http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/mi-17.jpg

Многоцелевой вертолёт Ми-17 (код НАТО — «Hip-H») предназначен для решения широкого круга задач. Разработан в 1980 г. на основе Ми-8. Создание модернизированного Ми-8 продвигалось медленно. Фирма была загружена испытаниями и доводкой В-12, Ми-14 и Ми-24, да и руководство МАПа не горело желанием нарушать уже хорошо налаженное производство Ми-8. В то же время в начале 1970-х началось массовое снятие с эксплуатации Ми-4. В высокогорных районах и странах с жарким климатом Ми-8 с ТВ2-117 их заменить не могли. Пришлось поторопиться, и летом 1975-го модернизированный вертолет построили, а 17 августа впервые подняли в воздух.

Летные испытания показали значительное улучшение летно-технических характеристик, особенно потолка и скороподъемности. На боковых фермах машины размещалось уже не по два, а по три балочных держателя. Принятый на вооружение вертолет получил название Ми-8МТ и с 1977-го пошел в серийное производство на Казанском вертолетном заводе. Со следующего года он строился с двигателями ТВЗ-117МТ серии III. В 1981-м Ми-8МТ впервые демонстрировался на авиационной выставке в Париже. Из рекламно-коммерческих соображений ему присвоили название Ми-17.

На базе Ми-17 созданы различные модификации.

Ми-17П — пассажирский вертолет. Может перевозить 26 пассажиров. Установлены системы отопления и вентиляции.

Ми-17 «Салон» — пассажирский вертолет с повышенной комфортностью. Рассчитан на перевозку 7, 9 и 11 пассажиров.

Ми-17-1В — транспортный вертолет. Оснащен двигателями ГТД ТВЗ-117ВМ взлетной мощностью 1620 кВт/2200 л.с., что обеспечивает грузоподъемность 4000 кг в кабине и 5000 кг на внешней подвеске.

Эта модификация вертолета выпускается и в десантно-транспортном варианте. В этом случае в кабине могут быть размещены 30 десантников, а в санитарном — 12 раненых на носилках или 17 раненых сидя и 3 на носилках. На боевом варианте машины может устанавливаться ракетное вооружение, предназначенное для поражения площадных и групповых целей, в том числе бронированных и бетонных сооружений. Пусковыми устройствами для ракет являются 4 блока типа Б8В20. Электрическая схема управления стрельбой позволяет производить пуск ракет сериями по 4 снаряда из каждого блока (5 залпов) и по 8 снарядов (3 залпа). Управление стрельбой и стабильность обеспечивает специально установленный прибор ПУС-3671. На вертолете размещены 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л и шкворневые установки (8 точек). Передняя и задняя полусферы вертолета прикрыты пулеметами типа ПКТ, имеющими независимые электрические цепи питания и дистанционное управление стрельбой. Сброс бомб массой до 500 кг, а также зажигательных бомб обеспечивается балочным держателем БДЗ-57КРВМ.

Контроль результатов стрельбы из пушечных контейнеров и пусков ракет из блоков Б8В20, а также контроль выполнения учебной стрельбы осуществляются киносъемочным аппаратом АКС-2А. Вертолет укомплектован малогабаритной телескопической мишенью и универсальным прибором типа УП-160, позволяющими в сжатые сроки производить холодную пристрелку вооружения на стоянке. Для защиты экипажа и стрелков установлены бронеплиты. Для защиты от зенитных ракет имеется устройство выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей АСО-2 (под хвостовой балкой) и передатчик помех инфракрасным системам.

Ми-17М — спасательный вертолет. Оснащен стрелой с лебедкой грузоподъемностью 300 кг, универсальным подъемным сиденьем и прожектором.

Ми-17ПЛ — постановщик радиоэлектронных помех. Предназначен для обнаружения и подавления самолетных БРЛС, зенитно-ракетных и обзорных РЛС. В состав экипажа введен оператор.

Ми-17МД — модернизация Ми-17-1В. Улучшена аэродинамика, установлены баллонеты для обеспечения плавучести и дополнительные топливные баки.

Ми-17 «экологическая лаборатория» — предназначен для мониторинга окружающей среды. Оснащен специальным оборудованием. Может использоваться для аэрофотосъемки.

Ми-17 «пожарный» — предназначен для тушения очагов пожара в жилых, отдаленных и труднодоступных районах. Оснащен устройством для беспарашютного десантирования 20 пожарных.

Ми-171 — вариант вертолета, производящийся на заводе в Улан-Удэ.

Ми-171ВА — вертолет-летающий госпиталь. Оснащен операционным и другим медицинским оборудованием. Для обеспечения электропитания имеется вспомогательная силовая установка.

Ми-172 — пассажирский вертолет с двигателями повышенной мощности ГТД ТВЗ-117ВМ. Предназначен для работы в условиях высокогорья.

Ми-17 внешне отличается от Ми-8 установкой рулевого винта с левой стороны хвостовой балки (вместо правой на Ми-8) и укороченными гондолами двигателей. На вертолете установлены 2 двигателя мощностью по 1400 кВт/1900 л.с. Для запуска двигателей служит вспомогательная силовая установка АИ-9В. Для уменьшения вибрации несущего винта имеются маятниковые гасители колебаний.

Оборудование базового вертолета обеспечивает полет днем и ночью, в сложных метеоусловиях. На Ми-17 размещены связные радиостанции «Баклан-20» и «Ядро-1», радиокомпасы АРК-15М и АРК-УД, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-32-90, авиагоризонты АГК-77 и АГР-74В, радиовысотомер Ф-037, навигационная система А-723, метеорадиолокатор 8А-813. Вертолет может оборудоваться радиоаппаратурой дальней навигационной связи и радиолокатором.

Ми-17 находится в серийном производстве. С 1983 г. поставляется на экспорт в страны СНГ и другие государства.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная 250
крейсерская 240
Потолок, м:
статический 1760
динамический 5000
Дальность, км:
перегоночная 950
при нормальной взлетной массе 495
Масса, кг:
максимальная взлетная 13000
нормальная взлетная 11100
Максимальная полезная нагрузка, кг:
на внешней подвеске 3000
в фюзеляже 4000
Число перевозимых людей, чел.:
десантников 24
раненых 12
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 21,294
длина 25,352
высота до втулки несущего винта 4,755
ширина фюзеляжа 2,5
Двигатель: ГТД ТВЗ-117МТ, л.с. 2 по 1900