http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/tanki-1916-1965.jpg

После разгрома в 1945 г. нацистской Германии и империалистической Японии советский народ без помощи США, Великобритании и Франции - бывших союзников СССР в войне с Германией приступил к восстановлению народного хозяйства, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, Советский Союз оказывал большую помощь странам, вставшим на путь социалистического развития. Самоотверженным трудом советского народа в 1948 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1953 г. Советский Союз по объему промышленной продукции вышел на второе место в мире. Вскоре после окончания Второй мировой войны резко изменилась международная обстановка. Бывшие страны-союзники под предводительством США стали организовывать военные блоки, направленные против СССР. Поэтому одновременно с восстановлением и развитием народного хозяйства советский парод был вынужден всемерно укреплять обороноспособность страны и постоянно повышать боевую мощь Советской Армии.

Самым многочисленным видом Вооруженных Сил СССР в нервом послевоенном периоде были Сухопутные войска. В их состав входили стрелковые, бронетанковые и механизированные войска, артиллерия и специальные войска - инженерные, химические, автомобильные, дорожные и др. Эти войска на протяжении всего периода оснащались новыми образцами вооружения и военной техники. Главной ударной силой Сухопутных войск являлись танковые войска, поскольку танки по-прежнему являлись самым эффективным средством ведения боевых действий в современной войне. Эксплуатации, совершенствованию конструкций и организации крупносерийного производства танков уделялось особое внимание. В первые два послевоенных десятилетия Советский Союз имел самый многочисленный в мире танковый парк, а танки первого послевоенного поколения Т-54, Т-55, Т-62 и Т-10, показанные во время военных парадов на Красной площади в Москве, по признанию иностранных специалистов являлись эталоном для развития зарубежных танков. Одновременно с развитием танков шло создание отечественных бронированных машин других родов войск. С появлением ядерного оружия число бронированных машин возросло.

На развитие отечественных бронированных машин влияли многие факторы, из которых наиболее важными! были военная доктрина и экономическая мошь государства, достижения науки и уровень научно-исследовательской и производственной базы, методы и способы боевого применения на различных театрах военных действий, а также состояние и развитие родов войск. Первый послевоенный период (1946-1965 гг.) в истории развития отечественных бронированных машин имел следующие характерные особенности:
- разработка новых образцов бронированных машин велась с учетом опыта Великой Отечественной войны, результатов войсковых учений, испытаний оружия массового поражения, а также на основе анализа достижений отечественной науки и техники, возможностей промышленности и уровня развития противотанковых средств вероятного противника, так как приоритетным направлением попрежнему являлось развитие танков;
- появление за рубежом ядерного оружия и массовых противотанковых средств, а затем противотанковых ракетных комплексов оказало значительное влияние на усиление защищенности отечественных бронированных машин и в первую очередь танков. Так, впервые в мире были созданы и выпускались серийно в Советском Союзе танки с автоматической системой противоатомной защиты. В рассматриваемо.м периоде были развернуты НИОКР в области защищенности танков от ПТУР с кумулятивной боевой частью. Эти работы включали разработку броневых материалов, комбинированных и разнесенных броневых преград, противокумулятивных экранов, динамической и активной защиты. Одновременно в нашей стране было создано большое число образцов гусеничных и колесных бронированных машин с управляемым ракетным оружием - танки, истребители танков, противотанковые ракетные комплексы, самоходные пусковые установки:
- в конце рассматриваемого периода прекращаются производство тяжелых танков и НИОКР по этому тину танков, наме-
чается переход к классификации танков по назначению, а не по величине боевой массы:
- разработка огнеметных танков велась на базе средних танков Т-54 и Т-55 и тяжелого танка ИC-4. В конце первого послевоенного периода НИОКР по созданию огнеметных танков были прекращены и больше не возобновлялись:
- в нашей стране продолжалось совершенствование системы бронетанкового вооружения и техники. Танки в качестве базовых машин широко использовались при создании САУ, ЗСУ, самоходных ракетных установок, гусеничных бронетранспортеров, а также машин боевого и технического обеспечения:
- впервые в мире были разработаны и приняты на вооружение Советской Армии боевая машина пехоты (БМП-1) и боевая машина десантная (БМД-1);
- после окончания Великой Отечественной войны было прекращено производство бронеавтомобилей и был организован выпуск колесных бронетранспортеров и бронированных разведывательно-дозорных машин. При создании этих машин был осуществлен переход от использования базы серийно выпускавшихся автомобилей к оригинальной колесной базе и к новой схеме oбщей компоновки машин:
- в послевоенные годы было значительно сокращено число НИОКР по созданию противотанковых САУ на базе танков. Основные усилия были направлены на разработку ствольных боевых машин артиллерии, предназначенных для ведения сосредоточенного огня в ходе артиллерийской поддержки танковых и мотострелковых частей и соединений в бою;
- впервые в советском танкостроении было организовано научное сопровождение опытно-конструкторских работ. В соответствии с постановлениями правительства 1948 г. и 1954 г. были созданы головной отраслевой Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт (ВНИИ-100) в Ленинграде и Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники в Бронницах Московской области.
- проведены фундаментальные исследования в области теории и расчета конструкций гусеничных и колесных бронированных машин и организовано тесное взаимодействие ГБТУ, ГКОТ, специальных конструкторских бюро, научных организаций, научно-испытательных полигонов, заводов, высших учебных заведений:
- число заводов, осуществлявших сборку серийных бронированных машин, после Великой Отечественной войны сократилось до 11, в то же время увеличилось число предприятий и организаций, привлекаемых к разработке бронированных машин;
- большое внимание уделялось качеству выпускаемых машин и проведению мероприятий по устранению конструктивных недостатков танков и САУ, изготовленных в военный период, а также модернизации бронированных машин, находившихся в серийном производстве:
- впервые в истории Советского Союза стали широко экспортироваться некоторые марки отечественных бронированных машин. В Китае, Индии, Польше и Чехословакии с помощью СССР были построены танковые заводы, а в ряде зарубежных стран было организовано производство советских бронированных машин по лицензиям.

Учитывая, что во второй половине XX века основу отечественных бронированных машин составляли танки, то этот этап развития бронированных машин условно подразделяют на два периода. Первый период охватывает время с момента окончания Второй мировой войны до принятия на вооружение Советской Армии в середине 60-х гг. основного танка Т-64 и боевой машины пехоты БМП-1. Ко второму периоду относятся бронированные машины, созданные с середины 60-х гг. до конца века. В соответствии с этими периодами различают отечественные танки первого и второго послевоенных поколений. В зарубежных странах, имевших на вооружении армии танки собственной разработки, принята иная периодизация поколений послевоенных национальных танков и других бронированных машин.

В начале первого послевоенного периода в Советской Армии продолжали находиться танки и созданные на их базе самоходно-артиллерийские установки, состоявшие на вооружении во время Великой Отечественной войны. Это были тяжелые танки КВ-1, KB-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и самоходно-артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. Еще более многочисленными были средние танки Т-34, Т-34-85, Т-44 и САУ на базе танка Т-34 - СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Несмотря на прекращение в 1943 г. производства легких танков, в армии имелось значительное число легких танков Т-40С, Т-60, Т-70 и особенно легких самоходно-артиллерийских установок СУ-76М на базе танка Т-70. В 1946 г. из штатного состава были исключены все бронированные машины, поставленные для Красной Армии по ленд-лизу, а также отечественные легкие танки БТ и Т-26, плавающие малые танки Т-37 и танкетки Т-27 (всего 1840 ед.)

В первые послевоенные годы продолжалось производство танков Т-34-85, Т-44, ИС-3 и самоходных установок СУ-100 и ИСУ-152, а в дальнейшем на заводах промышленности и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по устранению конструктивных недостатков и по совершенствованию конструкций танков Т-34-85, Т-44, ИC-2, ИС-3 и самоходных артиллерийских установок СУ-76М, СУ-100 и ИСУ-152. В 1946-1965 гг. на вооружение Советской Армии были приняты и серийно выпускались танки первого послевоенного поколения: тяжелые танки ИС-4 и Т-10, средние танки Т-54, Т-55 и Т-62, легкий плавающий танк ПТ-76 и их модификации. Численность танкового парка Советской Армии, основу которого, как и в последние голы Великой Отечественной войны, составляли средние танки, к середине 60-х гг. увеличилась более, чем в два раза. По числу танков Советский Союз значительно превосходил любую из зарубежных стран. Кроме танков, в рассматриваемом периоде выпускались бронетранспортеры, самоходные установки и ракетные комплексы, бронированные машины боевого, технического и тылового обеспечения.

Первые два послевоенных десятилетия характеризовались крупными достижениями в развитии науки и техники в нашей стране. Свидетельством этому явились использование ядерной энергии в мирных и военных целях, первый полет и выход человека в открытый космос, широкое применение электронно-вычислительных машин в народном хозяйстве, успехи в области радиоэлектроники и автоматики. Принятие на вооружение Советской Армии ядерного оружия явилось революцией в военном деле. Оно оказало большое влияние на развитие вооружения и военной техники Советской Армии вообще и танков в частности. Среди всех боевых бронированных гусеничных и колесных машин первого послевоенного поколения танк оказался наиболее приспособленным к действиям в условиях применения оружия массового поражения. В связи с тем, что при применении ядерного оружия на поле боя боеспособными могли быть лишь бронированные машины приоритетным назначением танков становилась борьба с бронированными целями и, в первую очередь, с танками противника.

Поэтому основное оружие отечественных танков, а также разрабатываемых БМП носило ярко выраженный противотанковый характер, а броневая конструкция обеспечивала защиту от бронебойных снарядов зарубежных танковых пушек. В первом послевоенном периоде советское танкостроение достигло значительного прогресса, в том числе в создании впервые в мире танков с противоатомной зашитой, и продолжало уверенно занимать передовые позиции в мировом танкостроении. Танки по-прежнему являлись основной ударной силой Сухопутных войск Советской Армии и при проведении боевых операций на них, главным образом, возлагались наступательные функции. На основе опыта Великой Отечественной войны, результатов выполненных специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проводимых войсковых учений совершенствовались прежние и разрабатывались новые конструкции бронированных машин. В первом послевоенном периоде впервые в нашей стране для оснащения Советской Армии было организовано серийное производство отечественных авиадесантных самоходных артиллерийских установок, гусеничных и колесных бронетранспортеров, бронированных разведывательно-дозорных машин и самоходных противотанковых ракетных комплексов.

В то же время опыт Великой Отечественной войны и проводимых учений показал, что количество типов бронированных машин, находящихся в серийном производстве и в войсках, должны были быть сведены к необходимому минимуму. В связи с тем, что в начале 60-х гг. в основу классификации отечественных бронированных машин планировалось положить их функциональное предназначение, предполагалось к началу 70-х гг. иметь на вооружении Советской Армии следующие типы бронированных машин: основные танки, БМП, разведывательные танки, самоходные установки (машины огневой поддержки основных танков), машины боевого и технического обеспечения (машины связи, полевого ремонта, штабные, инженерные и тягачи). Принципиальное отличие первого послевоенного периода развития отечественных бронированных машин от предшествующих двух периодов заключалось в создании боевых машин ракетных войск и артиллерии, машин боевого, технического и тылового обеспечения, как правило, на базе танков.

В первой половине 60-х гг. советским правительством были приняты решения о прекращении разработки и производства тяжелых танков и создании основного танка на основе конструкции среднего танка. Вместо средних и тяжелых танков предусматривалось иметь один тип танка - основной, а вместо легкого танка - разведывательный танк. Со второй половины 50-х гг. большое внимание уделялось разработке танков с ракетным оружием, продолжались работы по созданию и совершенствованию огнеметных танков, которые были завершены в рассматриваемом периоде и в дальнейшем для танков второго послевоенного поколения не возобновлялись.

В ходе Великой Отечественной войны выявилась недостаточная боевая эффективность бронеавтомобилей как боевых машин, поэтому в послевоенные годы их серийное производство было прекращено. В то же время мотострелковые подразделения, входившие в состав танковых и механизированных частей и соединений, как правило, перевозились на автомобилях. Это не обеспечивало необходимую маневренность мотострелкам на поле боя под воздействием даже слабого огня противника, так как заставляло их раньше срока спешиваться с автомобилей. Кроме того, автомобили стесняли маневр при движении вне воздействия огня противника, привязывая мотострелков и артиллерию на колесном ходу к дорогам. Поэтому для перевозки мотострелков и буксировки орудий сопровождения пехоты необходимо было иметь бронетранспортеры, обладавшие высокой проходимостью и противопульной броневой защитой.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что большое различие в темпах наступления танковых и стрелковых соединений затрудняло взаимодействие между ними и отрицательно сказывалось на ведении боевых действий, поэтому после войны большое внимание было уделено моторизации всех видов сухопутных войск. В 50-х гг на вооружение Советской Армии в большом количестве стали поступать гусеничные и колесные бронетранспортеры. Гусеничные бронетранспортеры БТР-50П различных модификаций разрабатывались па базе легкого плавающего танка ПТ-76 и его модернизированного варианта - танка ПТ-76Б. В качестве гусеничного бронетранспортера мог также использоваться многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, созданный и серийно производившийся на Харьковском тракторном заводе. Первые отечественные колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152 создавались на базе узлов и агрегатов серийных автомобилей повышенной проходимости. При составлении тактико-технических требований к этим машинам в качестве аналогов рассматривались американские БТР М3 «Скаут» и М3 «Халф трак», выпускавшиеся в период Второй мировой войны и поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу.

БТР первого поколения создавались по компоновочной схеме, характерной для базового автомобиля, то есть с передним расположением силовой установки. Такая схема упрощала разработку БТР, позволяя применять в конструкции машины готовые технические решения, ранее использованные и отработанные на базовом автомобиле. В то же время переднее расположение двигателя ухудшало обзорность с рабочего места водителя. На рубеже 50-60-х гг. произошел переход к компоновке БТР по схеме с кормовым расположением силовой установки. Такая схема снижала уровень унификации БТР с базовыми автомобилями, двигатель, расположенный в корме машины исключал возможность спешивания десанта через кормовую дверь под
прикрытием броневого корпуса. В то же время заметно улучшалась обзорность с рабочего места водителя.

Одновременно с проработкой компоновки велись работы по повышению проходимости БТР и живучести его колесного движителя. В конце 50-х гг. в ходовой части отечественных БТР стали применяться шины увеличенного размера, равномерное распределение мостов по длине машины, система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Основная проблема при конструировании БТР в рассматриваемый период заключалась в отсутствии отечественного автомобильного дизеля необходимой мощности. Гусеничные и колесные бронетранспортеры до начала 60-х гг. являлись транспортным средством, предназначенным только для доставки мотострелков к полю боя, поэтому первоначально они не имели стационарно установленного оружия и броневой крыши корпуса из-за отсутствия резерва боевой массы машины, вызванного недостаточной мощностью двигателя. Оснащение БТР броневой крышей было связано с необходимостью обеспечения защиты экипажа и десанта от оружия массового поражения. При повышении мощности двигателя в первую очередь увеличивалась вместимость бронетранспортера. С начала 60-х гг. основными направлениями совершенствования БТР стали усиление защищенности от ОМП и повышение его огневой мощи. К концу рассматриваемого периода с началом серийного выпуска БТР-60ПБ колесные БТР по основным характеристикам защищенности и подвижности приблизились к гусеничным БМП.

С принятием на вооружение в иностранных армиях многочисленных легких противотанковых средств усилилось значение взаимодействия танков с мотострелками на поле боя. Возникла необходимость в создании бронированных машин, позволявших мотострелкам вести бой на одинаковых скоростях с танками и уничтожать переносные противотанковые средства противника, используя индивидуальное стрелковое оружие и оружие боевой машины. Впервые новый тип бронированной машины сухопутных войск, получивший название боевой машины пехоты, был создан в Советском Союзе. В начале 60-х гг. были построены и испытаны образцы опытных БМП с одинаковым вооружением и броневой защитой, но с различным расположением десанта и разными конструкциями трансмиссий и типами ходовой части: гусеничные, гусенично-колесные, колесно-полугусеничные и колесные. В 1966 г. на вооружение Советской Армии была принята гусеничная боевая машина пехоты БМП-1. Советский Союз на два года опередил появление первой боевой машины нехоты за рубежом. Практически одновременно с разработкой БМП велись работы по созданию боевой машины десантной, которая стала поступать в воздушно-десантные войска с 1968 г. Таким образом, впервые в мире в нашей стране были разработаны, созданы и испытаны боевые машины пехоты и боевые машины десантные, представлявшие co6oй принципиально новый вид бронетанкового вооружения сухопутных и воздушно-десантных войск.

Артиллерийские, зенитные и авиадесантные самоходные установки, а также некоторые ракетные комплексы, установленные на бронированных машинах, создавались с использованием танков и БТР в качестве базовых машин или на специально разработанных машинах. По существу в Советском Союзе в этот период прекратилось развитие противотанковых самоходных артиллерийских установок, получивших широкое применение в годы Великой Отечественной войны. Самоходные артиллерийские установки, обладая такой же проходимостью на поле боя, как и танки, и более мощным артиллерийским орудием, являлись незаменимым средством артиллерийского сопровождения танков и пехоты в бою. Однако установка орудия в корпусе машины лишала САУ возможности быстрого кругового обстрела, что затрудняло перенос огня. Кроме того, отсутствие пулеметов снижало способность экипажа САУ к самообороне, особенно против истребителей танков с индивидуальными противотанковыми средствами. Поэтому в бою было необходимо прикрывать САУ танками и пехотой. После войны на вооружение было принято и серийно производилось всего 3 образца истребителей танков - СУ-122, разработанная на базе танка Т-54, а также АСУ-57 и СУ-85. Прекращение работ над истребителями танков с пушечным вооружением было связано с появлением эффективных и значительно более дешевых противотанковых ракетных комплексов (ПТРК).

Вместо создания истребителей танков, практически представлявших собой безбашенные танки, основные усилия соответствующих конструкторских бюро были сосредоточены на разработке боевых машин артиллерии для ведения сосредоточенного огня с закрытых огневых позиций. Боевые машины артиллерии (БМА), имевшие противопульную броневую защиту, организационно планировалось ввести в состав артиллерийских частей. Они предназначались для артиллерийской поддержки стрелковых, механизированных и танковых частей и соединений в бою. В области развития боевых машин артиллерии в 50-60 гг. имелось отставание СССР от США. Работы по созданию БМА успешно завершились принятием на вооружение Советской Армии самоходной установки СУ-100П. Силовая установка, агрегаты трансмиссии и узлы ходовой части этой машины впоследствии были использованы при разработке cepийно выпускавшихся боевых машин артиллерии: 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация», 152-мм самоходной пушки 2С5 «Гиацинт», 420-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан», а также машин зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг« и гусеничного минного заградителя ГМЗ. С использованием агрегатов и узлов тяжелого танка Т-10 на Ленинградском Кировском заводе в 1959 г. были выпущены четыре артиллерийских самоходных установки особой мощности - 406,4-мм гаубицы-пушки «Конденсатор» («Объект 271») и четыре 420-мм самоходных минометных установки «Ока» («Объект 273»), способных вести стрельбу ядерными боеприпасами. При создании шасси самоходных пусковых установок с оперативно-тактическими ракетами класса «Земля-Земля» использовались агрегаты и узлы самоходной установки ИСУ-152 и тяжелого танка Т-10.

В первом послевоенном периоде в войска стали поступать колесные бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ и БРДМ-2, а также другие бронированные гусеничные и колесные машины боевого, технического и тылового обеспечения. Было организовано серийное производство гусеничных (БТР-50ПУ) и колесных (Р-145БМ «Чайка») командно-штабных машин, танковых мостоукладчиков, гусеничного минного заградителя, а также навесного инженерного оборудования для танков: бульдозеров, снегоочистителей, минных тралов и индивидуальных плавсредств. В это время были разработаны и приняты на вооружение эвакуационные танковые тягачи Т-34-Т (на базе танка Т-34), БТС-2 (на базе танка Т-54), БТТ-1 и БТТ-1Т (на базе самоходной установки ИСУ-122). Кроме того, были созданы и поступили в войска легкий полубронированный артиллерийский тягач АТ-П и легкий бронированный многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ. Для проведения монтажно-демонтажных работ при ремонте объектов бронетанкового вооружения и осуществления погрузочно-разгрузочных работ были созданы на базе танка Т-34 стреловой полноповоротный кран СПК-5 и кран-транспортер КТ-15.

После окончания Второй мировой войны к зарубежным странам, производивших бронетанковое вооружение, в частности танки собственной разработки (США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции, Японии и Канады), присоединились Австрия, Швейцария и Нидерланды. Во Франции, ФРГ и Японии с помощью США танкостроение возрождалось на новой основе, в Швейцарии, Австрии и Нидерландах - только создавалось. В первом послевоенном периоде из числа стран, выпускавших в довоенный или военный периоды танки собственной разработки, выбыли Чехословакия, Италия, Венгрия и Польша. Лидирующее положение в зарубежном танкостроении заняли США, которые все бронетанковое вооружение, находившееся в армии в годы войны, поставили своим партнерам по военным блокам и за счет этого практически полностью обновили свой танковый парк, пополнив его бронированными машинами более совершенных конструкций.

Отечественные тяжелые и средние танки по совокупности основных показателей боевых и технических характеристик превосходили однотипные зарубежные образцы. Советские конструкторы значительно опередили иностранных специалистов в применении на танках мощных гладкоствольных пушек, автоматической системы противоатомной зашиты и оборудования для подводного вождения (ОПВТ). Легкий плавающий танк ПТ-76, оснащенный водометами, по своим водоходным качествам намного превосходил все плавающие зарубежные танки, на которых в то время водоходным движителем являлись гребные винты или гусеничный движитель. Создание отечественных бронированных машин в нервом послевоенном периоде осуществлялось на основе перспективных и текущих планов развития военной техники, совместно разрабатывавшихся Министерством обороны СССР с МТрМ (1945-1957 гг), ГК СМ СССР по ОТ (1957-1963 гг.), ГКОТ (1963-1965 гг.), МОП СССР (с 1965 г). Этими же правительственными органами совместно осуществлялась разработка и обеспечивалось выполнение планов НИОКР по созданию новых образцов вооружения и военной техники.

В Министерстве обороны создание бронированных машин, главным образом, было возложено на ГБТУ. Руководство деятельностью ГБТУ осуществлялось командующими БТ и MB маршалами бронетанковых войск Я.Н. Федоренко (1942-1947 гг.), П.С.Рыбалко (1947-1948 гг.), С.И. Богдановым (1948-1953 гг.); начальниками бронетанковых (с 1960 г -танковых) войск генералом армии А.И. Радзиевским (1953-1954 гг.) и маршалом бронетанковых войск П.П. Полубояровым (1954-1969 гг.). Комплексное развитие бронетанковой промышленности, разработка и обеспечение выполнения перспективных и текущих планов производства и поставок военной техники, создание и внедрение в производство новых образцов БТВТ осуществлялось Главным управлением танкового производства (Главтанк) МТрМ (1945-1954 гг.). Первым главным управлением МТрМ (1954-1957 гг.), 12-м управлением ГК СМ СССР по ОТ (1957-1963 гг.), 12-м управлением ГКОТ (1963-1965 гг.), 12-м Главным управлением МОП СССР (1965-1967 гг.). В первом послевоенном периоде танковую отрасль возглавляли В.А. Малышев (1945-1946 гг.), Ю.Е. Максарев (1946-1949 гг.), С.Н. Махонин (1949-1952 гг.), Н.А. Кучеренко (1952-1969 гг.).

Для обеспечения качественного превосходства отечественных бронированных машин (в первую очередь танков) над аналогичными зарубежными образцами в нервом послевоенном периоде на научную основу была поставлена разработка тактико-технических требований на новые образцы боевых машин, заново отработана методика их испытаний, разработана система бронетанкового вооружения Советской Армии, отвечавшая современным требованиям, а также организовано тесное взаимодействие научных организаций, заводов и конструкторских бюро. В апреле 1946 г. в составе ГБТУ был образован Научно-танковый комитет, первым председателем которого стал генерал-майор Н.И. Груздев, до этого назначения руководивший кафедрой танков Военной академии БТ и MB им. Сталина.

В первый послевоенный период еще больше возросла роль военной академии бронетанковых и механизированных войск (с мая 1954 г. - Военная академия бронетанковых войск) как научного центра танковых войск. Практически не было ни одной проблемы как в области развития бронетанкового вооружения, так и в области применения танковых войск, которая решалась бы без участия академии. Вся работа коллектива ученых кафедр и научно-исследовательских лабораторий специально-технического профиля в академии была направлена на развитие теории и конструкции образцов бронетанкового вооружения и их элементов. Были выполнены фундаментальные исследования в области теории и конструкции танков и боевых колесных бронированных машин, разрабатывались методы расчета и проектирования современных танков и БТР, а также проведены научно-исследовательские работы по совершенствованию вооружения, броневой защиты, силовых установок, трансмиссий, ходовой части и электрооборудования танков.

Среди специально-технических кафедр академии с момента ее создания в 1932 г. ведущее место неизменно занимала кафедра танков, начальником которой с 1954 г. по 1975 г. был генерал-майор профессор доктор технических наук Л.В. Сергеев. Созданные в .этот период на кафедре научные труды и учебники по теории, конструкции и расчету танков получили всеобщее признание и в течение длительного времени используются в специальных конструкторских бюро, научных организациях и высших учебных заведениях. Еще в 1946-1950 гг. на кафедре была создана и впоследствии постоянно совершенствовалась экспериментальная база, оснащенная уникальным стендовым оборудованием для выполнения научно-исследовательских работ. Проведенные с помощью этого оборудования исследования, в том числе совместно с конструкторскими бюро заводов и научными организациями, внесли существенный вклад в развитие советского танкостроения.

Головной научно-исследовательской испытательной организацией в системе танковых войск был 22 НИИБТ полигон в Кубинке, который в первом послевоенном периоде последовательно возглавляли генерал-майор танковых войск Н.К. Романов и генерал-майоры инженерно-танковой службы Н.Н. Алымов, Н.В. Барыков и А.У. Тарасенко. Научно-исследовательские и испытательные работы, проводившиеся на полигоне, были направлены на повышение эксплуатационной надежности, проходимости, средней скорости и броневой защиты, исследование путей повышения точности стрельбы, совершенствование способов эксплуатации и ремонта. Важное место в деятельности полигона занимали комплексные испытания, включавшие ходовые, артиллерийские и специальные испытания танков, САУ, БТР и других бронированных объектов. НИИБТ полигон организовал проведение всесторонних испытаний образцов БТВТ не только в условиях полигона, но и в войсках, а также в различных климатических зонах Советского Союза. Испытания проводились в горных условиях Памира и Закавказья, в условиях жаркого климата в Средней Азии и в суровых условиях Арктики и Заполярья, в морских условиях на Черном море и в Финском заливе, а также в западных военных округах, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Кроме того, НИИБТ полигон проводил работы по испытанию иностранных образцов БТВТ и обобщению опыта мирового танкостроения.

В 1954 г. в соответствии с Постановлением СМ СССР и приказом министра обороны СССР в г. Бронницы Московской области был образован Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники. Он был создан путем объединения созданных ранее НИИ по колесным и гусеничным артиллерийским тягачам и транспортерам и Научно-исследовательского и испытательного автомобильного полигона. Институт являлся головной организацией по разработке конструкций специальных колесных шасси для транспортирования ракет стратегического и оперативно-тактического назначения, многоцелевых колесных и гусеничных машин, а также двухзвенных транспортеров. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 11 июня 1948 г. в Ленинграде началось создание головного отраслевого Всесоюзного научно-исследовательского танкового и дизельного института (ВНИИ-100). Дата 4 июня 1949 г. отмечается как день основания института, первым директором которого был назначен Ж.Я. Котин, возглавлявший одновременно танковое конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Институт, наряду с научно-исследовательскими работами, проводил опытно-конструкторские работы, а также в кооперации с цехами ЛКЗ изготавливал опытные образцы машин.

В связи с реорганизацией в 1946 г. Наркомата танковой промышленности производством бронированных машин и комплектующих к ним стали заниматься союзные министерства: Минтрансмаш, Минавтотракторопром, Минтяжмаш и Минстройдормаш. Производство бронированных машин осуществлялось, в основном, на предприятиях, выпускавших бронетанковое вооружение и технику для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, однако в условиях мирного времени число таких заводов было сокращено. Судостроительный завод «Красное Сормово» (завод № 112), привлекавшийся к производству танков во время войны, в конце 1946 г. прекратил выпуск танков Т-34-85, производство танков Т-54 на заводе планировалось, но не организовывалось. До 1953 г. завод занимался разработкой огнеметных и командирских танков, а также систем противопожарного оборудования и ОПВТ. В феврале 1953 г. он одновременно с заводом № 264 (Сталинградская судоверфь) был возвращен в Министерство судостроительной промышленности для использования но прямому назначению. Постановлением СИ К СССР от 14 октября 1945 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. Орджоникидзе (Уралмаш) был прекращен выпуск самоходных артиллерийских установок и завод был перенацелен на разработку и производство оборудования для нефтегазовой, горнорудной, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения. При этом на заводе №50, входившим в комбинат Уралмаша, было сохранено конструкторское бюро для дальнейшего проведения работ по развитию самоходной артиллерии. Был прекращен выпуск гусеничных бронированных машин на Горьковском автозаводе.

Разрушенный во время немецкой оккупации Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна восстанавливался как танковая ремонтная база №42-го Украинского фронта. В сентябре 1944 г завод №38, выпускавший в годы войны легкие танки и САУ, был переведен из Кирова в Харьков, где вошел в состав восстанавливаемого завода, которому был присвоен
№75. Филиал Опытного завода №100 на территории ЛКЗ был преобразован во ВНПИ-100, а с 4 августа 1951 г. Опытный завод №100 вошел в состав Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) на нравах цеха. Помимо продукции народнохозяйственного назначения, в первом послевоенном периоде серийные бронированные машины выпускали:
- завод №75 (с 25 февраля 1957 г. - производственное объединение Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) в Харькове - средние танки Т-44, Т-54, Т-54А, Т-54Б. Т-55, огнеметные танки ТО-54 и ТО-55, танковый мостоукладчик МТУ-12;
- завод №183 (с 1945 г. - Уральский танковый завод им. И.В. Сталина, с сентября 1963 г. - Уральский вагоностроительный завод) в Нижнем Тагиле - средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-62, бронетягач БТС-2:
- завод №174 (завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции) в Омске - средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А. Т-54Б, Т-55, Т-55А, огнеметные танки ТО-54 и ТО-55, самоходную установку СУ-100 (на базе танка Т-34-85), самоходную установку СУ-122 (на базе танка Т-54), зенитную самоходную установку ЗСУ-57-2 и мостоукладчик МТУ-20;
- Челябинский Кировский завод (с 15 мая 1958 г. - Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина) - тяжелые танки ИС-3. ИС-4. Т-10. Т-10А. Т-10Б, Т-10М;
- Ленинградский Кировский завод - тяжелые танки Т-10М (до января 1964 г.), самоходные пусковые установки ракетных комплексов:
- Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского (с 1961 г. - Волгоградский тракторный завод) - легкие танки ПТ-76, ПТ-76Б, шасси ракетного комплекса «Луна», гусеничные бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПК, командно-штабную машину БТР-50ПУ;
- Завод №40 (с 26 сентября 1948 г. - Мытищинский машиностроительный завод) - зенитную самоходную установку ЗСУ-23-4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», авиадесантные самоходные установки АСУ-57, самоходно-артиллерийские установки СУ-85, артиллерийский наблюдательный пункт АПНП-1 и артиллерийский тягач АТ-П;
- Завод №50 (с января 1967 г. - Уральский завод транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова) в Свердловске -шасси для зенитных ракетных комплексов 2К11 «Круг«, гусеничный минный заградитель ГМЗ;
- Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова - колесные бронетранспортеры БТР-40, БТР-60П и их модернизированные варианты, колесные бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ, БРДМ-2, БРДМ-рх, зенитную пулеметную установку ЗПТУ-2 на базе бронетранспортера БТР-40;
- Московский автомобильный завод им. И.В. Сталина (с 1956 г. - Mocковский автомобильный завод им. И.А. Лихачева) - колесные бронетранспортеры БТР-152 и их модернизированные варианты, зенитную пулеметную установку ЗТПУ-2 на базе БТР-152;
- Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе - легкий многоцелевой гусеничный бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ.

В соответствии с совместным решением ГК СМ СССР но ОТ и ГБТУ от 13 июня 1959 г. для обозначения разрабатываемых объектов каждому конструкторскому бюро был присвоен индивидуальный диапазон номеров. В чертежно-технической документации присвоенный разрабатываемому объекту помер сохранялся на весь период жизненного цикла машины, несмотря на то, что при принятии объекта на вооружение ему присваивалась марка или соответствующий индекс. В первом послевоенном периоде в Советском Союзе стал осуществляться экспорт образцов вооружения и военной техники. Средние и легкие танки, БТР, БРДМ, зенитные самоходные установки и некоторые бронированные машины боевого и технического обеспечения поставлялись в зарубежные страны и состояли на вооружении армий многих государств. Например, танки Т-55 экспортировались в 39 стран мира. Отечественные бронированные машины первого послевоенного поколения получили высокую оценку за рубежом. Советский Союз, оказывая помощь в укреплении обороноспособности стран, избравших социалистический путь развития, передал для армий этих стран большое число танков и САУ, участвовавших в Великой Отечественной войне.

В Китае, Индии, Польше и Чехословакии с помощью Советского Союза были построены заводы, выпускавшие по лицензии средние танки Т-34-85, Т-54 и Т-55 с некоторыми национальными конструктивными изменениями. Китайские танки Т-59 и Т-60 были созданы на основе советских танков Т-54 и ПТ-76, бронетранспортеры «55», «56» и «77» соответственно являлись копиями советских бронетранспортеров БТР-40, БТР-152 и БТР-50П, а зенитная самоходная установка «80» была аналогична советской зенитной самоходной усгановке ЗСУ-57-2. В Чехословакии и Польше нa основе советского гусеничного бронетранспортера БТР-50ПК были созданы и серийно выпускались для национальных армий бронетранспортеры ОТ-62В и «TOPAS-2AP» соответственно.