сварной башни собственной конструкции со 120-мм орудием германской разработки, отработка установки которого уже производилась на опытном Type 59Gai.

Однако в ходе работы в проект, получивший наименование Type 90-II, постоянно вносились коррективы. В итоге на корпус и шасси Т-72 установили башню с развитой кормовой нишей, аналогичной таковой Type 88C (будущий ZTZ-96). А вот концепцию вооружения все же предпочли советскую: 125-мм гладкоствольную пушку с автоматом заряжания. Активное участие в работе над проектом новой китайской машиной приняли участие британские и французские фирмы. Практически все необходимое оборудование и материалы либо официально закупались за рубежом (совершенно новый и необычный случай для китайского танкостроения), либо в стране разворачивалось их лицензионное производство. По данным зарубежных источников, объём заимствований узлов и агрегатов от предыдущих моделей составил следующие величины: от Type 59 - 10%, от Type 69 - 15%, от Type 85/88C - 20% и 55% пришлись на новые технические решения.

В 1989 г., после событий на площади Тяньаньмэнь, США и страны Западной Европы ввели эмбарго на военные поставки Китаю. Это вполне могло бы привести к остановке работы над проектом, но руководители корпорации NORINCO нашли выход из ситуации. Неожиданно помог заключенный ещё 1 октября 1988 года с военным руководством Пакистана контракт на создание опытного танка и его испытание. При этом окончательную сборку решили осуществлять на заводах пакистанской компании «Heavy Industries Taxila». Первый прототип танка Type 90-II изготовили в 1990 г. В июне 1991 года состоялась его первая публичная демонстрация. В целом машина не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Существенного в сравнении с Type 88C улучшения тактико-технических характеристик (за исключением скорости и проходимости) добиться так и не удалось.

Корпус Type 90-II сваривался из гомогенной катаной брони, и только лобовая часть имела комбинированную защиту. На нижней лобовой детали смонтировали скопированное с Т-72М устройство для самоокапывания. Экипаж - три человека. Танк получил классическую компоновку. Отделение управления располагалось в передней части корпуса. Механик-водитель сидел по центру. Его место оборудовалось люком в крыше, перископическим прибором наблюдения и встроенным прибором ночного видения активно-пассивного типа. Также в отделении управления разместили часть боекомплекта и баллоны противопожарной системы. В боевом отделении наводчик располагался слева от орудия, а командир -справа. На первом прототипе установили башню танка Type 88C, но на последующих образцах появилась уже новая -с повышенной противоснарядной стойкостью и увеличенной кормовой нишей. Модульная конструкция бронирования позволяла производить быструю замену поврежденных элементов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Type-90-II-02.jpg

Основное вооружение - 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98 с хромированным каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором. Орудие получило улучшенную систему тормоза отката, что положительно сказалось на точности стрельбы. Масса тела орудия без стабилизатора и бронемаски - 2443 кг откатных частей - 1970 кг Конструкция автомата заряжания карусельного типа практически полностью повторяла советский образец. Боекомплект - 39 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 располагались в механической боеукладке, а остальные 17 - в корпусе. Техническая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, реальная - не превышала восьми. Номенклатура боеприпасов, в сравнении с Type 88С, не изменилась и по-прежнему состояла из бронебойно-подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов производства корпорации NORINCO. Однако предполагалось и использование подкалиберного оперенного снаряда с сердечником из обедненного урана, тем более что благодаря сотрудничеству с Израилем в Китае, к тому времени, уже производились серийно 105-мм снаряды подобной конструкции для танков Type 59 и Type 88B/A. Также у 125-мм орудия имелась возможность вести огонь ПТУРами российского производства 9К119 «Рефлекс».

Систему управления огнем решили закупить во Франции. По своей конструкции она по большей части повторяла установленную на танке Leclerc. Её основными элементами являлись: цифровой баллистический вычислитель, панель управления, перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой и встроенным лазерным дальномером, монитор командира и набор различных датчиков. А вот двухплоскостной стабилизатор вооружения скопировали с российского 2Э28 «Сирень». У прицела наводчика предусмотрели две кратности увеличения: х4 с полем зрения в 20° и х10 с полем зрения в 6°. С прибором интегрирован лазерный дальномер и канал тепловизора. Диапазон измерения дальности - от 200 до 5000 м. Панорамный прицел командира имел кратность увеличения х7,5 и поле зрения в 7,5°, встроенный лазерный дальномер и усилитель изображения при низкой освещенности. Головка прицела командира получила возможность поворачиваться на 180°, что сделало ненужным наличие командирской башенки. В результате, конструкторы ограничились установкой по периметру люка командира шести перископических приборов наблюдения.

Конструкция машины предусматривала возможность управления вооружением как со стороны наводчика, так и со стороны командира. Приводы наведения - ручные и электрогидравлические. Согласно сообщениям компании NORINCO, на испытаниях Type 90-II продемонстрировал 71% вероятность поражения при стрельбе сходу по движущейся цели. Для поражения неподвижной мишени с места требовалось семь секунд, на ходу - десять секунд. К вспомогательному вооружению относились спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и установленный на турели между командирским люком и прицелом 12,7-мм пулемет «W-85» (стрельбу из него можно было вести только в переднем секторе). Боекомплект к пулеметам составлял 3000 7,62-мм и 500 12,7-мм патронов. По бокам башни установили два блока 6-ствольных дымовых гранатометов с боекомплектом в 12 дымовых и четыре осколочных гранаты. Также танк получил коллективную противоатомную защиту с фильтровентиляционной установкой и противопожарную систему.

Конструкторы предусмотрели вариант оснащения танка динамической защитой типа FY. На верхней лобовой детали корпуса крепилось 28 элементов, ещё 15 - на лобовой проекции башни и ее крыше. Для проведения испытаний подготовили образцы с двумя разными двигателями. В первом варианте силовая установка создавалась на основе технологий германского 8-цилидрового дизельного двигателя MTU396 с турбонаддувом и автоматической трансмиссией Renk LSG3000, во втором - британского 12-цилиндрового дизеля CV-12-1200 ТСА и французской гидромеханической автоматической трансмиссии SESM ESM-500. В обоих случаях мощность двигателя составляла 1200 л.с., что при значении удельной мощности в 20,09 л.с./т обеспечивало танку хорошие подвижность и проходимость. Продолжительность замены силового блока в полевых условиях не превышала 30 минут. Максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч. Запас хода - 400 км, но за счет дополнительных топливных баков на корме он мог достигать 500 - 550 км.

Ходовую часть практически полностью скопировали с Т-72М. Она включала применительно на один борт шесть опорных и три поддерживающих обрезиненных катка. На первом, втором и шестом узлах подвески установили гидроамортизаторы. Ведущее колесо располагалось сзади. Гусеничные ленты использовали такие же, как и на Type 88C. Они имели резино-металлические шарниры и специальные резиновые башмаки. С бортов ходовая часть прикрывалась резино-тканевыми экранами. Танк Type 90-II обладал способностью преодолевать вертикальную стену высотой до 0,85 м, ров шириной до 2,7 м и подъём до 30°.

Тем временем конструкторы продолжали совершенствовать своё детище. После того как в 1995 году Россия продемонстрировала китайцам свой танк Т-80У, эти работы решили максимально ускорить, что, в конечном счете, привело к созданию нового образца - ZTZ-98.

Тактико-технические характеристики Type 90-II
Компоновочная схема классическая
Боевая масса, т 36
Экипаж, чел  3
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 10350
- длина по корпусу 6900
- ширина 3272
- высота по крыше башни 2300
- клиренс 470
Удельное давление на грунт, кг/см2  0,9
Бронирование, мм
- лоб корпуса 450/540 (эквивалент для БПС/КС)
- борт корпуса 30-80 (+экраны)
- лоб башни 600/750 (эквивалент для БПС/КС)
- борт башни 150-170
- крыша 30
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98 (39)
- 7,62-мм пулемет «86» (3000)
- 12,7-мм зенитный пулемет W-85 (500)
Углы вертикальной наводки орудия, град-6 - +14
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания автомат заряжания
Прицельные приспособления HL-60, HL-70
Средства постановки дымовой завесы 2х6 дымовых гранатомета, ТДА
Радиостанция «889В»
Переговорное устройство «VIC-8»
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный MTU396
- количество цилиндров (их расположение) 8 (V-образное)
- максимальная мощность, л.с  1200
- удельная мощность, л.с./т 26,09
- максимальная скорость, км/ч 70
- запас хода (с дополнительными баками), км 400 (500-550)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град  30
- крен, град  25
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,85
- брод, м 1,4