Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО и предназначенного, в первую очередь, для замены самолетов Су-27 и частично МиГ-31, начались в конце 1979 года. В 1981 году ЦАГИ были выданы рекомендации по проекту самолета и началась его предэскизная разработка, осуществлявшаяся на конкурсной основе параллельно с работами ОКБ им. П.О.Сухого над истребителем с крылом обратной стреловидности Итоги конкурса были подведены заказчиком в 1986 г. В том же году вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ им. А.И.Микояна поручалась разработка многофункционального фронтового истребителя (МФИ) в «весовой категории» Су-27. Параллельно велись работы и по созданию легкого фронтового истребителя пятого поколения (ЛФИ), предназначенного для замены самолета МиГ-29, однако в дальнейшем работы по программе ЛФИ были заморожены и все усилия ОКБ сосредоточились на тяжелом истребителе.
В конце 80-х годов был защищен эскизный проект новой машины. Отработанная с участием специалистов ЦАГИ оригинальная аэродинамическая компоновка обеспечивала перспективному истребителю высокие маневренные характеристики как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях, сочетающиеся со сверхзвуковой крейсерской скоростью и сверхмалой радиолокационной заметностью. Руководителями работ по созданию самолета (программа получила индекс «1.42») стали генеральный конструктор ОКБ им. А.И.Микояна Ростислав Беляков и главный конструктор Григорий Седов. В 1997 году Седова сменил Юрий Воротников. Значительный вклад в создание МиГ МФИ внес заместитель генерального конструктора Анатолий Белосвст. При разработке истребителя была использована автоматизированная система проектирования.
В 1989 году был выпущен полный комплект рабочих чертежей истребителя МиГ МФИ, что позволило начать постройку первой опытной (летно-демонстрационной) машины, получившей заводской индекс «1.44». Первоначально работы по программе шли быстрыми темпами, не уступая или даже опережая по срокам работы над американскими аналогами - Локхид YF-22 и Нортроп YF-23, создававшимися в рамках программы ATF. Однако экомическая и политическая ситуация в стране, сложившаяся в начале 90-х годов, привела к резкому замедлению хода реализации программы. Тем не менее, в начале 1994 года летно-демонстрационный самолет «1.44» был доставлен в ЛИИ им. Громова (г. Жуковский) для проведения летных испытаний. В декабре того же года машина, управляемая летчиком-испытателем Романом Таскаевым, соверашила первую скоростную рулежку с отрывом передней опоры шасси. Но в дальнейшем, из-за отсутствия финансирования, работы по программе были практически заморожены. Лишь в 1998 году удалось найти средства для возобновления испытаний.
Истребитель МФИ создавался как противовес самолетам Локхид-Мартин F-22A «Рэптор» (ATF), Еврофайтер EF2000 «Тайфун» и Дассо «Рафаль». По основным тактико-техническим характеристикам он не уступает, а по ряду из них - превосходит лучший зарубежный аналог - F-22A «Рэптор». В частности, широкое применение средств снижения радиолокационной заметности позволило уменьшить ЭПР самолета до уровня, меньшего, чем у «Рэптора». При этом российская машина обладает более высокими скоростными, высотными, разгонными и маневренными характеристиками, что обеспечивается, в частности, уникально высокой тяговооружонностью самолета (1,4 по сравнению с 1,15 у «Рэптора»).
По словам главнокомандующего ВВС Анатолия Корнукова, истребитель МиГ МФИ, несмотря па финансовые трудности, все же «найдет свое место в Военно-Воздушных Силах России». Однако это «самолет даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня». Однако высокая стоимость (по некоторым оценкам, приведенным в печати - порядка 70 млн. «условных единиц») в сочетании с ограниченностью оборонного бюджета России, очевидно, не позволят заказать истребитель МиГ МФИ в количестве, соизмеримом с объемом выпуска истребителей предыдущего поколения (эта тенденция характерна и для США, где с 2001 по 2011 год Пентагон намерен профинансировать закупку лишь 339 серийных F-22A, тогда как приблизительно за такой же временной интервал американские ВВС закупили 1103 истребителей типа F-15). По причине высокой стоимости будет ограничен и экспортный потенциал МФИ. Однако МАПО «МИГ» и ВВС рассматривает самолет МиГ МФИ / «проект 1.44», в значительной степени и как своего рода «летающий стенд», предназначенный для исследования и летной проверки передовых технологий, отработки элементов конструкции менее дорогостоящего и более «реального» по срокам легкого фронтового самолета ЛФС,
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет МиГ МФИ / «проект 1.42» выполнен по аэродинамической схеме «утка» со среднерасположенным крылом, размещенным на нем двух килевым вертикальным оперением, целноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО) относительно большой площади, а также органами поперечного управления в хвостовой части самолета. На динамически неустойчивом самолете имеется, в общей сложности 16 органов управления (включая ПГО). Конструкция планера выполнена с широким использованием композиционных материалов на основе углепластика и полимеров. Широко применены средства снижения радиолокационной и тепловой заметности (конфигурация планера, радиопоглощающие материалы и покрытия, экранирование радиолокационноконтрастных элементов конструкции и т. п.).
Соответствующей трансформации подверглось и размещение вооружения. Прорабатывался вариант внутреннего грузоотсека в верхней части фюзеляжа, откуда ракеты после открытия створок выбрасывались бы гидропневматическими толкателями (конструкция, отработанная на МиГ-31, правда, с подфюзеляжным полуутопленным размещением). Такое размещение обещало некоторые преимущества, облегчая захват и пуск по вышелетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Однако оно неминуемо повлекло бы проблемы в эксплуатации - для подъема на четырехметровую высоту ракет, масса которых даже у самых легких Р-73М превышает 100 кг, а у ракет большой дальности достигла 300-400 кг, потребовались бы специальные краны и помосты для каждого самолета - слишком дорогое, громоздкое и совершенно неприемлемое для отечественной практики решение. В итоге отсек вооружения занял более подобающее положение в нижней части фюзеляжа, куда ракеты с помощью известных несложных средств могут быть подвешены прямо с тележек.
Крыло треугольной в плане формы оснащено двухсекционным отклоняемым носком и двумя элевонами. На задней части крыла размещено двухкилевое вертикальное оперение с рулями направления (кили относительно малой площади имеют наклон во внешнюю сторону, что способствует снижению радиолокационной заметности) и подкрыльевые гребни, являющиеся продолжением основного вертикального оперения. Переднее горизонтальное оперение - цельноповоротное. На его носке имеется вихреобразующий «клык». ПГО используется не только как орган аэродинамического управления самолетом. При полетах на больших углах атаки оно вместе с крылом участвует в создании подъемной силы. В хвостовой части самолета, между основаниями килей и соплами двигателей размещено две дополнительных поверхности управления, использующиеся как рули высоты. Летчик размещается в катапультном новом кресле, разработанном НПП «Звезда» под руководством Г,И.Северина. В сочетании с новым противоперегрузочным костюмом это значительно повышает работоспособность летчика при ведении маневренного боя с высокими перегрузками.
Фонарь самолета МиГ МФИ / «проект 1.42» - двухсекционный, по конфигурации близкий фонарю истребителя МиГ-29. Внимание привлекает оригинальное устройство подвижной части фонаря при открытии поднимающегося вверх на двух рычагах с одновременной сдвижкой назад. Такая кинематика позволяет значительно снизить усилия, потребные при открытии (при толщине остекления 10 мм крышка весит более 150 кг) и облегчить его привод. Шасси самолета - трехопорное, убирающееся в фюзеляж. Основные опоры имеют по одному колесу большого диаметра, что обеспечивает проходим ость по грунтовым аэродромам, передняя опора - двухколёсная. Допускается возможность взлета самолета с быстросборного трамплина, что позволяет эксплуатировать МиГ МФИ / «1.42» с коротких взлетных полос (в частности, участков ВПП, уцелевших после налета авиации противника).
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя двигателями АЛ-41Ф, установленными в хвостовой части фюзеляжа и имеющими систему управления вектором тяги. АЛ-41Ф спроектирован с учетом возможности длительного полета на сверхзвуковом крейсерском режиме (М= 1,5-1,6) без форсажа. Он имеет уменьшен нос число деталей и высокотемпературную турбину с монокристаллическими лопатками, выполненными в соответствии с новой концепцией охлаждении. ТРДДФ АЛ-41Ф относится к пятому поколению «истребительных» двигателей и отличается от своих предшественников внедрением принципиально новых технологий, применением уникальных (в том числе и композиционных) сплавов, порошковой металлургии, более совершенной аэродинамикой. Это позволило существенно повысить все основные характеристики силовой установки. В частности, температуру газов перед турбиной удалось увеличить па 12%, а удельная тяга (т е. отношение полной форсажной тяги к массе двигателя) составляет около 11 кгс/кг. Возрос и такой важный удельный показатель, как тяга с квадратного метра миделя двигателя.
Осесимметричные управляемые сопла двигателей могут отклоняться на углы ±15° в вертикальной плоскости и на ±8°- в горизонтальной. Воздухозаборник - подфюзеляжный, с управляемым входом. Каналы S-образной формы имеют радиопоглощающую облицовку, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров двигателей.
ОБОРУДОВАНИЕ: Самолета МиГ МФИ / «проект 1.42» должен был получить РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой. Такая конструкция, состоящая из множества небольших модулей размером с палец, каждый из которых является самостоятельным миниизлучателем, обладает намного большим быстродействием и эффективностью, чем обычная РЛС с поворотным зеркалом антенны, менее сложна механически и более устойчива к повреждениям. Новинкой в комплексе вооружения являлась РЛС "защиты хвоста" с обнаружением противника в задней полусфере и целеуказанием ракетам, в том числе с обратным стартом, запускаемым назад по полету (эта методика отрабатывалась для ракет Р-60 и Р-73).
Самолёт не несет полного комплекса прицельно-навигационного оборудования, ограниченного лишь необходимыми пилотажными системами (этим объясняется небольшой конус нештатной РЛС, а некоторые радиопрозрачные обтекатели, такие, как "пилотки" килей, на первой машине просто накрашены). В то же время все агрегаты комплекса прошли отработку, в том числе и на летающих лабораториях. На самолет предполагается установить допплеровскую БРЛС 5-го поколения с фазированной антенной решеткой, позволяющую отслеживать более 20 целей и одновременно атаковать 6, а также прицельное оборудование оптического и ИК-каналов для обнаружения, сопровождения и целеуказания при слабой видимости. Применение такого оборудования рассматривается как приоритетное по условиям скрытности (РЛС выдает самолет мощным излучением). Для размещения РЛС заднего обзора и бортовой станции постановки помех предусмотрены отсеки в килевых балках.
ВООРУЖЕНИЕ, Самолет МиГ МФИ / «проект 1.42» должен нести перспективные ракеты малой, средней и большой дальности класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», реализующие принцип «запустил-забыл». При отсутствии противодействии со стороны современных средств ПВО противника самолет может нести управляемые и неуправляемые средства поражения существующих типов, размещенные на внешних узлах подвески. По сообщениям печати основной состав вооружения класса «воздух-воздух» размещается внутри конформного контейнера, подвешиваемого под фюзеляжем. Для ведения ближнего маневренного воздушного боя и поражения наземных целей истребитель должен быть оснащен усовершенствованной встроенной 30-миллиметровой пушкой с увеличенной дистанцией эффективного огня, причем ее амбразура будет закрываться подвижной створкой для снижения радиолокационной заметности и по требованиям скоростного полета (подобное решение использовалось на МиГ-31).
Тактико-технические характеристики МиГ МФИ / «проект 1.42»
Размах крыла, м 15.00
Длина, м 19.00
Высота, м 6.00
Масса, кг
- пустого самолета 15000
- максимальная взлетная 2000
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 18500
Максимальная скорость, км/ч 2448 (М=2.6)
Крейсерская скорость, км/ч 1224
Практический потолок, м
Экипаж 1