В 1954 г. в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова на базе АСУ-57 (обьект 572) была создана плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П (обьект 574). Первый опытный образец «объекта 574», или АСУ-57П, был построен в ноябре 1952 г., а в течение 1953-1954 гг. собрали и испытали еще четыре опытных образца. 3,35-тонная АСУ-57П отличалась от прототипа удлиненным до 4,255 м корпусом обтекаемой формы (плавучесть обеспечивалась водоизмещением корпуса) с откидным волноотбойным щитом на верхнем лобовом листе, форсированным до 60 л.с. двигателем, наличием водоходного движителя, несколько измененной пушкой.
Ее корпус изготовленный из броневой стали и дюралюминиевых броневых листов, разделен поперечной перегородкой на две части. В передней части размещен двигатель и агрегаты силовой передачи, а в задней — боевое отделение и отделение управления. Корпусу придана форма, обеспечивающая минимальное сопротивление движению на плаву. Задняя часть корпуса может закрываться сьемным тентом.
В боевом отделении установлена пушка Ч-51П, которая представляла собой модернизированную пушку Ч-51М и отличалась от последней соединением трубы с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казённика, механизма полуавтоматики и подъемного механизма. Цапфы люльки перенесены вперед на 22 мм. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости лежат в пределах от -4.5® до +12.5°. в горизонтальной плоскости они составляют 48" относительно продольной оси машины.
Поперек корпуса АСУ установлен форсированный до 44 кВт четырехцилиндровый двигатель М-20ЕФ. В систему охлаждения встроен теплообменник, который при движении на плаву обеспечивает отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, нагнетаемую гребным винтом.
Силовая передача в основном такая же, как и на АСУ-57 и отличается лишь наличием коробки отбора мощности с приводом на гребной винт, размещенный в нише днища. Первоначально в качестве водоходного движителя применили опробованный на легком танке вариант - два гребных винта с приводом от направляющих колес. Это обещало прекрасную маневренность на плаву, однако гусеницы при этом не отключались, а при выходе на берег, когда двигатель работал на низших передачах, не хватало тяги. Более эффективной оказалась схема, отработанная на довоенном легком танке Т-40, на котором винт с рулем в потоке находились в туннеле. При движении на плаву АСУ-57П развивала скорость 8,3 км/ч.
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних катках. На каждом борту имеются четыре обрезиненных опорных катка. Задние катки выполняют роль направляющих колес, и в их балансиры встроены механизмы натяжения гусеничных цепей. Поддерживающих роликов два (по одному на борт). Гусеничные цепи мелкозвенчатые, металлические.
Из различных способов десантирования воздушных десантов основными после Второй мировой войны считались три: посадочный, парашютный и планерный. Десантирование АСУ-57 могло осуществляться посадочным способом (из самолета на ВПП), на платформе с многокупольной парашютной системой или планером Як-14. Для предотвращения раскачивания машины при транспортировке в планере или самолете крайние узлы ее подвески блокировались на корпус.
Несмотря на улучшения, АСУ-57П так и не приняли на вооружение, было изготовлено только четыре опытных образца. Причин для этого было несколько, во-первых, сильно облегченная установка быпа очень слабо защищена, во-вторых, хватало выпускавшихся АСУ-57, а в-третьих, уже начались испытания новой, более мощной системы — АСУ-85. Было понятно, что усиление роли воздушных десантов и развитие бронетанковой техники потенциального противника требуют новой боевой машины с более мощным вооружением. В опытном порядке в ОКБ-40 на АСУ-57 вместо 57-мм пушки установили 107-мм безоткатное орудие Б-11 разработки ОКБ Б.И. Шавырина. В боекомплект экспериментальной 3,3-т установки БСУ-11-57Ф входили выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами, для стрельбы использовался оптический или механический (резервный) прицел, дальность стрельбы достигала 4500 м. И хотя безоткатные орудия как вооружение десантов вызывали в те годы широкий интерес, развитие авиадесантных самоходок вполне обоснованно пошло по пути «классических» артсистем.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 3,35
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и управления сзади
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 3480
Длина с пушкой вперёд, мм 4995
Ширина корпуса, мм 2086
Высота, мм 1460
Клиренс, мм 300
Тип брони стальная и алюминиевая катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6
Борт корпуса, мм/град. 4
Корма корпуса, мм/град. 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм Ч-51М
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. ?5..+12
Углы ГН, град. -8..+8
пулемет -7,62 мм СГ-43 (400 выстрелов)
Прицелы телескопический ОП2-50
Тип двигателя М20-Е Рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 51
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч по грунту 25
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,4
Преодолеваемый брод, м 0,5