http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/asy-85.jpg

В 1951 году конструкторы приступили к созданию новой машины с передним расположением полуоткрытого боевого отдепения. Лобовой лист корпуса толщиной 45 мм, установленный под углом 45". и рациональные углы наклона бортовых броневых листов обеспечивали защиту экипажа даже от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Дополнительную прочность корпусу придавало гофрированное днище. Машина получила обозначение СУ-85. Она создавалась одновременно для Сухопутных и воздушно-десантных войск. Предполагалось, что задачей таких машин станет сопровождение мотострелковых и танковых подразделений и обеспечение противотанковой обороны высадившихся десантников. Начиная с 1956 г., подавляющее большинство самоходных установок СУ-85 поступало в части ВДВ под обозначением АСУ-85.

Справа в носовой части машины находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В средней части расположено боевое отделение, где размещаются командир, наводчик и заряжающий. Для них в крыше имеются четыре люка, еще один — для аварийной эвакуации из машины устроен в днище корпуса.

В боевом отделении установили 85-мм пушку Д-70 со стволом-моноблоком оборудованным эффективным дульным тормозом и эжектором для продувки ствола от остатков пороховых газов. Затвор, как и у АСУ-57, был вертикальным клиновым с полуавтоматикой копирного типа. Пушка слегка смещена влево относительно продольной оси машины.

Люлька обойменного типа служила для направления движения ствола при откате, к ней же крепились штоки противооткатного устройства цилиндрического тормоза, сокращавшего откат до 520 мм, и гидропневматического накатника, оснащенного клапаном для дополнительного торможения наката. Секторный механизм вертикального наведения придавал орудию углы возвышения от -5" до +15®, угол горизонтального наведения составлял 30°.

В распоряжении наводчика имелись дневной прицел ТШК-2-79-11, ночной танковый прицеп ТПН-1-19-11 и прибор ночного видения для наблюдения за обстановкой. Для стрельбы с закрытых позиций использовался прицел С-71-79 с орудийной панорамой.

В возимый боекомплект входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой сипы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям — танкам и самоходкам — применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды Бр-3бб с баллистическим наконечником могли поражать технику противника на дистанции до 1250 м. Кроме того, для стрельбы по танкам и бронетранспортерам противника с расстояния 1600-2500 м служили еще и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды Бр-367П и Бр-367ПК весом по 4,99 кг с начальной скоростью 1150 м/с.

Помимо них в боекомплекте самоходки имелись дымовые снаряды УД-367 со стальными корпусами. С их помощью ослепляли наблюдательные и командные пункты противника, его батареи, отдельные орудия и огневые точки. Они же применялись для целеуказания своим артиллеристам. Из пушки Д-70 можно было вести прицельный огонь, делая до 6-7 выстрелов в минуту.

Шестицилиндровый двухтактный автомобильный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-206В установлен в кормовой части САУ поперек корпуса. Там же расположена силовая передача, состоящая из главного фрикциона, редуктора (гитары), карданного вала, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

Гусеничный движитель состоит из металлических гусеничных цепей, двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес с механическим натяжением цепей и двенадцати однорядных обрезиненных опорных катков среднего диаметра. Подвеска машины — индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами поршневого типa на передних и задних узлах.

Самоходку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм, а в нем вентиляцию. В 1967 г. АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как - "шестидневная война", и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ.

Самоходная артиллерийская установка АСУ-85 оборудована радиостанцией, фильтровентиляционной установкой, инфракрасными фарами для вождения машины в условиях ограниченной видимости и двумя инфракрасными прожекторами (один установлен над стволом орудия, другой — управляемый изнутри машины — перед люком командира), на кормовом листе крепились дымовые шaшки БДШ-5.

Машина не плавает, но может без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,10м. Для увеличения запаса хода на корме самоходки устанавливаются два дополнительных топливных бака.

Авиадесантные самоходные установки АСУ-85 обычно транспортировались военно-транспортными самолетами Ан-12 и десантировались с помощью специальных парашютных систем. Машина устанавливалась на платформе, к которой крепились несколько парашютов. Перед самым соприкосновением с землей срабатывали специальные тормозные ракетные двигатели, и машина благополучно приземлялась. После выгрузки АСУ-85 переводилась из походного в боевое положение и наоборот за одну-попторы минуты, что является необходимым показателем для артиллерийской системы подобного назначения.

АСУ-85 была принята на вооружение в июле 1958 г. Серийное производство пушек Д-70 велось на заводе №75 в г. Юрга, а шасси — на ММЗ в Мытищах, где и происходила окончательная сборка самоходок. В 1964 году АСУ-85 была снята с производства в связи с малой эффективностью и ограниченностью применения.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 15,5
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления в рубке спереди
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперёд, мм 8435
Ширина корпуса, мм 2970
Высота, мм 1935
Клиренс, мм 420
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 45
Борт корпуса, мм/град. 13
Корма корпуса, мм/град. 6
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 6
Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм 2А15
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 68
Боекомплект пушки 45
Углы ВН, град. ?4,5…+15
Углы ГН, град. ±15
Прицелы телескопический ТШК-2-79-11, ночной пассивный ТПН-1-79-11
Пулемёты 1 ? 7,62-мм СГМТ
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 210
Скорость по шоссе, км/ч 45
Запас хода по шоссе, км 360
Удельная мощность, л. с./т 13,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0