27 января 2017 г. на территории Производственного комплекса Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась масштабная международная презентация новейшего многофункционального истребителя МиГ-35, создаваемого по тактико-техническому заданию Министерства обороны России и предназначенного для поставок как в отечественные ВВС, так и зарубежным заказчикам. Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях при активном и пассивном радиоэлектронном противодействии противника в зонах вооруженных конфликтов высокой интенсивности. Среди основных его задач - перехват воздушных целей, завоевание превосходства в воздухе, изоляция поля боя, подавление средств ПВО, нанесение ударов по наземным и морским целям.
МиГ-35 создается на базе многоцелевого истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ и вместе с ним входит в новое поколение модификаций фронтового истребителя МиГ-29, которое запущено в серийное производство в 2006 г., являясь его вершиной. Планируется, что это семейство будет включать как минимум четыре унифицированные модификации: многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ в одноместном и двухместном вариантах, а также одноместный и двухместный многофункциональные фронтовые истребители МиГ-35 и МиГ-35УБ с комплексом оборудования и вооружения нового поколения. Кроме того, для удовлетворения требованиям некоторых заказчиков планируется выпускать также многофункциональные фронтовые истребители МиГ-29М и МиГ-29М2, унифицированные по планеру и основным самолетным системам с МиГ-35 и МиГ-35УБ, но имеющие несколько более скромные возможности бортового оборудования и вооружения.
Для каждой пары самолетов степень унификация достигает 90% и более, вплоть до того, что одноместный и двухместный варианты имеют одинаковую конструкцию головных частей фюзеляжа и единый «двухместный» фонарь кабины, а место второго пилота в одноместной машине занимается дополнительным топливным баком. Основными новыми качествами самолетов МиГ-35 по сравнению с ранее выпускавшимися МиГ-29 станут:
- повышенная боевая эффективность -за счет применения самой современной многоспектральной системы управления вооружением и перспективных авиационных средства поражения;
- высочайшая маневренность - благодаря применению аэродинамической компоновки со сниженной продольной устойчивостью, использованию системы дистанционного управления и более мощных двигателей;
- увеличенная дальность полета - за счет большего запаса топлива во внутренних и подвесных топливных баках и использования системы дозаправки топливом в полете;
- высокая боевая живучесть - благодаря снижению заметности, в тч. применению радиопоглошающих покрытий, использованию современного бортового комплекса обороны, резервированию самолетных систем и др.;
- повышенная надежность - благодаря применению отработанных технических и конструктивных решений, встроенному контролю работоспособности бортовых систем и прогнозированию отказов.
Для подготовки летного и технического состава к эксплуатации самолетов МиГ-35 предусматривается создание многоуровневой системы обучения с использованием интерактивной автоматизированной системы обучения, процедурного и комплексного тренажеров. Для обеспечения эффективной эксплуатации самолета МиГ-35, обучения специалистов и логистики внедряется интегрированная информационная система. Поставка запчастей и оказание услуг организуются на принципах абонентского обслуживания в региональных сервисных центрах. Техническое обслуживание самолета МиГ-35 осуществляется «по состоянию», позволяя существенно сократить эксплуатационные расходы заказчика.
В конструктивном плане самолеты МиГ-35 и МиГ-35УБ являются модификациями корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ. На них также применяется унифицированная для одноместного и двухместного вариантов головная часть фюзеляжа, модернизированная аэродинамическая компоновка с острым наплывом крыла и трехканальная цифровая система дистанционного управления с четырехкратным резервированием, которая обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость самолета в ручном и автоматическом режимах полета, включая автоматизированную дозаправку топливом в полете и сверхманевренность на закритических углах атаки.
При этом в технологическом плане МиГ-35 значительно отличается от предыдущих серийных МиГ-29 и МиГ-29СМТ. На нем применяются крупные сварные конструкции основных силовых элементов корпуса, значительно увеличена доля применения композиционных материалов. Это, с одной стороны, позволит добиться резкого повышения назначенного ресурса и срока службы самолета (до 6000 ч и 40 лет соответственно), а с другой - положительно повлиять на снижение радиолокационной заметности. Для МиГ-35 разработано новое крыло увеличенной площади: по размаху, площади и в целом по конструкции оно аналогично применяемому сегодня на МиГ-29К/КУБ, но не имеет возможности складывания. Новое крыто позволяет организовать под ним две дополнительные точки подвески вооружения. В связи с сухопутным базированием МиГ-35 на самолете не устанавливается применяемый на МиГ-29К/КУБ посадочный гак, но вместо этого организовано использование тормозных парашютов.
На самолетах МиГ-35 устанавливаются модернизированные двигатели РД-33МК с тягой на форсаже по 9000 кгс и увеличенным ресурсом (проектный назначенный ресурс - 4000 ч, до первого ремонта - 1000 ч). Двигатели РД-33МК отличаются от серийных РД-33 серии 3 не только большей тягой и повышенным ресурсом, но также применением цифровой автоматической системы регулирования и контроля БАРК-42 и так называемых бездымных камер сгорания. Двигатели РД-33МК разработаны санкт-петербургским АО «Климов», с 2006 т. они выпускаются серийно для комплектации корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, заказанных ВМФ России и ВМС Индии. На фирме «Климов» ведутся работы по дальнейшему совершенствованию двигателя, в результате которых в будущем возможно создание модификаций с еще более высокими характеристиками.
Внутренний запас топлива на самолете МиГ-35 повышен, по сравнению с выпускавшимися ранее МиГ-29, примерно в полтора раза (приблизительно до 4800 кг). Это достигнуто за счет изменения конфигурации существующих топливных баков внутри конструкции планера и организации новых. Кроме того, самолет оснащается встроенной системой дозаправки топливом в полете и может комплектоваться подвесными топливными баками увеличенной емкости: запас топлива в подфюзеляжном баке возрос с 1520 до 2150 л, а под крылом могут теперь подвешиваться четыре ПТБ. Одноместный вариант самолета имеет дополнительный топливный бак емкостью около 620 л, установленный взамен рабочего места второго летчика. При оснащении подвесным агрегатом заправки ПАЗ-МК истребитель МиГ-35 может сам превращаться в самолет-заправщик для других однотипных истребителей.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования МиГ-35 строится по принципу открытой архитектуры с использованием мультиплексной шины данных. Это обеспечивает многофункциональность боевого применения самолета и упрощает интеграцию новых видов оборудования и вооружения российского и (по запросу заказчиков) иностранного производства, в тч. подвесного. Для управления вооружением реализуется принцип HOTAS. В основе системы управления вооружением самолетов МиГ-35 - современная бортовая радиолокационная станция серии «Жук» разработки корпорации «Фазотрон НИИР» концерна «Радиоэлектронные технологии» (на первом этапе применяется РЛС с щелевой антенной, в перспективе планируется использование РЛС с активной фазированной антенной решеткой), оптико-локационная станция переднего обзора ОЛС-УЭ и многоканальная оптико-электронная система обзора нижней полусферы и целеуказания в контейнере под правой мотогондолой разработки Научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» (НПК «СПП»), а также нашлемная система целеуказания, прицеливания и индикации (НСЦПИ).
Как сообщалось на январской презентации МиГ-35 в Луховицах, бортовая РЛС самолета позволяет «выявлять и сопровождать от 10 до 30 воздушных целей на расстоянии до 160 км, обеспечивая поражение до 6 воздушных и 4 наземных целей одновременно», а по комплексу оптоэлектроники он «соответствует западным истребителям пятого поколения». Согласно официальным данным НПК «СПП», представлявшимся на авиасалоне МАКС-2015, оптико-локационная станция переднего обзора решает задачи обзора воздушного пространства, обнаружения, захвата и сопровождения воздушных, наземных и надводных целей с распознаванием их типа, определения их угловых координат, дальности и скоростей, а также лазерного подсвета наземных целей. На том же авиасалоне разработчиком приводились довольно подробные сведения об оптико-электронной системе для работы по наземных целям, размещаемой в контейнере длиной 2365 мм и диаметром 340 мм и обеспечивающей круговой обзор по азимуту и в пределах от +10° до -170° по углу места с автоматическим сопровождением до четырех наземных целей одновременно. Она содержит телевизионный и тепловизионный каналы с несколькими полями зрения (включая цифровое увеличение), канал лазерного дальнометрирования и подсвета целей и канал обнаружения стороннего лазерного подсвета.
Прицельно-навигационный комплекс разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ) концерна КРЭТ включает современные системы инерциальной и спутниковой навигации. По компоновке информационно-управляющего поля кабины экипажа МиГ-35 в целом соответствует корабельным истребителям МиГ-29К/КУБ: в распоряжении пилота одноместного самолета имеется три широкоформатных многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора размером 6x8 дюймов (диагональ 10 дюймов) и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла; в задней кабине «спарки» размешаются четыре таких же ЖКИ. При этом характеристики системы индикации самолета МиГ-35 - разрешение и быстродействие - будут выше. Бортовой комплекс обороны состоит из станции предупреждения об облучении (радиотехнической разведки), аппаратуры обнаружения атакующих ракет (ОАР) и обнаружения лазерного облучения (ОЛО), станций активных радиоэлектронных помех и устройств отстрела пассивных помех.
Шесть датчиков обнаружения атакующих ракет установлены перед фонарем кабины экипажа, по бокам носовой части фюзеляжа, на его верхней и нижней поверхностях за кабиной, обеспечивая непрерывный сферический обзор пространства вокруг самолета с обнаружением в ИК диапазоне фактов пуска ракет, их координат и формированием соответствующей видео- и аудиоиндикации в кабине экипажа. Две пары датчиков обнаружения лазерного облучения размешены на торцах законцовок консолей крыла и также обеспечивают непрерывный сферический обзор пространства с обнаружением источников лазерного излучения, формированием мнемоизображений окружающей обстановки и отображением источников угрозы. Cиcтeмы ОАР и ОЛО, как и другая оптико-электронная аппаратура МиГ-35, разработаны НПК «СПП». Аппаратура активных помех размешается как внутри фюзеляжа, так и в подвесном контейнере. Устройства отстрела пассивных помех установлены в хвостовой части самолета, под балками, несущими оперение, по внешним сторонам мотогондол.
Основа вооружения самолета МиГ-35 при решении задач «воздух-воздух» - управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения (например, типа РВВ-АЕ или РВВ-СД) и ракеты ближнего боя с тепловыми головками самонаведения (типа Р-73Э, РВВ-МД и тп.). Для поражения наземных целей, наряду с неуправляемым вооружением (неуправляемые ракеты и авиабомбы, разовые бомбовые кассеты и тп.) могут применятся управляемые ракеты и корректируемые бомбы различных типов с телевизионной, тепловизионной, полуактивной лазерной, активной и пассивной радиолокационной, спутниковой и другими системами наведения. Количество точек подвески вооружения под крылом на МиГ-35 увеличено до восьми, а максимальная масса боевой нагрузки - до 6500 кг. Сохраняется на МиГ-35 и стандартная для всех самолетов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм.
Технические характеристики МиГ-35
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 17,32 м
Размах крыла: 12 м
Площадь крыла: около 40 м
Высота: 4,73 м
Масса:
- пустого: 11000 кг
- нормальная взлётная масса: 17500 кг
- максимальная взлётная масса: 29700 кг
Двигатель - Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой РД-33МК или его модификация с УВТ РД-33МК
Максимальная Тяга: 2 х 9000 кгс
Максимальная скорость:
- на высоте: 2560 км/ч
- у земли: 1450 км/ч
Практический потолок: 17500 м
Радиус действия с нормальной боевой нагрузкой: 1000 км
Дальность полёта без дозаправки: с ПТБ 3500 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +10 G
Вооружение
Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
Узлов подвески вооружения: 9
Масса подвесного вооружения: 6 т
Подвесное вооружение: все типы управляемых и неуправляемых боеприпасов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»