http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/mig-290vt-01.jpg

5 августа 2005 г. в подмосковном Жуковском РСК «МиГ» впервые представила в полёте свой новый сверхманевренный истребитель МиГ-290ВТ. Впоследствии он был показан специалистам и широкой публике на «МАКС-2005». Первый демонстрационный полёт этого истребителя РСК «МиГ» приурочила к 100-летию выдающегося советского авиаконструктора А.И.Микояна. Как отметил на презентации директор ОКБ имени Микояна, заместитель генерального директора РСК «МиГ» В.Барковский, «дела рук «микояновцев» неотделимы от понятий «впервые» или «первый». В частности, МиГ-9 - первый отечественный реактивный серийный истребитель, МиГ-15 - первый истребитель со стреловидным крылом, МиГ-21 - первый сверхзвуковой истребитель. МиГ-25 и сегодня остаётся самым скоростным серийным истребителем. МиГ-29 - самый тяжеловооружённый самолёт. МиГ-31 - самый мощный перехватчик в мире, с самым мощным ракетным вооружением. МиГ-290ВТ занял достойное место в этом ряду. Эта машина уникальна тем, что впервые в самолётостроении, двигателестроении создано всеракурсное сопло.

МиГ-290ВТ - первый в мире самолёт с возможностью управления вектором тяги по всем осям, в любом направлении: можно отклонять сопло вверх, вниз, вправо, влево, возможно также перекрёстное отклонение. Это, соответственно, даёт возможности значительно увеличить маневренность самолёта и, самое главное - на очень маленьких скоростях, фактически - на нулевых. В отличие от обычных самолётов, МиГ-290ВТ управляем даже при нулевой скорости за счёт газодинамического управления. То есть, такие опасные ситуации в полёте, как «штопор», «неуправляемый срыв» можно ликвидировать за счет газовой динамики, тем самым значительно повысив безопасность полётов и, самое главное - безопасность в воздушном бою.

Возможность управляемого полёта с невысокими скоростями даёт МиГ-290ВТ решающее преимущество в ближнем воздушном бою. Малые скорости могут эффективно применяться и для построения защитных манёвров от атак высокоскоростных ракет «воздух-воздух» или «земля-воздух». Говоря о пользе для России новых технологий, которые применены на МиГ-290ВТ, помимо не имеющего аналогов в мире управления вектором тяги по всем осям, здесь есть и самая современная цифровая система управления самолётом и, соответственно, цифровая система управления вектором тяги. Удивительные возможности МиГ-290ВТ были наглядно показаны во время демонстрационного полёта. За штурвалом находился Герой России старший лётчик-испытатель РСК «МиГ» П.Власов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/mig-290vt-02.jpg

Именно сверхманевренность позволила П.Власову впервые в мире продемонстрировать такие фигуры высшего пилотажа, как «двойной кульбит» и «бумеранг», летать на нулевой и сверхмалой скоростях (до 200 км/ч), двигаться самолётным хвостом вперед. По оценкам специалистов, 90% показанных в тот день на МиГ-290ВТ сочетаний манёвров - эксклюзивы, поскольку такие связки фигур, как «кадушка» - проход на минимальной скорости, «кульбит» и многое другое подвластно пока что только МиГ-290ВТ с установленными на нём двигателями РД-33 с отклоняемым вектором тяги. МиГ-290ВТ - плод совместного труда РСК «МиГ» с ФГУП «Завод имени Климова» (в части разработки всеракурсного сопла для управления вектором тяги), ОАО «ММП имени Чернышева» (изготовитель двигателя), компании «Авионика», создавшей и интегрировавшей вычислитель управления вектором тяги в единую систему управления самолётом.

К настоящему времени на МиГ-290ВТ выполнено уже более 50 полётов с отклонением вектора тяги, отработаны как сама система ОВТ, так и её связь с системой дистанционного управления самолётом, механика поворота сопла, аппаратная часть вычислителя и его программное обеспечение. Завершено сопряжение управления аэродинамическими поверхностями и отклоняемыми соплами с интегрированной системой управления самолётом. В пресс-релизе по случаю первого демонстрационного полёта МиГ-290ВТ руководство РСК «МиГ», подводя промежуточные итоги работы корпорации, отмечает, что начато серийное производство нового семейства многофункциональных истребителей, включающего, наряду с МиГ-290ВТ, многофункциональный истребитель палубного базирования МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2.

На новых многофункциональных истребителях МиГ-290ВТ применяется цифровая четырёхканальная электродистанционная система управления. Комплекс БРЭО нового семейства построен по принципу «открытой архитектуры» на базе мультиплексной шины MIL-STD-1553B, позволяющей интегрировать на самолёте дополнительное оборудование и авиационные средства поражения российского и иностранного производства (по требованию заказчика). Системным интегратором комплекса БРЭО является Раменское ПКБ. Комплекс систем управления самолётов нового семейства включает в себя многофункциональную БРЛС с режимами работы «воздух-воздух», «воздух-поверхность», режим картографирования местности, квантовую оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/mig-290vt-03.jpg

Новая оптико-локационная станция с современной инфракрасной матрицей, лазерным дальномером и обтекателем из лейкосапфира имеет высокие эксплуатационно-технические характеристики и способна обнаруживать воздушные цели в передней и задней полусферах. Современная нашлемная система целеуказания и индикации обеспечивает целеуказание оружию, индикацию пилотажно-навигационной и прицельной информации лётчику независимо от поворота его головы. Комплекс связи самолётов МиГ-290ВТ состоит из двух радиостанций UHF/VHF диапазона. Одна из радиостанций обеспечивает использование режима обмена данными. Комплексная система РЭБ включает систему предупреждения об облучении и станцию активных помех, систему предупреждения о пуске ракет, систему предупреждения о лазерном облучении и систему выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

Кабина пилота оборудована современными многоцветными многофункциональными крупноформатными ЖКИ с кнопочным обрамлением. Органы управления в кабине скомпонованы по принципу HOTAS - все основные операции лётчик может выполнять, не отрывая рук от ручки управления самолётом и ручки управления двигателем. На самолётах установлена бортовая кислорододобывающая станция, новая сдвоенная коробка самолётных агрегатов, внедрена более надёжная система защиты двигателя от попадания посторонних предметов. Прицельно-навигационный комплекс обеспечивает ввод полётного задания, подготовленного лётчиком на наземной системе подготовки полётных данных, с помощью флэш-карты, при этом на многофункциональные индикаторы выводится цифровая карта района полёта.

Новые многофункциональные истребители МиГ-290ВТ обладают широким спектром управляемого и неуправляемого вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», включая новейшие противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, корректируемые авиабомбы с лазерным и телевизионным наведением, неуправляемые снаряды, авиабомбы и пушку калибра 30 мм. Радиус боевого применения самолётов нового семейства значительно увеличен за счет применения дополнительных внутренних и внешних топливных баков и системы дозаправки в воздухе, адаптированной под международные стандарты. Новые истребители оборудованы модернизированными бездымными двигателями РД-33МК с увеличенной тягой и электронной системой управления FADEC.