http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-73-2.jpg

Легкобронированная «самоходная плавающая установка К-73» (или «плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П) разрабатывалась в ОКБ ИК параллельно с бронетранспортером К-75. В 1949 г на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) изготовили первый опытный образец машины. Второй опытный образец предназначался для проведения артиллерийских испытаний на ГНИАП ГАУ. Проектировался, но не был реализован в металле вариант АСУ-57ПТ, предназначенный втом числе для буксировки артиллерийских систем. Для самоходной артиллерийской установки К-73 (АСУ-57П) открытого типа А.Ф. Кравцев выбрал схему компоновки о передним расположением силовой установки и кормовым - совмещенных боевого отделения и отделения управления.

Клепано-сварной корпус был открытым сверху и закрывался съемным брезентовым тентом. Передний край тента мог приподниматься для лучшего обзора местности. Лобовые листы корпуса были изготовлены: верхний - из 8-мм стали (угол наклона - 42'); средний - из 6-мм стали (угол наклона - 25'); нижний - из 4-мм стали (угол наклона - 45'). Бортовые стальные листы толщиной 4 мм устанавливались вертикально. Толщина днища (лист из дюралюминия) составляла 3 мм. Вертикальная задняя стенка толщиной 1,5 мм и надгусеничные полки были выполнены из дюралюминия. Для герметизации машины все люки снабжались резиновыми прокладками. В носовой части корпуса размещался волноотбойный щиток, изготовленный из дюралюминия. При движении самоходной установки по суше щиток поворачивался и прижимался к корпусу. Для снижения попадания атмосферного воздуха в послевинтовую струю воды на задней стенке корпуса имелся дюралевый поворотный щиток гребного винта, который опускался при входе машины в воду.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-73-1.jpg

В качестве силовой установки использовался карбюраторный шестицилиндровый двигатель от грузового автомобиля ГАЗ-51Н о его системами питания топливом, смазки, охлаждения и запуска. Силовая установка была отделена от отделения управления и боевого отделения перегородкой. Топливный бак располагался слева от двигателя, был выполнен из дюралюминия и протектирован 8-мм специальной резиной, препятствующей вытеканию бензина в случае пробития бака пулей. Двигатель мощностью 70 л.с. (51 кВт) обеспечивал максимальную скорость движения на суше 54 км/ч, а на плаву - 7,8 км/ч. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера. Система зажигания - батарейная. Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур служил котел-подогреватель от автомобиля ГАЗ-51. Запас хода К-73 (АСУ-57П) по шоссе достигал 234 км, по грунтовым дорогам с ухабами - 134 км, на плаву - 46 км.

При движении машины по суше воздух, охлаждавший радиатор, поступал через воздухозаборный люк в передней части крыши корпуса над радиатором и с помощью вентилятора отводился из моторного отделения через левый и правый воздуховоды с жалюзи. На плаву воздухозаборный люк герметически закрывался створками, воздуховоды приподнимались (для исключения попадания забортной воды), а забор воздуха для охлаждения моторного отделения осуществлялся из боевого отделения вентилятором. В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо); трехходовая, четырехступенчатая коробка передач; главная передача; два бортовых фрикциона с ленточными тормозами плавающего типа; два одноступенчатых бортовых редуктора; главный и бортовые карданные валы. Главный фрикцион (сцепление), коробка передач (за исключением ступиц вала коробки) и шарниры карданных валов были заимствованы у ГАЗ-51.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-73-3.jpg

Маневрирование К-73 на плаву механик-водитель производил с помощью штурвала. При этом через привод осуществлялось горизонтальное отклонение трехлопастного гребного винта, который устанавливался на внешней поворотной части валопровода, смонтированного на задней стенке корпуса машины. Отклонение валопровода с винтом обеспечивало рабочий угол поворота машины 24". При движении по суше внешняя часть валопровода с винтом убирались в специальную нишу, размещенную слева (по ходу движения) в задней стенке корпуса. Подвеска машины была индивидуальной, торсионной, с гидравлическими амортизаторами на ее последних узлах. Гидравлические амортизаторы имели такую же конструкцию, как и амортизаторы легкового автомобиля ЗИС-110. В состав гусеничного движителя входили шесть однодисковых опорных катков о наружной амортизацией, два направляющих колеса, два литых ведущих колеса кормового расположения и две мелкозвенчатые гусеницы с цевочным зацеплением. Среднее удельное давление на грунт составляло 0,475 кг/см. К-73 могла преодолевать вертикальную стенку вьюотой 0,54 м и ров шириной 1,4 м. Максимальные углы подъема и спуска составляли 28".

Экипаж К-73 состоял из трех человек. Рабочее место механика-водителя размещалось оправа от пушки, за ним находилось рабочее место заряжающего, слева от пушки - командира машины (он же наводчик). Боевое отделение сверху закрывалось съемным брезентовым тентом. Наблюдение за местностью механик-водитель осуществлял через смотровой блок в лобовом листе корпуса и смотровую щель в правом борту корпуса машины. В боевой обстановке командир наблюдал за местностью через смотровые щели в лобовом и бортовом листах корпуса.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/k-73-4.jpg

Основным оружием К-73 являлась 57-мм пушка Ч-51, оснащенная эффективным щелевым дульным тормозом для уменьшения отдачи, что было особенно важно при стрельбе с воды. Пушка устанавливалась в специальной сварной раме, приваренной к бортам корпуса. По условиям компоновки пушка была смещена влево на 100 мм относительно продольной оси машины. Высота линии огня составляла 1160 мм. Вспомогательным оружием являлся спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГ-43. Кроме того, в комплект машины входили 7,62-мм пистолет-пулемет ППС, ручные гранаты Ф-1 и сигнальный пистолет СПШ. При стрельбе из спаренной установки использовался телескопический прицел ОП2-8. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от - -4"30' до +15", по горизонтали - в секторе 16*. Наводка спаренной установки осуществлялась с помощью механизмов о ручным приводом. Прицельная скорострельность из пушки достигала 7 выстр./мин. Для крепления Ч-51 в походное положение имелся специальный стопор и подкосы. Расстопорение пушки производилось с места командира с помощью тросового привода. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов о бронебойно-подкалиберными, бронебойными и осколочными снарядами, боекомплект к пулемету - из 400 патронов, к пистолету-пулемету - 315 патронов, к сигнальному пистолету - восьми сигнальных патронов. В двух укладах размещались восемь ручных гранат

К-73 (АСУ-57П) была приспособлена для десантирования парашютным способом на платформе отдельно от экипажа и посадочным способом планером Як-14. Для связи использовались радиостанция 10-РТ-12 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети - 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-100 и генератор ГТ-1500. Для тушения пожара в машине имелся углекислотный огнетушитель ОУ-2. Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции 10РТ.

В соответствии приказом военного министра СССР от 11 февраля 1950 г. на НИИБТ Полигоне с 1 апреля по 5 июня 1950 г состоялись полигонные испытания опытного образца авиадесантной установки АСУ-57П. Комиссию по испытаниям возглавлял генерал-майор инженерно-танковой службы Н.Н. Алымов (зам.председателя комиссии - генерал-майор танковых войск Б.Д. Супян). Инженерный комитет представлял инженер-полковник А.Ф. Кравцев. Испытания опытного образца АСУ-57П проводились по программе, утвержденной начальником ГБТУ СА. Целью испытаний являлось:
- определение тактико-технических характеристик опытного образца и их соответствие тактико-техническим требованиям;
- оценка конструкции опытного образца и определение надежности отдельных агрегатов и механизмов, удобства их монтажа, демонтажа и обслуживания, а также проведения профилактических осмотров;
- определение эффективности огня по различным целям стрельбой с места и с ходу, удобства ведения огня и скорострельности, надежности установочных частей артсистемы, прицельных приспособлений и пулемета, влияния выстрела на устойчивость артустановки, влияния дульной волны на экипаж;
- определение возможности форсирования с хода водных преград в различных условиях состояния берегов и прибрежных участков;

Ходовые испытания проводились на испытательной базе Полигона, а испытания на плаву - на Пироговском водохранилище и р. Москва. Определение углов входа в воду и выхода из воды проводилось на р. Москва, в районе д. Агафонове. За время испытаний АСУ-57П прошла 1672 км по суше, из них по шоссе - 500 км. по грунтовым дорогам - 1102 км, по бездорожью - 70 км. На плаву было преодолено 104 км. В заключении по полигонным испытаниям говорилось, что опытный образец авиадесантной плавающей самоходной артиллерийской установки АСУ-57П конструкции ОКБ при ИК СА в основном соответствует определенным тактико-техническим требованиям. В пределах пробега в 1000 км узлы и агрегаты АСУ-57П показали себя надежными в работе. К наиболее существенным отступлениям от ТТТ относились превышение веса на 90 кг (3340 кг вместо 3250 кг), отсутствие механического насоса для откачки воды и легкосъемного приспособления для улучшения проходимости.

Кроме того, АСУ-57П по ряду параметров превзошла последний образец машины подобного типа АСУ-57 конструкции завода №40, проходивший испытания в 1949 г По сравнению с АСУ-57 завода №40 машина конструкции ОКБ при ИК СВ имела следующие преимущества:
- выполнена плавающей (при этом ее вес не превышал вес АСУ-57 завода №40);
- имела 7,62 мм пулемет СГ-42, спаренный с пушкой;
- отличалась более удобным размещением орудийного боекомплекта, который мог быть увеличен;
- обладала лучшей подвижностью (средняя скорость по шоссе составляла 48 км/ч вместо 26,3 км/ч у АСУ-57);
- имела больший запас хода (234 км по шоссе вместо 162 км);
- двигатель и главный фрикцион автомобиля ГАЗ-51 были более надежными в работе по сравнению с указанными агрегатами автомобиля М-20, использованными в АСУ-57;
- оснащалась серийной коробкой передач автомобиля ГАЗ-51 (вместо специальной у АСУ-57);
- все опорные катки, торсионы и балансиры были взаимозаменяемыми;
- расстопорение пушки производилось экипажем без выхода из машины.

В то же время, представленная на испытания АСУ-57П имела целый ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих ее боевые качества. К основным из них относились:
- недостаточная герметичность корпуса;
- возможность проникновения внутрь корпуса пуль и свинцовых брызг через амбразуры пушки, пулемета и прицела;
- наличие выштамповок в днище под картером двигателя и бортовыми фрикционами;
- недостаточная прочность боеукладки и установочных частей для пушки;
- отсутствие у командира машины скошенного блока для наблюдения вперед;
- низкая надежность клиноременной передачи двигателя (на испытаниях ремни заменялись три раза);
- неудовлетворительная работа системы подогрева двигателя;
- невозможность прямолинейного движения машины на плаву;
- отсутствие фиксированного положения штурвала в рабочем диапазоне;
- большие помехи приему радиопередач из-за отсутствия экранировки электрооборудования;
- низкая надежность приборов освещения и вспомогательной аппаратуры из-за отсутствия амортизации.

Подводя итоги, комиссия посчитала целесообразным организовать изготовление опытной партии машин для войсковых испытаний при условии устранения выявленных недостатков и получения положительных результатов артиллерийских испытаний на ГНИАПе ГАУ. Хотя данные об артиллерийских испытаниях разыскать не удалось, известно, что они состоялись и прошли успешно. Из воспоминаний ветеранов ОКБ ИВ Б.П. Бабайцева и Н.Л. Константинова следует, что повторные испытания (водоходные качества проверялись также на Пироговском водохранилище) прошли даже более успешно, чем предыдущие. Анатолий Федорович Кравцев, будучи мастером вождения, в полной мере продемонстрировал комиссии все достоинства машины. Испытания показали, что самоходная установка АСУ-57П конструкции ОКБ ИК существенно превосходила существовавший аналог, и создатели закономерно рассчитывали на победу - принятие машины на вооружение. Однако эти надежды не сбылись. Постановлением Совета Министров СССР (вероятно, постановление Совета Министров СССР от 12.09.1951 г или от 16.09.1953 г) было принято решение о передаче всей конструкторской документации и опытного образца на завод №40 - в КБ ММЗ, которое возглавлял Н.А. Астров. С сентября 1951 г там работали над плавающей модификацией самоходной установки АСУ-57. Первый опытный образец плавающей САУ «Объект 574» (или АСУ-57П) построили в ноябре 1952 г. Один из опытных образцов К-73 был передан в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка), где его можно увидеть и сегодня.

Тактико-технические характеристики К-73 (АСУ-57П)
Боевая масса, т 3,4

Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 5355
Длина с пушкой вперёд, мм 5580
Ширина корпуса, мм 2085
Высота, мм 1510
База, мм 1800
Колея, мм 1970
Клиренс, мм 250
Бронирование - противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 8/42
Лоб корпуса (середина), мм/град. 6/25
Лоб корпуса (низ), мм/град. 4/45
Борт корпуса, мм/град. 4/0
Корма корпуса, мм/град. 1,5
Днище, мм 3
Лоб рубки, мм/град. 6
Вооружение:
- нарезная пушка 57-мм Ч-51, боекомплект 30 снарядов
- пулемёт 7,62-мм СГ-43
Двигатель - ГАЗ-51 максимальная мощность 70 л.с., при 2800 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 54
Скорость по пересечённой местности, км/ч 7,8 на плаву
Запас хода по шоссе, км 234
Запас хода по пересечённой местности, км 134
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см 0,475
Преодолеваемый подъём, град. 28
Преодолеваемая стенка, м 0,54
Преодолеваемый ров, м 1,4
Преодолеваемый брод, м плавает

150-26

Отредактировано Закадыкналиев (2023-07-10 11:38:54)