Многоцелевой вертолёт Ми-24 (код НАТО — «Hind») предназначен для переброски подразделений сухопутных войск и их огневой поддержки на поле боя. Ми-24 создавался на базе вертолетов Ми-8 и Ми-14, опытный образец впервые поднялся в воздух в 1969 г., а в 1971 г. серийные вертолеты начали поступать в части. Программа заводских испытаний Ми-24 началась 19 сентября 1969 г. с первого висения. Этот экземпляр, как и второй, собранный на опытном производстве Московского вертолетного завода, использовался только для летных испытаний. Вслед за ними была заложена опытная серия из 10 вертолетов: 5 - на МВЗ, 5 - на Арсеньевском машиностроительном заводе Прогресс. На них были выполнены все заводские исследования по программам испытаний Ми-24.
Государственные испытания начались в июне 1970 г. и продолжались полтора года. Они велись интенсивно, иногда, с участием 16 машин одновременно, и в целом подтвердили, расчетные данные. В варианте боевого вертолета, т.е. только с вооружением, без десанта, Ми-24 при нормальной взлетной массе 11 т имел максимальную скорость 320 км/ч и крейсерскую - 270 км/ч, а в транспортном - 340 км/ч и 280 км/ч соответственно. В ходе испытаний Ми-24 был успешно решен ряд проблем прочности и ресурса, приняты меры, направленные на исключение повышенных вибраций. Несмотря на значительное увеличение по сравнению с Ми-8 скоростей полета, уровень вибраций фюзеляжа оказался относительно не высок.
В период развертывания серийного производства ОКБ продолжало совершенствовать вооружение вертолета. Новая опытная модификация получила название Ми-24Б. От Ми-24 и Ми-24А она отличалась подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с высокотемпным (4000-4500 выстр/мин) пулеметом ЯКБ-12,7 (Якушев-Борзов), управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. В состав системы подвижного стрелкового вооружения (СПСВ-24) вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с системой бортовых датчиков параметров, благодаря чему поправки при стрельбе установка вводила автоматически. Кроме того, на Ми-24Б был установлен противотанковый комплекс Фаланга-П с системой наведения Радуга-Ф. Это повысило вероятность попадания ракет в цель в 3-4 раза. Гиростабилизированный прибор наведения позволил вертолету маневрировать в пределах 60" по курсу в процессе наведения ракеты на цель, что существенно повысило его боевую эффективность.
Опытные Ми-24Б успешно прошли в 1971-1972 гг. первый этап испытаний, но их доводка была остановлена. Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил серьезный недостаток - неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Устранило его ОКБ в начале 1971 г., спроектировав принципиально новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях (обе кабины имели бронестекла).
При этом удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы Радуга-Ф и антенны командной радиолинии управления в секторе 60 по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа. Размещавшийся на Ми-24А в кабине патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.
В процессе эксплуатации вертолет дорабатывался и модифицировался:
Ми-24 — исходный серийный вариант с двигателями ТВЗ-117. Установлено крыло без поперечного V.
В носовой части вертолета размещена подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12,7 калибра 12,7 мм. На подкрыльевые балочные держатели подвешивались блоки С32 НАР С5, бомбы калибра 100 и 250 кг или баки с горючей жидкостью. На фюзеляже могли быть установлены на съемных рамах ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга М».
Ми-24А — модификация с двигателями повышенной мощности ГТД ТВЗ-117ВМ. Установлено крыло большего размаха с отрицательным поперечным V, на концах которого расположены пилоны для подвески
четырех (по две на рельсовых направляющих концевых пилонов крыла) дозвуковых ПТУР «Фаланга М». Вооружен одноствольным пулеметом А-12,7 калибра 12,7 мм. На вертолетах позднего выпуска рулевой винт установлен слева по борту (вместо прежнего
правого размещения). Построено около 250 машин.
Ми-24У — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24А. Установлен второй комплект органов управления и навигационно-пилотажного оборудования. Вооружение снято.
Ми-24Б — модификация Ми-24А. Вооружен под-фюзеляжной турельной установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением (четырехствольный пулемет ЯкБ-12 с вращающимся блоком стволов калибра 12,7 мм, скорострельность 4000 выстр./мин, боезапас 1400 патронов) и комплексом ПТУР «Фаланга П».
Ми-24Д — вариант с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в двух кабинах, снабженных системами герметизации и кондиционирования (1976 г.). Рулевой винт установлен слева по борту. Вооружен подфюзеляжной пулеметной установкой УСПУ-24.
Ми-24ДУ — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24Д. Установлен второй комплект органов управления и навигационно-пилотажного оборудования. Вооружение снято.
Ми-24РХР — вертолет радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной, химической и бактериологической разведки. В экипаж введены инженер и оператор. Вооружение как у Ми-24Б, но без ПТУР и соответствующих систем управления. Вертолеты использовались для определения масштабов катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ми-24В — модификация Ми-24Д. Установлены управляемые сверхзвуковые ПТУР 9К113/9М114 «Штурм В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах достигает двенадцати. Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 с НАР С-5 (калибр 57 мм) или блоки с НАР С-8 (калибр 80 мм), или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 250 патронов), контейнеры с пулеметами (калибр 7,26 или 12,7 мм) или гранатометами АГС, до 1500 кг бомб, контейнеры с минами и т. д. Вооружение вертолета позволяет осуществить перезарядку оружия во время посадки с помощью боезапаса. перевозимого в кабине.
Ми-24П — пушечная модификация. Установлена неподвижная двуствольная пушка ГШ-30 (калибр 30 мм, боезапас 250 патронов) с удлиненными стволами в правом фюзеляжном обтекателе (1980 г.) или спаренная пушка ГШ-23 в подвижной носовой установке (вертолеты последнего выпуска).
Ми-24К — разведчик и корректировщик артиллерийского огня. Оснащен соответствующими автоматическими камерами.
Ми-24ПС — патрульно-спасательный вариант. Предназначен для решения задач охраны правопорядка. Оснащен системой спутниковой навигации, прожекторами и лебедкой.
Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
А-10 — рекордный вариант Ми-24А
Ми-24ВМ — глубокая модернизация вертолета Ми-24Б с целью существенного улучшения летно-технических характеристик, повышения мощности вооружения, возможности боевого применения ночью.
В результате модернизации на вертолете установлены стеклопластиковые лопасти и эластомерная втулка несущего винта, Х-образный рулевой винт, неубирающееся шасси, крыло уменьшенного размаха, новые блочные держатели ДБ-ЗУ, многоместные авиационные пусковые установки, что привело к снижению массы на 300 кг, увеличению статического потолка на 300 м и скороподъемности с 9,6 до 12,4 м/с.
Оборудование Ми-24ВМ включает бортовой вычислительный комплекс БВК-24, оптико-электронную обзорно-прицельную систему с тепловизионным и телевизионным каналами для работы в ночных условиях, а также очки ночного видения для экипажа, систему управления вооружением «Игла-В», пушечный прицел на ИЛС, лазерный дальномер, приемник предупреждения о радиолокационном облучении, инфракрасную систему создания помех «Липа», систему опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ложными целями.
В комплект пилотажно-навигационного оборудования входит система автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВАУП-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система «Гребень-1». В состав приборного оборудования входит командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2.
Связная аппаратура включает облегченную командную радиолинию, связную КВ-радиостанцию Р-999, самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.
Ми-24ВМ вооружен несъемной подвижной пушечной установкой (НППУ-24) с пушкой ГШ-23. Ракетное вооружение включает шестнадцать УР «Атака» (с возможностью их применения по воздушным целям). Кроме того, вместо УР «Атака» на подкрыльевых пилонах могут быть установлены до восьми УР ближнего воздушного боя «Игла-В», блоки УБ-32-57 с НАР С-5 (калибр 57 мм) или блоки с НАР С-8 (калибр 80 мм), или с НАР калибра 240 мм, контейнеры с пулеметами (калибр 7,26 или 12,7 мм), или с гранатометами АГС, до 1500 кг бомб, контейнеры с минами и т.д. Вооружение вертолета позволяет осуществить перезарядку оружия во время посадки с помощью боезапаса, перевозимого в кабине. Результат модернизации бортового оборудования и вооружения: повышение эффективности поражения одиночных целей возросло в 1,4-1,6 раза, увеличение зоны поражения НППУ — в 2-2,5 раза, повышение боевой эффективности УР — в 1,7-2,2 раза.
Вертолет может поднять 8 десантников с вооружением или 4 раненых на носилках.
С конца 2000 г. планировалось начать модернизацию вертолетов серии Ми-24 до уровня Ми-24ВМ (экспортный вариант Ми-35М) и осуществлять поставки на экспорт.
Базовый вертолет имеет одновинтовую схему с рулевым винтом, двумя двигателями, крылом и трехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Кабина летчика приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка-оператора. В кабине для десанта могут разместиться 8 человек или четверо носилок с ранеными. Крыло имеет отрицательное поперечное V и создает подъемную силу, равную 25% массы вертолета. Оно снабжено четырьмя пилонами для подвески вооружения или контейнеров с оборудованием, а на концах установлены балки для ПТУР.
Летчик и стрелок-оператор расположены рядом в кабине, оснащенной пуленепробиваемы стеклом. В средней части вертолета находится грузовая кабина, вмещающая восемь солдат. Открывающиеся окна кабины снабжены шкворневыми установками для штатного оружия десантников. По бокам обеих кабин и на капотах двигателей установлены бронеплиты.
Несущий винт пятилопастный, рулевой винт трехлопастный и имеет диаметр 3,9 м. Двигатели ГТД ТВЗ-117ВМ мощностью 1620 кВт/2200 л.с. установлены сверху фюзеляжа. В общем обтекателе размещена ВСУ ГТД АИ-9В.
Оборудование Ми-24 включает оптико-электронную (телевизионную для низких уровней освещенности) ОПС в правом и РКСН ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ или ИЛС (на Ми-24В), приемник предупреждения о радиолокационном облучении, инфракрасную систему создания помех «Липа», систему опознавания rocпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ложными целями.
В комплект пилотажно-навигационного оборудования входит система автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВАУП-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система «Гребень-1». В состав приборного оборудования входит командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ-радиостанцию «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.
Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг.
Ми-24 эксплуатируется в вооруженных силах стран СНГ и других государств. Построено свыше 5200 вертолетов, из них более половины для стран СНГ, остальные поставляются на экспорт в 18 стран мира: Алжир, Анголу, Афганистан, Венгрию, Вьетнам, Германию, Индию, Ирак, Йемен. Китай, Кубу, Ливию, Мозамбик, Никарагуа, Перу, Польшу, Северную Корею, Чехию и Словакию.
Модификация Ми-24А
Диаметр несущего винта, м 17.30
Диаметр рулевого винта, м 3.91
Длина,м 21.50
Высота ,м
Размах крыла, м 6.66
Площадь вращающегося винта, м2 235.00
Масса, кг
пустого 7675
нормальная взлетная 10500
максимальная взлетная 11000
Тип двигателя 2 ТВаД Климов ТВ3-117
Мощность, л.с. 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 270
Перегоночная дальность, км 1000
Практическая дальность, км 450
Практический потолок, м 4950
Статический потолок, м 1400
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: один 12.7-мм пулемет А-12,7 (на подвижной установке НУВ-1, БК=900 патронов)
Боевая нагрузка - до 1275 кг на 6 узлах подвески:
4хПТУР 9М17М Фаланга-М, 4хУБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8хОФАБ-100, 4хОФАБ-250, 4хРБК-250, 2хРБК-500, 2хКМГУ-2, 2хОДАБ-500, 2хЗБ-500