http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-1.jpg

Одноместный МиГ-35 (по кодификации НАТО — Fulcrum-F) и двухместный МиГ-35Д – это многоцелевые истребители поколения «4++», представляющие собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик. Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолётом, кабины пилотов и всех самолётных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолёт МиГ-35 - это фактически "корабелка" наземного базирования, более лёгкая по весу планера. Но основное отличие МиГ-35 от МиГ-29К заключается в новой авионике.

Подумать только! Россияне утверждают, что создали истребитель, основное преимущество которого заключается в возможностях его... электроники! Не аэродинамической компоновки, чем традиционно была сильна советская школа создания истребителей, не двигателей, которые тоже иногда получались на уровне, но авионики, в которой мы всегда отставали?! Это настолько свежо и неожиданно, что поневоле хочется вытянуть шею и получше рассмотреть, кто там выступает со столь смелыми заявлениями. Оказывается — Николай Бунтин, директор программы МиГ-35, главный конструктор Инженерного центра «ОКБ им. А.И.Микояна». Вот его фраза, произнесенная входе МАКС-2007: «Этот самолёт поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков — таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование БРЭО... В целом по уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет себе равных среди европейских самолетов».

Ну что ж, главный конструктор хвалит перед гостями авиасалона свой только что сделанный самолет, это не грех. Но обратим внимание на два содержащихся в цитате важных момента: определение поколения МиГ-35 как «4++» и утверждение о его превосходстве над европейскими самолетами (как легко догадаться, имеются в виду Rafale и Eurofighter Typhoon). Что же кроется за этими утверждениями?

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-2.jpg

Начнем с того, что после заметного творческого застоя ОКБ им. А.И.Микояна в последние годы выдвинуло концепцию некоего нового (по утверждению самих микояновцев) явления в авиационном мире, названного унифицированным семейством истребителей. Были разработаны и базовые машины этого семейства: корабельные многофункциональные истребители МиГ-29К (первый полет 25 июня 2007 г.) и МиГ-29КУБ (20 января 2007 г.), а также близкий им по составу оборудования сухопутный самолет МиГ-29М/М2. Считается, что все они уже нашли своих заказчиков. Для палубных — это ВМС Индии, для сухопутного — одна из стран арабского мира, официально пока не названная. Одноместный и двухместный МиГ-35 позиционируются как высшая точка развития нового семейства с максимально возможным боевым потенциалом благодаря на удивление совершенному БРЭО. Прототип МиГ-35Д был построен в РСК «МиГ» в конце 2006 г.

Как утверждают конструкторы, при разработке нового «МиГа» они решили сосредоточиться именно на электронике, так как аэродинамическая концепция МиГ-29, положенная в основу «унифицированного семейства», и без того великолепна и нуждается лишь в незначительных доработках. Заложенный в конструкцию «двадцать девятого» потенциал дал возможность при переходе к новому семейству примерно на 50% увеличить внутренний запас топлива и более чем в два раза — боевую нагрузку. При этом максимальная взлетная масса МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 возросла примерно на 30% и достигла 23,5 т. В свою очередь, это потребовало повышения прочности конструкции и обновления силовой установки. Теперь она включает двигатели РД-33МК с повышенной почти на 10% тягой, бездымной камерой сгорания, увеличенной надежностью и большим ресурсом. В качестве опциона для МиГ-35 предлагаются модернизированные РД-33МКВ со всеракурсным отклонением вектора тяги, отработанные на экспериментальном МиГ-29М ОВТ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-3.jpg

При работе над электронным бортом преследовались сразу несколько целей. Прежде всего, достижение реальной многофункциональности применения самолёта как днем, так и ночью в любых погодных условиях. Во-вторых, резкое повышение выживаемости в воздушном бою за счет развитых радиоэлектронных и оптико-электронных систем предупреждения и противодействия. В-третьих, увеличение дальности действия многоканальной (радар плюс оптические системы) информационно-прицельной системы. Наконец, обеспечение, с одной стороны, достаточно высокой степени автономности истребителя при решении боевых задач, а с другой, — возможности его включения в существующие и перепективные боевые «системы систем» аналогично F-35. Как известно, все эти задачи характерны именно для пятого поколения истребителей, но поскольку МиГ-35 создан на аэродинамической платформе четвертого поколения, то его классифицируют как самолет «4++».

Интересно, что в той или иной форме, но поставленные задачи решает электроника и «Рафаля», и «Еврофайтера». Тем не менее, в одном отношении новый российский самолёт их превзошел. Он стал первым европейским истребителем, оснащенным РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Станция «Жук-АЭ» разработана корпорацией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ. Она обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до 6 воздушных и наземных целей на дальностях до 130 км, способна работать в режиме картографирования. Возможности радара позволяют выделять движущиеся цели и распознавать их тип, а также определять число целей в группе. Мало того, в рекламных материалах РСК «МиГ» и «Фазотрон-НИИР» утверждается, что можно ещё более улучшить практически все характеристики локатора за счет увеличения числа приемо-передающих модулей с 680 до примерно 1000.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-4.jpg

И все же, как бы ни был совершенен радар, одного его недостаточно для решения всех прицельно-навигационных задач современного боя. Сегодня все большую роль играют пассивные, прежде всего оптико-электронные системы, которые обеспечивают скрытность действий атакующих самолётов. Перед кабиной МиГ-35 установлен приемник системы переднего обзора ОЛС-УЭМ, обладающей по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения целым рядом преимуществ за счет использования технологий, ранее не применявшихся в авиации. Соответственно, в кооперацию разработчиков истребителей «унифицированного семейства» привлечен НИИ прецизионного приборостроения (НИИ ПП), создающий сложнейшее оптико-электронное оборудование для космических аппаратов. Известно, что аппаратура этого предприятия позволяет измерять угловые координаты с точностью 1-2 угловые секунды. ОЛС-УЭМ, имеющая, помимо телевизионного и инфракрасного, также лазерный канал, обеспечивает обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение воздушных и наземных целей, а также определение дальности до них и целеуказание высокоточному оружию. Сектор обзора станции +/-90° по азимуту и -15/+60° по углу места. Она обнаруживает воздушные цели в их задней полусфере на дальности до 45 км, в передней — до 15 км.

МиГ-35 — уникальный в своем роде самолет: на нём стоит не одна, а целых две оптико-электронные системы! Вторая — ОЛС-К — размещена в конформном контейнере сразу за нишей правой основной опоры шасси. Эта станция «отвечает» исключительно за нижнюю полусферу и решает задачи навигации, целеуказания оружию «воздух-поверхность», а также разведки. Она обнаруживает танк на расстоянии 20 км, катер — 40 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-5.jpg

Электроника МиГ-35 играет важную роль и для повышения выживаемости истребителя — он оснащен развитым комплексом обороны, который лишает противника фактора внезапности и дает пилоту «МиГа» достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия. В частности, МиГ-35 оснащен станцией обнаружения атакующих ракет COAR включающей модуль обзора верхней полусферы — за фонарем кабины, и модуль нижней полусферы — в конформном контейнере под левой мотогондолой. Дальность обнаружения ракет «воздух-воздух» составляет 30 км, ЗУР — 50 км, ПЗРК — 10 км. Имеется также станция обнаружения лазерного облучения СОЛО. По два ее модуля размещены в левой и правой законцовках крыла, что также обеспечивает сферический обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения — 30 км.

Повышению выживаемости способствует и высокая автономность базирования самолёта, обеспеченная комплексом технических и технологических решений, например, бортовой кислороддобывающей станцией. Благодаря наличию низкоуровневых оптико-телевизионных систем истребитель МиГ-35 способен выполнять посадку на необорудованных аэродромах ночью и в сложных метеоусловиях. То есть группировка МиГ-35 в военное время может быстро рассредоточиться по полевым аэродромам и таким образом выйти из-под удара. В российской прессе также утверждается, что все истребители «универсального семейства» обладают сниженной радиолокационной заметностью, однако какими средствами это достигнуто, не сообщается.

Выживаемости, да и в целом боевой эффективности МиГ-35, способствует еще одно обстоятельство. Его продвинутые информационные системы, как наступательные, так и оборонительные, значительно повышают ситуационную осведомленность экипажа, что позволяет истребителю более эффективно действовать в качестве автономной боевой единицы. Одновременно наличие помехозащищенных систем связи и передачи данных о тактической обстановке позволяет организовать внутри группировки МиГ-35 мощное информационное взаимодействие и реализовать принцип «что видит один, видят все».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp1/mig-35-6.jpg

Хотя МиГ-35 внешне похож на МиГ-29, он представляет собой качественно новый самолет. Считается, что при его создании одной из основных целей была минимизация стоимости жизненного цикла. Поэтому МиГ-35 рассчитан на эксплуатацию по техническому состоянию, что предусматривает отказ от капитальных ремонтов, удлинение сроков между регламентированными процедурами технического обслуживания, снижение его трудоемкости и стоимости. Число агрегатов с ограниченным ресурсом, по отношению к самолётам предыдущего поколения, уменьшено в 3,5 раза. Как следствие, стоимость летного часа МиГ-35 составляет, по данным разработчика, 42% от показателя истребителей МиГ-29/29УБ. Повышенная надежность бортовых систем и новые формы обслуживания МиГ-35 позволяют проводить все необходимые процедуры непосредственно в авиационном подразделении, что должно также позитивно сказаться на боеготовности.

Завершая характеристику МиГ-35, отметим, что специалисты ОКБ им. А.И.Микояна утверждают, что боевые возможности самолёта будут последовательно наращиваться, прежде всего за счет расширения его арсенала. В состав вооружения будут вводиться новейшие разработки российских фирм, которые пока публично не представлены. Однако уже можно сказать, что истребитель получит ракеты, позволяющие уничтожать наземные цели с большого расстояния, не входя в зону ПВО противника.

Основные отличия МиГ-35 / МиГ-35Д:
– интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
– возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
– повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны.

Новейшее бортовое оборудование в сочетании с перспективным вооружением позволяют истребителям МиГ-35 / МиГ-35Д решать широкий круг задач, среди которых:
– завоевания господства в воздухе в противоборстве с истребителями четвертого и пятого поколений;
– перехват существующих и разрабатываемых средств воздушного нападения;
– нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях;
– ведение воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств;
– участие в групповых действиях и выполнение функций воздушного пункта управления авиационными группировками.

Конструкция МиГ-35 / МиГ-35Д базируется на достижениях, реализованных на истребителях МиГ-29К / КУБ и МиГ-29М / М2. Среди них:
– увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на девяти точках внешней подвески;
– повышенный запас топлива, дозаправка в воздухе и возможность использования в качестве танкера;
– технологии антикоррозийной защиты планера и основных систем, соответствующие стандартам, разработанным для корабельных истребителей, что существенно облегчает эксплуатацию самолета в условиях тропиков;
– существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;
– трехканальная цифровая комплексная система дистанционного управления с четырехкратным резервированием.

При разработке МиГ-35 повышенное внимание уделено улучшению эксплуатационных характеристик:
– существенно повышена надежность самолета, двигателя и авионики;
– увеличен срок службы и ресурс;
– возрос межремонтный ресурс двигателей;
– стоимость летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем у МиГ-29;
– МиГ-35 рассчитан на эксплуатацию по техническому состоянию.

Для МиГ-35 / МиГ-35Д разработан комплекс технических и технологических решений, обеспечивающих автономность базирования, таких, как бортовая кислорододобывающая станция.

Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом. По желанию заказчика истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ отработана на опытном сверхманевренном самолете МиГ-29М ОВТ.

Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-35 / МиГ-35Д разработано на основе технологий нового поколения. Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решеткой обеспечивает преимущество над соперниками за счет следующих факторов:
– расширенный диапазон рабочих частот;
– увеличенное количество обнаруживаемых, сопровождаемых и атакуемых целей;
– возможность одновременной работы по воздушным и наземным целям;
– увеличенная дальность обнаружения;
– повышенная разрешающая способность в режиме картографирования земной поверхности;
– высокая помехозащищенность и живучесть.

Оптико-локационная станция с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой создана с использованием космических технологий, ранее не применявшихся в авиации. Станция отличается увеличенной дальностью действия и обеспечивает обнаружение, сопровождение, распознавание и захват воздушных и наземных/надводных целей в передней и задней полусфере днем и ночью с измерением расстояния до них с помощью лазерного дальномера, а также выработку команд целеуказания и лазерной подсветки наземных целей. Оптико-локационная станция и новая нашлемная система целеуказания и прицеливания интегрированы в систему управления вооружением. Помимо встроенной, МиГ-35 оснащается контейнерной оптико-локационной станцией.

МиГ-35 / МиГ-35Д оснащен комплексом обороны, включающий, в частности:
– средства радиоэлектронной разведки и радиопротиводействия;
– оптико-электронные системы обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения;
– автоматы выброса ложных целей для противодействия противнику в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

В дополнение к используемым на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 средствам поражения класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность» в состав вооружения МиГ-35 / МиГ-35Д вводятся перспективные авиационные вооружения, которые ранее не предлагались на экспорт. В их числе – средства поражения большой дальности, позволяющие атаковать цели без входа в зоны ПВО.

Открытая архитектура БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства. Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции. Для МиГ-35 / МиГ-35Д разрабатывается комплекс технических средств обучения, включающий интерактивную автоматизированную обучающую систему и ряд тренажеров, в том числе комплексный тренажер с системой подвижности. Базовый вариант истребителя МиГ-35 / МиГ-35Д спроектирован с учетом организации международной кооперации при разработке новых вариантов самолета и серийном производстве.

В общем, как видно, МиГ-35 является воплощением довольно традиционного вектора развития самолёта-истребителя, когда со временем легкий и маневренный исходный образец приобретает новые возможности за счет установки дополнительного оборудования, однако при этом теряет в лётных данных. Такой путь прошли МиГ-21, F-16 и еще десятки самолётов. При этом на базе единого планера часто развивалось несколько машин различного назначения — перехватчики, разведчики, постановщики помех и т.д. В этой связи претензии микояновцев на новизну их концепции «унифицированного семейства» истребителей выглядят не совсем понятными. И все же в одном отношении создатели МиГ-35, безусловно, выступили новаторами. Они попытались достичь высочайшего уровня боевой эффективности исключительно за счет оснащения суперсовременной электроникой планера 30-летней давности. Насколько этот ход окажется удачным, покажет время.

Но уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что все необходимые условия для успеха есть. Это и сниженный технический риск, обусловленный применением проверенной временем конструкции, и, безусловно, правильный акцент на снижение стоимости эксплуатации, и модульный принцип формирования «борта», позволяющий сравнительно просто заменить не оправдавшие надежд электронные блоки и целые системы на более совершенные. Кстати, упомянутый принцип позволяет, если того пожелают заказчики, без проблем применить на МиГ-35 системы и вооружение зарубежного производства. Соответствующий позитивный опыт уже накоплен в рамках программы МиГ-29К / КУБ и ряде других проектов.

Руководство РСК «МиГ» неоднократно заявляло о намерении активно продвигать МиГ-35 на экспорт. Начало процессу положено заявкой на участие в объявленном 28 августа этого года правительством Индии тендере на самолет MRCA (Multi-Role Combat Aircraft). Помимо МиГ-35, в этом соревновании принимают участие все имеющиеся на рынке истребители легкого и среднего класса. Это американские F/A-18E/F и F-16, европейский EF-2000 Typhoon, шведско-британский JAS-39 Gripen и французский Rafale. Индийцы намерены закупить 126 многофункциональных истребителей общей стоимостью до 10 млрд. USD. В эту стоимость входит не только поставка самолетов, но и организация их лицензионного производства на местных авиационных заводах, а также необходимые комплектующие. Ну и конечно — обучение летного и наземного составов, работы по оборудованию аэродромов соответствующей аппаратурой обеспечения полетов и другие компоненты. Значение победы в этом конкурсе невозможно переоценить.

Тактико-технические характеристики МиГ-35
Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35 / МиГ-35Д)
Длина: 17,3 м
Размах крыла: 11,99 м
Высота: 4,73 м
Масса пустого: 11000 кг
Нормальная взлётная масса: 17500 кг
Максимальная взлетная масса: 23500 кг
Масса топлива: 4800 кг
Двигатели: 2 x ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
Тяга максимальная: 2 x 5400 кгс
Тяга на форсаже: 2 x 9000 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2100 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Практическая дальность:
без ПТБ: 2000 км
с ПТБ: 3000 км
Продолжительность полёта: 2,2 ч
Практический потолок: 17500 м
Вооружение:
Пушечное: 30 мм встроенная пушка ГШ-301
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка: 6500 кг
Вооружение: УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ
ракеты малой дальности Р-73
противокорабельные Х-31А и Х-35
противорадиолокационные Х-31П
ракеты класса воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением
свободнопадающие бомбы и авиационные мины.